Радость моя молю тебя стяжи дух мирен

Бесценное сокровище

Полные глубокой мудрости слова преподобного Серафима Саровского – истинное духовное сокровище. В книге собраны все самые известные беседы и высказывания преподобного Серафима. Ласковые и утешительные слова святого подарят тепло, вдохновение и надежду, так нужные нашей душе.

Оглавление

  • Радость моя!
  • Стяжи дух мирен

Из серии: Радость и надежда для души. Православная классика

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бесценное сокровище предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Стяжи дух мирен

Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя.

Преподобный Серафим Саровский

Послушание превыше всего!

Брат Прохор отличался совершенно безропотным исполнением послушания, при этом он, по свойству своего точного характера, все делал с усердием, аккуратностью и возможно совершенно. Это именно и требуется больше всего от новоначальных послушников, дабы они сразу же приучились сокрушать свою мирскую гордость, этот корень всех прочих страстей и основную болезнь падшей души.

…Поэтому преподобный Серафим и дивеевских монахинь наставлял после главным образом послушанию. «Помни всегда, — вспоминала заветы его Ксения Васильевна Путкова, впоследствии монахиня Капитолина, — послушание превыше всего, превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но — бегом бежать нужно на него! Переносить, не смущаясь и не ропща, всякие скорби от собратий: ибо монах — только тот и монах, когда, как лапти, будет всеми отбит и отрепан».

…И духовнику обители, протоиерею о. Василию Садовскому, святой угодник тоже говорил: «Послушание, батюшка, паче поста и молитвы: помни и всегда им говори это; и я всегда говорю».

Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский»

Счастлив тот, кто теперь, прежде чем имя отца Серафима промчалось по Руси с трубным гласом, посетит Саров и Дивеев, пока тиха еще пустынь, пока не оглушают ее свистки поездов, переполненных спешащими на поклон богомольцами. Счастлив, кто теперь уверует в отца Серафима, не видев еще всей славы его, — вера, которую Христос ублажил, и с усердием послужит ему.

Е. Поселянин. Из книги «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец»

Преподобный Серафим настойчиво советовал всячески хранить «мир душевный», за чем особенно следил и в самом себе: «Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других»; «Ничтоже лучше есть во Христе — мира»; «Святые отцы имели мирное устроение и, будучи осеняемы благодатию Божиею, жили долго»; «Стяжи мир, — говорил он впоследствии, — и вокруг тебя спасутся тысячи». А «когда человек придет в мирное настроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума». «Сей мир как некое бесценное сокровище оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею» (Ин 14, 27).

О нем также говорит и апостол: И мир Божий… да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил 4, 7). Для сего он прежде всего советовал «погружать ум внутрь себя и иметь делание в сердце своем, тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении». Затем должно приучаться «оскорбления от других переносить равнодушно… как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью Самого Бога».

Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский»

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго.

Духовные наставления преподобного Серафима

О важности повиновения

— Почему ныне нет истинных старцев? — спросили некогда одного подвижника.

— Потому что нет истинных послушников, — был ответ.

Так говорил и преподобный Серафим:

«Должно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах и приходит в умиление».

А преподобный Серафим прошел и этот путь в совершенстве. У него есть наставления к настоятелям, они вполне могут быть применимы и к нему как к старцу-руководителю.

«Настоятель, — говорил он, — яко пастырь словесных овец, должен иметь дар рассуждения, дабы во всяком случае мог подавать советы каждому, требующему его наставления».

Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский»

Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну.

Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другим?

Духовные наставления преподобного Серафима

«Бремя Мое легко есть»

«Исполнение же заповедей Христовых, — говорил преподобный Серафим, — есть бремя легкое, как сказал Сам Спаситель наш, только нужно всегда иметь их в памяти, а для этого нужно иметь в уме и на устах молитву Иисусову, а пред очами представлять жизнь и страдание Господа нашего Иисуса Христа, который из любви к роду человеческому пострадал до смерти крестной. В то же время нужно очищать совесть исповеданием грехов своих и приобщением пречистых Тайн Тела и Крови Христовой».

Источник

Маяки

Радость моя, молю тебя,
Стяжи мирный дух,
И тогда тысячи душ
Спасутся около тебя!

Преп. Серафим Саровский

На веранде свежо и уютно,
Впору спать до утра в тишине,
Но жасминовый дух поминутно
Будит память о прошлом во мне. –

Читайте также:  Когда депрессия стала болезнью

От весны, когда смело дурманом
Пылких чувств опьяняться любил
И до дней, когда понял – обманом
Путь лукавый судьбе искривил.

Щебень дней былых память выносит,
Как река в половодье шугу.
Сердце чистого прошлого просит,
А не мусор на каждом шагу…

Сердцу старому стыдно и больно
Себя видеть в позорном кино:
Как, чужой ослеплённое волей,
До греха опускалось оно…

Душа обручем сдавлена тесным –
Осознаньем своей пустоты,
Ведь я только усладой телесной
Жил все годы под шум суеты.

И с другими легко и свободно
Предавался утехам земным:
На авто разъезжал супермодном,
Без любви жил и был не любим…

Раб желаний пустых, своевольных,
Я любил и вино, и табак.
Но вот совесть окликнула больно:
« Ты зачем жил на свете?
И как?»

По ночам этот голос трезвонится.
— Кто? – Кричу внутрь себя. – Не буди!
« Хворой совести крик я – бессонница.
Подышать ко двору выходи ».

Облегчённо вздыхаю:
— Безделица!
Я-то думал, что рака беда.
В небе звёздная кружит метелица
И Полярная светит звезда.

Звёзды хлопьями белыми-белыми
Залепили бездонную высь.
Метеоры чертят оголтелые,
Освещая, как молнии, близь.

Сладострастно и сипло гогочут
Гусаки под горой в камыше,
Соловьи голосят что есть мочи,
Но ничто не защемит в душе…

Знаю, что на Петровки утихнут
Соловьи, народив соловьят,
А под осень поднимутся лихо
И в заморскую даль улетят,

А вот гусям тем осенью поздней
Серп под горло приставят кривой…
Только звёзды,
Надменные звёзды
Дразнят немощь мою высотой.

— Хорошо вам, светильники вечные, —
Глядя вверх, прогорланил я вслух, —
Не томят вас страданья сердечные,
Нет ни боли,
Ни страха,
Ни мук.

— От начала, когда Голос Бога
Высек пламя огня в темноте
И зажёг вас,
летите вы строго
По кривизнам миров в пустоте.

— Разгоняете темень кромешную,
Жизнь питает лучей ваших сок.
Вечно чистые!
Вечно безгрешные!
Мне б как вы посветить, хоть часок…

— Чтоб испить родниковой свободы
От греха в бескорыстном огне
И свою обнаружить природу
В первозданной её глубине,
Когда мир не мутился пороком,
И Вселенную бес не мутил.
Тогда ангелом я синеоким
В Божьем Промысле в вечности был.

Там, в далёких и древних глубинах,
Мне созвездия были родня:
Ведь, тянулись одной пуповиной
К Слову Божию звёзды и я.

Значит, в них по закону подобья,
Как во мне, есть слова и любовь,
Есть душа, богом данная,
добрая
И не важно, что пламя — их кровь.

Просто я, помраченный грехами,
Голос звёзд различать перестал
И способность своими словами
Мысль светил отражать потерял.

Я Медведице крикнул:
— Сестрица,
Ты так низко висишь над трубой,
Что легко можешь с неба спуститься
Ко мне в гости с Полярной звездой.

— Режет сердце тоска, словно лезвие:
Скоро – в путь,
Скоро – суд,
плач и крик…
И увижу ль тебя там, созвездие,
Моей Родины северный лик.

Сенокос подоспел.
Хлопот много,
в буднях звёздный забыл разговор…
Один раз после зноя дневного
Выхожу прохладиться на двор.

Тёмно-синим цунами с востока
Опрокинулась ночь на простор,
Черной кошкой свернулась у стога,
Осмолила, как лодку, забор.

Золотистые волосы чешет
Гребнем бора заря над горой.
Млечный Путь изогнулся и блещет
Звезд сугробами над головой.

Соловьи голосят за погребицей –
Будто клювами в уши клюют.
Ба!
На двор мой Большая Медведица
С Мишкой в гости над Бутской* идут.

* Бутская — название горы в селе Ива, Пензенской губернии.

Осиянье вокруг необычное –
Словно айсберг, мерцает амбар.
Я варенье несу земляничное,
Раздуваю скорей самовар.

И, как скатерть, под банным навесом
На приступке раскинул лопух.
Разлетелся туманом белесым
По подворью мелиссовый дух.

Гостья важно присела на лавочку,
Мишка плюхнулся на табурет.
Перед ними – варенье, бараночки,
Мёд, блины и коробка конфет.

Сам напротив тулюсь на приступке,
Разливаю по чашкам чаёк.
Мишка губы собрал свои трубкой
И на мёд откровенно налёг.

Я смотрю на гостей, и не верится,
Что возможно такое:
С орбит
Ко мне в гости спустилась Медведица –
Сама вечность напротив сидит
И на блюдце горячее дует,
Так умильно конфету жуёт…
Замирая, я тихо толкую
Ей о том, что житья не даёт:

— Расхворался, сестрица, я очень,
Грусть сосёт и не спится совсем,
Лютым червем вопрос меня точит:
« Как прожил свою жизнь?
И зачем?»

— На Суде то же спросит Всевышний!
Что отвечу, погрязший в грехах?
Самовольничал, пекся о лишнем,
Думал, глупый, что счастье в деньгах.

— Я любил лишь себя горделивого
И не думал о прочих ничуть…
А теперь, вот, от плача надрывного
В покаянии дыбится грудь…

— Думку дерзкую, грешник, имею –
О прощенье молиться…
Боюсь,
Что умру и себя не успею
В образ Божий вернуть!
И молюсь…

« Понимаю, — вздохнула Медведица, —
Твоя хворь – пустота.
Возлюбя
Твою лень, она множится, лепится
И, как пена, скрывает тебя.

Тебя нет – пустота!
И не будет –
Пустоцвет не приносит плоды…
« Где елей добрых дел?» — спросят Судьи,
Ты откроешь ладони – пусты.

Но Свое охраняя творенье,
Боже совесть твою разбудил
Тем вопросом о предназначенье –
И ты боль пустоты ощутил…

Читайте также:  Если чувствуется привкус йода

Понимаю, — смеётся, — ведь то же
И у звезд происходит в душе:
Совесть звездная сердце их гложет
На безумном пустом вираже.

Хорошо самовольно кометами
По небесным дорогам блуждать –
Тут космато пройти над планетами,
Тут на солнце алмазно сиять.

Хорошо себе выбрать орбиты,
Думать, будто у ног твоих мир
Иль пылающим метеоритом
Падать в бездну космических дыр…

Но нам с Мишей отрадней и выше
В дело доброе вечность отдать.
Служим мы назначению свыше –
Ось Земли в небесах означать!

Ой, малыш, загостились мы!
Паника
Наступила сейчас на морях –
Ведь вслепую плывут теперь странники,
Потеряв путеводный маяк…»

Дует Мишка на блюдце и мордочку
Всю в улыбку наморщил, чудак.
На носу его светится звёздочка –
Всей Земли незакатный маяк.

На прощанье сказала Медведица:
« Ты молиться учись – не грусти!
Пусть не ярко звезда твоя светится –
Лишь светила б на верном пути.

Путь к себе – путь к истокам и истине,
Там Свой образ вдохнул в тебя Бог.
Вечный дом твой – Родник,
Твои пристани
И Любви милосердной чертог.

Светом звездным пространства залиты,
Слышен гул и шипенье огня.
Свет – молитва созвездий.
Молитва –
Свет сердечный людей.
Мы – родня!

Мы похожи горением этим –
Светом Света гори, не блести!
Светим – молимся,
Молимся – светим…
Мы на верном мерцаем пути!

И потянутся к свету померкшие –
На маяк, на пример твой прямой,
И дорогой, означенной вешками
Добрых дел, возвратятся домой».

Я вздохнул.
Мишка брызгался росами,
Гладил лапкой траву-мураву.
Потом гости прошли над берёзами
В ледяную свою синеву,
Чтобы путники все из пучины
Океанов вернулись домой
И не знали смертельной кручины
Под высокой Полярной звездой.

Источник

Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского


Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

2-го января по юлианскому календарю, а по григорианскому – 15-го 1833 г. скончался великий угодник Божий преподобный Серафим Саровский. Современники на его могильном памятнике написали: «Жил во славу Божию семьдесят два года, шесть месяцев и двенадцать дней».

А двадцать лет тому назад произошло новое второе обретение мощей этого великого русского святого. Как раз в этот день, 15 января 1991 г., православная Москва встречала их крестным ходом, и посреди зимы на морозе все запели Пасху. Пели не только от радости встречи с чудотворными мощами угодника Божия, но и от радости начала зримого исполнения его пророчеств. А по ним Россия должна будет возродиться как православная, сильное духом, держава. Значение пророчеств прп. Серафима и его самого для нашей страны и судеб всего Православия видели и понимали многие русские и нерусские люди.

Так ду­ховник вл. княгини Елизаветы Феодоровны, немки по рождению и воспитанию, священномученик Митрофан (в монашестве архим. Сергий (Сребрянский)) вспоминал, что как-то он пришел в храм на Ордынку ранним утром и сказал: «Матушка, я видел сейчас сон – видение, которое не дает мне спокойно присту­пить к служению Литургии». И рас­сказал, что он видел как бы четыре картины. На первой бы­ла горящая и рушащаяся церковь. На вто­ рой – портрет императрицы Алексан­дры Феодоровны, который вдруг начинает покры­ваться со всех сторон белыми лилиями. На третьей картине – Архангел Михаил с огненным мечом. На четвертой – преподобный Серафим Саровский стоящий на камне с воздетыми в молитве руками.

В ответ преподобномученица Елизавета спокойно сказа ла: «Вы видели, ба­тюшка, сон, а я расскажу Вам его значение. Первая картина означает, что скоро наша Церковь будет ох­вачена огнем и разрушится на глазах. Вторая карти­на говорит о том, что жизнь государыни нашей Александры Феодоровны будет покрыта мученической кончиной (именно это означают белые лилии). Архангел Михаил, стоя­щий с огненным мечом, говорит об огненных, грозных испытаниях, которые ожидают нашу Церковь и Россию. А преподобный Серафим Са ровский, стоящий на камне, – означает, что ему дано от Бога особое молитвенное ходатайство за нашу Цер­ковь, за наш народ».

Как же сын строительного подрядчика, рано оставшийся без отца, вынужденный в детстве помогать в торговле скобяной лавочки его старшего брата, не получивший систематического образования, ни специального духовного, стал великим молитвенником и чудотворцем.

Ответ на этот вопрос можно найти в словах самого старца. В беседах своих он любил повторять : «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Ему самому удалось стяжать этот дух «мирен», и сколько тысяч или десятков тысяч душ спаслось вокруг него, ведает лишь един Бог.

Носил любимый нами батюшка Серафим простой белый полукафтанчик-балахончик, камилавку, кожаные чулки, лапти и рукавицы. На груди его всегда висел железный крест, а за плечами была сумка со Святым Евангелием. Летом он готовил дрова на зиму, возделывал огород и собирал для удобрения его мох в болоте. Причем ходил туда полуобнаженным, как бы отдавая свое тело на съедение комарам и мошкам. «Страсти, – объяснял он это самоистязание, – истребляются страданиями или произвольными, или посылаемыми нам Промыслом».

Трудясь, любил петь священные песнопения. Иногда так погружался в богомыслие, что лопата или топор выпадали из рук его, и он весь умом переходил на Небо. Видевшие его в такие минуты, не смели нарушать его внутренней благодатной тишины, и незаметно удалялись. Ежедневно читал он Святое Евангелие и Апостол, а также святоотеческие творения: Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Иоанна Златоустого и других.

Читайте также:  То самое чувство которое дает нам жизнь

«Душу надо снабдевать Словом Божиим ибо Слово Божие есть хлеб ангельский… более всего должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме… Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Божием, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно … прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит дара разумения»,– так наставлял он всех.

Сам он обладал этим великим даром – разумения. Был у него и мир душевный и еще дар сердечного умиления, от которого человек, по его признанию, согревается весь и исполняется духовных сил. «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!» – сказал отец Серафим одному иноку. И тут же стал объяснять ему, что значит это стяжание мирного духа. Это значит – привести себя в такое состояние, чтобы дух человека ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые приходят ко всем, желающим идти спасительным путем Христовым, ибо многими скорбями подобает человеку войти в Царство Небесное.

Особо он советовал всем пребывать в молчании: «Когда мы в молчании пребываем, враг диавол ничего не успеет относящегося к потаенному сердца человеку… Оно рождает в душе … умиление и кротость … Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом… Плодом молчания, кроме других приобретений, бывает мир духовный. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве … приобретшего сие ожидает мирное состояние»,– так учил саровский старец, и приводил в подтверждение слова из книги пророка Исайи: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис 66:2).

Встречал Серафим почти каждого приходящего словами: «Христос Воскресе, радость моя. После беседы накрывал епитрахилью, заставлял повторять за собой покаянную молитву, помазывал елеем от иконы Божией Матери «Умиление», давал или Богоявленскую воду, или частицу антидора. Скорбящих утешал, предлагал им наставление о молитве, памяти о Боге, незнающих учил читать «Отче наш», «Богородице Дево», «Символ Веры», Иисусову молитву. Знатных посетителей особо учил быть всегда верными Церкви и родному Отечеству.

Вот так и стал он прибежищем и утешением всего русского народа. Бедные и богатые, ученые и простолюдины, священники, монахи и миряне, люди всех возрастов с доверчивостью открывали перед ним все свои скорби и духовные нужды, все свои согрешения и помыслы. Часто прозорливый старец помогал человеку победить чувство ложного стыда, вслух раскрывая его мысли и грехи, точно только что совершенные перед ним.

Речь его всегда наполняла душу человека благодатным миром. Обличения его были с кротостью и любовью, но оказывали при этом действие на самые очерствевшие сердца. Поучения свои старец всегда основывал на Слове Божием, на творениях свв. отцов и житиях. Особо почитал он защитников чистоты Православия: свтт. Василия Великого и Григория Богослова, сам объяснял, в чем состоит чистота Православия. Горячо любил он святых Русской Церкви и наставлял жить всех по их правилам.

Он говорил: «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией, говоря умом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Благодатные дарования получают только те, которые имеют это внутреннее делание и бдят о душах своих».

Мирянам, действительно не имеющим времени, он разрешал вместо полных молитв читать трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и один раз «Символ веры», но учил исполнять это правило три раза в день, хотя бы, и во время работы.

Сам он на послушаниях в келье, за рукоделием творил непрестанную Иисусову молитву. Пищу он принимал раз в день, а в среды и пятницы не ел ничего. В начале монашеской жизни ему довелось бороться с духом уныния, знакомого и всем нам. «Болезнь сия, – учил он потом на опыте своем, – врачуется молитвой, воздержанием, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением».

1 января 1833 г. прп. Серафим причастился в последний раз Святых Таин в больничной церкви, простился с братией и благословил всех, а значит и нас с вами, говоря: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь (то есть сегодня) вам венцы готовятся».

Сегодня в Церковь нашу приходит много людей, которые еще вчера сами жили современной языческой жизнью. Найдя подлинное сокровище – истинного Бога, они со всей искренностью бросаются к своим родным и близким с желанием, немедленно изменить их жизни, чтобы и столь дорогие им люди обрели Спасение. А в ответ часто встречают от этих близких, дорогих им людей самый резкий отпор, вплоть до побоев и обещаний сумасшедших домов.

И тогда уныние и отчаяние поселяются в домах и головах таких «ревностных» не по разуму новообращенных христиан. А происходит это потому, что они не знали простые слова великого святого Серафима Саровского: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…».

Источник

Оцените статью