Занятие 5. Радость можно передать прикосновением
Разминка «В мире животных
«Муха»
Ведущий прикасается к каждому из детей «волшебной палочкой», а они должны при этом застыть и представить, что им на нос села муха. Прогнать ее можно только движением носа. (Муха перелетает с места на место, садится то на левый глаз, то на губы, щеки, лоб, подбородок и т.д.). «Превратись в животное»
Ведущий предлагает детям по очереди загадать и пластически изобразить радостное животное, а остальные отгадывают, какое животное изображается. Выясняется, что одних животных легче представить радостными, а других — труднее: у каждого свой характер.
«Фотоохота»
Один из детей изображает какое-либо животное, передвигаясь по классу. Другой следует за ним, повторяя его движения. Третий, фотоохотник, командует: «Раз, два, три фотография — замри!» Замирают оба ученика — и «животное», и его «фотография». Остальные сличают «снимок» с «оригиналом».
Кричалка «Ура успешной фотоохоте!»
Эта фраза повторяется вразбивку вслед за ведущим, с нарастанием громкости от слова к слову, затем — со снижением громкости от максимальной до шепота, затем — прокрикивается максимально громко несколько раз.
Основное содержание занятия
«Радость можно передать прикосновением»
Ведущий прикасается к ребенку, предварительно загадав любое хорошее качество, которым обладает этот ребенок. Ребенок пытается отгадать, какое из его качеств загадано. Можно привлечь к отгадыванию всю группу. Затем водящими становятся сами дети и, подобно ведущему, «передают радость прикосновением». «Котенок»
Ведущий предлагает детям представить ситуацию: мама принесла в дом котенка. Ему грустно и страшно. Каждый из детей по очереди превращается в этого котенка, а остальные гладят его, говорят ему добрые слова, пытаются «покормить» и т.д.
Работа со сказкой
«О муравьишке, который пошел в школу*
(автор — Е. Катынская)
Как-то ранней осенью я отправилась в лес за разноцветными листьями. Я шла по кривой тропинке, то и дело наклоняясь за красивыми листочками. Когда букет был готов, я решила немного отдохнуть и присела на пенек, который вырос, как маленький домик, прямо на бугорке. Я провела рукой по пушистому мху и заметила, что я здесь не одна: по мху бегали муравьи. Те, что побольше, несли какие-то прутики и соринки, а малыши копошились все вместе под маленьким сучком. Пока я наблюдала за обитателями пенька, мне припомнилась история, однажды рассказанная бабушкой.
В одном лесу, на красивой земляничной поляне, жили семейства муравьев. Взрослые муравьи ходили на работу, оставляя своих детей дома с бабушкой. В других семьях с малышами оставались мамы. Некоторых муравьишек водили в детский сад за старой сосной.
Прошло время, муравьишки подросли, им пора было идти в школу, где учат писать и читать, где узнают много интересного о лесе, в котором они живут, о жизни муравьев в прошлом. Лесная поляна наполнилась радостной суетой: родители покупали деткам рюкзачки, в них складывались цветные карандашики, ручки и тетрадки, сделанные из тонкой коры клена.
И вот настал день, когда все муравьишки отправились в школу. Их встретил муравей-учитель, который отвел всех в класс.
Муравьишки очень волновались: ведь они теперь ученики, а это так непривычно. Что значит быть учеником, они еще плохо знали. Пока они только разглядывали своего учителя.
Постепенно муравьишки стали привыкать к школе, полюбили своего учителя, нашли друзей. По были и такие, кому было труднее: они скучали по маме, по дому. Одним из таких учеников был малыш по имени Усатик Ресничкин. Усатик постоянно думал о доме, отвлекался на уроках. Он ни с кем не мог подружиться, и поэтому на переменках всегда грустил. По утрам ему не хотелось идти в школу. Так продолжалось много дней, и муравьишка думал, что так будет всегда.
И вот как-то утром Усатик, как обычно, собирался в школу. Небо было серым, солнышко спряталось, и от этого было совсем печально. Мама дала Усатику бутерброд с малиновым вареньем и сказала: «Пора . » Усатик плелся по тропинке, смотрел на серое небо, которое, казалось, вот-вот заплачет. И тут с неба упала Капелька.
— Ой, — сказала она. — Муравьишка, почему ты такой грустный?
— Не видишь, что ли, в школу иду, — нехотя отозвался Усатик.
— Ах, в школу! Как это здорово! Значит, ты ученик?
— Ну, ученик, ну и что?
А я вот сижу целыми днями в облачке и мечтаю, что когда-нибудь тоже пойду в школу. Но мы, капельки, не учимся. Капелька загрустила.
— А почему ты так хочешь в школу? Там же скучно: сиди себе за партой, а учитель постоянно что-то говорит, иногда даже не успеваешь понимать. А еще там много незнакомых муравьев, а еще.
— Что — еще? — спросила Капелька.
— А еще там нет мамы, -вздохнул Усатик.
— Глупыш, когда я с дождиком бываю возле школы, я часто вижу через окно, как много там муравьишек: одни разглядывают книжки, другие пишут закорючки.
— Это буквы, поправил Усатик.
— Как это здорово — буквы. А что ты еще знаешь? заинтересовалась Капелька.
— Ну. — с важным видом начал муравьишка, — я знаю про буквы, что их очень много, а из них составляют слова. А еще есть интересные книжки с картинками.
И ты их все умеешь читать? — перебила Капелька.
— Ну нет, пока мне их читает мама или учитель, но потом я и сам научусь!
— Как я тебе завидую, Усатик! Ты найдешь в школе друзей, узнаешь много интересного, будешь почти как взрослый. И главное — представь, как будут рады за тебя папа и мама. Ты будешь приходить из школы, рассказывать, как провел время, с кем познакомился, что делал на переменках, какой у тебя учитель. Теперь ты можешь делать что-то сам, без помощи мамы, потому что ты ученик.
— Но знаешь, как это трудно, — опять пожаловался Усатик.
— А разве интересно, когда все легко и просто? Ведь это скучно! К тому же, ты ведь не один, все твои друзья тоже впервые в школе, им тоже нелегко. Некоторые привыкают быстрее, а другие чуть медленнее. Но все не могут быть одинаковыми, правда? Кому-то легче, кому-то труднее. Так что, Усатик, беги скорее в школу, а вечером расскажешь маме, какие уроки были сегодня, с кем ты играл. Просто подойди к ней и скажи: «Мам, послушай, как было сегодня в школе».
Спасибо тебе, Капелька! Я побегу, а то опоздаю на урок, — прокричал Усатик.
Он вбежал в школу, поднялся по ступенькам в класс и сел за парту рядом с другим муравьишкой.
— Привет, Усатик, — сказал сосед по парте.
— Доброе утро, — ответил Усатик и улыбнулся.
— А ты сегодня веселый, — отозвался сосед.
Тут воше’л учитель, и начался урок. Усатик огляделся по сторонам: небо за окном не казалось уже таким серым, потому,что там, в тучах, жили капельки. Учитель не казался таким чужим и непонятным, как раньше.
Усатик Ресничкин, открой книжку, — услышал муравьишка. Усатик открыл книгу и почему-то улыбнулся. «Я ученик», — гордо подумал он.
А вечером, когда мама пришла с работы, Усатик усадил ее на диван и сказал:
— Знаешь, мама, в школе все так необычно. сегодня мы учили новые буквы и еще рисовали картинки, а еще.
— Что еще, малыш? — спросила мама.
— А еще я соскучился по тебе, мамочка, но мне пора делать уроки — ведь завтра я снова пойду в школу, а вечером снова расскажу тебе о том, что там было.
Вопросы для обсуждения
— Почему Усатику было сначала грустно в школе?
— Какие самые грустные слова он произнес? («Там нет мамы».)
— Как понимать слова капельки «Надо научиться быть учеником»? Разве этому нужно учиться?
— Попробуйте сказать слова «Я ученик» так же гордо, как их произнес бы Усатик.
— Почему маме не пришлось вечером заставлять Усатика делать уроки?
Комментарий для ведущего
Центральное задание этого занятия — упражнение» «Котенок» — предназначено для работы с умением принимать поддержку. Поэтому совершенно не важно, отгадает ли ребенок то качество, которое задумал ведущий. Главное, чтобы ребенок вслух называл свои предполагаемые хорошие качества, чтобы их называл весь класс (как можно больше). Ведущий же на каждый неправильный ответ ребенка отвечает словами: «Да, мне нравится в тебе (например, твоя доброта), но я загадал другое качество».
Упражнение «Котенок» предполагает работу с «телесными поглаживаниями». «Испуганный котенок» садится на стул перед классом, желающие по очереди гладят и обнимают его.
Источник
Тренинг «Радость» для младших школьников
план-конспект урока на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_radost_dlya_malyshey.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Радость» для младших школьников
Для обоснования логики программы нам необходимо определить само понятие психологического здоровья. Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здоровой личности:
— принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
— принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
— хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
— стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Данные характеристики стоит рассматривать в качестве задач. Для их решения можно условно выделить несколько этапов, которые сведены в таблицу. Данная логика формирования характеристик психологически здоровой личности определяет содержательное наполнение занятий.
Дети кидают друг другу мячик, сначала называют свое имя, затем по сигналу ведущего — называют имя того, кому бросают мячик. «Имя превратилось» Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя. «Ласковое имя» Ведущий предлагает придумать ласковые имена каждому участнику. «Рисунок имени» Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем или врачом, ученым или писателем. И ему уже при жизни решено поставить памятник, на котором должно быть написано имя и нарисованы интересные рисунки. Дети придумывают рисунки к своим именам, описывают их устно, а затем рисуют в альбомах рядом с красиво написанным именем. (Если дети не умеют писать свое имя, им помогает ведущий.)
Ведущий сообщает, что далее все занятия психологией будут начинаться с психологической «зарядки». «Зайчик рассмеялся — зайчик испугался». Учащиеся по сигналу ведущего быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние, то есть чередуют напряжение и расслабление. • «Раз, два, три, позу за мной повтори». Ведущий принимает какую-либо позу (включая мимику), дети замирают в такой же позе. Один из участников ходит по классу и определяет тех, кто повторил позу неверно. • «Закончи предложение». Дети вспоминают самое счастливое чувство — радость. После этого они заканчивают предложения: «Для ребенка радость — это. », «Для ученика радость — это. », «Для мамы радость — это. ».
Ведущий раздает карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя) и предлагает по очереди показать радостных животных. Далее он просит подумать, как удалось изобразить радость и понять, что изображена именно радость, а не какие-нибудь другие чувства. На этом занятии вводится понятие «мимика», и ведущий объясняет, что это одно из средств выражения чувств.
Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».
РАДОСТЬ. КАК ЕЕ ДОСТАВИТЬ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ
«Угадай, где я иду?» Ведущий показывает детям ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу). Дети повторяют движения и отгадывают, по какой поверхности оно «осуществлялось». «Превратись в животное». Ведущий, а затем и участники по очереди превращаются в какое-нибудь животное, остальные отгадывают (с использованием карточек животных), что это за животное. Кричалка «Я очень хороший». Детям предлагают повторить вслед за ведущим по очереди слова «я», «очень», «хороший» так: сначала шепотом, потом громко, затем очень громко. Беседа Ведущий проводит беседу о том, как доставить радость другому человеку (рассмешить, погладить, сказать добрые слова). «Собираем добрые слова» Дети, кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей. «Скажи мишке добрые слова» Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребята придумывают для него добрые слова. Затем каждый превращается в мишку (берет мишку в руки) и выходит к доске. Остальные участники придумывают для него добрые слова, то есть «поглаживают» его.
Детям предлагается показать радость сначала только глазами, затем только губами, только одной рукой, двумя руками (при этом закрывается листом бумаги лицо). После этого ведущий вместе с детьми делает вывод о том, что чувство можно «показать» руками. На этом занятии вводится понятие «жест».
Дети по очереди превращаются в вожатую, которой необходимо при помощи жестов передать остальным сообщения: «сидите тихо», «не балуйтесь», «молодец», «встаньте смирно», «садитесь», «иди ко мне».
Дети делятся на пары. Один из пары должен при помощи жестов объяснить второму задание, которое дает ведущий. Это может быть «принеси тетрадь», «вытри доску», «сними пальто». Побеждает пара, которая смогла выполнить задание за самое короткое время. (Предметами при объяснении задания пользоваться нельзя.)
РАДОСТЬ МОЖНО ПЕРЕДАТЬ ПРИКОСНОВЕНИЕМ
«Муха». Ведущий, дотрагиваясь волшебной палочкой до детей, «замораживает» их. После этого он предлагает представить, что на нос села муха, прогнать которую можно только движением носа. (Муха села на левый глаз, губы, щеки, лоб, подбородок.) «Фотоохота». Один ребенок, превратившись в какое-нибудь животное, двигается по классу. Другой старается повторить его движения. Третий — фотоохотник — командует: «Раз, два, три, фотография — замри!» Оба ученика – и животное и его фотография – замирают. Остальные определяют, насколько фотография получилась похожей на оригинал.
«Радость можно передать прикосновением»
Ведущий прикасается к ребенку, предварительно задумав одно из качеств, которое ему в нем нравится. Ребенок пытается угадать это качество. (Можно привлечь к угадыванию всю группу.) Затем водящими становятся сами дети, они, так же как и ведущий, передают радость прикосновением.
Дети представляют, что мама принесла домой котенка, которому страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребенок по очереди превращается в котенка, остальные гладят его и говорят добрые слова.
РАДОСТЬ МОЖНО ПОДАРИТЬ ВЗГЛЯДОМ
«Мысленная картинка». Дети закрывают глаза и под музыку для медитации «мысленно рисуют картинки», затем описывают их. Там, где возможно, картинки инсценируются — «оживляются». «Врунишка». Водящий выходит за дверь, дети договариваются, кто из них будет врунишкой. Водящему необходимо, заглядывая в глаза детей, догадаться, кто «врунишка».
«Радость можно подарить взглядом»
Ведущий задумывает качество, которое ему нравится в данном ребенке. Затем внимательно смотрит ему в глаза, передавая чувство, которое вызвано этим качеством (очень важен контакт глаз). Ребенку необходимо догадаться, какое качество задумано. Ведущий поощряет помощь участников группы в отгадывании «хорошего качества ребенка». Затем к «передаче чувств взглядом» привлекаются все дети по очереди.
«Дотроньтесь до. » Ведущий задает вопросы, например: «Кто сегодня умывался?», «Кто вчера ел шоколад?» Если дети хотят ответить «да», то они по сигналу ведущего прикасаются к кончику носа (левому глазу, правому уху и т.п.). «Покажи страшилку». Ведущий показывает детям рисунки страшных персонажей (Бабы-яги, Змея Горыныча, скелета). Затем отводит в сторону водящего, предлагает ему внимательно рассмотреть одного из этих персонажей и изобразить его как можно точнее. Остальные угадывают, какого «страшилку» изображает водящий.
СТРАХ. ЕГО ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ
«Неопределенные фигуры». Ведущий рисует на доске неопределенные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи. «Конкурс боюсек». Дети быстро по кругу передают мячик. Получивший его, должен назвать тот или иной страх человека. (Повторяться нельзя.) Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. Определяются 1—2 победителя. «Чужие рисунки». Ведущий показывает детские рисунки на тему «Страх». Учащимся необходимо угадать, какому страху посвящен рисунок.
Дети заканчивают предложения: «Дети обычно боятся. », «Взрослые обычно боятся. », «Мамы обычно боятся. », «Учителя обычно боятся. ». При обсуждении ведущий вместе с детьми делает вывод о том, что все люди боятся иногда, и страх — это совсем не стыдное чувство.
КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХОМ
«Страшные персонажи телеэкрана». Дети вспоминают известных им страшных персонажей телеэкрана, затем по очереди каждый задумывает и изображает одного из героев так, чтобы остальные как можно скорее отгадали. «Придумай веселый конец». Ведущий читает ребятам начало детской страшной сказки. («Однажды вечером черная рука бродила по городу. ») Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
Ведущий предлагает детям выбрать самого страшного персонажа и нарисовать его портрет таким, чтобы, взглянув, можно было рассмеяться. Портреты развешиваются на доске, и экскурсовод (ведущий) проводит экскурсию по картинной галерее, рассказывая о портретах так, чтобы вызвать смех.
ГНЕВ. С КАКИМ ЧУВСТВОМ ОН ДРУЖИТ
«Художники». Для выполнения этого упражнения потребуются театральный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гримирует свою куклу. Затем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено противоположной стороной.
«Попугай». Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.
«Покажи дневник маме». Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил «ученик».
МОЖЕТ ЛИ ГНЕВ ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ
«Черная рука — белая рука». Ведущий предлагает представить и изобразить сначала «черную руку» — руку, готовую к агрессии, а затем, по сигналу, превратить ее в «белую руку», расслабленную, готовую приласкать. «Разозлились — одумались». По сигналу «разозлились» дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» — расслабляются и улыбаются. «Поссорились — помирились». Выбирается два участника, им необходимо представить, что их правые руки — это человечки, которые выполняют (на учительском столе) действия по команде ведущего: знакомятся, идут вместе гулять, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, идут играть вместе. Затем участники превращаются в двух петушков и выполняют те же действия, но с добавлением звуков (ку-ка-ре-ку).
Дети заканчивают предложения: «Гнев приносит пользу, когда. », «Гнев приносит вред, когда. ».
«Попугай». Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано. «Шурум-бурум». Водящему предлагается загадать чувство, а затем, отвернувшись, с помощью интонации и произнося только слова «шурум- бурум», показать это чувство. «Море волнуется». Водящий (а на первых порах это ведущий группы) начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, стыда и т.д.) на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру. «Волны». Для выполнения упражнения необходимы две голубые атласные ленты длиной в 1—1,5 м. Ведущий называет детям по очереди то или иное чувство и просит с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха». Со старшими детьми можно обсудить, какими средствами они при этом пользовались.
Дети заканчивают предложения: «Радость — это когда. », «Печаль — это когда. », «Страх — это когда. », «Гнев — это когда. », «Обида — это когда. », «Стыд — это когда. ».
Участники делятся на шесть групп (в соответствии с шестью изученными чувствами). Каждой группе из цветной бумаги (с использованием красок) необходимо изготовить костюмы, маски своего чувства, придумать типичные фразы и подготовить одного «актера» для исполнения роли «чувства». На это занятие хорошо бы пригласить «постороннюю комиссию» (старшие ребята и учителя). Когда «актеры» готовы, участники садятся в зрительный зал, комиссия занимает свои места, а «чувства» по одному выходят на сцену. В дискуссии по поводу точности выражения чувств, то есть в определении «победителя», принимают участие не только комиссия, но и вся группа.
Детям предлагается разделить лист бумаги на четыре равные части и, выбрав любые четыре чувства, выполнить маленькие рисунки.
«Зеленый крокодил в синей шляпе». Ведущий предлагает детям подумать и сказать, что они будут делать, если к ним сейчас постучит в дверь и войдет большой крокодил в синей шляпе с полями. Дети по очереди «раскрывают» свои варианты. «Угадайка». Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа и угадать, что нравится в нем его маме.
Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. После этого они выбирают правильно угадавших. (Хотя чаще всего дети, о которых говорят, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок.) После первого круга можно организовать второй, в котором дети угадывают, что нравится в соседе его друзьям, далее третий круг — что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.
ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА СВОИМИ КАЧЕСТВАМИ
«Неоконченные предложения». Детям предъявляются плакаты, и они поочередно заканчивают предложения: «Я мечтаю. », «Я стремлюсь. », «Я верю. ». «Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество загадал ведущий. «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый.) «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности». (Ответственный.) «Человек, любящий трудиться». (Трудолюбивый.) «Человек, который знает свои недостатки». (Самокритичный.) «Человек, всегда готовый помочь». (Отзывчивый.) Для того чтобы они точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложения с этими словами.
«Ладошка». Ведущий предлагает детям положить ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и обвести контуры своей руки карандашом. А затем на рисунке, на каждом пальчике, написать что-либо хорошее о себе от первого лица: «Я — красивый», «Я — сильный» и т. п. Потом ведущий собирает «ладошки», по очереди читает их группе, а дети догадываются, кому какая «ладошка» принадлежит.
«Мы похожи — мы отличаемся»
Ведущий приглашает двух участников в центр, обращает внимание на их внешность, затем предлагает группе найти у них пять сходных и пять различных качеств.
ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА СВОИМИ КАЧЕСТВАМИ
«Неоконченные предложения». Детям предъявляются плакаты: «Я люблю. », «Меня любят. », «Я забочусь. », «Обо мне заботятся. », Я верю. », «В меня верят. ». Они поочередно устно заканчивают написанные на них предложения. «Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле». (Терпеливый.) «Человек, умеющий сказать ласковые, добрые слова». (Ласковый.) «Неспособный к низким, дурным поступкам человек». (Порядочный.) «Человек, который всегда действует честно, по правилам». (Справедливый.) «Джунгли». Ведущий достает на несколько секунд из мешочка «Животные джунглей» одну фигурку. Детям нужно, внимательно посмотрев на фигурку, принять такую же позу (включая расположение ног). «Кто тебя позвал». Один из учеников выходит к доске и отворачивается. Остальные по очереди зовут его, изменив голос. Водящему необходимо угадать, кто его позвал.
Ведущий на доске рисует звездочку, в углах которой пишет: «мама», «папа», «учительница», «друг», «ведущий». Один из детей приглашается к доске. Ведущий указкой прикасается к одному из лучиков, ребенку нужно быстро назвать желательное качество, если ведущий топает ногой, и нежелательное, если хлопает в ладоши.
В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЕСТЬ СВЕТЛЫЕ И ТЕМНЫЕ КАЧЕСТВА
«Я надеюсь. », «В будущем я хочу. », «Мои родители хотят, чтобы в будущем я. », «Я стараюсь . » «Человек, который относится по-дружески к окружающим (как к друзьям)». (Дружелюбный.) «Человек, которому интересно узнавать новое, приобретать знания». (Любознательный.) «Откровенный человек, честно выражающий свои чувства». (Искренний.) «Человек, который помогает другому без пользы для себя». (Бескорыстный.) «Птичий двор». (Аналогично игре «Джунгли», см. ранее) «Чьи ладошки». Один из участников с закрытыми глазами садится на стул лицом к группе. Ребята по очереди тихонько подходят к нему, на несколько секунд кладут на его ладошки свои. Водящему необходимо догадаться, чьи ладошки «приходили к нему в гости». «Темные и светлые мешочки» Ведущий рисует два больших мешка, достает заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей и предлагает ученикам коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под «темными» качествами будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» — те, которые помогают.
Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» — кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4—5 см. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» — зеленый цвет, «нет» — красный. (Ведущий тоже играет.) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка. Вместе с детьми он делает вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.
«Неоконченные предложения». (См. предыдущее занятие.) «Я злюсь, когда. », «Я радуюсь, когда. », «Я печалюсь, когда. », «Я не люблю, когда. » «Психологическая разгадка». Ведущий предлагает детям придумать психологические загадки по «разгадкам» — качествам людей. В качестве «разгадок» можно использовать такие качества, как честность, доброта, справедливость и т. п. «Холодно — горячо». Ведущий прячет в классе какую-нибудь небольшую игрушку. Выбирается водящий, который должен ее найти. Остальные ученики помогают ему одним из разрешенных способов, например жужжанием (мычанием, хрюканьем, пыхтением). После нескольких туров игры можно прятать игрушку в одежду ведущего, который перемещается по классу и путает водящего.
Ведущий надевает платок и превращается в цыганку, которая предлагает ребятам погадать. Ребята по очереди обращаются к ней со словами: «Цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи, какой я». (Обязательно обращение на ты.) Ведущий держит за спиной стопку карточек с написанными на них «светлыми» качествами людей, вытаскивает одну карточку и предъявляет ее ребенку со словами: «Правильно я нагадала?» Ребенок может начать сомневаться, отказываться от качества. Ведущему важно, с одной стороны, поддержать размышления ребенка о том, какой он на самом деле, с другой — убедить в том, что это качество у него присутствует. Можно привлечь к обсуждению группу.
«Большинство ребят нашего класса. », «Мне нравится, когда ребята. », «Я не люблю, когда смеются. » «Найди игрушку». Игрушка прячется в столе одного из участников в отсутствие водящего. Затем ребята называют отличительные качества того участника, у которого спрятана игрушка. Когда водящий находит игрушку, то сообщает, какие качества помогли ему ее найти. «Топните те, кто. » Из числа участников выбирается водящий. Ведущий обращается к группе со словами: «Топните те, кто любит, например, петь». Водящему необходимо запомнить и сообщить группе, кто же любит петь. Игра повторяется 3—4 раза. «Какого цвета твои глаза». Выбирается пара участников, которые поворачиваются спинами друг к другу. Ведущий задает каждому вопросы о внешности партнера, например «Какого цвета у него глаза?», «Какая обувь?» «Я задумал мальчика». Ведущий приносит в группу полоски бумаги с написанными на них «светлыми» качествами по числу участников и, последовательно предъявляя одно качество за другим, предлагает группе догадаться, кому из участников он принес этого качество. При этом важен не процесс «получения качеств», а возникающая при этом дискуссия. Участник, получивший полоску бумаги, переворачивает ее и кладет на парту. Когда все полоски розданы, выбирается водящий, которому необходимо вспомнить, кто какое качество получил. «Покажи игрушку». Водящий задумывает и молча изображает какую-нибудь игрушку. Остальные угадывают. «Крылатые качели». Инструкция: «Представьте, что вы садитесь на качели и начинаете раскачиваться. Вы раскачиваетесь сильнее и сильнее. Вверх-вниз, вверх-вниз. Еще выше вверх. И вот вы отрываетесь от качелей и взлетаете. Взлетаете и летите. Летите куда хотите. Летите легко. Под вами улицы, крыши домов, деревья, а вы все летите. Летите радостно. А дальше? Что будет дальше? Расскажите или нарисуйте». «Изобрази предмет». Детям нужно задумать и невербально изобразить какой-нибудь предмет из классной комнаты. «Бой быков». Ведущий предлагает представить, что утром в школу незаметно пробежали два маленьких бычка, пробрались на спину одного из участников и решили подраться. Бычки — руки ведущего — дерутся на спинках нескольких детей. Задача детей — по возможности сидеть смирно и не дергаться. «Школа зверей». Инструкция: «Представьте, что вы попали в школу для зверей, например, в школу кенгуру. Один будет учителем-кенгуру, а остальные учениками. Учитель будет вести урок, кого-то вызывать к доске, кого-то хвалить, кого-то ругать, но все «на языке кенгуру». Ваша задача понять, что хочет учитель». После проигрывания «урока» происходит обсуждение, насколько ученики поняли своего «учителя» и что помогало пониманию. При повторении игры ее можно усложнить, надев на «учителя» маску животного. «Дважды два — четыре». Инструкция: «Известного в мире много: во сколько детям спать ложиться — известно; во сколько лет в школу поступать — известно; чему детей в школе учить — тоже известно. А может быть, неизвестного в мире ничего и не осталось? Давайте поищем неизвестное. Итак, нам неизвестно. » «Покажи ситуацию». Ведущий на листочках указывает те или иные трудные ситуации для ребенка, дети по очереди «иллюстрируют» их группе с помощью ведущего, группе необходимо угадать, какая ситуация изображалась. «Разные ладошки». Из группы выбирается жюри: 1—2 человека. Остальные по сигналу ведущего последовательно показывают ладошки с разным «характером»: ласковые ладошки, ладошки-шалуньи, послушные ладошки и т. п. Жюри определяет лучшие. «Если я улитка. ». Дети выбирают какое-нибудь короткое стихотворение и затем читают его, превратившись в улитку (читают медленно), муравья (тихо), тигра (злобно), скаковую лошадь (быстро), автомат (очень быстро). «Если я отличник. » Стихотворение, над которым дети работали на предыдущем занятии, читается снова. Теперь участники последовательно превращаются в отличника, который уверен в себе, уверен в том, что получит «пять»; в «двоечника», то есть постоянно недоучивающего ученика; в ученика, неуверенного в своих силах.
(См. ранее.) Выполняется со следующим усложнением. В роли цыганки выступают сами ребята. Они должны не только «погадать», но и доказать, что «вытащенное» качество у того, кому гадают, есть.
(Для этого упражнения необходим диктофон.) Ведущий уточняет у ребят, понимают ли они, что такое «интервью». Отмечает, что оно обычно берется у интересных людей. Предлагает поиграть в «интервью», причем вопрос будет один и тот же для всех. Далее ведущий с диктофоном подходит ко всем ребятам по очереди и, обращаясь по имени и отчеству, задает вопрос: «Какой вы и чем отличаетесь от остальных?» Затем ребята прослушивают кассету с записью интервью.
Ведущий предлагает детям собрать «копилку трудностей» первоклассника, то есть назвать все то, что может затруднить и потому огорчить его. («Трудно тихо сидеть на уроке», «Трудно не делать ошибок» и т. п.)
Ведущий предлагает дать Сереже совет, как ему поступить в трудной для него ситуации: например, у него много ошибок в словах. Сережу играет сам ведущий.
(Модификация упражнения «Доверяющее падение».) Дети становятся по парам «ручейком», крепко берутся за обе руки. Одному из участников нужно загадать желание и смело «рыбкой» прыгнуть со стула на руки ребят (ведущий обязательно страхует). Его немножко качают «на волнах», затем опускают на пол.
Источник