Педразвитие
Автор: Ромашина Елена Тадеушовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО «Чапаевский РЦДиПОВ «Надежда»
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Мир эмоций у ребёнка с ОВЗ»
Раздел: дополнительное образование
«Мир эмоций у ребёнка с ОВЗ»
воспитатель высшей категории
Ромашина Елена Тадеушовна
отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного
или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат
сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Главная функция эмоций в том, чтобы благодаря им лучше понимать
друг друга, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше
настраиваться на совместную деятельность и общение. Жить без эмоций
изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и
отношения к окружающим. Способность ребенка сознавать и контролировать
свои эмоции возрастают. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно
не развивается, ее необходимо развивать.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме
своих переживаний, а тем более для наших детей эта задача становится очень
трудной. Они не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем
более им сложнее осознавать и переживать эмоции, которые возникают в
Одной из важных характеристик
личности ребёнка с ОВЗ является
незрелость его эмоциональной сферы. Аномальное развитие эмоциональной
сферы ребенка с нарушением интеллекта связано с наличием первичного
Источник
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.
Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.
Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.
Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.
Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения,проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитиюотрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.
Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.
В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.
Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.
Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.
Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе.Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:
1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –
2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает
в себя развитие основных психических функций – восприятия,
памяти, внимания, мышления, речи и воображения.
3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам
саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация
(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,
которые также являются элементами психогимнастики.
Остановлюсь поподробнее на первой части занятий.Здесь использовались следующие виды заданий:
1)Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.
2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.
3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.
4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.
5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.
6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.
7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).
8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.
9) Снятие мнимых неадекватных страхов,тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.
10)Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего
тона в различных ситуациях.
Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:
— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные
— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;
— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать
эмоции по заданному образцу;
— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»
эмоциональные состояния;
— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно
проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние
другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение
Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.
Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.
У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.
Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:
1. Зеркальный домик.
Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.
2. Песочная анимация.
Цель: снятие психомышечного напряжения.
3. Куб эмоций.
Цель: развитие эмоциональной сферы.
4. Эмоциональные яблочки.
Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель — дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.
Презентация для ознакомления родителей и гостей детского сада со спецификой работы учреждения на тему: «Детский сад комбинированного вида №12 «Ручеёк» муниципального образования Каневской район»! Цель создания презентации: ознакомить.
Источник
Социальный проект «Подари детям радость» по проблеме социализации детей и подростков с ограниченными возможностями
Вера Соловей-Морозенко
Социальный проект «Подари детям радость» по проблеме социализации детей и подростков с ограниченными возможностями
В современном обществе наиболее острой является проблема социализации детей и подростков с ограниченными возможностями. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
У детей с ограниченными возможностями, находящихся в изоляции или разбалансирована эмоционально-волевая, коммуникативная сферы. Для удовлетворения потребностей взрослеющего организма детям необходимы положительные эмоции, общение со сверстниками и взрослыми извне. Многим семьям, где есть такой ребенок, решить эту задачу самостоятельно не по силам.
Большинство детей и подростков данной категории готовы и стремятся к участию в общественно-полезной деятельности.
Исходя из выше сказанного, возникла необходимость создания в проекта «Подари ребенку радость». Его осуществление позволит не только повысить уровень жизни ребенка с ограниченными возможностями, но и дать возможность научиться отдавать свое тепло, доброту, заботу, внимание другим и чувствовать от этого радость, востребованность.
Описание социальной проблемы проекта,
В последнее время современные люди чаще всего нацелены на личные достижения, на реализацию своих планов, на свои личные потребности. Всё меньше люди думают о других. Такая позиция не редко поддерживается средствами массовой информации. Всё чаще такая позиция культивируется в семье. Такое понятие как милосердие стало забываться.
Для решения данной проблемы мы разработали проект «Подари радость». Практическая деятельность по его реализации поможет детям осознать необходимость помогать другим, даст возможность почувствовать, что дарить подарки также приятно, как и получать.
Реализация проекта «Подари радость» будет осуществляться силами детей Доу, воспитателей, партнёров, родителей.
Цель проекта:
В канун подарить детям, открытки с пожеланиями быстрого выздоровления.
Создание условий для формирования положительного эмоционального фона у детей с ОВЗ, находящихся в изоляции, на дому.
1. Провести беседу «Доброе сердце»
2. Организовать сбор игрушек.
3. Сделать открытки.
4. Подарить подарки в канун Дня Матери.
5. Создать банк данных детей, нуждающихся в эмоциональной поддержке.
6. Создать инициативную группу для проведения мероприятий на дому.
7. Создать условия для привлечения детей с ограниченными возможностями, желающих оказать эмоциональную поддержку своим сверстникам на дому.
8. Воспитывать у детей чувства взаимопомощи, сострадания, сопереживания к детям, оказавшимся изолированными от общества или попавшим в трудную жизненную ситуацию.
9. Разработать индивидуальные программы посещения детей на дому.
Выполнение поставленных задач даст возможность:
1. Улучшить эмоциональное состояние повысить самооценку детей с ограниченными возможностями, находящихся в изоляции от общества или попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2. Повысить у детей, принимающих участие в проекте, уровень самосознания, развить чувство сопереживания, сострадания, взаимопомощи к своим сверстникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Этапы реализации проекта.
— Размещение информации о проекте на сайт Реабилитационного центра, в СМИ, информирование родителей о начале проекта.
— Создание банка данных о детях с ограниченными возможностями, находящимися в изоляции или попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в эмоциональной поддержке.
— Формирование инициативой группы.
— Подготовка детей для участия в проведении мероприятий.
— Проведение мероприятий, способствующих достижению цели проекта акции «С Новым годом», «День рождения», «1сентября»,
Методики и технологии,используемые для достижения поставленной цели:
III Подведение итогов.
Рабочий план реализации проекта:
№ Мероприятия Сроки реализа-ции Исполнители мероприятий Результаты
1. Беседа «Доброе сердце» Первая неделя ноября 2017г. Воспитатель Дети
осознают необходимость делать добрые дела для других
добрых дел Вторая неделя ноября 2017г.
Дети Ребята целую неделю делают добрые дела дома. Родители в итоге помогают приобрести новую игрушку для проекта (либо разрешают отдать свою)
открыток Третья неделя ноября
2017г. Дети группы «Белочка» Оформлены
открытки и подарки
3 Вручение открыток подарков детям инвалидам 25 ноября 2017г. Соловей-Морозенко В. М., дети группы «Белочка» Ребята посетят МЦ вручат подарки
Ожидаемые результаты проекта:
В ходе реализации проекта «Подари радость» ребята
— осознают, что дарить подарки также приятно, как и получать;
— приобретают навыки социальной культуры (общения в социуме)
— осознание гражданской позиции, уважение своего и коллективного труда.
Развитие проекта:
1. На следующий год изготовить подарки, игрушки своими руками.
Фотоотчёт о выставке рисунков к празднику Дню защиты детей «Подари ребёнку радость» 3 июня в нашем детском саду отмечался праздник «День защиты детей» Утром дети рисовали рисунки мелками на асфальте на тему «Пусть всегда.
Консультация «Проблемы семей в системе социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России» В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Семья, имеющая.
Организация досуга для детей с ограниченными возможностями в Гку со кк «Абинский Кцри» В настоящее время происходят изменения в воспитании детей и в педагогическую практику вводятся новые подходы,.
Проект для воспитанников реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Мы туристы» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр для детей и подростков.
Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Актуальность Нельзя.
Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Андреева Евдокия Константиновна, педагог –психолг.
Сценарий праздника к 8 Марта для детей второй младшей группы «Подари детям радость» Сценарий праздника 8 марта для детей 2 младшей группы «Подари детям радость» Сценарий построен на добром отношении к маме. Цель: Создать.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными.
Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. В современных условиях преобразования и модернизации нашего общества особенно.
Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества Пащенко Ж. Э. ,.
Источник