- Радость бытия
- Смотреть что такое «Радость бытия» в других словарях:
- Жизнь равно удовольствие: 5 способов вернуть радость бытия
- Немного правды в глаза
- 1. Распутать клубок своих мыслей
- 2. Создать атмосферу успеха
- 3. Найти увлечение
- 4. Жить по своим правилам
- 5. Развивать чувство юмора
- Радость бытия: разглядеть и сохранить
- О пьесе Т. Уайлдера «Наш городок»
Радость бытия
«Ах, Лиза! – говорила она – Как все хорошо у Господа Бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела Господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий раз новою травою и новыми цветами покрывается» (Н. Карамзин, Бедная Лиза).
Тихий вечерний час, когда реки пылают
И наполнен теплом простор полей и нив…
Все мечтою о счастье нас наполняет,
Сладок сердцу ее прилив.
Это зов к наслажденью всем, чем жизнь богата;
Вечер сладок и тих, кругом цветет весна…
Но, как речной волне, нет нашим дням возврата…
Ср. романс А. Рубинштейна «Клубится волною».
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «Радость бытия» в других словарях:
Радость моя (телеканал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Радость моя. Радость моя Детский семейный образовательный телеканал … Википедия
Доказательства бытия Бога — Попытки доказать существование Бога, которые хотя бы частично основаны на эмпирических наблюдениях и логике, принято называть доказательствами бытия Божия. Эти рациональные доводы, в целом, противопоставляются религиозному иррационализму,… … Википедия
Доказательства бытия Божия с православной точки зрения — Попытки доказать существование Бога, которые хотя бы частично основаны на эмпирических наблюдениях и логике, принято называть доказательствами бытия Божия. Эти рациональные доводы, в целом, противопоставляются религиозному иррационализму,… … Википедия
Камень Бытия — Камень Бытия. Фотография NASA Камень Бытия один из самых известных образцов лунного грунта (присвоенный номер 15415) размером приблизительно … Википедия
Смысл человеческого бытия. Понятия ценности. Виды ценностей — кратко Этим вопросы задаются многие особенно остро из за того что рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он осознает, что жизнь конечна. Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни … Малый тезаурус мировой философии
Казаков Юрий Павлович — (1927 1982), русский писатель. В прозе (сборник рассказов «На полустанке», 1959, «Во сне ты горько плакал», 1977; очерковая книга «Северный дневник», 1961 1973), стилистически тяготеющей к традиции русской классики, тонкий психологический… … Энциклопедический словарь
Куприн Александр Иванович — (1870 1938), русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть «Молох» (1896), в которой современная цивилизация предстаёт в образе завода монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть «Поединок» (1905) о гибели… … Энциклопедический словарь
Матисс Анри — (Matisse) (1869 1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость… … Энциклопедический словарь
Бунин, Иван Алексеевич — талантливый поэт и беллетрист. Род. в 1870 г. в дворянской семье Воронежской губ. Учился в Елецкой гимназии. С 1887 г. стал печатать стихотворения и рассказы в иллюстрированных и детских журналах, позднее в «Русск. Богатстве»,… … Большая биографическая энциклопедия
Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Источник
Жизнь равно удовольствие: 5 способов вернуть радость бытия
Ненавистная работа, лишние килограммы, отсутствие времени, однообразный досуг, недостаточно денег – это неполный список раздражителей, которые мешают получать от жизни удовольствие. Еще хуже, когда мы понимаем – прошлое позади, будущее призрачно, а настоящее – унылое и скучное существование. А так хочется модно одеваться, заниматься любимым делом, путешествовать и встречаться с людьми, которые вам действительно интересны. Каждому знакомо состояние души, когда снаружи светит солнце, а внутри темно и холодно. Подсказываем 5 способов, как избавиться от негативных эмоций и начать жить с удовольствием.
Немного правды в глаза
1. Распутать клубок своих мыслей
Расставьте приоритеты в порядке значимости для вас. Незачем, сметая всех на пути, подниматься по карьерной лестнице, если вам хочется больше времени уделять своей семье. Прекратите ходить в тренажерный зал, когда всю жизнь мечтали фотографировать птиц в дикой природе. Успокойтесь и попробуйте упорядочить свои мысли. Определите и запишите для себя интересы и привязанности. Закройте глаза и представьте, что все это у вас есть. Вам хорошо? Тогда это то, что будет приносить удовольствие.
2. Создать атмосферу успеха
Кто-то сказал: «Мы – это те, кто нас окружает». Прекратите или сократите время общения с теми людьми, которые отказываются вас поддерживать и помогать в каких-либо начинаниях. Не держитесь за старые связи, иногда новые знакомые гораздо интереснее. В вашем окружении должны быть люди, которые всегда и при любых обстоятельствах поймут, поддержат, вдохновят, а не будут внушать страх и комплексы. Избавьтесь, только не буквально, от вечно ноющей подруги, постарайтесь больше общаться с жизнерадостными людьми. Наполните ваш мир благоприятной атмосферой: читайте, смотрите фильмы и слушайте выступления успешных людей.
3. Найти увлечение
Начните заниматься тем, что действительно приносит удовольствие. Нет денег на билет до Парижа, нет времени заняться пилатесом, нет способностей к рисованию – все это оправдания вашей лени и неуверенности. Ведь бюджетные путешествия никто не отменял, для занятия спортом достаточно 30-40 минут в день, а писать картину можно начать с рисунка карандашом или просто с фона на холсте. Задумайтесь, почему ваша коллега по работе в течение полугода перечитала всего Б. Акунина, а свекровь вышила крестиком большую картину.
4. Жить по своим правилам
Иногда в стремлении походить на красивых подруг или успешных друзей мы теряем себя. Каждый человек – индивидуален. То, что хорошо для одного, может быть губительным для другого. Не стоит из кожи вон лезть и пытаться заполучить должность начальника отдела только потому, что ваша подруга достигла успехов в карьере. Будьте собой и живите по собственным правилам. Задайте себе вопрос – почему вы поступили в тот или иной институт, поклеили в гостиной именно эти розовые обои, выбрали попугая в качестве домашнего питомца, а не хомяка. Это же не ваш выбор, а сделали вы это потому, что «не хотели обидеть», «так будет лучше» или «хомяков не любит подруга». Не бойтесь поступать наперекор общественному мнению или быть публично осмеянным.
5. Развивать чувство юмора
Договоритесь с собой о том, что каждое утро вы будете начинать с улыбки. Даже если мало поводов для радости. Со временем вы начнете замечать и радоваться даже незначительным мелочам, таким как улыбка ребенка, красивый пейзаж за окном или запах утреннего кофе. Воспринимайте мир таким, каким он есть. Научитесь смеяться над собой. Отношение к жизни с юмором не только поможет легче преодолеть проблемы, но и прибавит моральных сил. Рассказывайте анекдоты, смотрите комедии, совершайте милые, забавные шалости. Помните, что улыбающиеся люди живут дольше и счастливее.
Источник
Радость бытия: разглядеть и сохранить
О пьесе Т. Уайлдера «Наш городок»
Есть ли люди, которые не забывают, не позволяют времени вот так, незаметно промчаться мимо них? Кто в быту способен увидеть, различить бытие? Мы, конечно, знаем ответ.
Едешь по извилистой дороге, видишь указатель: «Впереди скользко» – и тепло, радостно на душе. Предупредили. Уберегли. Навели над пропастью мост.
Точно такое же чувство я испытала давным-давно, прочтя впервые два замечательных текста. Оба – об одном и том же. Оба – предупреждения. Мосты, наведенные над пропастью. Какой? Забвения. Или проще – слепоты.
Помните притчу святителя Николая Сербского? Убегал человек от тигра, свалился в пропасть. Да смог ухватиться за корень и повис. Подтянуться пытается. А корень две мышки точат-грызут – черная и белая. И вдруг видит: по скале стекает тягучий мед. Забыл обо всем человек, потянулся к сладким капелькам. А внизу бездна.
Вот Достоевский, уверенный, что ему осталось жить не более пяти минут, тщательно распределяет это время, эти кажущиеся ему нескончаемыми минуты. «Эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством… Беспрерывная мысль: “Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, – какая бесконечность! Всё это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!”». Помню, прочитала эти строчки первый раз лет в 15. Ужаснулась: сколько времени тоже потеряла! Обрадовалась: вовремя предупреждена. Всё, больше ни минуты даром не потрачу.
И год спустя второй текст – «Наш городок», пьеса Т. Уайлдера, американского классика, автора религиозно-философских романов и драматурга.
Молодая женщина на кладбище наблюдает за собственными похоронами. Нет, это совсем не триллер, и это вовсе не про привидения. Уайлдер специально дал указания режиссеру-постановщику: эта сцена не должна пугать, ничего надрывного в ней быть не должно.
Задумка автора в другом.
Поняв, что она умерла, Эмили просит – вернуться. В свою жизнь. Хотя бы на чуть-чуть. На один день. Можно?
И она возвращается. В свой четырнадцатый день рождения.
И что же происходит? Читаем.
«– Мама! Мама! Посмотри на меня!
– Ну посмотри на меня, ну хоть одну минутку! Посмотри, как будто в самом деле меня видишь…»
Нет-нет, это вовсе не история о том, как слепые родители озабочены лишь тем, чтобы дитя было одето-обуто, и не дают ему тепла. В том-то и дело, что у Эмили чудесные, любящие родители.
Так в чем же дело?
То, что для Эмили – величайший дар, для ее матери – обычный и в своей обычности незаметный – незамечаемый – день.
То, что для Эмили – величайший дар, для других – обычный и в своей обычности незаметный день
А ведь только что на кладбище мудрая свекровь советовала Эмили:
«Не выбирай счастливого дня, милая, если уж хочешь вернуться. Выбери самый обыкновенный, самый будничный. Он все равно будет наполнен смыслом».
Лейтмотивная фраза всей пронизанной горечью сцены – восклицание Эмили: «Все проходит слишком быстро, мы даже посмотреть друг на друга не успеваем».
Зададимся вопросом: почему так условно изображение потустороннего мира? Стулья на кладбище для мертвых, отсутствие декораций, Помощник Режиссера, отправляющий Эмили в прошлое. Дело в том, что Уайлдер намеренно подчеркивает схематичность происходящего. Ведь из всего колоссального экзистенциального комплекса мотивов, проблем и тем, связанных с переходом в иной мир, ему нужно выделить лишь один аспект. Отсюда и подчеркнутая простота сценического оформления (автор дает четкие указания до минимума свести оформление сцены, декорации).
Весь акцент сцены – на взгляде во вчера. Протопресвитер Владимир Диваков в одной из великопостных проповедей точно заметил:
«Мы все ждем завтра и завтра и не замечаем, как все лучшее остается во вчера».
«Мы не можем порадоваться тому, что дает нам Бог, тогда, когда Он тебе это дает, а всё смотрим куда-то вдаль. А ты сейчас, сейчас живи этим. Оно от тебя сейчас ускользнет, понимаешь? Научись радоваться Христу, тем дарам, которые Господь дает тебе вот в этот момент, который тебе принадлежит».
Эмили из «Нашего городка» с грустью говорит: «Все живые точно упакованы в маленькие шкафчики».
И она с горечью отворачивается от матери, от вчера, от мира живых.
«Есть такие люди, которые понимают, что такое жизнь, пока они живы? В каждый, каждый миг жизни?» – спрашивает она.
«Нет, – отвечают ей. – Может, святые или поэты что-нибудь понимают…»
Люди не понимают, что такое жизнь, пока они живы. В каждый миг жизни. Есть ли люди, которые не забывают, не позволяют времени вот так, незаметно промчаться мимо них? Кто в быту способен увидеть, различить бытие?
Мы, конечно, знаем ответ. И он удивительным образом совпадает с ответом, данным Уайлдером. Да, конечно, святые.
Именно они способны ценить каждый день как «чудесный, улыбающийся Божий подарок миру». И так и прожить его – не расплескав, не омрачив. А разве не об этом и молится Церковь? «День весь мирен, свят и безмятежен даруй нам…»
Каждый свой день надо проживать осознанно, полно, в благодарности Богу
А ведь если каждый свой день проживать осознанно, полно, в благодарности Богу, то что станет неминуемым следствием такого духовного упражнения? Мир совести, тихая, наполняющая душу радость, – обещает святитель Феофан. Он же, что очень важно, далее подчеркивает: не в великости дел (подвигов) тут суть, а в том, что человек делает все как обычно, но все- перед лицом Бога. И это память Бога («помянух Бога и возвеселихся»). Жить в измерении вечности можно уже здесь и сейчас. И только тогда жизнь прорывается в бытие. А начинается все с малого.
Вот первое, чему научила меня пьеса «Наш городок», – разглядеть.
И второе – сохранить.
У героинь романов Э.-М. Ремарка есть одна общая черта, точнее – даже один общий плач: «Я как сито. Я ничего – ничего! – не могу удержать!»
Но как? Как удержать, сохранить навсегда? Замечательный поэт Олеся Николаева обещает:
«Все, что мы потеряли во времени, – обретем в пространстве. Все, что мы обронили в городе, – подберем на небе».
Все, что в Боге сделано, пережито – все уцелеет. Сохранится. Перейдет в вечность.
Все, что в Боге сделано, пережито – все уцелеет. Сохранится. Перейдет в вечность
«Плод скорбей возрастет, созреет, разукрасится. Как заблестит он в вечности!»
Но ведь не только скорбей – и радостей тоже. И всего, что в Боге и для ближних наполняло нашу жизнь. Кто-то даже считает, что и любимая зверушка там, в вечности, отзовется на любящий голос – и вернется.
Один из умерших уговаривал Эмили не оглядываться, не пытаться вернуться. В финале пьесы с возрастающей горечью он говорит:
«Да. Теперь ты знаешь. Вот что означало быть живым. Живые окружены мрачным облаком незнания. То и дело походя ранят тех – тех, кто рядом. Тратят время так, будто впереди у них миллионы и миллионы лет. Поддаются глупым страстям. Слепота и невежество – вот их жизнь!»
Эти строчки всегда – всегда – вызывают во мне облегчение. Сродни тому, что описывает Л. Толстой в повести «Смерть Ивана Ильича», помните? Да, они мертвы, и они прозрели, но мы-то, мы еще живы! И мы-то, мы уже прозрели.
Я очень редко перечитываю «Наш городок». Слишком стыдно, потому что каждый раз убеждаюсь: не прозрела. Так же слепа. Не могу разглядеть. И не умею сохранить.
Источник