Работа с чувствами подростков

Эмоции и чувства подростков

Сегодня мы поговорим о том, какую роль эмоциональность играет в жизни подростков.

Что нужно знать об эмоциях

Начиная разговор, стоит сказать, что здесь тесно связаны 2 науки — психология и биология. Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и к окружающему его миру.

Это переживание человеком чего бы то ни было в данный момент времени. Сила переживания зависит от того, насколько значима данной ситуации для человека.

Но помимо переживания, психического компонента, существует биологическая составляющая — определенные физиологические изменения — которые протекают в организме параллельно переживанию

Чувства – это очень важная часть каждого из нас.

Они помогают понять истинные желания, познать себя. По микроэмоциям лица можно определить, например, врет человек или нет.

Кстати, а вы знаете, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций? Такую классификацию психологи не используют.

Они могут быть позитивными и негативными. Но каждая н их низ нужна и важна для человека, выполняет определенную функцию. Более подробно про классификацию можно узнать в нашей статье

Эмоциональные реакции и психика подростков

Подростковый возраст – период интенсивного развития и изменения эмоциональной сферы

В 11-14 лет, особенно характерны резкие перепады настроения, возбудимость. В принципе все то, что они переживают, очень полярно –все то слишком хорошо, то плохо…

Важно обращать внимание на проблемы детей, помогать их решать, с пониманием относиться к ребенку этого возраста.

После 14 лет молодые люди продолжают исследовать себя и мир, но их эмоциональное состояние постепенно становится спокойнее.

Новые события не приносят такой бури чувств, как раньше. Они лучше умеют управлять собой.

В целом в подростковом возрасте формируется общая эмоциональная направленность, поэтому именно сейчас стоит уделить время развитию этой сферы.

Что делать родителям слишком эмоционального подростка?

Для начала – не паниковать. И не пытаться изменить его сразу, здесь и сейчас. Как минимум, потому что это так не работает.

5 советов психологов как помочь подростку:

А вот почему это действительно важно. Потому что если все, что вы хотите знать о своем ребенке, ограничивается только учебой…

Неудивительно, почему на контакт подросток особо не идет.

В случае повышенной эмоциональности разговоры особенно важны.

При каждом «выходе из себя», дайте возможность успокоиться, а после – говорите. И, успокаивая ребенка, не жалейте, а слушайте его и общайтесь с ним. Не в духе «не переживай, мой золотой, все вокруг плохие, ты один хороший», ни в коем случае.

Учите его осознавать, что происходит и решать свои проблемы с помощью коммуникации, а не посредством крика.

    Не запрещать проявлять эмоции

Вы даже не представляете, как это плохо для будущего ребенка. Из детей, которым родители не разрешали выплескивать чувства, вырастают очень скрытные взрослые, которые потом всю жизнь мучаются от того, что не могут позволить эмоциям выйти наружу.

Скрытые эмоциональные реакции – частая причина психосоматических заболеваний.

Говоря про проявление чувств, нельзя обращаться

К полу ребенка – чаще всего это происходит в сторону мальчиков – «что ты плачешь, как девчонка?».

К возрасту – «такой большой, а плачешь!».

К чувствам, которые сейчас «не вовремя» испытывать – «не плачь, это совсем не больно!» — спрашивается, а как вы узнали, больно ему или нет?

Научить выражению эмоций

Останавливаться и осознанно говорить о том, что сейчас происходит. Понимать, в адрес кого и почему возникло то или иное чувство. Например, сказать: я злюсь, потому что ты обещала мне сходить в кино, и не сделала этого, вместо криков, слёз и обид.

Также стоит освоить способы выплеснуть энергию и негативные чувства. Хорошо помогает движение и спорт, занятия творчеством, арт-терапия – каждому своё. Нужно искать свой способ.

Следите за собой

То, как вы себя ведете в присутствии ребенка, очень сильно на него влияет. И если вы кричите, от вас постоянно слышны оскорбления, не удивляйтесь, если в дальнейшем вы услышите тоже самое от ребенка.

Речь о том, что родителям нельзя показывать, что они чувствуют. Нужно говорить об этом правильно.

Разговаривайте с подростками

Некоторым этот совет может показаться странным. «Ну, спрашиваю я у него, как дела, как оценки в школе, доброе утро и спокойной ночи тоже говорю. Он отвечает «нормально» и на этом диалог заканчивается. От меня-то что еще нужно?!»

Развивайте эмоциональный интеллект

Как свой, так и своего ребенка.

Смотрите на каждый эмоциональный всплеск не с точки зрения проблемы, а с точки зрения очередной возможности для развития.

Читайте также:  Почему каждый вечер портится настроение

Эмоциональный интеллект и подростки

Эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими

Владение помогает в жизни лучше налаживать контакты с другими людьми, разбираться в своих чувствах, грамотно просить помощи, и уметь говорить «нет», поддерживать и понимать окружающих.

Сейчас этот навык актуален, как никогда – это не только собственный психологический комфорт, но и большой плюс практически для любой профессии.

Не зря эмоциональный интеллект назван, важнейшим навыком 21 века и присутствует практически во всех списках требований работодателей к сотрудникам.

Несмотря на это, способностью узнать и назвать то, что сейчас чувствуешь, обладает достаточно немного людей.

Если эмоциональный интеллект развит и у родителей, и у ребенка – представляете, насколько сильно это укрепляет связь между ними и на какой новый уровень может выйти общение?

Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.

В тренинг центре К.О.Т. проводятся специальные бесплатные семинары для родителей–занятия, на которых профессиональные психологи помогают разобраться в проблемах воспитания детей и отвечают на вопросы родителей. Одна из важных тем – эмоциональный интеллект. Выбирайте подходящую дату и время и записывайтесь на семинар!

Курс «Властелин эмоций» для детей и подростков поможет научиться выражать негативные чувства, не обижая окружающих, лучше понимать себя и контролировать своё поведение. В итоге курса участники становятся более эмоционально устойчивыми.

В принципе, психология не делит мир на строго черное и белое. И эмоции – не исключение. Они – верные помощники, с которыми стоит учиться находить общий язык.

Вам интересно, на сколько Ваш ребенок умеет понимать и выражать свои чувства? Пройдите короткий тест, и вы получите ответ и рекомендации психологов!

Источник

Развитие личности подростка «Эмоции и чувства»

Классный час «Эмоции и чувства» для учащихся 5-8 классов.

(педагог-психолог высшей категории: Юсупова Т.И. МОУ «СОШ №12»г. Магнитогорск , Челябинской области.)

Цель: Расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие умения регулировать и изменять свое эмоциональное состояние.

1.Научить осознавать и выражать свои эмоции, чувства, узнавать эмоции других для грамотного общения и улучшения психофизического состояния.

2.Научить выполнять упражнения повышающие эмоциональность.

Учитель: Сегодня мы будем работать по теме «Эмоции и чувства»; рассмотрим, что это такое, как они проявляются, какими они бывают и как можно улучшить свои эмоции, повысить положительный эмоциональный фон.

Эмоции — психологическое состояние человека, реакции, которые проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств, они позволяют человеку дать оценку всему, что происходит вокруг и внутри его.

Чувства человек переживает по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь, длительность чувств больше ,чем длительность эмоций.

-для воздействия на окружающих,

-для освобождения от внутреннего напряжения.

Исходя из особенностей класса, можно выбрать из упражнений №1 и №2 одно, или провести оба упражнения.

1.Упражнение на повышение эмоциональности: «Дебаты».

Инструкция: Делимся по парам. Нужно вспомнить любые четыре строчки из стихотворения или из песни, встаньте друг против друга, каждый по команде должен его начать выразительно произносить на время (последовательно по 1,2,3,4,5 минут), делать это нужно четко, громко, перебивая друг друга, если стих заканчивается надо его начинать сначала и т.д.

2.Упражнение «Покажи свою эмоцию».

Инструкция: Нужно выбрать эмоцию из записанных на доске, затем при помощи пантомимы, жестов, мимики показать свою эмоцию. Участники должны угадать показанную эмоцию и сравнить с правильным ответом. Показ эмоций по очереди. (учитель может комментировать показ).

Виды эмоций: интерес, радость, удивление, грусть, страх, ярость, неуверенность, разочарование, восторг, обида, досада, ужас, злость, удовольствие, горе, вина.

3.Упражнение «Способы повышения настроения».

Инструкция: Назовите различные способы повышения настроения.( Ответы записываются на доске, кто называет больше способов можно отметить призом.)

4.Упражнение «Кто Я?».

Инструкция: Из предложений на полученном листке бумаги выберите одно или несколько подходящее для себя и допишите его. ( Время: 3-5 минут. Все по очереди читают свои предложения.)

1. Я словно птичка, потому что …

2.Я превращаюсь в тигра, когда…

3.Я могу быть ветерком, потому что…

4.Я словно муравей, когда…

6.Я прекрасный цветок…

7.Я сейчас ласточка…

9.Я словно рыбка…

10.Я интересная книжка…

13.Я словно буква «О»…

14. Я макаронина…

16.Я чувствую, что я вкусный завтрак…

5.Комплименты. Дети делятся по 2 человека, по очереди, по 5 минут говорят комплименты.

Заключительная часть. Каждый должен подумать и ответить на вопросы: Что сейчас чувствуешь? Что понравилось на занятии больше всего?

1.Б.Р.Матвеев. Развитие личности подростка.(Программа практических занятий.) Методическое пособие. –СПб.: Издательство «Речь». Санкт-Петербург. 2005.

2.О.Хухлаева, Т.Кирилина, О.Федорова. Счастливый подросток. (Программа профилактики нарушений психологического здоровья.)- М.: Апрель Пресс Изд. ЭКСМО-Пресс., 2000.

3.Журнал «Классный руководитель» №3, 2005. Статья: Выживание в большом городе. (Практическая психология). Автор: Петрушин В.И. Профессор, МПГУ г. Москва.

Источник

Тренинг с подростками «Как быть с эмоциями»

«Как быть с эмоциями» (45-60 мин).

Цель: актуализация опыта и знаний подростков, относящихся к эмоциональной сфере.

1. создание позитивного эмоционального фона в группе;

Читайте также:  Препараты при тяжелой депрессии

2. тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние;

3. обучение «открытому» выражению эмоций через «Я-высказывания».

Данное занятие предназначено для обучающихся 14-18 лет. Рекомендуется для проведения во вне учебное время педагогом-психологом с обучающимися на добровольной основе. Тренинг рассчитан на 45-60 мин.

Упражнение — разминка «Какого я цвета»

Знакомство с техниками эмоционального контроля

Упражнение « Война и мир »

Упражнение «Копилка обид»

1. Упражнение «Какого я цвета?»

Инструкция ведущего: «Наше занятие мы начнем с небольшой разминки: подумав некоторое время, каждый скажите, какого вы сейчас цвета. Мы не говорим о цвете вашей одежды, о любимом цвете, а попробуем сказать об отражении вашего состояния в цвете. Расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Ведущий дает группе время на обдумывание цвета (1 мин), и по кругу предлагает каждому рассказать о цвете настроения, об изменениях цвета с утра до момента встречи и обозначении цвета «сейчас».

2 . Знакомство с техниками эмоционального контроля (теоретический блок)

Инструкция ведущего: «Ребята, вы когда-нибудь задавались вопросом, почему кто-то в состоянии говорить на публике, не нервничая, в то время как другого человека страх публичных выступлений выводит из строя? Почему есть люди, которые в споре поддаются гневу и теряют контроль над собой, а другие остаются спокойными?

Что происходит, когда ваши эмоции выходят из-под контроля?» ( Участники предлагают свои варианты, ответы на вопрос).

«На самом деле же, мы не можем контролировать само проявление эмоций. Не стоит пытаться это делать. Чему действительно стоит научиться, так это — осознать, принять и управлять эмоциями. Эмоции есть, потому что они имеют биологический смысл для нашего выживания. Последние психологические исследования показывают, что существует только ​четыре вида основных эмоций, которые развиваются в другие, более сложные чувства: ​гнев​, ​страх, ​радость​ и ​печаль ​. Базовыми считаются: радость (довольство), удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение, страх.

В жизни неизбежно случаются такие ситуации, к которым мы никогда не будем заранее готовы. Бывает так, что что-то пошло не так, и на самом деле очень трудно сохранить контроль над чувством страха или тревоги. А положительные эмоции обладают такой особенностью, что проходят гораздо быстрее, чем отрицательные. В одном исследовании бельгийского ученого Филиппа Вердуйн была выявлена самая долгоиграющая эмоция – ​печаль. Она длится в четыре раза дольше, чем радость​! Что необходимо понять, всем нам действительно совершенно необходимо научиться управлять интенсивностью своих эмоций, чтобы дольше и больше радоваться и меньше печалиться и страдать.

Итак, мы сейчас познакомимся с проверенными временем и наукой техниками эмоционального контроля, которые пригодятся, когда интенсивные переживания мешают вам сосредоточиться на учебе, в будущем на работе и на прочих важных делах».

Информация для ведущего: Участникам группы предлагается ознакомиться с техниками и отработать любую из них (например, упражнение «Я — высказывания»)

1.Техника «Отложить на потом».

«Если что-то произошло неприятное, или не так удачное чем мы рассчитывали, то можно попробовать отложить беспокойство на более поздний срок. Можно так и сказать себе: сегодня с 19 часов я начну переживать по такому-то поводу. И часок-другой буду сидеть и плакать. Способ отложенного волнения обычно очень эффективно работает».

2. Техника «Худшее, что может случиться»

«Самураи оставались спокойными даже в самых драматических ситуациях. Как им это удавалось? Просто они думали о смерти. Не хотелось, чтобы вы превращались в драматического гота, но размышления о том, что самое плохое может случиться с вами, в определенной степени нейтрализует ваши текущие проблемы и дает возможность сохранить контроль».

3. Техника «Воспоминания об успехе».

«Вспомните все успехи и крутые моменты. Этот способ может быть самым эффективным. Восстановите в памяти хотя бы три примера своего личного успеха. Вспомните что-то, связанное с текущей задачей и работой.

Пример: Вместо того чтобы нервничать из-за неудачи в своей работе, лучше вспомните, что вас когда-то хвалили за успешно сделанную работу (проект или какое-либо задание)».

4. Техника «Конструктивная коммуникация»

«Выражать свои эмоции следует четко по общей формуле: «Я чувствую X (эмоция), когда я делаю Y/когда со мной делают Y (поведение) в положении Z (ситуация)». Принимайте во внимание следующее:

четко осознайте и определите эмоцию X (гнев, грусть, страх, веселье и т. д.);

выскажите свои эмоции от первого лица;

определите, какое поведение Y провоцирует вас на эмоции;

выражайте четко, что вам необходимо;

избегайте использования фраз, которые начинаются с «ты» и «вы» и следуют с обвинениями».

3. Упражнение «Я – высказывания»

Требуется: бланк с таблицей «Обидные высказывания — Я-высказывания», ручки на количество участников.

Читайте также:  Почему после стресса понос

Инструкция ведущего : «Мы сейчас попробуем выстроить конструктивную коммуникацию с выражением своих эмоций .

В табличке вам необходимо заменить Ты сообщения (левая колонка) на Я — высказывания (правая колонка)».

Обидные высказывания (нарушение этики в коммуникации)

Я-высказывания (этичная, конструктивная коммуникация)

Это просто твой эгоизм!

Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано?

Ты не в состоянии понять другого человека!

Тебе все равно, что я думаю!

Группе предлагается разделиться на пары. Одним предлагается составлять Ты-высказывания, а другие должны как можно быстрее заменить их на Я-сообщения. Потом пары меняются местами.

4. Упражнение «Война и мир»

Требуется: листы А4 на количество участников (по 2 на каждого), фломастеры, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, краски, клей, скотч, ножницы.

Каждому участнику предлагается один чистый белый лист бумаги.

Представьте себе, что это — не лист бумаги, а кто-то, с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете, кого не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появилась возможность в течении десяти секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, чего он заслуживает. Как только я начну счет: один. два…вы должны расправиться с обидчиком. По счету «десять!» все действия по уничтожению противника должны быть уже исчерпаны,

Инструкция для ведущего: по выполнению этого задания, некоторые участники могут попросить дополнительное время для вендетты. После того как время истекло, просим участников глубоко подышать, расслабиться успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагаем сформулировать те эмоции, которые «герои битвы» испытывают в данный момент.

Участники отвечают на вопросы:

Хорошо ли им? Спало ли напряжение?

Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу?

Какие чувства сейчас испытывают? (чувство удовлетворения, есть ощущение освобождения – камень с души упал?)

«Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничтожили настолько, что почти не оставили надежды на восстановление его облика и на примирение. Но так или иначе, всегда наступает этот светлый день – первый день, после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры. Вот вам другой лист бумаги. На столе вы найдете карандаши, фломастеры, ножницы, краски, клей. У вас есть, ровно пятнадцать минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сами: это может быть стих, примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок, приготовленный специально для торжественного случая. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид. Ровно через некоторое время (10-15 мин) каждый из вас выступит с примирительной речью к бывшему неприятелю.

Требуется: блистеры от киндеров-сюрпризов на количество участников, полоски бумаги р-р 2*15 на количество участников.

Инструкция ведущего: «Ребята, давайте подумаем, чем чревато невозможность выразить негативные эмоции или их подавление в себе?

Невыражение негативных эмоций — это самая тяжёлая ошибка, за которую мы расплачиваемся болезнями, наш организм реагирует на это. Причина этой ошибки иногда состоит в однобоком понимании того, « что есть культурный-воспитанный-вежливый-цивилизованный, а также — сильный человек».

Что же делать с негативными эмоциями? Негативные эмоции нужно обязательно освещать ярким светом своего внимания.

Самый простой способ работы с эмоциями существует давно, он состоит из трёх ступенек:

Каждый раз выражайте поступающие сильные эмоции словами «Мне это нравится»\»Мне это не нравится»,

Каждый увиденный объект (событие), вызывающие эмоции, дробите на части и раскладывайте по полочкам: «вот это мне в нём — нравится, а вот это — не нравится»,

Учитесь расширять словарь описания своих эмоций: «это вызывает у меня животный страх, это — стыд, это — отчаяние, это — омерзение, это — негодование».

Что делать с «текущими» обидами, которые постоянно возникают в нашей повседневной жизни? Умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Работают такие способы: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.

Главное понять: бесплодность накопления обид, и жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек».

Подросткам предлагается сделать «копилку» из блистеров киндеров-сюрпризов, написать на листочках все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня, и поместить все обиды в «копилку обид». Копилку обид можно заклеить скотчем или дать название на усмотрение участника. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Каждый решает, что он будет делать с «копилкой обид». Психолог поддерживает каждое предложение из озвученных, это в знак новой жизни – жизни без обид.

В конце занятия участники делятся своими ощущениями, что получилось на занятии, что не получилось. Участников просим озвучить, поменялся ли цвет настроения, с которым пришли на занятие, и почему.

Источник

Оцените статью