Радость горю не попутчик пословица или поговорка
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ О РАДОСТИ И ГОРЕ
О радости, о горести
Время красит, а безвременье чернит.
Временем в красне, порою в черне.
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Положи, Господь, камешком, подыми перышком.
От радости и старики со старухами помолодели.
Не гребень холит (или: чешет), а время.
Горе, что ногти (т. е. все растет); счастье, что кудри (т. е. скоро вянет).
При поре – с умом, без поры – с сумой.
Хорошая жизнь ум рождает, плохая и последний теряет.
Беда глупости сосед.
Беда без ума.
Беда сшибши руки ходит.
В добре советно, а бедовно – не любовно.
При поре – в добре, в бессчастье – что в ненастье.
День меркнет ночью, а человек печалью.
Кручина с ног собьет, нужда и вовсе заклюет.
Ни дна, ни покрышки, ни от беды передышки.
Лихо жить в нуже, а в горе и того хуже.
Горе косицу белит.
Горе не молодит.
Злой плачет от зависти, добрый от радости.
О чем плачешь? По своему горю (ответ плакуши).
Горе не заедают (прибавка: а запить можно).
Печаль не уморит, а с ног собьет.
С печали не мрут, а сохнут.
Горе, что годы: бороздки прокладывает.
Печаль не красит, горе не цветит.
Не годы старят, горе.
Ржа железо ест (или: крушит), а печаль – сердце.
От печалей немощи, от немощей смерть.
Горе одного только рака красит (т. е. кипяток).
Моль одежу ест, а печаль – сердце (или: человека).
Всякое лихо споро: не минет скоро.
Беда не дуда: поиграв, не кинешь.
Хоть подымай руки на небо.
Ох, ведает про то Бог, от чего живот засох.
Радость прямит, кручина крючит.
С печали шея равна с плечами.
Повесил головушку на праву сторонушку.
Плакать не смею, тужить не велят.
Кручиною поля не изъездишь.
Солью сыт не будешь, думою горя не размыкаешь.
Слезою моря не наполнишь.
Знать по очам, какова печаль.
Беды да печали на почтовых примчали.
С позябла сердца кручинушки не смоешь.
Всё ерши, а плотвички ни одной (т. е. все злые люди).
У горькой беды нет сладкой еды.
Видна печаль по ясным очам, кручина – по белу лицу.
Рукою погоняй, а другою слезы утирай.
Нальются глаза, как прошибет слеза.
Слезы не проглотишь. Тяжело слезы глотать.
Плакать не плачу, а слеза бежит.
Не перо пишет, не чернилица – пишет горюча слеза.
Больше плачешь – меньше скачешь.
Наши плачут, да и ваши не скачут.
Придет беда – не пойдет на ум и еда.
Не учи хромать, у кого ноги болят (или: и так ноги болят).
Возьмет голод – появится голос.
Придет беда – проймет (прошибет) слеза. Горе молчать не будет.
Видно, кому обидно. Беда да нужа выходит наружу.
Пошли, захныкали – и полы затыкали.
Для того слеп плачет, что ни зги не видит.
Есть слезы – есть и совесть.
Праздник на небе, когда грешник плачет.
Голодному да заботному долга обедня (или: долга неделя).
Везде скачут, а у нас плачут.
Изжили век, а легче (или: а толку) нет.
В семь лет перебедовали семьдесят семь бед.
Живем – покашливаем, ходим – похрамываем.
Что день – то радость, а слез не убывает.
Что ни дальше – то лучше, а не наплачешься.
Живем – хлеба не жуем; проглотим – подавимся.
Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай!
Беда приспела, наперед не сказалась.
Набежит беда – и с ног собьет.
Горе-горюха: хоть горько, да упивайся.
Лен трепал, да в беду попал.
Во рту не было, а в голове зашумело.
Горе лыком подпоясано.
Горе в лохмотьях, беда нагишом.
Не бархатом меня от этого по сердцу погладило.
Стонет, ровно воз сена везет.
Охали день до вечера, а поужинать нечего.
Лиса придет – и курица раскудахчется.
И воробей на кошку чирикает.
Трудно тому, коли беда придет к кому.
Придет напасть – так будет пропасть.
Один день год на кости накинул.
Один день у меня век заел.
С пролежнями и постель не мягка.
Много шахов, а мат один (от шахматной игры).
Горя много, а смерть одна.
Забота не съела, так скука одолела.
Из дурака и плач смехом прет.
Нет мне ни смерти, ни живота.
Ни жить, ни умереть не дают.
В тереме высоко, а до Москвы далеко.
Головней прокатить (т. е. выжечь всё).
Конским хвостом пепелище размету.
Живой нитки не покинули.
Прямо головою в петлю.
Попался, как бес в перевес.
Попался впросак. Сел промеж двух наголе.
Попал в мешок головой. Как в омут (в яму) головою.
Попал, как сом в вершу.
Ноготь увяз – всей птичке пропасть.
Летела муха-горюха – попала к мизгирю в тенета (из побасенки).
Погладили – мутовкой по головке.
Погладила меня судьба против шерсти.
Пришло в тупик, что некуда ступить.
Попался в тиски, так пищи не пищи.
За виски да в тиски.
За хохол да рылом в стол (или: в пол).
Ему досталось на орехи. Будет тебе на орехи.
Задали памятку, что до новых веников не забудет.
Знай своих, поминай наших! Знай наших, поминай своих!
Под каблук попал. Угодил под пяту.
Под обух идти (т. е. на верную гибель).
Нести (или: Снесть) голову на плаху.
Он сам на себя плеть (или: веревку) вьет.
Ровно кто меня шилом (или: жегалом) тычет.
Он что-то и сам не свой. Как рак на мели.
Засел (или: Погряз) по уши (или: по горло).
На себе везут (или: возят), так прогонов не берут (или: не спрашивают).
Паки и паки – съели попа собаки, да кабы не дьячки, разорвали б на клочки.
Всё рвет пополам да надвое.
Рвет на себе волос.
На стену лезет.
Взвыл (или: Запел) не своим голосом.
Хоть за стену зубом. Хоть в стену головой. Хоть головой, да об стену.
Пригнуть кого к ногтю.
Задать кому перцу (или: феферу).
Не в бровь, а прямо в глаз.
Сорочи не сорочи, а без рубля быть.
Взяло кота поперек живота.
Согнуть кого в бараний рог (или: в три дуги, в три погибели).
Таки просто из нас веревки вьет.
Он его скоро из сапог в лапти обует.
Уходить кого (т. е. погубить, убить). Доехали молодца.
Пустили молодца босиком. Обули на босу ногу.
Сломил козел голову по самую бороду.
Хоть караул кричать. Хоть волком выть.
Пишите письма (т. е. пропало).
Угодил промеж косяка и двери.
Попался в перекрестную. Попал промеж двух огней.
Хоть Лазаря пой, хоть волком вой.
Сердце петухом запело.
Дошла честь, что и голова с плеч.
Овсы полегли, а жито не всходило.
Телята пропали, а овец покрали.
На грех и незаряженное (ружье) выпалит.
Чем черт не шутит: из дубинки выпалит.
За кем наше не пропадает (или: не пропадало)?
В наш огород и каменья бросают.
Облупили, как липку. Обобрали, как малинку.
Бился, колотился и ни до чего не добился (или: а пути не добился).
Как рыба об лед бьется.
Как слепой козел об ясли колотится.
Горе – что море: ни переплыть, ни вылакать.
Что грызет и поедает, то не скоро пропадает.
Горе-горемыка хуже лапотного лыка.
Нашему Ивану нигде нет талану.
Пришли на Настю беды да напасти.
Походя горе мычет. Так по бедам и ходит.
Нашего слугу согнуло в дугу.
Кузеньку подкузьмили.
Горькому Кузеньке – горькая и долюшка.
На бедного Макара и шишки валятся.
Взяло Фоку сзади и сбоку.
Горюет Фома, что пуста у него сума.
Флориха дошла до лиха.
Охнет и дед, что денег нет.
Бог не поберег – что вдоль, что поперек.
Только и ходу, что из ворот да в воду.
Жить было тихо, да от людей лихо.
Беда и богатого мужика бездомит.
Убогому подле богатого жить – либо плакать, либо тужить.
Убогий мужик и хлеба не ест; богатый – и мужика съест.
Попало зернышко под кованый жернов.
Ты меня деревянной пилой пилишь.
Без ножа зарезал. Без топора зарубил.
Овце с волком плохо жить.
Большая рыба маленькую целиком глотает.
Козла спереди бойся, коня – сзади, а злого человека – со всех сторон.
Взял топор – возьми и топорище.
Взял корову – возьми и подойник.
Взяли лошадь – возьмите и оброть.
Которую овцу волк задавит, та уж не пищит.
Житье, что гороху при дороге: кто ни пройдет, тот и скубнет.
Житье – хуже поповой собаки.
Увидимся у скорняка на колочке (сказала лиса волку).
В иной волости лихие болести.
Горе горевать – не пир пировать.
Ему пришло – ни почать, ни кончать.
Веселье волку, как гоняют по колку.
Живи, колотило, за рекою, да к нам ни ногою.
В земле черви, в воде черти, в лесу сучки, в суде крючки – куда уйти!
Жить нельзя, а умереть не дают.
Лучше в пучину, чем в кручину.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Не велика болячка – да сесть не дает.
Рад, что ланскому (прошлогоднему) снегу.
Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается.
Горе да беда – с кем не была?
В беде не унывай, на Бога уповай!
Во всяком худе не без добра.
Всё на свете к лучшему.
От всякой печали Бог избавляет.
Ни радости вечной, ни печали бесконечной.
Ни плачем заплакать, ни смехом засмеять (т. е. горя).
Не радуйся, нашедши, не плачь, потеряв!
Плакавши не заплатить, а смехом не задолжать.
Где радость, тут и горе; где горе, там и радость.
И жаль батьки, да везти на погост.
После грозы вёдро, после горя радость.
Людям тын да помеха, а нам смех да потеха.
Не видав горя, не узнаешь и радости.
Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.
Одна беда не беда.
Одна беда не надокучит, а надокучит, так проучит.
Беды учат, победки мучат.
Разрюмилась, как радуница (т. е. при поминовении).
Сколько ни плакать, а быть перестать.
Всего горя не переплачешь: даст Бог, еще много впереди.
Терпи горе: пей мед.
Не по чем барской барыне плакать.
Еремины слезы по чужом пиве льются.
С горя не убиться, хлеба не лишиться.
От напасти не пропасти. Кручиной моря не переедешь.
От беды не в петлю головой. От горя не об стену.
Пошла бы с горя в монастырь, где много холостых.
Ляг опочинься, ни о чем не кручинься.
Не все горе притужить, иное с плеч свалить.
Переложи печаль на радость.
Слепень – горемыка: и с соломинкой летает (т. е. когда мальчишки воткнут).
По полугорю не плачут, а плачут (или: тужат) по целому.
По полугорю не плачут, а целого и плач неймет.
Не над горстью плачут, а над пригоршней.
Сколько ни жить (или: ни тужить), обо всем не перетужить.
У погоста (или: на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (или: не оплакать).
Мной хоть лавки мой да и дресвы подсыпай!
Хоть плюй в глаза – и то божья роса.
Что за важность, что вошь в пироге: хорошая стряпуха и две запечет.
Беда приходит пудами, а уходит золотниками.
Нужда стену ломит.
Нужда камень долбит.
Золото огнем искушается, а человек – напастями.
Натерпишься горя – узнаешь, как жить (или: научишься жить).
Своей бедой всяк себе ума купит.
Чужая беда не дает ума.
Беда вымучит, беда и выучит.
На каждую дыру выросло по затычке.
На сырые дрова подтопка, на прореху заплатка.
Бабка походит – всему делу пособит.
Беды человека научают мудрости.
Кто тонет, и за соломинку (или: за бритву) хватается.
Что за лихо стало – от круп иль от сала?
Спи, спи, а отдохнуть не дадут (или: не удастся).
Эта беда влезет в ворота.
Эту беду можно с хлебом съесть.
Эта беда по карманам пошла.
То не беда, что на деньги пошла; а то беда, что и их-то не нашла.
То не беда, что денег просят; а то беда, как и даешь, да не берут.
Не то беда, что во ржи лебеда; а то беды, как ни ржи, ни лебеды.
Беда не беда, лишь бы не было греха.
Беду-то проглотим: не застряли бы победки.
То не беда, что редка борода, был бы ус кольцом.
Тужит Пахом, да не знаем по ком (или: по чем).
Что за беда, коли пьется вода.
Вот горе, что горевать не по чем.
Страху много, а плакаться не на что.
Не татарин выскочил, не голову снял.
Сделала дело худое, переломила веретено кривое.
Наши лепешки поели кошки.
У нас дома не здорово: таракан с печки свалился
(или: в сучке ногу увязил; или: блошка с печки упала).
Во всяком хлебе не без мякины.
И у соборных попов не без клопов.
Грязь не сало: потер – оно и отстало.
Без раны и зверя не убьешь.
Зашивай горе в тряпичку! Завей горе веревочкой!
Сено черно, так каша бела (о дождях).
Теля умерло – хлеба (корму) прибыло.
Горе с плеч долой. Скинь горе с плеч!
Сбыл беду, что соседову жену. Беда – что с гор вода.
Стряс беду, как гусь воду. С нас беда, как с гуся вода.
Эту беду на бобах разведу (т. е. отворожу).
Это мне все нипочем. Мне всё это трын-трава.
Под силу беда со смехами, а невмочь – со слезами.
Упрись, Гаранька, – в губернскую тащат.
Трещи не трещи, а минули водокрещй (о зиме).
Не к Рождеству идет, к Великодню.
Дуй не дуй, а и тебе придет карачун (сказал цыган, оттирая нос и уши).
Кой бес вомчал, тот и вымчит.
Не тужи: перемелется – все мука будет.
Все в щепы да в дрова: не тужи, голова!
Разбейся, кувшин, пролейся, вода, пропади, моя беда!
Отвяжись, худая жизнь, привяжись, хорошая!
Что о том тужить, коли вся семья лежит?
Бог отстанет, так ни один не встанет.
Не кручинься, женихи на Пресне есть (московск.).
Не тужи, красава, что за нас попала: за нами живучи – не улыбнешься.
Не тужи, что мочальны гужи: ременные, да и те рвутся.
Не плачь, козявка, только сок выжму.
Горе не море: выпьешь до дна.
Охнешь – не издохнешь.
Знать, старики за нас пожили.
Знать, наш век заеденный.
И в аду люди живут.
Час в добре пробудешь – все горе забудешь.
Вода прошла, и беда прошла.
И крута гора, да забывчива; и лиха беда, да сбывчива.
Как ни плохо, а перебиться (или: перемочься) надо.
Тошно, горько, а день сыты будем.
Как ни бьемся, а к вечеру напьемся.
От души отлегло.
Камень от сердца отвалился.
Все беды пропадут, в воду уйдут.
Все беды, что бесы, в воду – и пузыри вверх.
Подумаешь – горе; а раздумаешь – власть Господня.
При худе худо, а без худа и того хуже (или: и вовсе худо).
Плохо, что худо; а и того плоше, как и худого нет.
При худе плохо, а без худа и плохого-то нет.
Хорошего не стало – худое осталось; худого не станет – что останется?
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Русские пословицы и поговорки
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Предисловие
… беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
Много замечательных пословиц и поговорок создал великий русский народ. На протяжении веков они передавались из поколения в поколение, сохраняя свою выразительность и художественную силу. Они вобрали в себя чувства и мысли многих поколений людей.
В мудрых и образных изречениях народ правдиво отразил свой огромный опыт, взгляды на природу, труд, общество, запечатлел в них обычаи и нравы, чаяния и надежды.
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.
Пословица не просто изречение. Она выражает мнение народа. Великий русский писатель Н. А. Добролюбов говорил, что «народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу». На протяжении веков они отстаивались, отшлифовывались, оттачивались, переосмысливались народом и становились тем «крылатым словом», которое придает остроту и выразительность нашему языку.
Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей, — такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное — твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь, то и пожнешь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. И естественно, что множество пословиц проникнуто верой в силу человеческого труда, говорит о его смысле и целях, о радости и счастье созидания. В метких изречениях прославляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. Несмотря на то что труд подневольных людей был тяжелым бременем, они высоко ценили мастерство, с уважением относились к честному труду и с презрением — к тунеядству.
На протяжении всей истории народ славил труд как основное условие, как источник жизни. Об этом говорят многие пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает» и другие.
В труде формируются характеры людей. В народе бытует множество пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости. В пословицах определялись моральные и этические качества человека, семейные и общественные отношения. Ум, мудрость и наблюдательность народа выразились в пословицах и поговорках о знании, учении, грамоте, о сметливости и находчивости народа, его способностях и стремлении к добру. Пословицы ярко запечатлели отношение людей друг к другу.
Пословицы осуждают в людях отрицательные стороны. Например, лодырей, лентяев народ клеймит пословицами: «Ленивого только за смертью посылать», «Ленивому и лениться лень».
Такие пословицы, как «Ленивому всегда праздник», «Лень добра не делает» и многие другие, впервые были опубликованы в 1848 году в сборнике И. Снегирева «Русские народные пословицы и притчи». С тех пор прошло много времени, но своей остроты эти пословицы не утеряли и сейчас.
Много пословиц и поговорок создано народом о бережливости и экономии: «Тот без нужды живет — кто деньги бережет», «Что сегодня сбережешь — завтра пригодится»; о земледелии, животноводстве, охоте, природе, временах года. Все сельскохозяйственные работы нужно выполнять вовремя. По этому поводу в народе говорят: «Один день заменяет три тому, кто умеет все делать вовремя», «Ранний сев приближает урожай».
Одновременно народные пословицы осуждают в людях бездеятельность: «Люди за дело, а дурак за безделье»; бесхозяйственность: «Что плохо положено, то брошено»; беспредметную болтовню: «Большой говорун — плохой работник»; похвальбу: «Чем хвалишься, на том и провалишься»; зазнайство: «Кому повезло, тот и зазнался», и многие другие пороки людей.
Много пословиц сатирических, острых, богатых сарказма, юмора, иронии.
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.
Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Именно в разговоре обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят на поленнице, а щепа далеко летит» — сказавший эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Мысль человека летела значительно дальше щепы. Пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у решительного дела следствия бывают далекие — задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела. Это суждение общее: к скольким явлениям в жизни можно его применить!
Пословицы тем и ценны. Суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций.
Пословицы редко бывают спокойными. Они, как и люди их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, веселятся, плачут, охают, кричат, озорничают, балагурят, пугают, предостерегают, учат, негодуют — словом, в них столько же чувств, сколько их в народе — творце пословиц. «У горькой беды нет сладкой еды» — этой пословице не до смеха. Горька ирония над нищенством, от которого никто не зарекался на старой Руси: «Счастье на мосту с чашкой». «Тяп, тяп — вот и корабль» — пословица высмеяла скорую, но необдуманную работу. На свадьбе сложили пословицу «Бедному Кузеньке бедная и песенка» — был обычай величать жениха, и, если жених был скупой, ему пели песню не со всеми похвалами; пословица звучит с укоризной. «Драчливый петух жирен не бывает» — насмешка, ирония, житейское наблюдение — все соединилось в этой пословице, и как похож этот петух на иного человека.
Это искусство возникло в речи пахарей, охотников, стряпух, плотников, бондарей, слесарей, торговцев, ямщиков, дворников — и вообще людей самых нужных на земле профессий. Этому свидетельство — пословицы, «ходячая» народная мудрость. Они являют полное единство высокого искусства и бытовой речи.
С давних времен от пословиц отличают поговорки. Поговорка — это устойчивое в речевом обиходе изречение, образно определяющее какое-либо жизненное явление прежде всего с точки зрения его эмоционально-экспрессивной оценки.
Большинство исследователей видят разницу между поговоркой и пословицей в том, что пословица выступает в речи как самостоятельное суждение, а поговорка получает окончательное оформление и конкретный смысл только в контексте, т. е. она является всегда частью суждения (например, поговорка
Источник