- Работа с эмоциями в гештальт-терапии
- Навигация
- Основные тезисы
- 1) Есть несколько базовых эмоций, с которыми можно работать в психотерапии: вина, стыд, радость, страх, тревога, грусть и злость в различных ее проявлениях
- 2) То, как описывают свои эмоции люди, и то, как их стоит рассматривать психологу для того, чтобы выбрать адекватную стратегию работы, не одно и то же
- 3) Биологические эмоции, имеющие свои физиологические проявления, могут быть субъективно локализованы в теле и содержательно относятся к конкретным, неабстрактным событиям, которые имеют прямое влияние на жизнь испытывающего их человека
- Работа с чувствами и состояниями. Ирина Шевцова
- Суть психотерапии кратко и емко – грамотная работа с эмоциями и чувствами
Работа с эмоциями в гештальт-терапии
Автор — Мария Долгополова
Принципы работы, гештальт-терапия. Основные тезисы, базовые механизмы прерывания цикла удовлетворения потребности и защитные стратегии личности.
Навигация
- Основные тезисы
- Механизмы прерывания в гештальт-подходе
Основные тезисы
1) Есть несколько базовых эмоций, с которыми можно работать в психотерапии: вина, стыд, радость, страх, тревога, грусть и злость в различных ее проявлениях
- «Чистых» эмоций еще меньше. Это страх, злость, радость и печаль. Тревога — общее возбуждение организма, не имеющее конкретного предмета направленности. Вина и стыд не являются чистыми эмоциями, но понимание сути этих переживаний крайне важно для практики психолога.
- Оттенков эмоций, которые находят свое отражение в русском языке — то есть обозначаются отдельным словом — гораздо больше. Я же постаралась перечислить те, для которых в рамках различных психотерапевтических школ существуют стратегии работы.
- Еще частой темой психотерапии является скука, которую нельзя рассматривать как эмоцию, но можно понимать как особое психическое состояние, в котором преобладают «депрессивные» эмоции или субъективно их наличие вообще не ощущается.
2) То, как описывают свои эмоции люди, и то, как их стоит рассматривать психологу для того, чтобы выбрать адекватную стратегию работы, не одно и то же
Например, человек говорит: «Я чувствую вину за то, что так с ним поступил».
Но, в общем-то, если говорить о «чистых» эмоциях, то вина не есть биологическая эмоция, ее нельзя почувствовать «в теле». Физиологически, вина — это гнев (адресованный к самому себе) и страх: страх потери чего-то значимого (в данном случае принятия, одобрения и любви того человека, по отношению к которому сделан некрасивый поступок; других людей, которые могут «отвернуться», осудить, узнав об этом, или я теряю способность принимать и доброжелательно относиться к себе).
Поэтому работа с чувством вины подразумевает когнитивный и эмоциональный аспект.
С точки зрения работы с эмоциями, работа с чувством вины это работа со страхом. Она подразумевает прояснение предмета страха — чего именно боится человек. И гневом, который может завершиться прощением себя. Это важно для дальнейшей интеграции эмоций с когнитивными процессами. Следующий шаг после спонтанных реакций страха и гнева — восстановление контроля над своими действиями, оценка ситуации и выбор наиболее подходящей линии поведения.
Когнитивный аспект сводится к тому, что чувство вины — это реакция на несоответствие реальных поступков тому, что мы считаем для себя достойным и правильным. Действуя в соответствии с требованиями своей совести человек чувствует спокойствие и умиротворение. И наоборот, нарушив свои внутренние принципы, переживает то, что принято называть виной.
Психологическая работа с чувством вины (внутренняя или при помощи психолога) предполагает анализ ситуации, возможность благодаря эмоциональному состоянию обнаружить то, что, по мнению самого человека, является ошибкой, и раскаяние (принятие ответственности за причинение боли, совершение необходимых действий, которые могут что-то исправить; прощение себя за совершение ошибки).
Этот пример есть иллюстрация того, что если человек говорит о своих эмоциях, то в задачу психолога входит «распаковать» вместе с клиентом наиболее значимые его послания. «Распаковать» значит выделить отдельные, пригодные для психологической работы темы. И, даже если человек не называет эмоций, психолог может видеть через телесные проявления, мимику, позу и тембр голоса, о каких эмоциональных реакциях идет речь и действовать соответственно.
3) Биологические эмоции, имеющие свои физиологические проявления, могут быть субъективно локализованы в теле и содержательно относятся к конкретным, неабстрактным событиям, которые имеют прямое влияние на жизнь испытывающего их человека
Эстетическое чувство, отвращение, презрение, удовлетворение, восхищение можно назвать «социальными эмоциями», то есть, по сути, это не эмоции, а когнитивные конструкты, подразумевающие интеллектуальную, а не телесно-эмоциональную оценку окружающего мира. В том случае, когда человек испытывает эмоции именно телесные, искать их источник следует в чем-то очень конкретном.
Например, человек плачет, переживает сильную грусть и печаль. Он может интерпретировать свои чувства как реакцию на внешние, не относящиеся к нему события. Человек может заплакать, увидев насилие в фильме. Но и в этом случае эмоция возникнет только, если тема насилия сама по себе вызывает у человека сильные переживания (фильм тут уже ни при чем, он становится лишь внешним стимулом, который определил временное возвращение человека к его болезненному опыту).
Впрочем, этот тезис нельзя принять или опровергнуть эмпирической проверкой или научным экспериментом, поскольку субъективный опыт не досягаем полностью для объективных методов. Но, тем не менее, в практической работе психолога данный постулат часто оказывается очень полезен.
Источник
Работа с чувствами и состояниями. Ирина Шевцова
Основное отличие в содержании личностного тренинга от других тренингов- это работа с чувствами. Вопрос «Что ты чувствуешь?» является для меня , как для тренера , ключевым. С идентификации и называния чувства начинается выстраивание стратегии работы с участником . А сделать это ужасно тяжело- отсутствуют в нашем словаре эти слова! Не смогли научить нас родители, как это называется, когда хочется хлопнуть дверью или сделать самому себе больно, когда хочется плакать и выть от бессилия, когда ноет в груди или , напротив, ноги отрываются от земли и хочется обнять весь мир. Знаете, что отвечают люди ( и даже коллеги) на вопрос : Что ты чувствуешь?
Вот варианты: — Я чувствую, что он не прав ( мысли)
— Я чувствую, что у меня темнеет в глазах( ощущения)
— Я чувствую, что больше никогда не буду этого делать (поведение)
Надо быть к этому готовым, как при воспитании маленького ребенка говорить, как называется то или иное состояние, терпеливо и настойчиво искать нужные слова.
Помню, один анекдотический случай, свидетелем которого я была на тренинге.
Тренер : « А что ты чувствуешь?»
Участник: « Мне больно»
Тренер: « Это ощущение, а что ты чувствуешь?»
Участник: « Ну, не знаю, наверное, я чувствую, что со мной обошлись жестоко»
Тренер : « Это мысли, а что ты чувствуешь?»
Участник : « Что надо выяснить отношения с этим человеком»
Тренер: « Это поведение, а что ты ЧУВСТВУЕШЬ?»
Тренер : ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ?!
Участник: КОЗЛОМ Я СЕБЯ ЧУВСТВУЮ.
Вот и поговорили…Вопрос о чувствах- не разменная монета, им нельзя злоупотреблять. Я задаю его не так уж и часто. И еще- это не вопрос ради вопроса, это только начало, отправная точка, а дальше работа может пойти в любом направлении, туда, куда логично пойти именно с этим участником, именно в это время. Две оси, которые создают поле для работы на личностном тренинге- линия времени: прошлое, настоящее и будущее и сферы психической жизни человека: мысли, чувства, поведение. И не обязательно начинать с чувств, но важно к ним прийти.
Теоретической основой моей работы с чувствами является теория дифференциальных эмоция Силвана Томкинса. Согласно ей:
— Эмоции являются детерминантом поведения в широчайшем диапазоне его проявлений;
— Эмоции- основные мотивационные системы организма;
— Взаимовлияние эмоциональных процессов с когнитивными, моторными, гомеостатическими процессами.
— Постоянное переживание эмоций, присутствие их в сознании.
— Затруднения с осознаванием и вербализацией людьми своего эмоционального состояния, что приводит к неосознаванию мотивов поведения.
Я не буду сейчас объяснять отличие чувств от эмоций, думаю, что мои читатели могут это сделать самостоятельно, отмечу лишь осознанность и устойчивость чувств по сравнению с эмоциями, а значит и лучшую идентификацию и меньшие сложности с определением названия своего переживания. Иными словами, человеку легче сказать : « Я люблю своих родителей» , чем ответить, что он почувствовал в результате выполнения упражнения. В первом случае речь идет о чувстве, во втором- о эмоции. Но вопрос «Какую эмоцию ты пережил?» звучит очень не по-русски, и мы произносим привычное : Что ты чувствуешь? Оставим эти умозаключения теоретикам, перейдем к тренерской практике. И начнем с задач. Какая бы тема ни была заявлена в основе тренинга, задачи по работе с чувствами будут приблизительно следующими:
— Исследовать собственные эмоциональные состояния, учить идентифицировать и вербализовать их.
— Исследовать проявления собственных чувств и эмоций, способствовать формированию навыков выражения эмоциональных состояний.
— Способствовать осознаванию собственных способов регулирования эмоций, развивать навыки самовосстановления.
— Дать знания о роли чувств , как мотиватора поведения, познакомить с различными видами чувств и эмоций.
— Способствовать принятию себя через принятие собственных чувств.
— Учить методам профилактики эмоционального выгорания.
Это основное, задачи можно добавлять, делать их уже. Но , на мой взгляд принципиально, чтобы работа с чувствами не сводилась просто к их называнию.
Наверное не очень привычно видеть в списке задач личностного тренинга просветительную задачу – «дать знания». Я их даю, вплетаю в контекст тренинга, представляю в виде пояснений или отдельным блоком. Эти знания являются той универсальной информацией, которая позволяет человеку работать со своими чувствами самостоятельно, без участия тренера, после тренинга, становятся инструментом самопознания.
Можно написать для участников список базовых эмоций на доске, а можно совместно с ними его составить, поясняя, давая описание различных переживаний – это зависит от того, как глубоко вы планируете погрузиться .
Фундаментальные ( базовые) эмоции:
Две или несколько фундаментальных эмоций, часто возникающие у человека, могут формировать эмоциональные черты личности:
Я тренировала себя очень долго в определении и описании своих чувств и эмоций. Удивительно, но когда слово найдено, наступает облегчение, как будто после описания всех симптомов наконец поставлен диагноз и теперь можно приступить к лечению. Эта метафора очень подходит к случаям, когда чувство является проблемой, но этого может и не быть. Не каждое переживание, и даже не каждую боль надо бросаться лечить, важно понять и принять это состояние, в этом суть работы на тренинге.
Чувства на тренинге можно рассматривать как фон или взять их в фокус, сделать содержанием работы.
В первом случае речь идет о той эмоциональной атмосфере, которая царит в группе на протяжении всего тренинга и не связана с темой и содержанием работы. Эти чувства связаны скорее всего с групповыми процессами ( которые достойны отдельной главы) и взаимоотношением с тренером. Наиболее приемлемым фоном для личностного тренинга является интерес, думаю это бесспорно. Проявляется он через активную работу, желание участвовать во всем, что предложит тренер. Мой типичный утренний шеринг, к примеру , длится два часа. Иногда на тренерском тренинге меня спрашивают- как люди, не подготовленные профессионально выдерживают этот процесс? Легко! Им интересно, они сидят и слушают, потому, что все, что происходит на шеринге, касается каждого из них, дает ответы на их собственные вопросы, провоцирует их собственные переживания, даже сели тренер беседует с другим. Интересом, как и любым другим чувством, можно заразить. И источником заражения конечно же будет тренер. Истинный, неподдельный интерес ко всему, что происходит на тренинге и к каждому участнику. Мне на самом деле интересно, почему у Саши не ладятся отношения с женщинами, а Марину с детства мучают ночные кошмары, мне интересно, как проявляются страхи в поведении Риты и что могут означать образы хищных зверей на рисунке у Светы. Если тренер не создал обстановку интереса, эту нишу тут же займет другая эмоция. К примеру , скука или раздражение. Небольшие дозы этих состояний безвредны, и даже предопределены динамикой тренинга. Но обязательно небольшие! Моими стратегиями в отношении этих проявлений могут быть:
Источник
Суть психотерапии кратко и емко – грамотная работа с эмоциями и чувствами
В данной статье я поделюсь своим виденьем как в системном подходе, быстро и эффективно можно работать с эмоциональной сферой человека. Я уже писал статью о том, что такое чувства, для чего они нужны, что необходимо понимать, что бы научится управлять своей эмоциональной сферой. Здесь же я хочу затронуть эту тему с другой стороны, а именно дать четкое и однозначное понимание того какие чувства за что отвечают, почему они возникают и что с ними нужно делать.
Для начала хочу напомнить, что нет, «плохих» и «хороших» чувств. Все эмоции и чувства, которые мы испытываем, являются нужными, просто одни комфортные (радость, удивление, интерес), они подсказывают, что мы все делаем правильно, а другие – дискомфортные чувства и эмоции – даны нам для того, чтобы этот дискомфорт (дисбаланс системы — я подразумеваю человека) устранить и привести человека в сбалансированное состояние.
Следующее, что крайне важно понимать и чего я еще не рассказывал это принципы, по которым работает мозг и психика. Конечно мы разберем лишь базовое понимание, без которого очень сложно будет понимать и редактировать «свою внутреннюю начинку – эмоциональную сферу».
Как работает память?
Давайте разберем, как работает память, это крайне важно понимать. Память человека работает по принципу ассоциаций, и эти ассоциации могут быть совершенно различными и иногда НЕ осознаваемыми (бессознательными) по крайней мере на первый взгляд. Сейчас станет понятно к чему я веду …
Например давайте разберем такой эффект, как дежавью. С вами ДО этого момента дежавью было что-то схожее (не важно, прямо или косвенно) с тем, что происходит сейчас, и, разумеется, по ассоциации вы знаете (предчувствуете), что за этим последует, в то время как сознательно можете не видеть между ситуациями никакого сходства (потому что вся накопленная за жизнь информация находится в Бессознательном и вы не осознаете ее всю в один момент). Вот вам и все «дежавю».
Таким образом: ситуация в настоящем, схожая с ситуацией из прошлого, автоматически вызывает у вас ЧУВСТВО в настоящем, которое может НЕ иметь никакого рационального (логического, Сознательного) объяснения в настоящем.
Все эмоционально значимые ситуации, связанные с данным чувством, прописаны в определенную «ячейку памяти». Более того, поскольку чувство имеет и конкретное локализованное место в теле, где оно проявляется, то в этом же месте в теле прописаны все связки с этим чувством.
Это частично понимал Фрейд, придумавший метод «свободных ассоциаций», по которому, если случится чудо, психоанализируемый выйдет к травме, с которой психоаналитик, скорее всего не знает, как надо эффективно работать (там совершенно другой подход к работе).
А например в гипнозе или глубоком трансовом состоянии мы не теряем время и деньги клиента на воспоминание всего, чего можно, а намеренно сосредотачиваемся на поиске первопричины, но это уже будет чистая психотерапия (точнее гипнотерапия), а я сейчас не собираюсь в деталях объяснять что и в какой последовательности нужно делать. Задача данной статьи совершенно другая.
Что нам действительно нужно – так это попасть ИМЕННО в ту «ячейку памяти», где прописано ЧУВСТВО, с которым нам надо проработать во всех этих ситуациях. Еще раз – нам все равно на ситуацию, она может быть почти любой, нам важно чувство, которое ее сопровождает, показывая отношение к ней. Более того, не ваше текущее Сознательное чувство, а наоборот, автоматическую, Бессознательную (а если инстинкт, то Подсознательную) реакцию того маленького вас, который решил реагировать на данный вид угрозы (вот с этим и нужно работать). С этим разобрались. Идем дальше.
Подсознание, бессознательное и сознание:
Теперь пришло время разобраться с тем, что такое «подсознание, бессознательное и сознание». Поехали. Если представить метафорой, что Подсознание – это BIOS, Бессознательное – это Windows, то остается Сознание, которое в данной модели можно сравнить с оперативной памятью.
Собственно, сознание – это та логическая часть, которая, как фональ с возможностью ручного управления, освещает путь в море внешних угроз или возможностей, здесь уже зависит от человека, куда будет направлен фокус внимания. И поскольку сознание имеет свои лимиты, (то есть способно воспринимать 7 (+/- 2) объектов одновременно), то задача Бессознательного и Подсознания – максимально разгрузить его от лишней нагрузки. Более того, в действиях, где важны инстинкты и чувства (например, секс или драка), Сознание будет лишь мешать.
Я надеюсь теперь в голове начинает складываться хотя бы первичная картина как все работает, хотя бы на базовом уровне.
Подытожим усвоенный материал:
Каждый раз, когда с вами что-то происходит, бессознательное формирует решение и отправляет его в подсознание, которое трансформирует его в чувство для того, чтобы вы совершили действие (сработал инстинкт).
Допустим, ваше Бессознательное решает, что ситуация опасная, направляет эту реакцию в Подсознание, и оно формирует чувство – например, страх, который в свою очередь подталкивает вас к действию (инстинкту): замереть и думать, или убежать, или спрятаться или схватить что то и напасть в ответ. Инстинкт как бы призывает вас восстановить безопасность (вернуть равновесие системы), и после этого ваша психика и ваш мозг (посредством например различных гормонов и нейромедиаторов) позволит вам вновь ощутить комфорт.
Итак, еще раз: возникает стимул (угроза из внешней среды) -> решение (эмоция + вывод) -> чувство в теле -> действие (инстинкт).
Резюмируем, чтобы уложить в голове:
– рефлексы и автоматизмы;
– системы и подсистемы организма (ЦНС, вегетативная, иммунная, эндокринная, симпатическая, парасимпатическая системы и т. д.);
– накопленная за жизнь информация;
Инструкция по работе с чувствами:
И пожалуй закончу вишенкой на торте. Сейчас Вам станет понятно, фундаментальная часть психотерапии. Напомню функции чувств — они нужны для восстановления баланса системы – человек или безопасности; Чувства и эмоции – это язык вашей психики, это язык глубинных структур вашей личности. Теперь давайте разберем виды чувств, их функции и что с этим всем можно и нужно делать:
Чувства 1-го порядка:
— страх — ощущение не безопасности, я в опасности (необходимо выявить доминанту, устранить угрозу, восстановить безопасность);
— обида — со мной поступают неправильно, несправедливо, нечестно (нужно восстановить справедливость, простить обидчика);
— вина — я с кем-то поступаю неправильно, несправедливо, нечестно, чувствую себя виноватым (нужно снять с себя вину, изменить решение);
— скука — отсутствие значимых изменений, ничего не происходит (нужны значимые изменения);
— грусть — ощущение потери (например деньги или отношения – нужно восстановить потерю);
— одиночество — отсутствие значимых отношений (нужно выявить внутреннюю причину препятствующую близости, проявить любовь и заботу);
— стыд — со мной что-то не так, я неправильный/неправильная (нужно найти точку сравнения, простить себя и осознать и выразить собственную уникальность, осознать свою ценность и важность);
— злость — мне причинили боль физическую либо/и эмоциональную (нужно выразить злость, простить обидчика, нейтрализовать источник боли);
Чувства 2-го порядка:
— разочарование — то что вы делаете не работает (нужно что то делать другое, то что работает, нужно другое мышление, действия);
— депрессия — ощущение что нужно остановиться и перестать делать то что вы делаете(психика говорит: хватит, просто остановись, подумай);
— паническая атака — неконтролируемое чувство страха (был страх 1-го порядка, человек его например подавлял и он трансформировался в чувство 2-го порядка, работать как со страхом);
— боль — стоп, остановись (нужно задать вопрос: от какого чувства меня эта боль оберегает? Дальше работать с этим чувством, что бы боли не было смысла возникать).
На этом все. До новых встреч. С уважением Дмитрий Потеев.
Источник