Радость чего больше букв или звуков

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «РАДОСТЬ»

В слове р а́ дость:
1. 2 слога (р а́ -дость);
2. ударение падает на 1-й слог: р а́ дость

1) Транскрипция слова «р а́ дость»: [р а́ дъс❜т❜].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
р [р] согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Звук [р] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а [ а́ ] гласн., ударный ; ниже см. § 15.
д [д] согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о [ъ] гласн., безударный ; ниже см. § 48.
с [с❜] согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). Перед глухими согласными у парных глухих не происходит замены звука (т. е. звук как пишется, так и произносится). Ниже см. § 88.
т [т❜] согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). На конце слова замена звука происходит только у парных звонких согласных. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
ь [ ] нет звука

7 букв, 6 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: за а́ хать, по а́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, ж а́ ба, ш а́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коч а́ н, кач а́ ть, пощ а́ да.

§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.

Таким образом, на месте букв а и о в заударных слогах произносится гласный [ъ]: а) в ы́ дан (произносится [в ы́ дън]), выбрана (произносится [в ы́ брънъ]), вытаскал (произносится [в ы́ тъскъл]), раб о́ тал (произносится [раб о́ тъл]), по заб о́ рам (произносится [пъ- заб о́ ръм]), на заб о́ рах (произносится [нъ-заб о́ ръх]), за заборами (произносится [зъ-заб о́ ръми]), кор о́ ва (произносится [кар о́ въ]), о́ кна (произносится [ о́ кнъ]), дел а́ (произносится [д е́ лъ]), в ы́ жал (произносится [в ы́ жъл]), по л у́ жам (произносится [па-л у́ жъм]), в л у́ жах (произносится [в-л у́ жъх]), за л у́ жами (произносится [за-л у́ жъми]), л у́ жа (произносится [л у́ жъ]), в ы́ царапал (произносится [в ы́ църъпъл]), к у́ рица (произносится [к у́ рицъ]), по у́ лицам (произносится [па- у́ лицъм]); б) в ы́ нос (произносится [в ы́ нъс]), в ы́ брос (произносится [в ы́ бръс]), г о́ лову (произносится [г о́ лъву]), н а́ голову (произносится [н а́ -гълъву]), н а́ дом (произносится [н а́ -дъм], у́ зок (произносится [ у́ зак]), за д о́ мом (произносится [за-д о́ мъм]), на ст а́ ром (произносится [на-ст а́ ръм]), за кан а́ вой (произносится [зъ-кан а́ въй]), с е́ но (произносится [с е́ нъ]), д е́ ло (произносится [д е́ лъ]), мн о́ го (произносится [мн о́ гъ]), н а́ до (произносится [н а́ дъ]).

Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [д е́ лъ], [зъхад и́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: т е́ хником и т е́ хникам, заб о́ ром и заб о́ рам, д у́ лом и д у́ лам, кр е́ слом и кр е́ слам: [т е́ хникъм], [заб о́ ръм], [д у́ лъм], [кр е́ слъм].

Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авиз о́ (может произноситься [зо]), в е́ то (может произноситься [то]), кр е́ до (может произноситься [до]), лег а́ то (может произноситься [то]), алл е́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.

Читайте также:  Кто ведет дневник эмоций

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

§ 88. Согласные [с] и [з] перед мягкими зубными [т ❜ ], [д ❜ ], [с ❜ ], [н ❜ ] внутри корня или перед суффиксом смягчаются:

[с ❜ т ❜ ]: [с ❜ тих], [пус ❜ т и́ т ❜ ], [с ❜ т ❜ ок], [лес ❜ т ❜ ], [час ❜ т ❜ ];

[з ❜ д ❜ ]: [з ❜ дес ❜ ], [гв о́ з ❜ ди], [гр у́ з ❜ ди],

[с ❜ с ❜ ]: [в-м а́ с ❜ с ❜ ] (в м а́ ссе), [ф-к а́ с ❜ с ❜ ] (в к а́ ссе), [на-тр а́ с ❜ с ❜ ] (на тр а́ ссе);

[с ❜ к ❜ ]: [с ❜ нек] (снег), [сас ❜ н ❜ а́ к] (сосн я́ к), [ус ❜ н и́ ] (усн и́ ), [васкр е́ с ❜ ник] (воскр е́ сник);

[з ❜ н ❜ ]: [драз ❜ н и́ т ❜ ] (дразн и́ ть), [маз ❜ н ❜ а́ ] (мазн я́ ), [куз ❜ н е́ ц] (кузн е́ ц), [каз ❜ н ❜ ] (казнь), [бал е́ з ❜ н ❜ ] (бол е́ знь).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Источник

В каких словах букв больше чем звуков: мель, пальто, друзья, радость, море?

Для начала мы напишем транскрипцию к каждому слову и затем наглядно увидим, в каких словах букв больше, чем звуков.

  • мель — [ м’ э л’ ]. Согласно правила русского языка буква «мягкий знак» звука не обозначает, а значит в этом слове букв 4, а звуков 3.
  • пальто — [ п а л’ т о ]. Здесь также, как и в предыдущем слове присутствует «ь», а всем остальным буквам соответствует один звук, то есть здесь букв 6, зв. 5.
  • друзья — [ д р у з’ й’ а ]. Тут нужно быть внимательным. Несмотря на то, что «ь» не образует никакого звука, зато гласная буква «я» передаёт два звука — это «й'» и «а». Получается, что в слове одинаковое количество б. и зв.: по 6.
  • радость — [ р а д а с’ т’ ]. Отсутствие звука у мягкого знака увеличивает колич-во букв на одну: 7 б., 6 зв.
  • море — [ м о р’ э ]. В данном слове равное колич. букв и звуков: по 4.
Читайте также:  Сильное чувство тошноты что делать

Итак, правильный ответ (выпишем только те слова, в которых букв больше):

В слове мель 4 буквы, 3 звука, пальто 6 букв, 5 звуков, друзья 6 букв, 6 звуков, радость 7 букв, 6 звуков, море 4 буквы, 5 звуков. Из этого видно что букв больше в словах: мель, пальто, радость. В словах друзья и море есть йотированные гласные, они дают два звука.

Букв больше в словах: мель — 4 буквы, 3 звука; пальто — 6 и 5; радость — 7 и 6. В словах друзья и море — одинаковое количество звуков и букв. В слове друзья буква я распадается на два звуку, за счет этого количество звуков остается таким же, как и количество букв. Ну а море и есть море. Там ничего необычного нет.

Для наглядного и безошибочного определения соотношения количества звуков и букв в словах выполняется транскрипция:

  • друзья [друз*j*а’], 6 букв, 6 звуков
  • мель [м*эл*], 4 буквы, 3 звука
  • море [мо’р*ь], 4 буквы, 4 звука
  • пальто [пал*то’], 6 букв, 5 звуков
  • радость [ра’дъс*т*], 7 букв, 6 звуков.

Таким образом, в словах «пальто» и «радость» букв больше, чем звуков.

СОСНА, ПРИСТАВКА, ТРУДНО.

Главное, чтобы в этих словах не было букв: е, ё, ю, я после гласных, Ъ и Ь, в начале слова; Ъ и Ь, непроизносимых согласных. Или надо умело сочетать эти буквы, чтобы они компенсировали друг друга. Например: съест, поётся, яблонька.

Слово в русском языке имеет следующие функции:

а) номинативная функция — слово называет, служит названием для предмета, человека или явления.

б) коммуникативная функция — с помощью слов люди общаются между собой, слова — это средства общения.

в) эстетическая функция — слово служит средством художественной выразительности, помогает передать самые тонкие оттенки чувств и ощущений.

аболиция, анаболия, анабиоз, избоина, азалия, анализ, шаблон, абзац, алиби, башня, бизон, злоба, лиана, линза, лобия, лоция, нация, шлица, азан, азия, база, баня, баян, блин, блиц. заяц, изба, изба, лицо, лоза, ниша, ноша, шина

Грамотность и порядок букв в слове это разное. Да, перестановка букв никак не отражается на понимании прочитанного. И я не оспариваю исследования ученых. А вот грамотность, уже другое. Бардак начинается с мелочей. Пока понимаем, но следующее поколение уже может и не понять.

К 2 годам дети накапливают пассивный словарь, т.е. они запоминают всё, что слышат от окружающих. Чем больше он слышит слов, тем больше у него будет запас этих слов. Этот запас называют пассивным, т.е. малыш эти слова знает, но не произносит или говорит частично, не все слова.

Одни дети раньше, другие позже начинают активно пользоваться своим словарём( активный словарь)- т.е. это речь ребёнка. Если он разговаривает мало, не хочет повторять за вами слова, то, возможно,он ещё не готов к разговорной речи.(Здесь написано подробнее об этой проблеме).

В 2 года это ещё возможно, особенно у мальчиков.

Решение проблемы — разговаривайте с ним больше, рассматривайте картинки, просите повторить увиденное, спрашивайте, что ему понравилось, задавайте интересные для него вопросы.

Будете с ним больше играть, заниматься- он быстро заговорит.

Источник

В каких словах больше букв, чем звуков, и наоборот: больше звуков, чем букв?

В русском языке слова пишутся не всегда так, как слышатся. Часто бывает, что количество букв и звуков не совпадает.

Буква ь

Итак, в каких словах больше букв, чем звуков? Прежде всего в тех, в которых есть ь. Эта буква пишется в словах для обозначения мягкости согласных. А такой звук в слышимом слове выражен одной фонемой.

В результате получится, что в слове букв будет больше, чем звуков, например:

  • банька – шесть б., [бан’ка] — пять зв.;
  • весть – пять б., [в’ес’т’] — четыре зв.;
  • гость – пять б., [гос’т’] — четыре зв.;
  • дождь – пять б., [дошт’] — четыре зв.;
  • жизнь — пять б., [жыз’н’] — четыре зв.;
  • конь – четыре б., [кон’] — три зв.;
  • лень – четыре б., [л’эн’] — три зв.;
  • моль – четыре б., [мол’] — три зв.;
  • ноль – четыре б., [нол’] — три зв.;
  • пароль – шесть б., [парол’] — пять зв.;
  • роль – четыре б., [рол’] — три зв.;
  • сельдь – шесть б., [с’эл’д’] — четыре зв.;
  • темень – шесть б., [т’эмин’] — пять зв.;
  • цепь – четыре б., [цэп’] — три зв.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки, как правило, на разницу количества букв и звуков никак не влияет. Это объясняется тем, что буквы е, ё, ю, я после Ъ и Ь обозначают две фонемы, одна из которых [й]. А значит, в таких словах буквы и звуки останутся в равном количестве.

Читайте также:  Если ребенок не может справиться с эмоциями

Мягкий знак оказывает влияние на разницу в счёте фонем и графических знаков, когда ставится с после шипящих. При этом он не влияет на произношение и служит для обозначачения грамматической формы слова:

  • существительные 3-го склонения: рожь [рош] (четыре б., три зв.), дочь [доч’] (четыре б., три зв.), брошь [брош] (пять б., четыре зв.);
  • наречия (кроме исключений: уж, замуж, невтерпёж): прочь [проч’] (пять б., четыре зв.), настежь [наст’эш’] (семь б., шесть зв.);
  • глаголы: помочь [памоч’] (шесть б., пять зв.), не трожь — [трош’] (пять б., четыре зв.), посмотришь [пасмотр’иш] (десять б., девять зв.).

В этих словах, как мы видим, букв больше, чем звуков.

Практическое задание № 1

Предлагаем несколько практических заданий, для закрепления материала.

1. Нужно ли вставить ь на месте многоточия? Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

2. В каких словах букв больше, чем звуков?

Лось жуёт травку, ветки, кору. Ему надо лизать соль. Лесник относит в лес соляную головку и кладёт на пень. Сюда приходит лось лизать соль.

2. Ставится ли мягкий знак после шипящих? Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • кромки крыш. ;
  • слышится плач. ;
  • невтерпёж. приступить;
  • вышла замуж. ;
  • отреж. хлеба;
  • лесная глуш. ;
  • воздух свеж…;
  • положиш… кирпич…;
  • просторы пастбищ…;
  • пустиш…ся вскач…;
  • напряч… зрение;
  • дуб могуч…;
  • громады туч…;
  • пойдёш… за водой на лесной ключ…;
  • послушная доч…;
  • съеш…те калач…;
  • распахнёш… плащ…;
  • прилеч… на лавку;
  • намаж… бутерброд;
  • ландыш… пахуч…;
  • решиш… пять задач…;
  • распахнёш… двери настеж…

Буквы Е, Ё, Ю, Я

Кроме мягкого знака, не обозначающего звука, существуют буквы, которые служат графическими знаками двух фонем. Это зависит от позиции их в слове. После мягких согласных они обозначают их палатализацию (смягчение) и никак не влияют на разницу количества букв и звуков. Другое дело в иных положениях:

  • в начале слова: ел [йэл] – две б., три зв.;
  • после гласных: заём [зайом] – четыре б., пять зв.

Здесь приведены примеры, где больше звуков, чем букв. Напомним, что после Ъ и Ь также появляется [й]. Но это не влияет на разницу между звуковым и графическим выражением слова.

Практическое задание № 2

1. Определите, в каких словах одинаковое количество фонем и их графических обозначений:

  • двухъярусный павильон;
  • въехал в подъезд;
  • любопытная обезьяна;
  • трёхэтажный дом;
  • предэкзаменационные волнения;
  • непоправимый изъян;
  • медвежьи лапы;
  • предъюбилейные хлопоты;
  • телевизионная съёмка;
  • пьёшь бульон;
  • пичьи перья;
  • сильная вьюга.

2. Найдите слова, в которых звуки и буквы в разных количествах.

Как вы думаете, птичье молоко бывает? Однако это не диковина вовсе. Обычные голуби кормят своих птенцов именно птичьим молоком. Оно появляется у голубей в зобу, напоминает белую кашицу. Его называют ещё зобным. У голубей оно выделяется недолго – восемнадцать–двадцать дней.

Непроизносимые согласные

Кроме вышеперечисленных фонетических явлений, звуки и буквы в разных количествах содержатся в словах с непроизносимыми согласными:

  • властный [власный] – восемь б., семь зв.;
  • солнце [сонцэ] – шесть б., пять зв.;
  • праздничный [празн’ич’ный] – одиннадцать б., десять зв.;
  • известный [изв’эсный] – девять б., восемь зв.

Если присутствуют непроизносимые согласные, то это слова, где букв больше звуков.

Нужно помнить, что орфограмму «непроизносимые согласные» надо проверять сильной позицией. В некоторых случаях нет таких букв:

  • ужасный [ужасный] – семь б. и семь зв.;
  • ровесник [ров’эсн’ик] – восемь б., восемь зв.;
  • вкусный [фкусный] – семь б., семь зв.

Двойные согласные

Существует ещё такое явление, как двойные и удвоенные согласные. При их наличии в слове также мы будем иметь несоответствие количественного состава звуков и букв, например:

  • телевизионная антенна [антэна] – семь б., шесть зв.;
  • дружный коллектив [кол’икт’иф] – девять б., восемь зв.;
  • старые дрожжи [дрожи] – шесть б., пять зв.;
  • искусственный кристалл [кр’истал] – восемь б., семь зв.
  • станционный [станцыоный] домик – одиннадцать б., десять зв.;
  • стеклянный [ст’икл’аный] – десять б., девять зв.

В этих словах букв больше, чем звуков.

Изменение качества звуков

В словах нередко наблюдается упрощение в местах стечения согласных. Тогда вместо нескольких звуков произносится один, который отличается по качеству от исходных. Например:

  • от глаз скрывается [скрываица] – десять б. и девять зв.;
  • великий спортсмен [спорцмен] – девять б., восемь зв.;
  • городской [гарацкой] житель – девять б., восемь зв.

Практическое задание № 3

1. Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • чувствовать разочарование;
  • участвовать в соревнованиях;
  • неуместный вопрос;
  • сверстник моих родителей;
  • длинные ресницы;
  • частное лицо;
  • опасный возраст;
  • ненастный день;
  • вкусные яства;
  • липовая аллея;
  • ссорить друзей;
  • захваченная территория;
  • подать апелляцию;
  • изобразительное искусство;
  • аппетитное пирожное.

Ночью шёл дождь, но утром погода была чудесная. Сверстники и ровесники шествовали в школу. У всех было радостное настроение. Не доходя чуть-чуть до школы, ребята почувствовали явственный аромат роз. Это цвели кусты, которые посадили выпускники ещё в мае.

Источник

Оцените статью