Работа с подростками при стрессе
Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.
Стресс сопровождает человека всю его жизнь
Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.
Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.
Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.
Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.
Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.
Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.
Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?
– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.
– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.
– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.
– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).
– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.
У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.
Основные признаки стрессового состояния у детей
1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.
2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.
6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.
8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.
Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.
В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?
– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);
– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);
– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;
– если у ребенка появились сильные страхи;
– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.
2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.
3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.
Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.
Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.
4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.
Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.
5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.
Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.
6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.
Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.
Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.
7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.
В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна
Источник
Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-психологических ситуациях
Елена Колошникова
Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-психологических ситуациях
Педагог-психолог Колошникова Е. А.
ГБУ «Психолого-педагогический центр» г. Тольятти
Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-
психологических ситуациях.
«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете»
Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, реакция организма на неблагоприятное воздействие. В переводе с английского языка стресс буквально переводится как напряжение. Г. Селье говорил о том, что стрессовое состояние испытывают все люди.
Подростковый возраст очень важный и сложный период в жизни человека. Именно в этот период закладывается характер, образ жизни, привычки и т. д. От того, как прошёл этот период зависит будущее человека. Это очень бурный и противоречивый жизненный этап. Особое значение на развитие подростка оказывает умение ребёнка переживать психологический стресс и правильно выходить из него Стрессы у подростков — явление сложное и может протекать довольно бурно на фоне гормональной перестройки организма.
Любой конфликт, малейшее недопонимание может вывести подростка из состояния равновесия. Пустяковый конфликт с одноклассниками, учителями, непонимание в семье, незаслуженно низкая самооценка и т. д.
Взрослому покажутся эти события пустяковыми, а у подростка они могут вызвать серьёзный стресс.
К стрессу приводят разные причины. Среди них можно выделить и физиологические и психологические факторы.
Причиной стресса могут выступать различные проблемы,такие как:
-проблемы,связанные с самооценкой,
— проблемы, связанные с семьей,
— проблемы, связанные с взаимоотношениями с друзьями,
— проблемы, связанные с психологической неготовностью к физиологическому взрослению,
— проблемы, связанные с противоположным полом,
— проблемы во взаимоотношениях со значимыми взрослыми.
— школьный стресс.
Но наиболее травмирующим для психики подростка является стресс, вызванный болезнью, смертью, пьянством близких им людей.
Постоянная жизнь в стрессе, когда превалирует чувство беспомощности, приводит подростков к мысли о том, что не стоит что-либо менять, так как ни к чему хорошему это не приведёт. Подростки часто ждут, что решение придет спонтанно из внешнего окружения, которое, однако, не приходит. Они считают себя жертвами обстоятельств и решение проблем взаимоотношений сводится к желанию изменить другого человека. Поэтому особенно важно именно в подростковом возрасте учить правильно выходить из стрессовой ситуации, другими словами овладеть навыками стресс-совладающего поведения.
Стресс у подростков является угрожающим фактором в их развитии, социализации и адаптации, поэтому каждая проблема особо остро отражается на психике ребенка.
Стресс-совладающее поведение определяется, как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В самом общем понимании совладающее поведение характеризуется, как готовность индивида решать жизненные проблемы. Психологическое предназначение такого поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.
Понятие «совладающие стратегии» также широко интерпретируется как процесс управления ресурсами. Предполагается, что процесс совладания с жизненными трудностями есть по сути процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, оптимального их использования.
Психологами выделено 8 стратегий «совладающего поведения»:
1. Стратегия противостоящего совладания — состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.
2. Стратегия дистанцирования — описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.
3. Стратегия самоконтроля — заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.
4. Стратегия поиска социальной поддержки — состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.
5. Стратегия принятия ответственности — заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.
6. Стратегия избегания — складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из неё.
7. Стратегия планового решения проблемы — состоит в выработке плана действий и следования ему.
8. Стратегия позитивной переоценки — описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.
Все восемь типов стратегий совладания с жизненными трудностями охватывают совершенно разные ориентации личности. Чтобы справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок, либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы.
В основном эти стратегии исключают друг друга, но иногда — дополняют. Практика показывает, что каждый второй человек, оказавшийся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания. По оценке ряда исследователей, эффективно использование нескольких способов совладания с негативными событиями, в особенности с применением практических шагов. Неэффективной являются стратегия избегания и позитивная переоценка ситуации. В стратегии позитивной переоценки кризисной ситуации содержится ловушка. Придание позитивного значения затруднительным обстоятельствам уменьшает дистресс и служит эмоциональному приспособлению к стрессу. В то же время, подобный, во многом искусственный, перенос внимания отвлекает от решения конкретных практических проблем. Очевидна неэффективность и стратегии избегания («голова в песок»).
По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?
— Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.
— Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.
— Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.
Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру,циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.
Рекомендации родителям по профилактике стресса у детей.
• обязательные ежедневные прогулки;
• соблюдение режима дня;
• общение с родственниками и друзьями;
• обращение к психологу;
• расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т. д.
Наладьте взаимоотношения с ребенком,чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:
• слушайте своего ребенка;
• проводите вместе с ним как можно больше времени;
• рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;
• если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности
• принимайте вашего подростка безусловно, т. е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть
Все это мы давно знаем…
• Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими детьми (только с самим собой). Тем более нельзя сравнивать с братьями и сестрами;
• Никаких физических наказаний и словесных оскорблений! Конечно, есть поступки за которые можно и наказать.Придумайте каким образом это сделать: обидеться на ребенка, отказаться от запланированного совместного мероприятия, запретить пользоваться компьютером, ввести «исправительные работы» по дому и т. п
• Хвалить ребенка необходимо с умом – не захваливать, а отмечать конкретные дела;
• Учите справляться ребенка с трудными задачами. Вместе с ребенком разделите сложную операцию на отдельные этапы, выполняйте все постепенно, медленно, шаг за шагом.
• В воспитании необходимо придерживаться золотой середины. Выбирая стиль воспитания, избегайте авторитарного и не предоставляйте излишней свободы, приводящей к вседозволенности.
Обратите внимание на свое эмоциональное состояние:
• Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
• В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то,что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т. д.
• Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу.
• У родителей с низкой самооценкой не может быть детей с высокой самооценкой.Поэтому постоянно работайте над собой: выясните что вас больше всего тревожит. Не пытайтесь обмануть себя уговорами что все не так, как вам показалось в первый раз, когда вы мысленно ответили на свой вопрос. Будьте откровенны сами с собой.
Принимайте своего ребенка безусловно!
• Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой, и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
• Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).Примечание: не плохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.
Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к.
Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка ТЕМА: Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка. Тема нашего сегодняшнего семинара.
Может ли у детей быть стресс? Стресс и дети. Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается,.
Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах города С каждым годом все оживленнее становится движение на улицах нашего города. Увеличение количества транспорта и скоростей обязывает пешеходов.
Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту через моделирование опасных ситуаций» Творческий проект Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту через моделирование опасных ситуаций».
Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению Содержание проекта. Подготовительный этап. Определение педагогом с детьми темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Памятка «Как снять стресс» Памятка КАК СНЯТЬ СТРЕСС 1. Громко петь! 2. Резко встать и пройтись. 3. Посчитать зубы языком с внутренней стороны. 4. Скомкать газету.
Памятка психологической помощи в различных кризисных и экстремальных ситуациях АГРЕССИЯ Агрессивное поведение – один из произвольных способов, которыми организм пытается «снизить» внутреннее напряжение. Проявление злобы.
Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре. В нашей практике,.
Тренинговое занятие «Стресс и Эмоции: саморегуляция и уверенное поведение» СТРЕСС И ЭМОЦИИ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Тренинг был создан для работы с детьми 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к экзаменам.
Источник