Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт — ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ. — 3 класс
Задачи уроков: развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры; обобщение материала; планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений; поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; формирование умения оценить музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств; подготовка к завершению работы над исследовательскими мини-проектами.
Замечательный русский композитор и учёный Сергей Иванович Танеев (1856—1916) заметил однажды, что если бы на Земле появились жители других планет, которым следовало бы за один лишь час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Симфонию № 9 Л. Бетховена. А вот как в стихах выразил своё впечатление от музыки Л. Бетховена поэт Н. Заболоцкий:
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал.
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Третьеклассникам предлагается сначала послушать фрагмент финала Симфонии №9 — последней симфонии Л. Бетховена — в исполнении учителя, затем выучить его главную тему и, наконец, услышать её в исполнении хора и оркестра. Возможно, учащиеся уже слышали эту музыку, так как значительные события в жизни многих народов, многих стран мира (например, Олимпийские игры) нередко отмечаются исполнением Симфонии № 9.
После того как учащиеся самостоятельно определят содержание музыкального образа этой темы и выскажут свои соображения, можно разучить с ними тему финала.
Радость юной жизни пламя!
Новых светлых дней залог!
Мы, впивая сердцем пламя,
Входим в светлый твой чертог.
Сорван гнёт с границ ненужных,
Там, где всё живёт трудом.
Все творцы идей послушны
Под твоим большим крылом.
Радость светит нам в тумане,
Греет сердце в час невзгод.
Плен страстей нас в бездну манит,
Радость к солнцу нас зовёт.
Радость вспомнят все народы,
Гнёт седых веков забыв.
Из груди самой природы
К счастью слышен наш призыв
Ещё в юности, увлечённый идеями французской революции, Л. Бетховен искал музыкальное воплощение оды “К радости” Ф. Шиллера, на текст которой написан финал симфонии. Идеи общечеловеческого равенства, братства и свободы волновали композитора на протяжении всего творческого пути. Не случайно музыкальная тема финала возникла задолго до симфонии, и в разных произведениях композитора можно найти родственные этой теме образы. Тема радости удивительно проста и воспринимается как откровение. Голоса солистов, хора, оркестра объединяются, сливаются в едином порыве прославления радости. Тема преображается в песню, светлый гимн, героический марш, превращается в грандиозную картину массового ликования, торжества счастливого человечества. “Обнимитесь, миллионы!” — этим апофеозом завершается симфония, заставляя биться сердца слушателей в унисон с музыкой Л. Бетховена и словами Ф. Шиллера.
Для закрепления представлений о значении Симфонии № 9 в творчестве Бетховена можно предложить учащимся посмотреть фрагмент художественного фильма “Переписывая Бетховена” (режиссёр А. Холланд. 2006).
Музыка И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, символизирующая собой высшие достижения человеческого гения, безусловно, настроит учителя на обобщённое, творчески импровизационное построение заключительных уроков года. В эти уроки, помимо произведений, обозначенных на страницах учебника, важно включить те сочинения, которые особенно запомнились детям и которые они хотели бы ещё раз исполнить или услышать. Для выяснения этого предлагаются задания в рабочей тетради (с. 26—27).
Самое важное, чтобы учащиеся почувствовали и поняли, как встречаются через века и оказываются близкими нам сочинения Л. Бетховена и М. Глинки, В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, самые разные музыкальные жанры: ода и кант, симфония и опера. “Славься!” М. Глинки и финал Симфонии № 9 Л. Бетховена — это единая песнь-гимн человеческому счастью, радости, это торжество человеческого духа.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Презентация «Прославим радость на Земле» 3 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Открытый урок в 3 «б» классе
Прославим радость на земле
- Цель урока:
- Доказать, что музыка во все времена и даже самые сложные исторические периоды помогает людям сохранять присутствие духа, дарит радость и надежду на лучшее
- Песни, как и классические произведения, помогали людям верить в лучшее и в годы ВОВ
Прославим радость на земле
- Задачи Образовательные:
- Формирования навыков слушанья музыки, умения передать свои впечатления об услышанном в высказывании, движении, рисунке. Формирование вокально-интоноционных, элементарных инструментально-исполнительских навыков.
- Развивающие:
- Развитие процессов восприятия музыкальных произведений, развитие творческого и логического мышления, памяти воображения, слуха, совершенствование вокально- и инструментально-исполнительских навыков.
- Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству: музыке инструментальной и вокальной, народной и композиторской, живописи, литературе, пластическим видам искусства.
Прославим радость на земле
- Планируемые результаты
- Предметные:
- Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе специфики языка каждого из них. Знать русских композиторов (Глинка, Римский-Корсаков), знать жанры былины, оперы.
- Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения, солирующие музыкальные инструменты, участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, элементарное музицирование).
- Личностные:Усвоение жизненного содержания музыкальных образов. Реализация творческого потенциала, готовность выражать своё отношение к искусству. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека.
- Регулятивные:
- Ставить и решать новые учебные задачи, оценка собственной музыкально-творческой деятельности, выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя,
- Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения.
- Коммуникативные:
- Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства, умение учитывать разные мнения, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать друг друга.
- Познавательные:
- Активация творческого мышления, выбор способов решения задач, умение проводить сравнение музыкальных произведений, владение музыкальным словарём в процессе размышлений о музыке.
Прославим радость на земле
- Основные понятия:
- канон
- симфония
- Ода, лира, гимн
- патриотическая песня, песни о Великой Отечественной войне
Прославим радость на земле
- Технологии
- развитие вокально-интонационных навыков
- развитие процессов восприятия, диалог культур, метод проектов, элементарное музицирование, работа в группах, технология сотрудничества.
- Межпредметные связи
- Литература, история, изобразительное искусство, МХК, музыкальное движение, хор.
Прославим радость на земле
- Оборудование
- Кабинет музыки, фортепиано, доска, видео-презентация по теме урока, портреты композиторов, раздаточный материал с терминами, военные костюмы времен ВОВ, георгиевские ленточки, флаг РФ
- аудио и видеозаписи музыкальных произведений, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты.
Ход урока: Организационный этап, актуализация знаний
- Приветствие,Слушанье музыки
- Звучит песня-канон В. А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру»
Ход урока: Организационный этап, актуализация знаний
- «Слава солнцу, слава миру!
- Да прославит радость лира!
- Хвала тебе!
- Хвала тебе!
- Прославим радость на земле!»
- Какой характер
у прозвучавшего фрагмента?
Ход урока: Организационный этап, актуализация знаний
- Эта песня исполняется каноном.
- — КАНОН – это музыкальное произведение, в котором разные голоса поочередно
- Исполняют одну и ту же мелодию
- (поем начало рнп «Березка» каноном – двумя группами
- Прозвучавший фрагмент имеет радостный, гимнический,
- Торжествен-ный характер.
- Так и музыка – дарит нам радость и помогает жить.
Ход урока:
- Цель урока:
- Доказать, что музыка во все времена и даже самые сложные исторические периоды помогает людям сохранять присутствие духа, дарит радость и надежду на лучшее
- Песни, как и классические произведения, помогали людям верить в лучшее и в годы ВОВ
Слушанье музыки — викторина-разминка. (Актуализация знаний)
- Отгадай музыкальный фрагмент? — Какой композитор его сочинил -Отгадай мелодию-подсказку
Слушанье музыки — викторина-разминка. (Актуализация знаний) Мелодия-подсказка: Моцарт Симфония №40 соль минор. 1 часть. ответ на вопрос викторины: Моцарт. Финал (4 часть) симфонии №40 Слушанье музыки — викторина-разминка. (Актуализация знаний)
- Отгадай музыкальный фрагмент? — Какой композитор его сочинил -Отгадай мелодию-подсказку
Слушанье музыки — викторина-разминка. (Актуализация знаний) Мелодия-подсказка: Тема вступления – «мотив судьбы» из 5 симфонии до минор Л. ван Бетховена ответ на вопрос викторины: Л. ван Бетховен. Финал симфонии №9 на текст Оды «К радости» Шиллера
это крупное 4-х частное произведение для симфоничес-кого оркестра, своеобраз-ный «роман в звуках»
Слушанье музыки — викторина-разминка. (Актуализация знаний) Соотнести музыку фрагментов с репродукциями картин Слушанье музыки — викторина-разминка. (Актуализация знаний)
- Соотнести музыку фрагментов с репродукциями картин
2021 год – 80 лет со дня начала Великой Отечественной Войны (1945-1945)Разучивание новой песни«Наследники Победы» (сл. и муз. А. Куреляк) Летят журавли, словно письма, Сказанья о чьей-то судьбе. Читают ребята и подвиг солдата Опять примеряют к себе. Припев. Давно это было когда-то, Но память людская жива. Взлетают орлята Под небо крылато И яркая блещет звезда. Припев:
Давно отпылали закаты,
Давно отгремели бои,
Но верят ребята
В тот подвиг солдата
И в небе опять журавли.
Но верят ребята
В тот подвиг солдата
И снова плывут журавли.
Мы хрупкий шар Земли
храним, как наши прадеды и деды.
И помним как они
когда-то мир спасли,
войны жестокой беды,
как нашу Родину спасли.
Разучивание новой песни«Наследники Победы» (сл. и муз. А. Куреляк)
- Слушанье песни в исполнении
- Набережневой Карины 2- «б» класс
- — ученицы нашей школы
Вокально-интонационная работа
- дыхательная гимнастика («парашют», «
- «пружинки», «цветы») – А. Стрельникова
- распевка («р…», «бр…» и др. – В. Емельянов)
- «Ми…я», гамма
- пение песни:
- хором с инструментом (мелодия) – 1куплет
- По цепочке – фразами по одному – 2 куплет
Вокально-интонационная работа
- Учитель поет а капелла первую фразу запева, команда девочек – вторую, команда мальчиков – повторение второй фразы
- Припев исполняем хором (с инструментом)
- Исполнение всей песни с хором под фонограмму-
Песенный батл (работа в группах)
- Команда девочек представляет (исполняет хором) песню «Катюша»
- Исполнение песни хором и на СВИРЕЛИ
Песня «Прадедушка» (мальчики)
- Команда мальчиков представляет (исполняет хором) песню «Прадедушка»
- 1-2 куплета
Слушанье музыки
- 7 симфония Шостаковича
- Классическая музыка в годы ВОВ
- Не только патриотические песни звучали в годы Великой Отечественной Войны. Великий российский композитор Дмитрий Дмитриевич в блокадном Ленинграде писал свою Великую Седьмую симфонию – грандиозную музыкальную поэму о мире и войне.
- Послушаем фрагмент из этого произведения
- -Какой характер у прозвучавшего фрагмента? (Тема фашистского нашествия)
- -Какие чувства у тебя она вызывает?
- -Как вы думаете, воодушевляла ли эта музыка русских людей в годы войны на борьбу с врагом?
Финал урока. Вывод
- Музыка, как классическая, так и песенная, во все времена помогала человеку жить, в годы испытаний – легче переносить невзгоды, в мирное время — вселяла в него радость и надежду на лучшее
Финал урока. д/з
- Какие военные знают и слушают в твоей семье (приведи 3 примера)?
- Какие классические произведения знают и слушают в твоей семье (приведи 3 примера)?
- напой мелодии из этих произведений
Исполнение песни «О той весне» «Слава солнцу, слава миру»
- В конце – исполнение начала песни
- «Слава солнцу, слава миру» хором
Список литературы
- Сергеева Г., Критская Е. Музыка – 5 класс. М., 2013
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» – М., 2011.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
Источник