Работа с детским стрессом
Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.
Стресс сопровождает человека всю его жизнь
Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.
Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.
Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.
Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.
Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.
Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.
Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?
– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.
– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.
– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.
– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).
– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.
У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.
Основные признаки стрессового состояния у детей
1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.
2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.
6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.
8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.
Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.
В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?
– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);
– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);
– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;
– если у ребенка появились сильные страхи;
– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.
2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.
3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.
Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.
Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.
4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.
Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.
5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.
Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.
6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.
Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.
Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.
7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.
В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна
Источник
Стресс у детей и подростков
Постоянный стресс, тревога, беспокойство, страх, гнев, стыд, вина. Человек постоянно испытывает какие-либо эмоции и чувства, но из-за существующих ограничений и правил не всегда может сразу их отреагировать, прожить до конца.
Мало того, что у каждого из нас есть свои личные поводы для отрицательных эмоций и переживаний, так еще и отовсюду поступают потоки негативной информации. Зачастую это приводит к накоплению негативных переживаний и последующему срыву в момент, когда силы на поддержание «статус-кво» иссякают.
Как справиться со стрессом и негативными эмоциями? Важность и распространенность данной темы сложно переоценить, особенно, если учесть актуальную обстановку в стране и мире.
Как справиться со стрессом?
Что же можно сделать для того, чтобы сохранить свое психологическое здоровье и улучшить качество жизни?
Негативные переживания, как и позитивные – это часть человеческой жизни.
Вот несколько рекомендаций о способах, как справиться с негативными переживаниями.
- Обратите внимание на дыхание, ведь оно оказывает непосредственное влияние на работу всего организма! В стрессовых ситуациях дыхание часто становится учащенным и поверхностным, в то время как для стабилизации состояния необходимо плавное и глубокое дыхание с концентрацией на брюшной полости (дыхание животом). Представьте, что у вас внутри воздушный̆ шарик, который̆ надувается при вдохе и сдувается при выдохе. При этом вдох должен быть глубоким, а выдох медленным.
- Почувствуйте опору в прямом смысле этого слова: обратите внимание на стопы. Поставьте ноги на ширине плеч, распределите вес тела равномерно на обе ноги, сконцентрируйтесь на ощущении устойчивости, почувствуйте поверхность, на которую опираетесь. Выпрямите спину, почувствуйте опору в позвоночнике, который задает человеку вертикальное положение и является некой осью организма.
- Осознайте то, что с вами происходит, позвольте себе признать наличие у вас соответствующих эмоций и чувств. Злость, грусть, стыд, вина, страх, радость, зависть, бессилие: спектр человеческих переживаний широк и многообразен. Постарайтесь принять то, что с вами происходит, не оценивая и не сопротивляясь. «Я поругалась с близким человеком и сейчас чувствую злость, страх, вину и разочарование. Я принимаю себя и свои чувства». Помните, что сами по себе эмоции – это сигнал организма на внешние и внутренние стимулы. Самое разумное – услышать эти сигналы, успокоиться и уже в уравновешенном состоянии думать о дальнейших действиях и решениях.
- Помните о временности любой ситуации или эмоции. В мире временно всё! Каким бы тяжелым ни казалось чувство, оно не может проживаться на пике интенсивности постоянно. Наступит момент, когда станет пусть немного, но легче, спокойнее. Если организм сильно истощается, то наступает сон с последующим восстановлением сил и изменением состояния в какую-либо сторону. Осознание временности и неизбежности изменения могут помочь пережить неприятные моменты с меньшим напряжением.
- Упражнение «Зато…». В любой неприятной ситуации важно подумать, о том, что у вас есть в жизни помимо той сферы, в которой на данный момент существует проблема. В жизнеутверждающей книге Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!» про его личный опыт трехгодичного пребывания в концлагере описано, как люди в нечеловеческих условиях могли находить радость в том, что им было доступно: смотреть на рассвет и закат, слушать птиц, сочинять стихи, вспоминать или мечтать о будущем. Уделите немного времени, чтобы найти что-то положительное, на что можно обратить внимание: дом, близкие люди, здоровье, возможность двигаться, своя комната, вещи или техника, способность к творчеству, мечты, профессиональные навыки и т.д. Например: «У меня сейчас проблемы на работе, но я точно знаю, что у меня есть дом, куда я вернусь, близкие (или друзья), возможность работать в такой же профессии или сменить вид деятельности, так как у меня есть выбор и физические возможности».
- Пользуйтесь социальной поддержкой. Желание самостоятельно решать все вопросы похвально, однако оно может привести к переутомлению и чувству усталости. Чтобы сохранять спокойствие и продуктивно работать, вам потребуется признать свою уязвимость и попросить о помощи, если вы действительно в ней нуждаетесь. Если ситуация выходит из-под контроля и вы чувствуете, что не в силах справиться с этим, обратитесь за поддержкой к членам семьи, родственникам, коллегам, друзьям, специалистам, на телефон доверия или в кризисные центры.
- Выражения вроде «А что, если. » могут значительно повышать уровень стресса и тревоги. Чем больше времени вы будете размышлять о том, как все могло бы быть или может быть, тем меньше времени у вас будет на реальные действия, которые требуют сосредоточенности и контроля над ситуацией. Вместо тревожных размышлений спросите себя: «Что я могу сделать именно в данный момент, чтобы улучшить ситуацию или свое самочувствие?». Например: «А что если я не дам экзамен/завалю проект на работе? Что я могу сделать конкретно в данный момент, чтобы улучшить ситуацию? Я могу еще раз повторить материал, лечь спать пораньше, попить витамины, попросить поддержки у близких, потренироваться перед зеркалом. Это будет намного полезнее, чем просто тонуть в пугающих мыслях о еще не существующих ситуациях». И далее приступать к осуществлению действий.
- Привести в порядок взбудораженный разум может медитация, ведь это умственное действие направлено на приведение психики в состояние углубленной сосредоточенности. Можно практиковать «умственное молчание» (избавления от мыслей). А можно сосредоточиться на каком-то визуальном объекте или фразе. Например, в ситуации стресса вы можете вспомнить, что дает вам ощущение спокойствия и уравновешенности, какие у вас возникают ассоциации со словом «спокойствие»: пейзажи, воспоминания, предметы, образы, мантры, фразы, люди, животные. Может быть, вы ощущали спокойствие лежа на берегу моря или сидя на опушке леса, глядя на падающие листья или играя с котом, занимаясь йогой или смотря в окно во время поездки на поезде.
- Если есть возможность, то будет полезно отвлечься от неприятной ситуации и начать решать (разгадывать) логические задания или игры: головоломки, загадки, шахматы, простые математические примеры. Можно выучить счет или фразы на иностранном языке и вспоминать их, когда нужно будет переключиться от негативных переживаний или ситуаций.
- Мысли и чувства полезно переносить на бумагу: личный дневник, стихи, проза, рисунки, письма. Записывая свое состояние на бумаге, вы не только «переносите на лист» часть чувств и эмоций, тем самым снимая напряжение, но и структурируете мысли. Это повышает четкость понимания ситуации и помогает вернуть контроль над собой, так как во время письма задействовано много центров головного мозга, а процесс написания букв и формулирования фраз требует определенного контроля и сосредоточенности.
- Стресс сопряжен с физическим напряжением, поэтому совладать с негативными переживаниями поможет физическая активность. Спорт, прогулка, растяжка или уборка комнаты. Движения улучшают кровообращение, что само по себе полезно для организма. Напряжение – это некий «заряд», который можно направить в физическую активность.
- Примите расслабляющую ванну или душ. Если это недоступно в текущей ситуации, то полезно будет умыть руки и лицо прохладной водой, выпить стакан воды или чая, протереть лицо влажными салфетками.
- Созерцайте природу. Прогулка вдоль реки или озера, рассматривание облаков или далеких звезд, наблюдение за рыбками или животными, шум листвы и падающих листьев, пение птиц. В природе есть нечто постоянно изменчивое и в то же время неизменно вечное. Приятно осознавать, что бы ни происходило в жизни – над головой всегда будет небо, а в самый хмурый пасмурный день высоко над облаками ярко светит солнце.
- Занимайтесь творчеством. Сильные переживания способны побудить людей на создание шедевров в сфере искусств. А сама по себе созидательная деятельность отвлекает от негативных ситуаций, приносит удовольствие как от процесса, так и от результата. Отдаваясь творчеству, старайтесь избегать самокритики.
Негативные переживания, как и позитивные – это часть человеческой жизни. Невозможно в полной мере избежать стресса и дискомфорта. Но в силах каждого попробовать найти наиболее подходящие способы, которые помогут справиться со стрессом. Страх, тревога, вина и многие другие эмоции, чувства чаще всего появляются из-за ранее пережитых событий. Для того чтобы полноценно разобраться в реакциях зачастую необходимо участие психолога, психотерапевта.
Марина Гудзенко, психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Источник