Радость моя слава богу

Радость наша батюшка Серафим

Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение

Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом «Радость моя! Христос воскресе!» Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков.

«Если мы не имеем полной любви,
будем делать дела любви»

— Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают.

Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму

Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима — особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры — немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение.

Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже.

Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это — самое великое сокровище христианина!

Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима.

«Вера делает добрым отношение к любому человеку»

— «Радость моя!» — так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил.

Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», — такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь.

Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет.

Главное — не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь.

Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми — хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо.

И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал — больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали?

А тем, что они — люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую — которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…

Бог — во всем! Всегда.

Вера делает добрым отношение к любому человеку

Вера делает добрым отношение к любому человеку. Память о Боге. О том, что Господь этого человека уже любит — раньше, чем ты его увидел, стал поворачиваться к нему душой. И даже когда отворачиваешься от него, забываешь, — Господь не забывает и не отворачивается. Что бы тот ни делал.

«Христос воскресе, радость моя!» — говорил преподобный, напоминая приходившим к нему о главной радости всех людей, в которой могут утонуть все наши горести, ибо горести здесь всегда временные, а пасхальная радость — вечная.

Отец Небесный Своей любовью обнимает весь мiр — Свое творенье, каждого человека, и преподобный Серафим, постоянно живя с Богом, постоянно чувствовал это.

Когда мы находимся рядом с горячо любимым нами человеком, когда нам отвечают взаимностью, когда мы вот так, безбрежно счастливы и всё наше естество переполняет это счастье, свалившееся на нас с Небес Божье чудо, то ничто не может затмить для нас этой главной радости, переливающейся через край. Мы светимся изнутри, и этот свет изливается на всех, кто в это время рядом с нами: все они — нам друзья, они — соучастники нашего счастья, мы всех готовы обнять и всем сказать: «И ты — радость моя!»

Читайте также:  Lovely moments крем хайлайтер для тела мандариновое настроение 100мл

Вот такое счастье было в душе преподобного Серафима.

Батюшка Серафим радовался радостью нескончаемой, касающейся всех людей

Только он радовался не нашей временной, зыбкой, ограниченной радостью, ибо мы, грешные люди, увы, не постоянны — и сами, и предметы нашего обожания. Он радовался радостью куда большей, нескончаемой, вечной, касающейся всех людей — явися бо общее Царство, как провозгласил святитель Иоанн Златоуст в своем переполненном этой безграничной радостью Огласительном слове во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

Да, мы тоже в пасхальную ночь радуемся, наших сердец касается это небесное ликование. Но ночь проходит, мы разговляемся, начинаются будни, и пасхальная радость в них, увы, растворяется.

А у преподобного Серафима это было не так! Он смотрел на жизнь реально — как она есть на самом деле. Ведь Воскресение Христово не проходит, не исчезает из нашей жизни даже после отдания праздника Пасхи. Оно не уменьшается нисколько, ни при каких обстоятельствах, ни при каких наших настроениях и отношениях друг с другом, ни при каких наших грехах! Сияет тем же светом, что и во всерадостную пасхальную ночь!

Об этом Святая Церковь напоминает нам каждую неделю. Каждое воскресенье мы празднуем «малую Пасху». В субботу вечером нам предлагается оставить всякую будничную суету, прийти в храм и пережить вновь главное событие всей человеческой жизни. Недаром именно этот праздник пронизывает весь календарный год. Воскресное богослужение — это камертон, по которому должна настраиваться наша душа для всей нашей жизни — для всех мыслей, чувств, поступков. Вот почему каждому православному человеку подобает в субботу вечером и в воскресенье утром быть в храме.

Но и это нам не всегда помогает жить пасхальной радостью, пасхальной истиной так, чтобы это было главным событием нашей жизни, от которого бы в ней всё отсчитывалось, превозмогая все ее немощи и всю ее тьму своим немеркнущим светом — так, как мы слышим в пасхальную ночь, но уже ближе к рассвету, на Литургии, когда среди окружающей тьмы сияют, как никогда в году, все наши храмы, и раздаются слова Евангелиста: И свет во тме светится, и тма его не объят (Ин. 1, 5).

«Нет нам дороги унывать, Христос победил всё. » — напоминал преподобный.

В том-то и дело — и этому нас учит преподобный Серафим, — что наше отношение к любым обстоятельствам, к каждому человеку не должно зависеть напрямую от того, какой это человек — тем более, что мы этого по-настоящему и знать не можем, знает один Господь. Не должно зависеть от того, что он делает — даже и нам лично. Ко всему можно относиться так — а можно иначе. Любого грешника можно любить и любого — ненавидеть. Дело за нами.

Это надо иметь в виду! А то мы, например, осуждая кого-то, выражая свое недовольство, говорим в свое оправдание: «Ну, а как же я могу еще к нему относиться, когда он так делает?»

Святой Алексий (Мечёв) говорил: “Если видишь человека согрешающего, значит, нужно о нем молиться”

Нет, к этому самому можно относиться и по-другому. Не осуждать, например, а сочувствовать, жалеть, стремиться помочь. Святой праведный Алексий (Мечёв), старец московский, говорил: «Если видишь человека согрешающего, значит, нужно о нем молиться».

Более того! Чем больший он грешник, чем хуже он поступает, тем больше ему нужна любовь, помощь, забота, молитва.

В этой свободе нашего отношения ко всем и ко всему — еще одно (или главное?) проявление данного нам Богом дара свободы, которым человека украсил Бог, по слову святителя Григория Нисского.

Такую любовь, серафимовскую, Господь сподобил в наше время видеть в старце протоиерее Николае Гурьянове, который был воистину «серафимовского» духа. И так же, как преподобный Серафим, говорил: «Когда умру, вы ко мне на могилку приходите и, как живому, всё мне говорите». И люди приходят все эти годы — 24 августа минует уже 12 лет со дня его блаженной кончины.

Главное в духовной жизни — это любвеобильное отношение ко всему окружающему

Батюшка Николай имел не только дар любви от Бога, но поскольку сам так много страдал в безбожное время, да и до последних своих дней, что ценил, жалел абсолютно всё живое — даже мух не убивал, а кормил сахарком… Он так и говорил, что главное в духовной жизни — это любвеобильное отношение ко всему окружающему. Это взгляд на жизнь из нежизни. Кто смотрел в глаза смерти, как преподобный Серафим, для того жизнь — прежде всего Жизнь, великое Божье чудо, а потом уже — какого она качества: удобная для нас или не очень, по нашему желанию протекает или иначе.

На нашу долю, слава Богу, не выпали такие страдания. Но возможность смиряться у нас есть: и перед обстоятельствами, и перед своими немощами, и перед чужими, и перед каждым человеком. Без этого мы не можем к нему искренне хорошо относиться, свободно от себя, от своих мыслей, от своего восприятия другого человека. Поставив его впереди себя. Что, собственно, и есть любовь.

Тайна христианства — в смирении. Смирение — это, конечно, самое трудное. Это еще одно божественное свойство. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем… (Мф. 11, 29), — сказал Господь.

Быть «всего лишь» рабом Божиим, «всего лишь» «служкой Божией Матери», — но свободнее этого «рабства» и выше этого служения ничего нет.

Мы приходим в Церковь, мы воцерковляемся, мы начинаем соблюдать молитвенные правила, стараемся поститься, читаем духовную литературу, приступаем к Таинствам… Всё это очень хорошо. Но без смирения это еще не всё. Без настоящего смирения, без доверия Богу больше, чем себе (а на всё ведь воля Божия), главного-то, может, как раз и нет.

Преподобный Серафим, прежде чем стал именовать приходивших к нему «радостью» и «сокровищем», совершил многолетний подвиг затвора. Он не только не смотрел телевизора, но даже когда мимо проходил человек, бросался лицом на землю, чтобы не смутить свое сердце.

Нам нужна серьезная работа над собой

То есть нам нужна серьезная работа над собой. «Перестройка души на евангельский строй», по слову протоиерея Сергия (Орлова, в монашестве Серафима; 1890–1975).

Читайте также:  Катя риз настроение со льдом

«Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся…», — говорил преподобный.

Стяжание Духа Божьего — к этому он нас призвал.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! Помоги нам, научи нас стяжать дух мира, дух любви и смирения, которые ты стяжал так обильно, что стал символом подлинной Христовой любви ко грешному человеку!

Источник

Радость о Господе

252. Марии Петровне Колычевой

Слава Богу! – еще за неделю до Пасхи плету пером к вашему сердцу мое искреннее слово. Дар Божий есть мысль благая; она внутрь сердца веселит и утешает душу, жаждущую вечного спасения. Какая бы ни была грусть и горесть – вдруг прелагаются в неизреченную сладость и погружаются все чувства души в тихое веселье. О торжество торжеств!

Душе твоей, душе моей взываю; приветствую, встречаю, вопию: Христос воскресе.

Радуйтесь о Господе все верующие воистину: уже смертью смерть пожерта, Христос за нас живая Жертва, един безгрешный за всех грешных, яко Агнец Божий, принесеся, и мы свободны ныне от вечной смерти, препровождаемые к вечной жизни Его славным Воскресением. Представьте себе: как над землей, так и на земле все исполнилось света – не такого, какое видимое нами солнце проливает, но во сто крат светлейшего, который только умом созерцается. О день, всех дней светлейший! о Пасха красная, всякую красоту превосходящая! о Пасха – Христос избавитель, из гроба воссиявшее Солнце.

Когда усердные жены мироносицы очень рано пришли ко гробу, чтобы еще поплакать и помазать миром Господне тело, – что они увидали? Светоносна Ангела взывающа: что ищете Живаго с мертвыми? престаните от слез, Христос воскресе! Идите, скажите ученикам Его.

Да веселятся днесь народы!

Христос воскресе, смерть поправший,

Во гробах мертвым жизнь подавший:

Да славят все из рода в роды.

О наша сила, наша радость,

Покой, утеха, мир и сладость!

О Слово – плоть, о Слово Бог!

Введи нас в горний Твой чертог!

Се глас божественный, небесный,

Се глас сладчайший, глас любезный!

Сый Бог богов, сый Царь небес

Обет неложный произнес –

Быть неразлучно, присно с нами,

Доколе веки за веками

Чредою будут протекать

И будет мир еще стоять.

О радость! Се предел желаний,

Венец надежд и упований.

Поздравляющий вас и сорадующийся вам пишет еще за неделю вперед, но вы, по по-лучении сего, смотрите мыслью уже на прошедший, уже первый день Пасхи. Ах! где вы тогда носились, когда чувством играли, сердцем веселились о Воскресении Христа? – повторяю вам сорадующийся,

нед. Георгий Апреля 15-го дня, 1834 года

4. К А.П.Р.

Ни о чем столько не радуется сердце, как о том, если кто, по окончании сей бедственной жизни, удостоится быть в преблаженной вечности. Какое там неизреченное празднование! Праотцы наши радуются; Пророки торжествуют; Святые и Праведники все веселятся; Ангельские хоры произносят вечное воскликновение в радостном восторге, и трисвятою песнью проливают божественную сладость во все сердца, объятые любовью. Каждого праведника лице сияет как солнце: и свет неизреченный умножится повсеместно. Представьте, какой там светлый праздник! И еще тем радостнее, что там все увидимся, объятые святою любовью; и сие превосходное утешение уже не изменится и не кончится! Подумавши об этом, какое сердце не почувствует земной тягости сей темницы, в коей заключены мы за наше преступление! Очень прилично здесь припомнить, как прекрасно играл Царь Псалмопевец на божественной лире, когда он, будто с жалобою, взывал к Господу: Господи! изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему:-мене ждут праведницы! О сладкозвучный Псалмопевец! проиграй еще божественную песнь твою! побудь с нами, утешитель чад Церкви! утешь и нас, как утешал и утешаешь ты всех верующих.

Прошу вас на меня никому не сказывать, что кому любопытствовать, кто пишет? Лучше то знать, что написано: перо на бумаге, а на сердце пишет Бог!

Июля 2-го, 1822 г.

87. Е.П.

Не иное что истинно обрадовать сердце ваше может, как провещающее все радости радование о Господе. У вас голова болит, и за это вы благодарны Господу: как же при этом быть нетерпеливо? Ведь нетерпеливые благодарными быть не могут. Благодарность свидетельствуется благоприятным терпением: и тогда посещением святым сердце восхищается в небесную радость, минуя земную суету. Помилуй, Господи, от лености требующих научаться благим делам.

27-го Октября, 1826 г.

140. К А.Т.Б.

О, радость сердца моего!

О, утешение души моей!

О, небесное посещение – душевных и телесных

Оно объемлет и животворит все силы мои; оно упоевает меня до восхищения умилительным вином, приснотекущим от вечной любви.

О, таинство неисследимое! О, премудрость непостижимая! Упремудри меня, да благодарю Тебя, яко же подобает, до самого истощения жизни моей и в самую минуту скончания моего, по неизреченной милости Твоей. Благостью Твоею благоволи приять предающийся в руки Твои дух мой, Боже мой!

Слава Тебе, Боже!

Слава Тебе, Боже!

Слава Тебе, Боже!

Приношу вам благодарность мою и взаимное поздравление с принятием Св. Таин Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в жизнь вечную.

Сердечную изъявляю вам мою сознательность о радости нашего спасения! Едва, едва в силах излагать мысль мою скачущим пером.

Августа 17-го, 1828 г.

167. К А.Т.Б.

Поздравляю вас с праздником Рождества Христова, с наступающим Новым годом и с блаженным переселением в премирный мир души вашего родителя. Однако вы не сирота, когда ваш Отец на небеси: Он призывает к Себе всех труждающихся и обремененных на вечное упокоение. Может ли еще привязывать вас к себе обращение и прелесть многосуетного мира? Ежели вам угодно, Сам Господь поможет вам, ищущим найти смиренную обитель или место, где удобнее для вас провести дни вашей жизни в заповеданной Господом непрестанной молитве. Благодарение Господу за дарование христианской кончины вашему родителю. Всегда мне очень приятно слышать о той душе, которая, произвольно оставляя все земное, предается единому Богу.

Радуйтесь о Господе, спасающем весь мир и радостно приемлющем обращающихся к Нему всем сердцем.

25 декабря 1831 года

Читайте также:  Если не чувствуешь горького

190. К А.Т.Б.

Нельзя нарадоваться о Господе! Помянул Бога, и возвеселился. И самое воспоминание в сердце вашем о Боге веселит всю вашу душу. Явный знак любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Ибо что любишь, о том и радуешься: так и любовь к Богу без радости быть не может. Сия радость есть духовная, небесная, есть предвкушение сладости вечной.

Душа, любящая Бога, все, что в мире есть, презирает: честь, славу, богатство и все мира сего утехи за ничто вменяет. Ей один Бог есть многоценный бисер; о Нем поминает, размышляет и тем утешается, и восхищается к Нему: где же есть сокровище ваше, тут и сердце ваше.

Ноября 9-го, 1834 г.

274. К В.В.Г.

Пишу слово, произнесенное жаждущей душою.

Якоже желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Тебе, Богу, источнику живому. Когда прииду и явлюся лицу Твоему, о источниче жизни, источниче воды живой! Когда приду к водам сладости Твоея от земли пустой, непроходной и безводной, и утолю от вод милосердия Твоего жажду мою? Жажду, Господи, Тебя, источника жизни; насыти мене: жажду, Господи, жажду Тебя, Бога живого. О, когда приду, Господи, и явлюся лицу Твоему? Когда увижу день оный, день веселья и радости, день, его же сотвори Господь, да возрадуемся и возвеселимся в онь?

Блаженны удостоившиеся войти в радость Господа своего! О, воистину счастливы те, иже от моря ко брегу, от изгнания в отечество, из темницы в светлую палату пришли и наслаждаются покоем вечным, его же чрез многие скорби достигли, да радуются во веки. О радость над радостями, радость побеждающая радость, вне коей нет радости!

Радуйтесь о Господе!

23-го Ноября, 1828 г.

309. К П.И.А.

Христос посреди нас, если два или три собраны во имя Его! Радуйтесь, возлюбленные сии о Господе! Вы видите, какое благоприятное собрание во имя Христово посвятившихся Ему душ, окружающих вас. Тут нет места унынию, где славословится имя Божие! Печалится и унывает враг человеческого рода, когда видит душу, обращающуюся к Господу. Поздравляю вас с наступающим праздником Воскресения Христова. Какая неизреченная радость, когда запоют: Христос воскрес.

9-го Апреля, 1831 г.

323. К П.И.А.

Воистину Христос воскрес!

Радость неизреченная всем верующим во имя Его. Всякая печаль исчезла; день веселья настал! Нет места гневу, когда все сердце радостью кипит! Рцем, братие: и ненавидящим нас простим все воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых: смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Мир вам и благоволение Господом нашим Иисусом Христом!

Спасительно вам будет эту всю Светлую неделю читать с размышлением и особенным вниманием Святое Евангелие, не смотря на то, что мир делает: ваше утешение и радость никак не мир, но Иисус Христос, Его же возлюбила душа ваша! Да любит она Его более и да делает все то, что угодно Господу. О любовь, распеншаяся ради нашего спасения! Да сраспнемся и мы божественной любви: пострадаем в сей жизни, да прославимся в будущей вечной,-и тогда-то радости нашей не будет конца!

346. К П.И.А.

Истинная радость наша и утешение-Христос посреди нас. Господи, покрый нас от человек нвкоторых и бесов и страстей и от всявия иныя неподобныя вещи! Радуйтесь о Гос-поде! Нет такой скорби и грусти, которую бы Господь не мог пременить в радость и утешение, когда Его благость и самую нашу смерть пременяет нам в жизнь вечную. Святый Пророк и царь Давид ничего не хотел ни на земли, ни на небеси, кроме Господа. Достоверно знал он, что без Господа нет нигде истинной радости и утешения, и потому непрестанно искал и желал всем сердцем и всей душой Господа Бога, и стремился к Нему так, как жаждущий олень стремится на источники водные.

Буди вам благоволение Божие, упокоивающее ваше сердце и напояющее душу благодарными струями во псалмопении и молитве, в поучении и прочитыванииа книг божественных и во внимании житию Святых, прославивших Бога! Ничего не осталось, чего бы они не претерпели ради Бога. Слава Богу! Да дарует Господь и нам терпение, чтобы мы не только безропотно, но и с радостью переносили всякие скорби ради Господа нашего Иисуса Христа. Так нам подобает войти в царствие Божие: и тогда радости нашей никто не возьмет от нас. Ныне же очень нужно бодрствовать, быть осторожным, всегда молиться, чтобы избавиться от лукавого.

Мое и ваше покровительство одно-истинное всемилостивое, спасающее нас от неприязни-Матерь Божия, заступница беззаступных и всех скорбящих радость.

Спасению вашему, как в скорби, так и в радости, милостью Божией соучаствующий о Христе Иисусе ваш брат, непотр. р. Е. 27-го Мая, 1833 г.

351. К П.И.А.

Не унываете ли вы? Христос посреди нас, когда двое или трое собраны во имя Его! О, радость, радующая печальных, утешающая унывающих, воскрешающая мертвых! Где только Ты предстанешь как хочешь, тут гробы отверзаются, мертвые оживают и торжествуют воскресение. О веселье неизреченное! О, жизнь небесная, вечная, бессмертная! Христос посреди нас, и все стало светло. Радуйтесь о Господе, возлюбленная сестра моя; с радостью сердца приимите лиру царскую-Псалтирь, вещающую Слово Божие и мыслью благою летая по струнам чувств ваших, внимайте гласом разума песнь благоугодную Господу:

«Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Продолжайте песнь сию святую до конца.

Вам может быть интересно:

  1. Письма – архимандрит Игнатий (Малышев)
  2. Письма – 13. Ответ на поздравление с праздником Рождества Христова – преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)
  3. Письма – священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
  4. На Господа возвергаю надежду – Письма матери – преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник
  5. Письма к друзьям – Письмо двадцатое – мученик Михаил Александрович Новоселов
  6. Из писем – протоиерей Георгий Флоровский
  7. Письма старца и ответы на вопросы учеников – схимонах Феодор Свирский (Пользиков)
  8. Письма и статьи – О ДУХОВHОЙ РАДОСТИ – священномученик Онуфрий (Гагалюк)
  9. Письма к Преосвященному Леониду (Краснопевкову) – святитель Игнатий (Брянчанинов)
  10. Письма валаамского старца – Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упомянутых в книге – преподобный старец Иоанн Валаамский (Алексеев), схиигумен

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Оцените статью