- Конспект внеклассного чтения «Радость нашего дома» по произведению М. Карима для глухих обучающихся 4 класса школы-интерната
- Ход занятия:
- «Дружба детей в повести М.Карима «Радость нашего дома», посвященный творчеству Мустая Карима план-конспект урока по литературе (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного чтения «Радость нашего дома» по произведению М. Карима для глухих обучающихся 4 класса школы-интерната
Наталия Могилат
Конспект внеклассного чтения «Радость нашего дома» по произведению М. Карима для глухих обучающихся 4 класса школы-интерната
ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся
Конспект занятия «Радость нашего дома» по произведению М. Карима
Обучающая:продолжать знакомить детей с произведениями М. Карима,
проанализировать отдельные главы повести, развивать речь и способность анализировать прочитанное;
Коррекционная:развивать слухозрительное восприятие, мышление, умение обобщать, делать выводы;
Воспитательная: воспитывать желание детей дружить с детьми разных национальностей.
— чтение 1 части «Радость нашего дома»
— просмотр фильма «Радость нашего дома».
Оборудование: иллюстрации, карточки, презентация, ноутбук.
Словарь: фронт, фашист, повесть, телеграмма, главный герой повести, сирота.
Ход занятия:
2. Знакомство с темой.
Ребята, мы смотрели фильм «Радость нашего дома» и прочитали 1 часть повести. Скоро будем выступать, а сегодня мы поговорим о героях повести.
— Как мы будем сегодня работать на занятии?
(Будем работать по плану)
3. Знакомство с планом.
сначала будем слушать
потом будем говорить
затем будем смотреть и отвечать на вопросы
после этого будем подбирать слова под иллюстрации
4. Речевая зарядка.
Радость
Радость нашего дома
5. Словарная работа. Слухозрительная работа.
6. Беседа по теме.
Все события повести происходят во время войны.Простая башкирская семья: дедушка, бабушка, отец (ушел на фронт, мама и мальчик Ямиль.
— Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей цвет кожи, национальность, язык?
Мы убедились в этом на примере повести Мустая Карима. Если ты — человек, если в тебе бьётся доброе сердце, ты поймёшь боль другого человека и всегда ему поможешь.
7. Викторина по повести.
9. Игра «Не ошибись»
Нужно к иллюстрациям (по повести) подобрать соответствующий текст.
10. Распределение ролей.
Мы, с вами, распределили роли.
Ямиль– Камиль,Оксана – Арина,Мать – Анжелла,Махмут – Дима,
— Что мы делали на занятии?
— Понравилась вам эта повесть?
— А вы смогли бы так же принять в свою семью, в свой дом другого человека? Легко ли это сделать? (конечно нет)
Воспитатель: для любого человека важно иметь дом, в котором живут его родные, где всегда его ждут. Мальчик Ямиль, его семья, стали для Оксаны самыми родными. Живя с ними, девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей.
Анализ воспитательной работы воспитателя 3–4 класса школы-интерната для глухих за 2017–2018 год Анализ выполнения программы воспитательной работы воспитателя 3-4 класса Чернышенко И. В. за 20017-2018 год. В 2017-2018 учебном году основной.
План-конспект урока технологии для девочек 7 класса санаторной школы-интерната «Декупаж пасхального яйца» ГКОУ РМ «Ширигушская школа-интернат» План-конспект урока технологии (девочки) «Пасхальное яйцо как символ жизни» 7 кл. Подготовила.
Фотоотчет об общешкольном турнире по шашкам среди обучающихся 6–9 классов школы-интерната Шашки – традиционная и замечательная игра, которая учит думать над ходами, анализировать действие противника. Это соревнования стратегий,.
Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы 6 класса развитие с Тмнр и РАС «Насекомые» Тема урока: Насекомые. Класс: 6 Предмет: развитие устной речи на основе изучения окружающей действительности Тип урока: комбинированный.
Конспект занятия по теме «Весна» для учащихся 2 класса школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: Помочь скорректировать познавательный процесс, а так же расширить и уточнить представления детей о признаках весны применяя тактильные.
Посещение музея Янтаря в Калининграде учениками 4 класса школы-интерната для глухих Ребята нашего класса стараются не сидеть на месте. Мы любим ездить на экскурсии, узнавать что то новое. Наш класс ездил в город Зеленоградск.
Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем КВН» Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем КВН» Цель: • сплочение классного коллектива, развитие.
Торжественная линейка «День Победы!» для обучающихся 1–9 классов коррекционной школы-интерната ценарий торжественной линейки, посвященной 9 мая. Для обучающихся 1-9 классов Ведущий: Войны начинаются внезапно. Ходит по границе тишина.
Занятие для учащихся начальных классов школы-интерната для глухих детей «Береги здоровье смолоду» «Береги здоровье смолоду» Цель: -формировать потребность в здоровом образе жизни — научить детей ответственно относиться к своему здоровью.
Источник
«Дружба детей в повести М.Карима «Радость нашего дома», посвященный творчеству Мустая Карима
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок по произведению башкирского писателя Мустая Карима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mustay_karim.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное казённое учреждение Отдел образования Администрации
муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан
Районный конкурс чтецов и разработок,
посвященный жизни и творчеству
«Птиц выпускаю из своей груди»
Урок литературы на тему
«Дружба детей в повести М.Карима «Радость нашего дома»,
посвященный творчеству Мустая Карима
Разработала Абубакирова Светлана Ураловна,
учитель русского языка и литературы,
общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
муниципального района Зилаирский
район Республики Башкортостан
- раскрыть основное содержание повести М. Карима «Радость нашего дома»;
- развивать речь, способность анализировать фрагменты художественного текста;
- воспитывать милосердие, доброту, толерантность на примерах главных образов повести.
Дидактические материалы: картонные домики, плакат с картой Республики Башкортостан на доске, фигурки человечков разных национальностей у каждого, оценочный лист учащегося у каждого, презентация, нарезка кадров из фильма «Сестренка»
I . Организационный момент. Приветствие.
II. Постановка целей урока.
-Говорят, что человека можно узнать по его делам. А как распознать поэта или писателя? Конечно, по его произведениям. Вслушайтесь в строки стихотворения:
…И вот с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди…
-Как вы понимаете эти строки? О каких птицах говорит поэт? Может быть, кто-то знает, кому принадлежат эти слова?
— Эти слова принадлежат замечательному башкирскому поэту и писателю Мустаю Кариму.
— Что вам известно о М.Кариме?
— Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о нем? Сколько лет исполняется со дня рождения Мустая Карима?
— Прекрасными людьми и незабываемыми местами славится наша республика. Среди этих самоцветов и творчество М.Карима.
-Дома вы прочли повесть М.Карима «Радость нашего дома». Интересно ли было читать?
— О чем она – о любви? О глубине человеческих чувств? О верности? О дружбе? В этом и предстоит разобраться
-Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
— Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в мир народной простоты и невыдуманной мечты, которую создает автор в повести «Радость нашего дома». Будьте предельно внимательны к себе и к товарищам, потому что в конце урока необходимо будет оценить свою работу.
III. Беседа по прочитанному тексту.
- От чьего лица ведется повествование? Назовите имя рассказчика.
- Когда происходили события? Что вы знаете об этой войне?
- С чего начинается повесть?
Задание (работа в группах): в первой главе “Куда уехала мама?” есть башкирская пословица. Ваша задача – найти ее и обяснить ее смысл.
— Как вы думаете, почему автор именно в этой главе употребил эту пословицу?
-Продолжим говорить о героях произведения.
— Кто является главным героем? Как его зовут? О чем он мечтает и почему?
— Как украинская девочка попала в башкирскую семью?
-Как встречает герой в своем доме маленькую сестричку?
- Это кадры из фильма “Сестренка”, который снял известный российский режиссер Александр Галибин. Картина снималась у нас в Башкортостане и получила Гран-При на одном из московских кинофестивалей.
- Какие чувства испытывает герой?
С этого момента Ямиль и Оксана стали неразлучны.
-Как вы понимаете слова главного героя “Когда я был один, она (мама) никогда не говорила мне “голубь мой”, а сейчас говорит “голубки”. Это потому, что нас двое. Голубь, пожалуй, никогда один не бывает. Вон сколько голубей сделали себе гнезда на крыше сарая.
-Дружные птицы, никогда не ссорятся, живут и воркуют, — говорит про них дедушка Мансур. (Слайд)
— Ямиль не знает украинский язык, а Оксана – башкирский , но они сразу сдружились. Что помогло им понять друг друга? (Эпизод №2)
— Как вы понимаете слова дедушки Мансура “Людей роднит не язык и не богатство, людей роднит сердце”?
-Какой вывод мы можем сделать?
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад
IV. Работа с текстом, пересказ и анализ фрагментов.
— Ямиль очень любит свою сестренку. На каких примерах он это доказал? Каждая группа должна вспомнить и пересказать эпизод, доказывающий любовь Ямиля к сестренке.
-Вывод по эпизодам.
-Прочитав, проанализировав некоторые эпизоды повести, мы можем говорить об идее произведения. Определите мысль, идею, к которой приводит нас Мустай Карим. (В этой повести показано, как могут любить и понимать друг друга люди разных национальностей. Разные традиции, мировоззрение и даже незнание языка не помешали украинской девочке и башкирскому мальчику подружиться и стать родными людьми).
— Человек, какой бы он национальности ни был, должен иметь дом, в котором живут его родные и где всегда его ждут. Вы согласны с этим?
И вот именно о доме мы слышим любопытные слова маленькой девочки Оксаны в главе «Проводы». Найдем этот эпизод. (Слайд)
На стоге сена сидит какая-то большая серая птица, от нее на землю падает тень.
-К-ш-ш. Кш-ш-ш! – кричу я, но серая птица не улетает.
-Не пугай ее, Ямиль, может быть, ей хочется спать, — говорит Оксана. – Почему эта птица одна? Где ее дети. Может, ее дети уехали в гости?
— Что важно для девочки? Почему она жалеет птицу?
В словах Оксаны мы слышим сострадание и боль за других. А какая еще мысль звучит в словах маленькой девочки?
Тема семьи. Никто не должен быть одиноким, у каждого должны быть родные. Дом – это всегда семья, эти понятия неделимы и неразрывны. Я предлагаю вам сейчас построить дом. Но не просто собрать его из картона, а подумать и написать на стенах крыше, на каких нравственных понятиях строится дом и семья. Что важно и что нужно для этого? (Работа в группах, собирают домик, обозначают понятия)
Мальчик Ямиль, его мама и папа заменили Оксане семью, стали для нее самыми близкими. Живя с ними девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей. Наверное, поэтому Ямиль и вся его семья так сильно переживают из-за предстоящей разлуки с ней.
-Какие слова находит рассказчик, чтобы передать настроение героев и состояние окружающего мира? (Слайд)
-Что останется после отъезда Оксаны в жизни Ямиля?
— Пожалуй, не только деревце и гусенок будут напоминать Ямилю о сестренке. Очень важные слова произнес отец Ямиля. Прочитайте их, прокомментируйте, как вы их поняли.
“Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый дом. Он сильный человек. И теперь нам навеки суждено делить с ним пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем.”
VI. Подведение итогов.
-Как вы думаете, в чем смысл названия повести «Радость нашего дома? (Оксана стала радостью, лучиком света для этой семьи. В трудное военное время взрослые не очерствели душой, не стали жестокими, наоборот, они нашли в своих сердцах место для чужого ребенка, чтобы оградить его от ужасов войны и спасти его светлую душу)
-Почему писатель делает главными героями детей?
-Какие черты главного героя вы назвали бы самыми важными?
А вы смогли бы принять в свою семью, в свой дом, в свое сердце чужого человека? Легко ли это сделать?
-Чему вас научили герои повести?
-Мы построили с вами дом, сказали, что Оксана стала радостью для семьи Ямиля, и чтобы в доме была радость, нужно жить в мире и согласии. Именно об этом писал Мустай Карим. Перед вами наша Башкирия, это наш дом. И этот дом наполняют радостью люди самых разных национальностей. Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей цвет кожи, национальность, язык?
Давайте заселим нашу любимую республику. Как верно отметил Муса Джалиль
Каков, неважно, ты с лица
Была бы светлой суть.
Будь человеком до конца
С высоким сердцем будь.
Пусть эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока и девизом по жизни для всех нас.
Начиная наш урок, мы отметили, что писатель раскрывается в своем творчестве. Что вы открыли для себя в писателе Мустае Кариме, прочитав повесть «Радость нашего дома»? каким жизненным ценностям научил он вас? Прошу вас заполнить листы оценки и сдать их мне.
Сделать в социальной сети публикацию с отзывом о повести или о просмотренном фильме с хэштэгом #сестренка;
Сделать иллюстрацию к повести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг для детей младшего дошкольного возраста с использованием музыкальных игр, направленных на развитие творческих ритмических способностей. Развлечение продумано так, что его можно проводить как в м.
Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан » Пою мою Республику». Чтение — это радость, удовольствие, счастье познания и творчества.
Представление опыта работы по формированию коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка с учетом ФГОС.
В данном конспекте мероприятия содержится материал, посвященный жизни и творчеству башкирского народного поэта Мустая Карима.
В нетрадиционном уроке в течении одного урока совместно с учениками набросать сценарий фильма к повести «Долгое-долгое детство» М.Карима (выявить идею, построить комп.
Данный тест разработан с целью проверки знаний учащихся 5 класса.
Источник