- «Радость сердец благочестивых» ‘Абду-р-Рахмана ан-Насира ас-Са’ди.
- بَهْجَةُ قُلُوبِ الأَبْرَارِ وُقَّرَةُ عُيُونِ الأَخْيَارِ
- فِي شَرْحِ جَوَامِعِ الأَخْبَار
- ШЕЙХ
- ‘АБД АР—РАХМАН АН—НАСИР АС—СА’ДИ
- 1307-1376 гг.х.
- РАДОСТЬ СЕРДЕЦ БЛАГОЧЕСТИВЫХ
- (Объяснение кратких, но полных смысла слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
- Радость для сердец благочестивых
«Радость сердец благочестивых» ‘Абду-р-Рахмана ан-Насира ас-Са’ди.
بَهْجَةُ قُلُوبِ الأَبْرَارِ وُقَّرَةُ عُيُونِ الأَخْيَارِ
فِي شَرْحِ جَوَامِعِ الأَخْبَار
تأليف الشيخ
عبد الرحمن بن ناصر السعدي
رحمه الله
1307 – 1376 هـ
ШЕЙХ
‘АБД АР—РАХМАН АН—НАСИР АС—СА’ДИ
1307-1376 гг.х.
РАДОСТЬ СЕРДЕЦ БЛАГОЧЕСТИВЫХ
(Объяснение кратких, но полных смысла слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Перевёл с арабского: Абдулла (Владимир) Нирша
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Господу миров, Который направил Своего посланника с правильным руководством, велел людям следовать ему и сказал: «Берите же то, что дал вам посланник[1], а от того, что он вам запретил, откажитесь».“Собрание”, 7. Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, который был наделён способностью говорить кратко, вкладывая в свои слова столь много смысла.
Сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует, считается одним из основных источников шариата, а сам он побуждал своих сподвижников к сохранению его сунны и доведению сообщений о нём до сведения людей, на что указывают такие его слова: «Да порадует Аллах человека, который услышит от нас что-либо и донесёт это (до людей именно) так, как услышал; и может быть так, что человек, до сведения которого будет доведено что-либо, усвоит это лучше, чем слышавший (это непосредственно)». Ат-Тирмизи. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и их праведные последователи, на деле следовавшие сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приложили огромные усилия для её сохранения и передачи и написали множество трудов ради достижения этой цели.
Уважаемый читатель, книга, которую ты держишь в своих руках, принадлежит перу выдающегося учёного прошлого века шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са’ди. Материалами для неё послужили отобранные автором и снабжённые его комментариями краткие хадисы по различным вопросам религии. Сначала шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди приводит хадисы, в которых говорится о необходимости искренних намерений и следовании пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ибо без этого дела раба Аллаха приняты не будут. После этого шейх переходит к разбору хадисов, в которых говорится о совершении и необходимых условиях молитв, закята, поста и хаджжа, а затем приводит и комментирует хадисы, касающиеся самых разных вопросов, например, наследственного права, последствий несправедливости, всего, что имеет отношение к сновидениям, поддержания родственных связей, правил поведения в пути и так далее. Несмотря на то, что комментарии шейха к приводимым им хадисам просты и нетрудны для понимания, они позволяют ощутить величие слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Вниманию читателя предлагается сокращённый перевод этой книги, в котором приводится около девяноста хадисов с комментариями автора. Надеемся, что каждый сможет найти в ней ответы на интересующие его вопросы и молим Аллаха Всевышнего о том, чтобы Он оказал шейху ‘Абд ар-Рахману ас-Са’ди Свою милость и даровал ему в награду рай; поистине, Он слышит мольбы и отвечает им!
Хвала Аллаху, Господу миров!
[1] То есть делайте то, что велел вам посланник.
ВВЕДЕНИЕ
Хвала Аллаху, по милости Которого исполняется благое и вершатся важные дела и благодаря содействию Которого мусульманин находит путь к благу.
Благословение и мир нашему любимому пророку Мухаммаду бин ‘Абдуллаху, донёсшему до людей послание, выполнившему то, что было ему поручено, давшему наставления этой общине и оставившему нас на совершенно ясном пути, от которого отклоняются только пропащие. Да вознаградит его Аллах наилучшей наградой за всех мусульман!
И да будет доволен Аллах его сподвижниками, которые мало спали по ночам, молили Аллаха о прощении перед рассветом и выделяли часть своего достояния просителям и обездоленным. Они помогли Аллаху[1], а Он помог им, они укрепили Его религию, а Он укрепил их, и они стали приверженцами Аллаха, а приверженцы Аллаха преуспеют!
Автором является учёный и исследователь шейх ‘Абд ар-Рахман ан-Насир ибн ‘Абдуллах ас-Са’ди ат-Тамими ан-Наджди, толкователь Корана из числа улемов-ханбалитов. Он родился в городе Унайза провинции аль-Касим, расположенной на территории Неджда в 1308 году хиджры /1890 г.н.э. и основал там первую библиотеку. Там же он и скончался в 1386 г.х. /1956 г.н.э.
Он написал около тридцати сочинений, часть которых была опубликована, а различные издательства и по сей день соревнуются между собой в деле их распространения.
Книга “Радость сердец благочестивых” представляет собой краткое сочинение, в котором уделяется внимание целому ряду таких шариатских наук, как наука о единобожии, основы религии, мусульманская этика, фикх, и некоторым иным темам, что может быть полезным как для учеников, так и для преподавателей. Содержание её свидетельствует об обширных познаниях и глубоком понимании основ религии, а также о том, что вдохновителем этой книги послужило руководство посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Молим Аллаха направить нас на путь истинный и подчинить нас тому, что Он любит и что Ему угодно, и хвала Аллаху, Господу миров!
20 ша‘абана 1408 г.х.
[1] См.: “Мухаммад”, 7.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Хвала Аллаху, Который достоин восхвалений как обладатель прекраснейших имён и совершенных, великих и высочайших атрибутов, оказывающих своё воздействие на всё и вся.
Благословения и приветствия Мухаммаду, в котором, как ни в ком ином, соединились все достойные качества, хороший нрав и способность говорить правильное, его семейству и его сподвижникам и последователям из числа всех рабов Аллаха.
После слов Аллаха нет ничего более правдивого, полезного и способствующего обретению блага в обоих мирах, чем слова Его любимца и посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он был и остаётся самым знающим из людей, величайшим из них как советчик и руководитель, наиболее красноречивым в своих объяснениях и наилучшим как наставник и учитель. Ему, да благословит его Аллах и приветствует, была дарована способность говорить кратко, но содержательно, благодаря чему немногие его слова заключали в себе много смысла и при этом отличались полной ясностью, что и является вершиной красноречия.
У меня возникло желание привести и истолковать ряд хадисов, заключающих в себе примеры таких его слов, которые касаются общего, частного или же отдельных областей знания, и поговорить о темах, затронутых в этих хадисах, или же о том, что может служить указанием на эти темы; при этом я буду стремиться давать как можно более краткие толкования, что определяется первоначальным замыслом книги, и я обращаюсь к Аллаху за помощью и прошу у Него облегчения.
Источник
Радость для сердец благочестивых
Урок №87 Толкование хадисов. (Желательный к изучению урок).
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного
Радость сердец благочестивых
Объяснение кратких, но полных смысла слов Пророка Мухаммада
(салла Ллаху `алейхи уа салам)
Автор: Шейх Абд ар-Рахман ан-Насир ас-Са‘ди.
От комиссии по переводу.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Господу миров, Который направил Своего посланника с правильным руководством, велел людям следовать ему и сказал: «Берите же то, что дал вам посланник [То есть делайте то, что велел вам посланник], а от того, что он вам запретил, откажитесь». “Собрание”, 7.
Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, который был наделён способностью говорить кратко, вкладывая в свои слова столь много смысла.
Сунна пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) считается одним из основных источников шариата, а сам он побуждал своих сподвижников к сохранению его сунны и доведению сообщений о нём до сведения людей, на что указывают такие его слова: «Да порадует Аллах человека, который услышит от нас что-либо и донесёт это (до людей именно) так, как услышал; и может быть так, что человек, до сведения которого будет доведено что-либо, усвоит это лучше, чем слышавший (это непосредственно)». Ат-Тирмизи.
Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и их праведные последователи, на деле следовавшие сунне пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) приложили огромные усилия для её сохранения и передачи и написали множество трудов ради достижения этой цели.
Уважаемый читатель, книга, которую ты держишь в своих руках, принадлежит перу выдающегося учёного прошлого века шейха Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди.
Материалами для неё послужили отобранные автором и снабжённые его комментариями краткие хадисы по различным вопросам религии.
Сначала шейх Абд ар-Рахман ас-Са‘ди приводит хадисы, в которых говорится о необходимости искренних намерений и следовании пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) ибо без этого дела раба Аллаха приняты не будут.
После этого шейх переходит к разбору хадисов, в которых говорится о совершении и необходимых условиях молитв, закята, поста и хаджжа, а затем приводит и комментирует хадисы, касающиеся самых разных вопросов, например наследственного права, последствий несправедливости, всего, что имеет отношение к сновидениям, поддержания родственных связей, правил поведения в пути и так далее.
Несмотря на то, что комментарии шейха к приводимым им хадисам просты и нетрудны для понимания, они позволяют ощутить величие слов пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам).
Вниманию читателя предлагается сокращённый перевод этой книги, в котором приводится около девяноста хадисов с комментариями автора.
Надеемся, что каждый сможет найти в ней ответы на интересующие его вопросы и молим Аллаха Всевышнего о том, чтобы Он оказал шейху Абд ар-Рахману ас-Са‘ди Свою милость и даровал ему в награду рай; поистине, Он слышит мольбы и отвечает им!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Хвала Аллаху, по милости Которого исполняется благое и вершатся важные дела и благодаря содействию Которого мусульманин находит путь к благу.
Благословение и мир нашему любимому пророку Мухаммаду бин Абдуллаху, донёсшему до людей послание, выполнившему то, что было ему поручено, давшему наставления этой общине и оставившему нас на совершенно ясном пути, от которого отклоняются только пропащие.
Да вознаградит его Аллах наилучшей наградой за всех мусульман!
И да будет доволен Аллах его сподвижниками, которые мало спали по ночам, молили Аллаха о прощении перед рассветом и выделяли часть своего достояния просителям и обездоленным. Они помогли Аллаху [См.: “Мухаммад”, 7], а Он помог им, они укрепили Его религию, а Он укрепил их, и они стали приверженцами Аллаха, а приверженцы Аллаха преуспеют!
Автором является учёный и исследователь шейх Абд ар-Рахман ан-Насир Ибн Абдуллах ас-Са‘ди ат-Тамими ан-Наджди, толкователь Корана из числа улемов-ханбалитов. Он родился в городе Унайза провинции аль-Касим, расположенной на территории Неджда в 1308 году хиджры /1890 г.н.э. и основал там первую библиотеку. Там же он и скончался в 1386 г.х. /1956 г.н.э.
Он написал около тридцати сочинений, часть которых была опубликована, а различные издательства и по сей день соревнуются между собой в деле их распространения.
Книга “Радость сердец благочестивых” представляет собой краткое сочинение, в котором уделяется внимание целому ряду таких шариатских наук, как наука о единобожии, основы религии, мусульманская этика, фикх, и некоторым иным темам, что может быть полезным как для учеников, так и для преподавателей.
Содержание её свидетельствует об обширных познаниях и глубоком понимании основ религии, а также о том, что вдохновителем этой книги послужило руководство посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам).
Молим Аллаха направить нас на путь истинный и подчинить нас тому, что Он любит и что Ему угодно, и хвала Аллаху, Господу миров!
МУХАММАД АЗ-ЗАЙН,
Эль-Кувейт,
20 ша‘абана 1408 г.х.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Который достоин восхвалений как обладатель прекраснейших имён и совершенных, великих и высочайших атрибутов, оказывающих своё воздействие на всё и вся.
Благословения и приветствия Мухаммаду, в котором, как ни в ком ином, соединились все достойные качества, хороший нрав и способность говорить правильное, его семейству и его сподвижникам и последователям из числа всех рабов Аллаха.
А затем:
После слов Аллаха нет ничего более правдивого, полезного и способствующего обретению блага в обоих мирах, чем слова Его любимца и посланника Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам). Он был и остаётся самым знающим из людей, величайшим из них как советчик и руководитель, наиболее красноречивым в своих объяснениях и наилучшим как наставник и учитель.
Ему (салла Ллаху `алейхи уа салам) была дарована способность говорить кратко, но содержательно, благодаря чему немногие его слова заключали в себе много смысла и при этом отличались полной ясностью, что и является вершиной красноречия.
У меня возникло желание привести и истолковать ряд хадисов, заключающих в себе примеры таких его слов, которые касаются общего, частного или же отдельных областей знания, и поговорить о темах, затронутых в этих хадисах, или же о том, что может служить указанием на эти темы; при этом я буду стремиться давать как можно более краткие толкования, что определяется первоначальным замыслом книги, и я обращаюсь к Аллаху за помощью и прошу у Него облегчения.
ХАДИС 1 Мерило явных и тайных дел.
Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся* к Алаху и Его посланнику переселится к Аллаху и Его посланнику, переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться**, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся». Аль-Бухари и Муслим.
*[Речь идёт о хиджре – переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии].
**[Поводом для этого высказывания пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) послужил конкрет-ный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело, поскольку многие поступки, внешне представляющиеся хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями].
Источник