- «Радость моя, наступает пора покаянная…»
- +++ Иеромонах РОМАН +++
- Все записи Записи сообщества Поиск +++ Иеромонах РОМАН +++ запись закреплена Ветрово В этот список мы включили те магазины и лавки Москвы, Санкт-Петербурга и Ленобласти, в которых представлены книги иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), изданные в 2020-2021 годах (сборники прежних лет легко найти и в других местах ). Список будет постоянно обновляться. Просим вас иметь в виду, что указанные здесь сведения со временем могут устаревать – книги разбираются. Показать полностью. По возможности, уточняйте их наличие по телефону. Напоминаем, что книги отца Романа всегда можно заказать на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина» https://vetrovo.ru/vitrina/. 1. Книжная лавка Новоспасского монастыря Адрес: Крестьянская пл., д.10 (ст. метро «Крестьянская застава», «Пролетарская») Тел.: +7 (495) 676-68-37 Часы работы: ежедневно с 10:00 до 20:00 Представлены книги «Мир вам!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». 2. Книжная лавка Храма св. мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова Адрес: ул. Моховая, д.9, стр.2 (ст. метро «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд») Тел.: +7 (495) 629-60-67 Часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, перерыв с 14:00 до 15:00 Представлен календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНОБЛАСТЬ 1. Магазин христианской литературы «Слово» Адрес: ул. Малая Конюшенная, д. 9 (ст. метро «Гостиный Двор», выход на канал Грибоедова) Тел.: +7 (800) 201-43-49, +7 (812) 571-20-75, +7 (812) 312-52-00 Часы работы: ежедневно с 11:00 до 20:00 Представлены книги «О слово!», «Мир вам!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». 2. Книжная лавка Валаамского монастыря Адрес: Синопская наб., д.34/36 (ст. метро «Площадь Александра Невского») Тел.: +7 (812) 902-85-77 Часы работы: с 10:00 до 19:00, в воскресенье с 10:00 до 18:00 Представлены книги «Мир вам!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». 3. Лавка подворья Коневского монастыря Адрес: Загородный пр., д. 7 (ст. метро «Владимирская», «Достоевская») Тел.: +7 (812) 315-07-18 Часы работы: ежедневно с 9:00 до 19:00 Представлены книги «О слово!»,«Мир вам!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». 4. Лавка Новодевичьего монастыря Адрес: Московский пр., д. 100 (ст. метро «Московские ворота») Тел.: + 7 (812) 369-30-98 Часы работы: ежедневно с 10: 00 до 19:00, в субботу и предпраздничные дни с 10:00 до 18:00 Представлена книга «Блажени…» и календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». 5. Лавка подворья Введено-Оятского монастыря Адрес: Большой Сампсониевский пр., д. 53, лит. А (ст. м. «Выборгская») Тел. + 7 (812) 542-54-74 Часы работы: ежедневно с 9:00 до 19:00, в воскресенье с 9:00 до 16:00 Представлена книга «Блажени…». 6. Книжная лавка Феодоровского собора Адрес: ул. Миргородская ул., д. 1-В, лит. А (ст. метро «Площадь Восстания»). Тел.: +7 (812) 603 28 18, доб. 125 Часы работы: ежедневно с 11:00 до 18:00 Представлены стихотворные сборники «О слово!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». 7. Книжная лавка Князь-Владимирского собора Адрес: ул. Блохина, д. 26 (ст. метро «Спортивная») Тел.: +7 (812) 498-03-04 Часы работы: ежедневно с 11:00 до 18:00 Представлен сборник «Блажени…» и календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». 8. Лавка Храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Адрес: Васильевский остров, 7-я линия, д. 68 (ст. м. «Василеостровская») Тел.: +7 (812) 328-29-22 Часы работы: ежедневно с 9:00 до 19:00 Представлен сборник «Блажени…» и календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». 9. Лавка Храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ Адрес: ул. Цветочная, д. 16 (ст. метро «Московские ворота») Тел.: +7 (812) 387-04-11 Часы работы: ежедневно в часовне с 11:00 до 18:00, по субботам на первом этаже Храма с 14:00 до 19:00, по воскресеньям там же с 7:00 до 14:00. Представлен сборник «Блажени…» и календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов». 10. Лавка при Храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице Адрес: Ленобласть, Гатчинский р-н, пос. Вырица, пр. Кирова, д. 49 (ж/д станция Вырица) Тел.: +7 (995) 624-50-54 Часы работы: ежедневно с 9:00 до 18:00 Представлены книги «Мир вам!» и «Блажени…». 11. Лавка Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря Адрес: г. Тихвин, Тихвинская ул., д. 1 Представлен сборник «О слово!». 12. Лавка Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Тихвина Адрес: г. Тихвин, площадь Свободы, д. 9 Представлена книга «Блажени…». +++ Иеромонах РОМАН +++ запись закреплена Ветрово В библиотеке посёлка Выгоничи Брянской области обратила внимание на то, что материалы о поэтах родного края размещены на одном стенде со сведениями об особо охраняемых памятниках природы — оврагах, кручах, родниках. Подумала, что это очень верное сочетание, и вспомнила стихотворение иеромонаха Романа «Забытость»: Не привлекают реки и озёра, Где многолюдство, теснота и гам. Большие воды радовали взоры, Показать полностью. Пока не загрязнили берега. О человек, добро, что век твой краток! Беречь созданье — непосильный труд. Общедоступность — велий недостаток: Замусорят, заму́тят, заплюют. Мне нравятся забытые речушки, Текущие меж сосен и болот. Здесь пенье птиц и перечёт кукушки, И царство лилий к Небесам зовёт. Течёт вода и душу омывает, Целят благословенные места. И что в речушке этой привлекает? Она чиста! Слова отца Романа о чистой реке, омывающей душу, мысленно всегда отношу и к творчеству (в первую очередь к его собственному), хотя он, когда писал это стихотворение, конечно, совсем не думал об этом. Подлинный талант может быть загублен не только нуждой и нищетой, но и неумеренным вниманием и почитанием публики, славой, деньгами — и, наверное, для творца второй путь пагубнее, чем первым. Поэту, живущему где-нибудь в глубинке, труднее пробиться к читателям, зато проще сохранить свой дар в чистоте. Но, если продолжить сравнение рек с поэтическим даром, придётся сказать, что реки, как и вся природа, живут в согласии с волей Божией — если только человеческая рука не станет поворачивать течение вспять. А вот реки человеческого слова, как и человеческой души, чаще всего теряют указанное Богом направление и превращаются в буйные и бессмысленные потоки, хотя и в них можно отыскать свою красоту. В библиотеке города Трубчевска оказалось, что сотрудник музейной комнаты поэт Борис Юрьевич Лозов — по образованию биолог и прежде работал в Брянском заповеднике. — Здравствуйте, иеромонах Роман, — громко сказал Борис Юрьевич, вставая из-за стола. — Я рад нашей встрече, хотя мы и придерживаемся разных взглядов. Я пантеист. А в Вашей поэзии ценю гражданскую лирику. На стендах музейной комнаты можно было прочитать краткие биографии, а иногда и целые стихотворения поэтов, которые жили или творили на Брянщине. Была среди них и биография отца Романа, но Борис Юрьевич по понятной причине попросил у нас разрешения пропустить этот рассказ. Зато об остальных литераторах он говорил предельно обстоятельно, отдавая рассказу все силы души — порой казалось, что он не просто говорит, а читает стихи — и как будто защищая своих героев. Среди тех, о ком он говорил, не так много имён было знакомо мне прежде — Даниила Андреева, Виктора Козырева, Михаила Шолохова (его жизненный путь не был связан с Брянщиной, но в музейной комнате хранится написанное им письмо). О большинстве я слышала впервые, но рассказы об их судьбах были порой, может быть, интереснее их собственных произведений — помню, иногда такое же впечатление складывалось на лекциях по истории зарубежной литературы, когда речь шла о малознакомых писателях. Такова, например, судьба Раисы Радонежской — дочери сельского священника, жившей во второй половине девятнадцатого века. Он окончила школу и получила неплохое домашнее образование, увлеклась народническими идеями и стала учить сельских детей. Будучи совсем молодой девушкой, написала «Записки сельской учительницы», а чуть позже (как я узнала уже дома) — книгу «Отец Иван и отец Стефан», «гневно обличающую безнравственность духовенства». Получив за эту книгу хороший гонорар, она потратила деньги на ремонт школы, однако скоро из-за своих взглядов из школы была уволена. Жизнь двадцатисемилетней Раисы Радонежской трагически оборвалась: она покончила с собой, бросившись в глубокий колодец. — Не знаю, как вы, а лично я с глубоким уважением отношусь к выбору Раисы Витальевны, — подвёл итог Борис Юрьевич. Всеволод Гаршин хотел написать повесть о Раисе Радонежской, известны строки из его письма о том, что петербургская молодёжь «на эту Радонежскую молилась, как на святую». Но повесть написана так и не была, а сам Гаршин покончил с собой в возрасте тридцати трёх лет, бросившись в лестничный пролёт. Вспомнились слова отца Романа о том, что он никому не советовал бы брать в руки перо прежде воцерковления: враг обязательно посмеётся. Размышляя об этом, отец Роман вспоминает строки Маяковского, Есенина, Рубцова, в которых они сами себе накаркали печальный конец: пулю, петлю, гибель в январские морозы. И мне тоже вспомнился такой пример — строчки из стихотворения Марины Цветаевой: «Прелестное создание! Сплети-ка мне веревочку…» И ещё один литератор, о котором рассказал нам Борис Юрьевич, погиб молодым, тридцатидвухлетним — поэт Вячеслав Поздняков. Было это уже в наше время, в семидесятые годы. На стенде в литературной комнате мы прочитали его стихотворение: КОЛОКОЛА Послушай, край мой журавлиный, Затихни, ветер в тополях… Звонят, звонят с великой силой По всей стране колокола. О ком? О чём? — О скорбных вдовах, О деревнях, которых нет. О хлебе, что не ели вдоволь, И об огне военных лет. Они гудят в июльской сини, Они гудят в рассветный час: О тех, в Красухе и в Хатыни, Сожжённых заживо, кричат. И если вновь я выйду в поле С тревогой о земных делах, Опять в груди моей до боли Звонят, звонят колокола. Вернувшись домой, я нашла в Интернете другие стихи Вячеслава Позднякова, которые понравились мне больше: Мне бы вновь идти сквозь пожар калин, Мне к озерам бездонным надо бы… Пожалей меня, журавлиный клин, Не раскалывай сердце надвое. «Это как память смертная», — сказал однажды отец Роман, глядя на журавлиный клин в небе над Храмом. — А почему он скончался? — спросил отец Роман у Бориса Юрьевича. — Многие творческие люди страдают одним недугом, иеромонах Роман, — ответил Борис Юрьевич. — Жизнь Вячеслава Позднякова оборвалась при трагических невыясненных обстоятельствах. Всё время, пока Борис Юрьевич рассказывал нам о писателях и поэтах, я думала, на какое стихотворение отца Романа можно обратить его внимание. Раз он пантеист, ему должны быть близки стихотворения о природе — но нет, он сказал, что предпочитает гражданскую лирику. Может быть, что-то о творчестве? Слушая рассказ Бориса Юрьевича, становилось ясно, что писателей он если не обожествляет, то ставит очень высоко, и литература для него – сродни служению. Может быть, стихотворение «Искусство. Творчество…» — но едва ли ему будет близка мысль о том, что искусство находится во власти падшего уродства, и придётся спорить. А может быть, недавнее стихотворение «Возвращение»? Оно как раз о тайне рождения слова и есть в том сборнике, который мы привезли в подарок библиотеке. Но отец Роман вспомнил о другом стихотворении — «Рускiй Солдат». Однажды знакомый нам генерал включил песню на эти стихи своим сослуживцам — и те, хотя были настроены скептически, встали. Отец Роман говорил, что эта песня слышится ему в исполнении хора без всякого музыкального сопровождения — только под звук чеканного шага военных во время парада. Тут же, в музейной комнате, я отыскала эту песню в исполнении Андрея Селиванова в смартфоне и, слушая её вместе со всеми, порадовалась точности этого выбора. «Если б не был монахом — стал бы руским солдатом» — чьими глазами ни взгляни на эти слова, монашескими или солдатскими, они не могут не вызвать уважения. — Если бы я был генералом, я бы тоже встал, — сказал Борис Юрьевич с тем же неподдельным чувством, с которым провёл всю экскурсию. Впрочем, он стоял и без того, и мы попросили его прочитать что-нибудь из собственных стихотворений. И он прочитал: И вновь весна. И музыка гусей Звучит и торжествует на разливе. И радостней новоявленье дней, Свободней, одержимее, счастливей. И вновь ликуют песни куликов, И зелень, не достигшая всесилья, И рыжие полоски тростников, И белизной сверкающие крылья. Опять живу и странствую один, Природе исповедуясь; поверив В целебность этих мокрых луговин И разноцветий турухтаньих перьев. И всё как вновь: закатный свет с холмов И сумерки, звенящие утино, И свист… и всплеск… И хоры голосов… И мир вокруг, и мир в тебе — едины. А ночь придет — в гармонию хоров Обрушится сиянием могучим И грузом ненаписанных стихов, И сладостным, и беспощадно жгучим. Мы слушали его с удивлением — казалось, что стихотворение свободнее самого автора, и особенно отметили эти слова: «И мир вокруг, и мир в тебе — едины». Наверное, для Бориса Юрьевича они согласны с философией пантеизма, но мне показалось: через какую букву в этой строчке слово «мир» ни пиши, всё равно мысль будет богословской. Напоследок нам предложили оставить запись в книге отзывов, и отец Роман написал: «Надеюсь, что поэтические родники Трубчевского края будут приводить к Единому Животворящему Источнику, ибо “если дороги не ведут к Храму, то зачем они нужны?’’» Если бы можно было вернуть этот день, добавила бы к словам отца Романа евангельские: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 13-14). Источник
«Радость моя, наступает пора покаянная…»
Радость моя, наступает пора покаянная,
Радость моя, запожарилась осень вокруг.
Нет ничего на земле постоянного,
Радость моя, мой единственный друг.
Жёлтое, красное – все разноцветное,
Золотом, золотом устланы рвы.
Прямо в лицо роднику безответному
Ветер повыбросил мелочь листвы.
Затосковали деревья безправные,
В ризах растерзанных гибели ждут.
Лишь золотые Кресты православные,
Радость моя, нас в безсмертье зовут.
Радость моя, эта суетность грешная
Даже на паперть швыряет листы.
Но возжелали покоя нездешнего
Белые Церкви, святые Кресты.
Их не прельщают купюры фальшивые,
Не привлекает поток золотой.
Нужно ли вам это золото лживое,
Вам, лобызающим вечный покой?
Белые Церкви светлеются издали,
Благовествуя о мире ином.
Живы еще проповедники Истины,
Радость моя, не скорби ни о чем.
Белые Церкви исполнены кротости,
Ими доднесь освящается свет.
Радость моя, что кручинишься попусту?
Белым Церквам нынче тысяча лет.
Выжили вы, безсловесные зрители,
Бури прошли, расточились врази.
Сколько всего за века перевидели
Белые Церкви, осколки Руси?
Белые Церкви плывут в безконечности,
О, кладенцы неземной Чистоты!
Непокорённые граждане вечности,
Белые Церкви, святые Кресты.
Вас не касаются запахи тленные,
Этот октябрьский отчаянный пир.
Белые Церкви – твердыни Вселенныя,
Не устоите – развалится мiр.
Звон колокольный летит сквозь столетия,
Встретим же в Храме молитвенный час!
Радость моя, мы с тобой не заметили:
Осень уже за порогом у нас.
иеромонах Роман
сентябрь 1987
с. Родовое
Источник
+++ Иеромонах РОМАН +++
ОЛЕГ ПОГУДИН празднует 50-летие .
Иеромонах Роман — поэт редкостный, его стихи принял народ как голос Православия, голос глубинной памяти и высочайшей любви к России, голос исповедальной молитвы и вдохновенной проповеди.
Показать полностью.
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 году,в семье сельской учительницы.Учился в университете, преподавал в школе.В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи.
Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого Православия. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом.
Иеромонах Роман несёт своё призвание через множество испытаний: непонимание, завистничество, осуждение , враждебность, — порой недоброжелательность проявляется даже среди лиц, облеченных духовными званиями. На злобное пустословие отец Роман либо вовсе не обращает внимания, либо реагирует весело. Ещё в 1993 году блаженной памяти митрополит Петербургский Иоанн (Снычёв) подарил отцу Роману свою книгу «Битва за Россию» с напутствием: «Всечестному отцу Роману, церковному певцу — на добрую память». Жизнь показала, что этот подарок оказался пророческим. Ныне битва за Россию — одна из главных творческих тем поэта.
У иеромонаха Романа грань между стихом и молением становится почти неуловимой. Уединение, молитва,благоговейное отношение к слову позволили ему верно определить свое поэтическое служение:
Скажу ещё, по Милости Творца,
С молитвой песне удалось сродниться.
Его песни, как неразрывная молитва, одна за другой входят в сердце не только каждого православного человека, но и любого,чья душа способна воспринимать истинную красоту человеческих творений. Ныне в своём монашеском уединении в скиту Ветрово отец Роман продолжает служить молитвой и словом, наполняя молитвенным звучанием рождающиеся строки своих стихотворений. Живя один, он пишет иконы, возводит и украшает деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
По материалам газеты «Русь Православная» и книги «Русский куколь».
Группа сообщества создана в ноябре 2009 г.
- Все записи
- Записи сообщества
- Поиск
+++ Иеромонах РОМАН +++ запись закреплена
Ветрово
В этот список мы включили те магазины и лавки Москвы, Санкт-Петербурга и Ленобласти, в которых представлены книги иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), изданные в 2020-2021 годах (сборники прежних лет легко найти и в других местах ). Список будет постоянно обновляться. Просим вас иметь в виду, что указанные здесь сведения со временем могут устаревать – книги разбираются.
Показать полностью. По возможности, уточняйте их наличие по телефону. Напоминаем, что книги отца Романа всегда можно заказать на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина» https://vetrovo.ru/vitrina/.
1. Книжная лавка Новоспасского монастыря
Адрес: Крестьянская пл., д.10 (ст. метро «Крестьянская застава», «Пролетарская»)
Тел.: +7 (495) 676-68-37
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 20:00
Представлены книги «Мир вам!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
2. Книжная лавка Храма св. мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: ул. Моховая, д.9, стр.2 (ст. метро «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд»)
Тел.: +7 (495) 629-60-67
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, перерыв с 14:00 до 15:00
Представлен календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНОБЛАСТЬ
1. Магазин христианской литературы «Слово»
Адрес: ул. Малая Конюшенная, д. 9 (ст. метро «Гостиный Двор», выход на канал Грибоедова)
Тел.: +7 (800) 201-43-49, +7 (812) 571-20-75, +7 (812) 312-52-00
Часы работы: ежедневно с 11:00 до 20:00
Представлены книги «О слово!», «Мир вам!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
2. Книжная лавка Валаамского монастыря
Адрес: Синопская наб., д.34/36 (ст. метро «Площадь Александра Невского»)
Тел.: +7 (812) 902-85-77
Часы работы: с 10:00 до 19:00, в воскресенье с 10:00 до 18:00
Представлены книги «Мир вам!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
3. Лавка подворья Коневского монастыря
Адрес: Загородный пр., д. 7 (ст. метро «Владимирская», «Достоевская»)
Тел.: +7 (812) 315-07-18
Часы работы: ежедневно с 9:00 до 19:00
Представлены книги «О слово!»,«Мир вам!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
4. Лавка Новодевичьего монастыря
Адрес: Московский пр., д. 100 (ст. метро «Московские ворота»)
Тел.: + 7 (812) 369-30-98
Часы работы: ежедневно с 10: 00 до 19:00, в субботу и предпраздничные дни с 10:00 до 18:00
Представлена книга «Блажени…» и календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
5. Лавка подворья Введено-Оятского монастыря
Адрес: Большой Сампсониевский пр., д. 53, лит. А (ст. м. «Выборгская»)
Тел. + 7 (812) 542-54-74
Часы работы: ежедневно с 9:00 до 19:00, в воскресенье с 9:00 до 16:00
Представлена книга «Блажени…».
6. Книжная лавка Феодоровского собора
Адрес: ул. Миргородская ул., д. 1-В, лит. А (ст. метро «Площадь Восстания»).
Тел.: +7 (812) 603 28 18, доб. 125
Часы работы: ежедневно с 11:00 до 18:00
Представлены стихотворные сборники «О слово!», «Блажени…», календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
7. Книжная лавка Князь-Владимирского собора
Адрес: ул. Блохина, д. 26 (ст. метро «Спортивная»)
Тел.: +7 (812) 498-03-04
Часы работы: ежедневно с 11:00 до 18:00
Представлен сборник «Блажени…» и календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
8. Лавка Храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове
Адрес: Васильевский остров, 7-я линия, д. 68 (ст. м. «Василеостровская»)
Тел.: +7 (812) 328-29-22
Часы работы: ежедневно с 9:00 до 19:00
Представлен сборник «Блажени…» и календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
9. Лавка Храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ
Адрес: ул. Цветочная, д. 16 (ст. метро «Московские ворота»)
Тел.: +7 (812) 387-04-11
Часы работы: ежедневно в часовне с 11:00 до 18:00, по субботам на первом этаже Храма с 14:00 до 19:00, по воскресеньям там же с 7:00 до 14:00.
Представлен сборник «Блажени…» и календарь на 2022 г. «Иеромонах Роман. Месяцеслов».
10. Лавка при Храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице
Адрес: Ленобласть, Гатчинский р-н, пос. Вырица, пр. Кирова, д. 49 (ж/д станция Вырица)
Тел.: +7 (995) 624-50-54
Часы работы: ежедневно с 9:00 до 18:00
Представлены книги «Мир вам!» и «Блажени…».
11. Лавка Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря
Адрес: г. Тихвин, Тихвинская ул., д. 1
Представлен сборник «О слово!».
12. Лавка Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Тихвина
Адрес: г. Тихвин, площадь Свободы, д. 9
Представлена книга «Блажени…».
+++ Иеромонах РОМАН +++ запись закреплена
Ветрово
В библиотеке посёлка Выгоничи Брянской области обратила внимание на то, что материалы о поэтах родного края размещены на одном стенде со сведениями об особо охраняемых памятниках природы — оврагах, кручах, родниках. Подумала, что это очень верное сочетание, и вспомнила стихотворение иеромонаха Романа «Забытость»:
Не привлекают реки и озёра,
Где многолюдство, теснота и гам.
Большие воды радовали взоры,
Показать полностью.
Пока не загрязнили берега.
О человек, добро, что век твой краток!
Беречь созданье — непосильный труд.
Общедоступность — велий недостаток:
Замусорят, заму́тят, заплюют.
Мне нравятся забытые речушки,
Текущие меж сосен и болот.
Здесь пенье птиц и перечёт кукушки,
И царство лилий к Небесам зовёт.
Течёт вода и душу омывает,
Целят благословенные места.
И что в речушке этой привлекает?
Она чиста!
Слова отца Романа о чистой реке, омывающей душу, мысленно всегда отношу и к творчеству (в первую очередь к его собственному), хотя он, когда писал это стихотворение, конечно, совсем не думал об этом. Подлинный талант может быть загублен не только нуждой и нищетой, но и неумеренным вниманием и почитанием публики, славой, деньгами — и, наверное, для творца второй путь пагубнее, чем первым. Поэту, живущему где-нибудь в глубинке, труднее пробиться к читателям, зато проще сохранить свой дар в чистоте.
Но, если продолжить сравнение рек с поэтическим даром, придётся сказать, что реки, как и вся природа, живут в согласии с волей Божией — если только человеческая рука не станет поворачивать течение вспять. А вот реки человеческого слова, как и человеческой души, чаще всего теряют указанное Богом направление и превращаются в буйные и бессмысленные потоки, хотя и в них можно отыскать свою красоту.
В библиотеке города Трубчевска оказалось, что сотрудник музейной комнаты поэт Борис Юрьевич Лозов — по образованию биолог и прежде работал в Брянском заповеднике.
— Здравствуйте, иеромонах Роман, — громко сказал Борис Юрьевич, вставая из-за стола. — Я рад нашей встрече, хотя мы и придерживаемся разных взглядов. Я пантеист. А в Вашей поэзии ценю гражданскую лирику.
На стендах музейной комнаты можно было прочитать краткие биографии, а иногда и целые стихотворения поэтов, которые жили или творили на Брянщине. Была среди них и биография отца Романа, но Борис Юрьевич по понятной причине попросил у нас разрешения пропустить этот рассказ. Зато об остальных литераторах он говорил предельно обстоятельно, отдавая рассказу все силы души — порой казалось, что он не просто говорит, а читает стихи — и как будто защищая своих героев. Среди тех, о ком он говорил, не так много имён было знакомо мне прежде — Даниила Андреева, Виктора Козырева, Михаила Шолохова (его жизненный путь не был связан с Брянщиной, но в музейной комнате хранится написанное им письмо). О большинстве я слышала впервые, но рассказы об их судьбах были порой, может быть, интереснее их собственных произведений — помню, иногда такое же впечатление складывалось на лекциях по истории зарубежной литературы, когда речь шла о малознакомых писателях.
Такова, например, судьба Раисы Радонежской — дочери сельского священника, жившей во второй половине девятнадцатого века. Он окончила школу и получила неплохое домашнее образование, увлеклась народническими идеями и стала учить сельских детей. Будучи совсем молодой девушкой, написала «Записки сельской учительницы», а чуть позже (как я узнала уже дома) — книгу «Отец Иван и отец Стефан», «гневно обличающую безнравственность духовенства». Получив за эту книгу хороший гонорар, она потратила деньги на ремонт школы, однако скоро из-за своих взглядов из школы была уволена. Жизнь двадцатисемилетней Раисы Радонежской трагически оборвалась: она покончила с собой, бросившись в глубокий колодец.
— Не знаю, как вы, а лично я с глубоким уважением отношусь к выбору Раисы Витальевны, — подвёл итог Борис Юрьевич.
Всеволод Гаршин хотел написать повесть о Раисе Радонежской, известны строки из его письма о том, что петербургская молодёжь «на эту Радонежскую молилась, как на святую». Но повесть написана так и не была, а сам Гаршин покончил с собой в возрасте тридцати трёх лет, бросившись в лестничный пролёт.
Вспомнились слова отца Романа о том, что он никому не советовал бы брать в руки перо прежде воцерковления: враг обязательно посмеётся. Размышляя об этом, отец Роман вспоминает строки Маяковского, Есенина, Рубцова, в которых они сами себе накаркали печальный конец: пулю, петлю, гибель в январские морозы. И мне тоже вспомнился такой пример — строчки из стихотворения Марины Цветаевой: «Прелестное создание! Сплети-ка мне веревочку…»
И ещё один литератор, о котором рассказал нам Борис Юрьевич, погиб молодым, тридцатидвухлетним — поэт Вячеслав Поздняков. Было это уже в наше время, в семидесятые годы. На стенде в литературной комнате мы прочитали его стихотворение:
КОЛОКОЛА
Послушай, край мой журавлиный,
Затихни, ветер в тополях…
Звонят, звонят с великой силой
По всей стране колокола.
О ком? О чём? — О скорбных вдовах,
О деревнях, которых нет.
О хлебе, что не ели вдоволь,
И об огне военных лет.
Они гудят в июльской сини,
Они гудят в рассветный час:
О тех, в Красухе и в Хатыни,
Сожжённых заживо, кричат.
И если вновь я выйду в поле
С тревогой о земных делах,
Опять в груди моей до боли
Звонят, звонят колокола.
Вернувшись домой, я нашла в Интернете другие стихи Вячеслава Позднякова, которые понравились мне больше:
Мне бы вновь идти
сквозь пожар калин,
Мне к озерам бездонным
надо бы…
Пожалей меня,
журавлиный клин,
Не раскалывай сердце надвое.
«Это как память смертная», — сказал однажды отец Роман, глядя на журавлиный клин в небе над Храмом.
— А почему он скончался? — спросил отец Роман у Бориса Юрьевича.
— Многие творческие люди страдают одним недугом, иеромонах Роман, — ответил Борис Юрьевич. — Жизнь Вячеслава Позднякова оборвалась при трагических невыясненных обстоятельствах.
Всё время, пока Борис Юрьевич рассказывал нам о писателях и поэтах, я думала, на какое стихотворение отца Романа можно обратить его внимание. Раз он пантеист, ему должны быть близки стихотворения о природе — но нет, он сказал, что предпочитает гражданскую лирику. Может быть, что-то о творчестве? Слушая рассказ Бориса Юрьевича, становилось ясно, что писателей он если не обожествляет, то ставит очень высоко, и литература для него – сродни служению. Может быть, стихотворение «Искусство. Творчество…» — но едва ли ему будет близка мысль о том, что искусство находится во власти падшего уродства, и придётся спорить. А может быть, недавнее стихотворение «Возвращение»? Оно как раз о тайне рождения слова и есть в том сборнике, который мы привезли в подарок библиотеке.
Но отец Роман вспомнил о другом стихотворении — «Рускiй Солдат». Однажды знакомый нам генерал включил песню на эти стихи своим сослуживцам — и те, хотя были настроены скептически, встали. Отец Роман говорил, что эта песня слышится ему в исполнении хора без всякого музыкального сопровождения — только под звук чеканного шага военных во время парада. Тут же, в музейной комнате, я отыскала эту песню в исполнении Андрея Селиванова в смартфоне и, слушая её вместе со всеми, порадовалась точности этого выбора. «Если б не был монахом — стал бы руским солдатом» — чьими глазами ни взгляни на эти слова, монашескими или солдатскими, они не могут не вызвать уважения.
— Если бы я был генералом, я бы тоже встал, — сказал Борис Юрьевич с тем же неподдельным чувством, с которым провёл всю экскурсию.
Впрочем, он стоял и без того, и мы попросили его прочитать что-нибудь из собственных стихотворений. И он прочитал:
И вновь весна. И музыка гусей
Звучит и торжествует на разливе.
И радостней новоявленье дней,
Свободней, одержимее, счастливей.
И вновь ликуют песни куликов,
И зелень, не достигшая всесилья,
И рыжие полоски тростников,
И белизной сверкающие крылья.
Опять живу и странствую один,
Природе исповедуясь; поверив
В целебность этих мокрых луговин
И разноцветий турухтаньих перьев.
И всё как вновь: закатный свет с холмов
И сумерки, звенящие утино,
И свист… и всплеск… И хоры голосов…
И мир вокруг, и мир в тебе — едины.
А ночь придет — в гармонию хоров
Обрушится сиянием могучим
И грузом ненаписанных стихов,
И сладостным, и беспощадно жгучим.
Мы слушали его с удивлением — казалось, что стихотворение свободнее самого автора, и особенно отметили эти слова: «И мир вокруг, и мир в тебе — едины». Наверное, для Бориса Юрьевича они согласны с философией пантеизма, но мне показалось: через какую букву в этой строчке слово «мир» ни пиши, всё равно мысль будет богословской.
Напоследок нам предложили оставить запись в книге отзывов, и отец Роман написал:
«Надеюсь, что поэтические родники Трубчевского края будут приводить к Единому Животворящему Источнику, ибо “если дороги не ведут к Храму, то зачем они нужны?’’»
Если бы можно было вернуть этот день, добавила бы к словам отца Романа евангельские: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 13-14).
Источник