Арт-терапия: работа с пластилином и поиск ресурсов
Арт-терапия: работа с пластилином и поиск ресурсов
Что такое арт-терапия с помощью пластилина?
Суть техники заключается в том, что мы вылепливаем образ нашей проблемы, негативного чувства или переживания с помощью пластилина. Можно придать им форму геометрической фигуры, человека, какого-либо предмета и т.д. Также можно подключить и другие материалы (помните, как в детстве вы делали ежиков из каштанов?)
Техника работы
Для начала организуйте рабочее место (мне, например, удобнее заниматься на полу). Главное – расстелить газеты или бумагу, чтобы не испачкать ковер или ламинат.
Купите детский пластилин. При чем желательно, чтобы в наборе было примерно равное количество темных и светлых оттенков. Приобретайте материал приятной на ощупь текстуры (чтобы он не был слишком мягкий, не окрашивал ладони и не был слишком уж твердым).
Устройтесь поудобнее (я обычно сижу в позе лотоса).
Представьте то неприятное чувство, которое вас охватывает, проблему, которую вы хотите решить или внутренний конфликт. Прочувствуйте эту проблему, ощутите где она локализована в теле, отметьте, что сейчас с вами происходит, что вы ощущаете…Постарайтесь хорошенько погрузиться в это (можете закрыть глаза).
А теперь попробуйте изобразить проблему с помощью пластилина. Лепите то, что приходит вам на ум и то, что вы чувствуете. Может быть ваша тревога по тому или иному поводу оформится в черный шарик или человечка с грустным лицом, либо обида предстанет в образе шара с воткнутыми в него иголками (можно сделать их с помощью зубочисток) и т.д. Внимательно рассмотрите результат своей работы.
Что вы чувствуете, когда на него смотрите?
Где в теле отзываются эти чувства?
Какие мысли приходят в голову сейчас?
Может вы хотите заплакать? (плачьте!)
Что бы вы хотели сделать с этим предметом? Может быть смять и выбросить? Или трансформировать во что-то иное, более позитивное, ресурсное, полезное?
Что напоминает вам слепленный предмет?
Не спешите и ответьте себе на все эти вопросы.
Поиск ресурсов
А теперь попробуйте слепить то, что для вас является решением проблемы и символом свободы от того, что вас гнетет. Вы можете слепить отдельный предмет, а можете трансформировать уже созданный, воспользовавшись цветным пластилином или добавив другие детали. Возможно, вам захочется смастерить фигуру улыбающегося человека или яркий цветок. А может быть это будет чаша, которая наполнена фруктами или же дерево с пышной кроной.
А теперь сделайте то же самое – посмотрите на результат своих трудов и ответьте на следующие вопросы:
Что вы сейчас ощущаете?
Где возникает это чувство?
Какие мысли возникли в голове?
Как решение вашей проблемы вы видите сейчас?
Как вы видите свою проблему сейчас?
Как вы видите свое будущее сейчас?
Ни в коем случае не выбрасывайте слепленную фигурку! Поставьте ее на видное место. Если вдруг появится желание ее чем-то дополнить и сделать более ресурсной – обязательно сделайте это.
Источник
Лепка, как один из методов арт-терапии
АЛЕСЯ ОСИПОВА
Лепка, как один из методов арт-терапии
Лепка – один из методов изобразительного творчества. Практически нет ни одного ребенка, который бы не любил лепить.
Чем же так хороша лепка? Почему именно ее часто выбирают при работе с разными психическими процессами?
Во –первых, необходимо выбрать тот материал, из которого будет выполнен продукт. Для детей дошкольного возраста больше подходит пластилин, который не требует специальных навыков и дополнительных приспособлений. Рука маленького ребенка часто слаба, поэтому пластилин должен быть мягким.
Во –вторых, для маленьких детей необходимо ставить цели, которые они должны достичь при выполнении задания. Важен образец к которому они будут стремиться, так как у них нет развитого абстрактного мышления.
Главная цель арт- терапевтического занятия – дать определенную задачу и несколько вариантов ее решения. Например, техника размазывания пластилина по картону, накладывание пластилиновые фигуры на рисунок, дополняя его на который нанесен контур. Нам не важен цвет, его выбирает сам ребенок, важна толщина слоя, мы увидим на сколько развита моторика руки.
В –третьих, это те задачи,которые реализовываются в ходе арт — терапевтического занятия с использованием пластилина:
1. Развитие моторики;
2. Развитие восприятия цвета;
3. Умение смешивать различные цвета;
4. Умение работать с геометрическими фигурами;
5. Умение работать с объемом и плоскостью;
6. Развитие абстрактно-логического мышления;
7. Работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, агрессия, конфликты, страхи).
Для этого подойдут приемы раскатывания пластилина в аппликацию, создание фигуры, из отдельных заранее приготовленных фигур, рисование пластилином, лепка различных фигур о героев и создание сказочного мира.
Лепка из пластилина – это простой и очень действенный метод психотерапии, который позволяет достигать душевного равновесия, разрешать сложные проблемы, пережить различные эмоции.
Интерес, волнение, радость от успеха – это далеко не полный список эмоций, переживаемых ребенком во время изготовления работы из пластилина.
Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: — ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.
Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».
Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.
Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.
Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.
Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.
Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.
Фотоотчет о занятии «Такая разная осень» с использованием нетрадиционных методов рисования Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила…. З. Федоровская Мы с малышами решили нарисовать осень нетрадиционной.
Эффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организме В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Источник
Тренинг «Пластилинотерапия»
материал
Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.
Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_plastilinoterapiya_sev.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №5 «Теремок»
на снятие эмоционального напряжения в группе
Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.
Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.
Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.
Материалы: бейджики, ручки, фломастеры, пластилин разноцветный, бумага белая формата А3 или А2 (в зависимости от количества участников в подгруппе), простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников, картон, ножницы, плакат с неоконченными предложениями.
Продолжительность: 1.5 – 2 часа.
- Упражнение «Знакомство» (5-7 мин.)
Цель : абстрагирование от реальных – социальных ролей.
Материалы : бейджики, ручки, фломастеры.
Ход упражнения. Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?
- Упражнение «Точки земли» (2 мин.)
Цель: подготовка к лучшему пониманию получаемой информации.
Выполнение: Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к ямке под нижней губой (точка VC-24 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки (все, кроме большого) – к лобку. Делать вдох за 1–2 секунды и выдох за 3–6 секунд. Дышать так в течение 30 секунд.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
- Техника «Каракули» (вариант с пластилином) (5-7 мин.)
Цель: подготовка рук к дальнейшей работе; снижение контроля поведения.
Инструкция: «Сегодня нам предстоит большая работа с пластилином, но сначала нужно как следует размять руки. В результате может даже получиться симпатичная фигурка, в которой можно что-то узнать. Для начала выберите брусочек пластилина, который Вам нравится, отщипните примерно половину, прикройте или закройте глаза, расслабьтесь, и мните его в руке, образуя фигурку».
Следующий этап – интерпретация. На что получившаяся фигурка похожа? Какие ассоциации, эмоции вызывает? Нравится?
Если технику не получается выполнить со второго или третьего раза, то это может говорить о ситуативной тревожности или сильном контроле сознания; об этом же может свидетельствовать нежелание закрывать глаза в начале.
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Возникали ли трудности при выполнении задания?
- Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?
Цель : научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.
Материалы : пластилин, бумага белая формата А3 или А2 (в зависимости от количества участников в подгруппе), простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.
Ход упражнения : Группа садится вокруг стола, им предлагаются бумага, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.
- Вылепите своё эмоциональное состояние.
- «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
- Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
- Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
- Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
- Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени. (работа в подгруппах)
- Легко ли было выполнять упражнение?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Возникали ли разногласия в ходе работы?
Цель: Создание чувства безопасности и защищенности в настоящем. Получение мощного ресурса для приобретения уверенности в своем будущем.
Материал: разноцветный пластилин, картон, ножницы.
Инструкция: Вспомните, пожалуйста, сказку, в которой есть какой-либо волшебный предмет, который наделяет главного героя какими-то способностями, силой, который помогает или защищает его. Вы бы хотели иметь такой предмет? Что бы это могло быть? Как он выглядит? В чем его функция, назначение, сила? Слепите его!
- Возникали ли трудности при изготовлении талисмана?
- От чего он оберегает или что позволяет достичь, преодолеть?
Цель : продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию напряжения с мышц лица.
Ход упражнения : участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Рефлексия итоговая: Упражнение «Чему Я научился?»
Предлагается плакат со следующими неоконченными предложениями:
Я нашла подтверждение тому, что.
Я обнаружила, что.
Я была удивлена тем, что.
Мне нравится, что.
Я была разочарована тем, что.
Самым важным для меня было.
Инструкция: поделитесь впечатлениями о встрече, начиная с любой из фраз, которые вы видите на доске. (высказывания педагогов)
Благодарю за плодотворно проведенное время.
- Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. – СПб, 2005 – 42 с.
- Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.- 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и.
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль.
Программа тренинга для педагогов на тему: «Какими бывают тренинги?»Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги.
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение педагогами нетрадиционн.
Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие .
Источник