- Как работать с чувствами: узнаем “врага в лицо”
- Как воспринимать смерть?
- Молчание – знак согласия?
- Как перестать бояться водить машину – пример работы с чувствами
- Как внутри ощущается здоровое чувство и как ведет себя то над чем нужно работать?
- Какой он – мой главный враг?
- Ход работы над собой:
- Как выделить нездоровое чувство? – Методы составления фоторобота “злодея”
- Душа болит: как выбрать подходящий метод психотерапии
- Наталия Киеня
- Вопреки распространенным представлениям, психотерапия бывает нужна не только людям, страдающим от депрессии или аутизма. Она помогает разобраться со страхами и неврозами, справиться с трудными жизненными ситуациями, преодолеть одиночество или разногласия в семье. Разумеется, сегодня специалисты чаще используют cочетания разных методов, подбирая их в зависимости от того, что нужно тому или иному клиенту. И все же то или иное направление может быть базовым; знания о том, чем они отличаются друг от друга, могут помочь выбрать место, — или, по крайней мере, решиться наконец вылечить свои душевные раны. T&P составили гид по направлениям психотерапии, который поможет найти подходящую форму работы с терапевтом.
- Психоанализ: свободные ассоциации
- Юнгианская психотерапия: сказки и культурология
- Гештальттерапия: контакт и равновесие
- Когнитивная терапия: прикладная работа с поведением
- Психодрама: театр «я»
- Семейно-системные расстановки: театр домашней проблемы
- Телесно-ориентированная психотерапия: работа с материей
Как работать с чувствами: узнаем “врага в лицо”
Отношения с собой
Как воспринимать смерть?
Для тех, кто прочитал книги «Люди из шкафа»
Молчание – знак согласия?
Дневник вчерашней девочки из шкафа
Как перестать бояться водить машину – пример работы с чувствами
На первых порах, когда чувства слышно и видно, – с ними можно по разному работать. Ответ на вопрос: как работать с чувствами содержится, например, в моих первых и бесплатных книгах. Очень много раскладок и методов в книге о том, как научиться себя любить.
Однако, существуют ситуации (в углубленной работе над собой), когда чувства стали огромной частью тебя и твоей жизнью, и их уже не так то просто определить! Для того, чтобы понимать как работать с гнетущими чувствами, – необходимо знать своего “врага” “в лицо”. Именно с целью наибольшей узнаваемости создана эта статья. Ведь, как известно, – чем лучше ты понимаешь, с кем тебе предстоит справиться, чем более досконально разбираешься в характере своего чувства и чем подробнее описываешь его, – тем эффективнее будет твоя работа.
Но, будь внимателен, уважаемый читатель, – в ответе на вопрос “как работать с чувствами” мы не описываем сейчас, что чувствуем, – об этом написано в другой статье. Мы описываем то, как чувство дает о себе знать. Мы говорим о признаках неизвестного пока внутреннего “жителя”. Данная статья особенно хороша в контексте всех знаний о чувствах и методах работы с ними. Но и в отдельном варианте она принесет читателю пользу.
Из предыдущей статьи получены знания о коварстве чувств: они ощущаются как важная часть себя и умеют выдавать болезненное восприятие за истину. Сегодня мы узнаем, как отделить истину от не истины.
О чем мы вообще сейчас говорим? – может спросит человек, не посвященный в тему. – Представь, уважаемый читатель, что чувство это некое проявление тебя, о котором ты не знаешь. Оно в тебе живет ( и прячется), имеет свой характер, свои черты. Оно является сутью твоих настоящих проблем, всего того, что в жизни не получается должным образом. Оно, – когда очень сильное и болезненное, – как бы расползается на всю твою жизнь (заполняет ее или заполоняет или занимает – как вам угодно) и кажется самой жизнью. И при этом я говорю о том, что с этим нужно и можно работать. Но как работать с тем, что является твоей жизнью, что выдает себя за истину, а иногда (и очень часто) вообще скрывается? – Этой теме и посвящены все недавние статьи.
Все сомнения рождаются от незнания.
Мы не знаем, что спрятано внутри нас.
Каждый, наверняка, слышал сравнение внутренних переживаний с айсбергом?
Та часть айсберга, которая над водой – это видимая часть чувств, легко определяемая. То, основное и большое, что скрыто под водой, и предстоит каждому из нас в себе обнаружить и понять, – спрятано в неисчерпаемых недрах твоей психики.
А наша задача – понять, как составить фоторобот скрытого под водой “преступника”, а следом его выловить и убить.
Как внутри ощущается здоровое чувство и как ведет себя то над чем нужно работать?
Как я уже говорила, здоровые чувства не претендуют на главенство, на приоритет всей жизни. В то время как больные чувства заполняют все пространство внутри тебя и снаружи тебя.
В ранних публикациях я давала два рисунка, характеризующие здоровые и больные чувства:
Но эти иллюстрации показывали поведение чувств с точки зрения восприятия внешнего мира. Рассмотрим теперь подробнее как проявляют себя здоровые и больные чувства внутри их обладателя.
Ранее я описывала эту коварную особенность нездоровых реакций. Примером таких разрушающих эмоций может быть любое неадекватное поведение человека в момент наибольшего переживания на какую либо тему. Так, в недавнем времени с третьего этажа нашего дома выпрыгнул подросток, 17 лет (слава Богу, он остался жив и мы теперь всем домом надеемся на его успешное выздоровление). Причина как никогда банальна: несчастная любовь. Когда я попыталась провести профилактическую беседу со своими детьми, близкими по возрасту известному герою, они мне ответили: “Мама, я что, дурак что-ли, – прыгать в окно из-за девочки!” – И вот здесь важно упомянуть то, о чем я талдычу всем и вся.
Когда ты не включен в больное чувство, – ты способен вести себя адекватно. Но когда твоим миром овладело неправильное восприятие – пагубные поступки видятся “единственным /спасительным/ выходом из ситуации”
При этом один и тот же (вменяемый) человек в одной ситуации будет вести себя адекватно, – потому что не задеты его больные чувства. А в другой ситуации им вдруг овладеет “демон”. Ведь известный мальчик и другие похожие, но вменяемые герои не бросаются каждый день из окна? Они не находятся в постоянном придумывании того как прекратить свою жизнь. Они впали в это состояние только в определенной конкретной очень значимой для них ситуации.
Мои дети в момент беседы не включены в проживание несчастной любви. И они, разумеется, понимают, какие поступки не стоит делать. Но как они себя будут вести, когда их коснется это или другое очень сильное и, например, нездоровое чувство? Оно полностью завладеет сознанием и скажет, что “Без взаимной любви с этим человеком вся моя жизнь не имеет смысла. Нет больше в жизни ничего для меня, кроме этого человека. Нет человека – не нужна жизнь.” – Но разве это может сказать здоровое чувство, которое должно охранять и беречь, защищать своего обладателя?!
Таким образом мы видим разницу между адекватным и неадекватным восприятием. И это очень важно помнить в тот момент, когда нагрянет ОНО! – Потому что никто кроме самого тебя не способен сохранять собственное здравомыслие и чувство самосохранности в самый сложный момент. Потому что главный в отношениях с собой – ты.
Для полноты знаний необходимо увидеть, как ведет себя нормальное проживание ситуации:
Анализируя эти рисунки, можно понять логику восприятия нами наших чувств. Когда чувство не заполняет все пространство внутри себя и снаружи – его легко узнать. Нездоровое восприятие, которое стремится поглотить все внутри тебя, – узнать и отделить нелегко. Потому что оно практически стало тобой. И это обосновывает всю огромную сложность работы над собой, – когда необходимо выдрать из себя и выбросить такую огромную и значимую часть.
Какой он – мой главный враг?
Я все время говорю про чувства. Но на самом деле речь идет не только про них. Речь идет про весь комплекс переживаний, искаженных восприятий и всего того, что следует из главной несостоявшейся, но очень важной для меня идеи.
Какой главный враг для мальчика, который решил, что нет жизни без взаимной любви с важной для него девочкой? – Попробуем представить историю “в лицах”.
Во главе всего, конечно, стоит очень сильная, чрезмерная любовь. Та самая, которая сама нуждается в любви, но сама при этом, скорее всего, не умеет любить. Она не умеет любить даже себя. И поэтому от нее естественны те “советы”, которые он услышал.
Несостоявшиеся мечты внутри человека словно выключают свет. И вся его жизнь становится как у робота: ничто не имеет значения, ничто не интересно:
В больном восприятии не за что держаться, – потому что ничто, кроме твоего самого главного не имеет значения. Так пагубное чувство об отсутствии главного “выключает свет” по всей остальной жизни – лишает ее красок и радости.
Вместе с отсутствием красок жизни героя, вероятно, постоянно гнетет больная любовь, которая не умеет жить без любви того человека, которого он выбрал. Он погружен во тьму. И ему очень больно, невыносимо так жить. Ему не за что держаться, потому что ничего значимого нет без самого главного.
Но тут приходит “спасительный” глас того же самого чувства, под которым он живет! То есть, понимаете, его пытается “спасти” чувство, которое и рождает внутри самую большую боль. Но, что может посоветовать это проявление? – Конечно, не рождается ничего лучше, чем: “Надо покончить со всем этим. Я не могу больше жить без любви. Моя жизнь и все что в ней есть без этого человека потеряло всякий смысл”.
Но, участник событий не воспринимает такие советы как проявление своей болезни. Он не знает, что возможны вот такие болезни. Он принимает все свои чувства как нечто разумеющееся, как истину, – ведь они как будто приходят сами, извне. Они стоят над ним и управляют его мыслями, настроением, волей, жизнью. Он не отделяет себя от своих чувств потому что живет внутри них и вообще это делать не умеет. Почти справедливо считает чувства частью себя. Только понятия не имеет о том, что эта часть отделяемая! И что он должен управлять этой частью, а не наоборот! И, конечно, он не знает, что такое здоровые чувства, а когда они больные.
Таким образом, мой главный враг:
- Приходит сам, как будто извне. Словно встроен в меня автоматически, по умолчанию.
- Он имеет свое мнение и умеет со мной “говорить”, давать мне советы.
- Он имеет свои желания и потребности и эти потребности – самые важные на свете.
- Он (пока я не возьму все в свои руки) как будто даже обладает моей волей.
- Воспринимается как нечто разумеющееся, происходящее само собой.
Моя задача в описании врага – это выделение тех мнений, советов, суждений, восприятий, настроений, решений, которые исходят из главной потребности больного чувства!
Ход работы над собой:
Как выделить нездоровое чувство? – Методы составления фоторобота “злодея”
Моя задача в этой работе: определить все признаки врага, описать их и потом в наблюдениях за собой выбрасывать из себя все, что соответствует описанию. Иными словами, я должен вырвать из себя всю ту огромную часть, которую захватило мое больное чувство и остаться без него:
Не нужно в этой работе бояться “умирания себя” (в какой-то части это ведь действительно “умирание” – ведь я лишаюсь своей очень важной части). – Хоть это и сложно, но никто не умрет, – это точно!
Методы составления “фоторобота”:
- Сначала врага нужно увидеть. Это в случае с неудачной любовью – все прозрачно и на поверхности. И то – на поверхности для меня, а не для участника событий. А во всех остальных случаях и в каждой ситуации отдельно никто не знает, что именно движет его мыслями, действиями, поступками. С определенной точностью известно только то, что ты очень переживаешь по поводу какой-либо ситуации. Для начала очень важна медитация. Именно она способна вытащить меня из под влияния пагубной потребности, которая захватила в себя все! – Здесь нужно понимать: для того чтобы работать над тем, внутри чего я нахожусь, – нужно суметь встать над этим! Нужно “выйти из рамок себя” и посмотреть со стороны на своего врага. А это умение обретается только в недуманьи – в отделении себя от своего восприятия. Навыки медитации автор главным образом приобрел через труд, описанный в книгах о любви и в “Людях из шкафа“.
- Для того чтобы чувство “пощупать”, – ему необходимо дать волю, его нужно выпустить наружу, актуализировать. Но, – в контролируемых тобой рамках. С этой целью можно воспроизвести в своем представлении те ситуации, в которых ты максимально переживаешь о своей проблему, и попробовать уловить, услышать, ощутить то, что рождает твою боль. Немного подробнее о понимании чувств написано в соответствующей статье.
- Практическое упражнение по поиску главного врага когда он прячется, – дано в статье о скрытой депрессии (методика определения болевых точек).
- Когда определена главная болевая точка – очень важно ей дать подробнейшее описание. Вот оно, составление фоторобота: почувствуй, – какое оно, твое главное переживание? Исследуй его подробнейшим, понятным, простым и приемлемым для тебя образом! – Задавай вопросы, нарисуй его, слепи из пластилина, станцуй, – вырази как угодно (статья о том как можно выражать свои чувства), главное -чтобы ты понял, увидел, ощутил, осознал и, что самое важное, – запомнил – каков твой враг. Здесь необходимо понимать, – исследовать, пощупать можно только то, чего ты не боишься. В этом смысле нужно научиться спокойно жить рядом с той болью, которую влечет за собой это чувство. Здесь так-же очень поможет медитация. Как сказано в одной из частей “Людей из шкафа” – “медитация не дает спасительного ничего, но зато она избавляет от всего от боли, от страха, от переживаний и тем самым позволяет спокойно жить там, где это кажется невозможным. В свою очередь, практика правильного проживания чувства дана в статье о том, как преодолеть голод. Не всегда тебе удастся сразу понять своего врага. – Не отчаивайся. Это значит, что ты еще не готов встретиться с ним лицом к лицу. Но, постепенное преодоление, проживание своего чувства, медитация, наблюдения за собой и за тем, что говорит подсознание однажды принесут свой результат.
- Работе с чувствами учат все книги из серии “Люди из шкафа“. Это сказки, направленные на преодоление болезненных переживаний героя. Сюрреализм (жанр повествования), однако не без подтекста. В каждой сюрреалистичной истории даются образы. На основании образов можно определить те чувства, которые за ними стоят. Практическая работа с чувствами (с их определением) так же дана в статье, посвященной расшифровке “Людей из шкафа”, – начните с нее, если ищете бесплатный и короткий путь.
- Теперь, когда ты понял, какое оно, – на основании подробнейшего описания своего больного чувства ты можешь опознать его везде, где оно себя проявляет! – Для этого в пристальных наблюдениях за собой, там где улавливается “хвост” или хоть какой-нибудь намек на присутствие известного существа, – ты можешь спросить себя: а не мое ли самое главное чувство проявляет себя в этой ситуации (в этом мнении, в этом вопросе, в этом решении, в этом действии, и так далее)? – И там, где проявляет себя известное чувство ты либо просто не слушаешь его, либо делаешь наоборот, либо делаешь как ты вне этого чувства считаешь нужным. Таким образом ты выходишь из под влияния своего самого страшного врага.
Источник
Душа болит: как выбрать подходящий метод психотерапии
Наталия Киеня
Вопреки распространенным представлениям, психотерапия бывает нужна не только людям, страдающим от депрессии или аутизма. Она помогает разобраться со страхами и неврозами, справиться с трудными жизненными ситуациями, преодолеть одиночество или разногласия в семье. Разумеется, сегодня специалисты чаще используют cочетания разных методов, подбирая их в зависимости от того, что нужно тому или иному клиенту. И все же то или иное направление может быть базовым; знания о том, чем они отличаются друг от друга, могут помочь выбрать место, — или, по крайней мере, решиться наконец вылечить свои душевные раны. T&P составили гид по направлениям психотерапии, который поможет найти подходящую форму работы с терапевтом.
Психоанализ: свободные ассоциации
Психоанализ — один из самых старых, но не устаревших направлений психотерапии. Он появился больше 100 лет назад и изначально применялся для лечения неврозов. В основе психоанализа лежит катартический метод Йозефа Бройера (Брейера), который использовал в своей работе гипноз, позволявший пациентам в форме разговора с врачом восстановить потерянные воспоминания или впечатления и решить проблемы, связанные с ними. Зигмунд Фрейд стал соавтором этого метода и сперва тоже прибегал к гипнозу. Позже он отказался от этой техники, и это положило начало формированию психоанализа как метода.
Психоанализ относится к разговорным методам терапии. Его главная цель — помочь клиенту ответить на вопросы:
• почему это происходит?
Это позволяет человеку осознать те части психики, которые прежде лежали в области бессознательного, — и именно поэтому психоанализ иногда также называют глубинной психологией. Вместо гипноза в этом случае используется метод свободных ассоциаций, так что в рамках сеанса клиент может говорить все, что приходит ему в голову. Задача психотерапевта здесь — создать ситуацию безопасности и доверия, в которой пришедший к нему человек сможет расслабиться. Важным условием, как и в случае с любой другой психотерапией, является отсутствие дружеских или родственных связей между терапевтом и его клиентом. Кроме того, как и в других областях, специалист обязан держать в тайне все, что ему сообщают, так что свободные ассоциации не выходят за пределы кабинета, в котором они звучат. Нужно понимать, что терапевт, который использует в своей практике гипноз и при этом называет себя психоаналитиком, на самом деле практикует другой метод: в том числе катартический метод Бройера. Психологи же вовсе не имеют права применять гипноз. Ведь психология и психотерапия — это не одно и то же. Статус в этом случае зависит от образования специалиста. Психолог — это человек, который получил психологическое образование (и даже клинический психолог с дипломом медицинского вуза не является ни психотерапевтом, ни врачом). А психотерапевт — это психолог или врач, который продолжил образование, получил специализацию или прошел переподготовку, и получил право заниматься психотерапией.
Психоанализ — проверенный прогрессивный метод, который дает человеку возможность глубоко проработать проблемные моменты и застарелые психологические травмы или, например, изменить стиль общения. Правда, в этом случае нужно готовиться к длительной работе: коротким периодом считается год-полтора, средним — порядка семи лет.
Юнгианская психотерапия: сказки и культурология
Юнгианская психотерапия — это сказки, сны, мифы, притчи и даже картины, которые клиент придумывает, записывает, рисует, вспоминает и обсуждает с психотерапевтом. Все, что имеет сюжет и идею, годится в качестве материала здесь. Терапевт выступает не как лечащий врач, а, скорее, как партнер клиента, его «спутник на пути».
По мнению основателя этого направления Карла Густава Юнга — швейцарского психиатра и оппонента Фрейда, — в норме бессознательное существует в состоянии равновесия и может мобилизовать комплексы, если это равновесие нарушается. Комплексы в юнгианской трактовке несут в себе эмоциональный заряд и обычно вытесняются из области сознания, однако могут проявиться в снах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах, фантазиях и поведении. Вот почему юнгианские психотерапевты обычно обладают глубокими знаниями в области культурологии, которые позволяют им разобраться в смысле рассказов своего клиента. Юнгианский подход дает человеку возможность работать с образами, распознавая через них свои проблемы и комплексы и устанавливая над ними контроль.
Как и психоанализ, юнгианский подход не приносит результатов. Тем не менее такой метод позволяет хорошо разобраться в системах отношений, научиться правильно понимать и интерпретировать различные явления, развить собственную индивидуальность и стать более целостной личностью.
Гештальттерапия: контакт и равновесие
В рамках гештальттерапии общение терапевта с клиентом проходит тет-а-тет, в достаточно свободном экстравертном диалоге. Услышал или не услышал? Что можешь принять из окружающей среды, а что — нет? Способен ли попросить то, что тебе нужно? Когда захочешь оборвать разговор и защититься? Для клиента гештальттерапия построена на контакте: как с психотерапевтом, так и с самим собой. Это открытый новым веяниям, подвижный вид терапии, который позволяет человеку разрешить психологичекие проблемы благодаря установлению или налаживанию связей с собственным «я», окружающими людьми и обстоятельствами жизни. В основном это достигается благодаря работе с актуальными чувствами и их телесными проявлениями. Также можно задействовать воспоминания, сны и даже воображаемых персонажей.
Главная задача человека во время гештальттерапии — не столько думать, сколько чувствовать. В качестве инструментов используются осознавание эмоций и реакции на них. Оптимальный результат такой работы — обретение равновесия, когда можно опираться на сигналы, идущие изнутри, и учитывать при этом внешние обстоятельства, если дело доходит до действий. Гештальттерапия учит приспосабливаться к окружающему миру без насилия над собой и удовлетворять свои потребности адекватно воспринимаемым в обществе способом.
Средняя продолжительность гештальттерапии составляет до двух лет. Сегодня одной из проблем этого течения остается то, что часть сторонников воспринимает ее скорее как общественное движение или даже субкультуру, так что процесс развития или решения проблем в степени превращается в досуг и теряет эффективность.
Когнитивная терапия: прикладная работа с поведением
Когнитивная терапия — единственный вид психотерапии, оплачиваемый по страховке в странах ЕС. В этом случае речь идет о поведенческой работе, в определенном смысле лишенной психоаналитической нагрузки, когда необходимо обдумывать давние и, на первый взгляд, незначительные события. Когнитивная терапия позволяет создать краткосрочную, хорошо структурированную и ориентированную на кокретные симптомы стратегию активизации самоисследования и изменений на поведенческом уровне.
Метод является одним из направлений когнитивно-бихевиорального течения, которое изучает то, как человек воспринимает те или иные ситуации, как он мыслит и как ведет себя в связи с этим, а также то, как можно скорректировать все эти процессы, если что-то пошло не так. В основе когнитивной терапии во многом лежит концепция «self-made man», утверждающая, что человек способен на благоприятные перемены вопреки давлению психологических травм и темного груза бессознательного. В фокусе направления находится «человек познающий», активный деятель, способный перестать быть рабом прошлого, контролировать настоящее и прогнозировать возможные сценарии будущего. Один из пионеров когнитивной психотерапии, американский психиатр Аарон Бек утверждал: «Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире. Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким».
Одно из основных полей работы в рамках когнитивной терапии — негативные автоматические мысли. Для их преодоления используется несколько инструментов:
• методика переоценки, когда проверке подвергаются альтернативные причины проблемы;
• децентрация мышления (она подходит людям, страдающим от ощущения, что они находятся в центре всеобщего внимания и уязвимы для чужого мнения);
• сознательное самонаблюдение, полезное при депрессии и тревоге;
• декатастрофизация, которая также помогает снизить тревожность;
• целенаправленное повторение, когда желаемые сценарии позитивного поведения многократно пробуют на практике.
• методика «Прекратить!», которая позволяет по команде разрушать негативные образы;
• позитивное воображение, когда отрицательный образ заменяется на положительный, и это позволяет расслабиться;
• метафоры, притчи или даже стихи, которые, однако, в этом случае не являются ведущим инструментом.
Методы работы психотерапевт подбирает индивидуально, и по ходу процесса они могут меняться. Когнитивная терапия не бывает долгой и является достаточно прикладным способом работы над собой. Ее минус заключается в том, что проблемы в некоторых случаях удается коснуться поверхностно, а эффект процесса может исчезнуть до окончания работы с терапевтом.
Психодрама: театр «я»
В отличие от всех вышеперечисленных направлений психодрама — это групповая терапия. Здесь используется драматургическая лексика и драматическое действие — в качестве инструмента. Румынский психиатр, психолог и социолог, оппонент Зигмунда Фрейда и изобретатель этого метода Якоб Леви Морено писал, что это позволяет пройти сквозь разные жизненные ситуации за пределами обычных обстоятельств.
В психодраме всегда присутствует пять ключевых фигур и элементов: протагонист, директор, вспомогательное «я», зрители и сцена. Протагонист в ходе сессии исследует аспекты своей личности, директор, в роли которого выступает терапевт, определяет направление прогресса, а вспомогательные «я» представляют значимых людей, явления и даже предметы. Зрители наблюдают со стороны, а сценой может стать любое просторное помещение, поскольку участникам психодрамы зачастую нужно много двигаться. В рамках каждой психодрамы выделяют три этапа: разогрев, драматическое действие и шеринг. Именно на этапе шеринга к процессу подключаются зрители, которые могут поделиться своими чувствами и рассказать о сходствах между их переживаниями и переживаниями протагониста. При этом зрители не должны интерпретировать его проблемы, поскольку герой психодрамы в этот момент обычно чувствует себя крайне ранимым.
Сам Якоб Морено называл психодраму «наукой, которая ищет истину драматическим способом». «Одна из ее задач заключается в том, чтобы научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира (группы), свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и страхов, — писал Морено. — Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных конфликтов в том виде, в котором они существуют, дополняя его ранними впечатлениями и воспоминаниями героя».
Такой метод подходит для работы с психологическими травмами, конфликтными ситуациями в семье или в группе, для детской психотерапии, а также для лечения психосоматических нарушений.
Семейно-системные расстановки: театр домашней проблемы
Семейно-системные расстановки отчасти напоминают психодраму, однако в этом случае все роли поочередно исполняет один и тот же человек. Он же показывает участникам группы, которые ему помогают, что надо делать. В ходе процесса «заместители» передают происходящее в семейной системе, опираясь на предложенные главным героем сведения.
Автором метода расстановок является немецкий психотерапевт и философ Берт Антуан Хеллингер, родившийся в 1925 году. Он утверждает, что большая часть психологических проблем человека проистекает из проблем в его семейной системе — кругу родственников и эквивалетных им по значимости людей. К таким проблемам Хеллингер относит убийства, самоубийства, раннюю смерть, изнасилование, иммиграцию, потерю имущества, разрыв семейных отношений и так далее. По мнению философа, они, как правило, становятся причиной психологических травм, конфликтов, психосоматических и других заболеваний. Для разрешения конфликта или проблемы Хеллингер предлагает проработать его в действии. Специалисты также рекомендуют посещать терапевта другого профиля после сеанса расстановок — для ассимиляции полученного опыта.
Телесно-ориентированная психотерапия: работа с материей
Сегодня это направление психотерапии представляет собой целый букет методик, которые часто используются в комбинациях. Они подходят людям, которые столкнулись с нарушениями схемы тела, неврозами и другими проявлениями психологических проблем через физическое состояние. В основе любой телесно-ориентированной психотерапии лежат процедуры телесного контакта. Основным здесь считается понятие мускульного панциря или системы мышечных «зажимов» — плотных областей сжатия в мышцах, которые не расслабляются в покое. Такие области могут наблюдаться по всему телу, начиная с головы и лица и заканчивая тазом. По мнению основателя методики Вильгельма Райха — ученика Зигмунда Фрейда, со временем отошедшего от психоанализа, — они создаются в качестве защиты от нежелательного беспокойства, тревоги, страха, слез, гнева, крика, злости, страстности и возбуждения.
Для того чтобы проработать «зажимы», используются самые разные методы: массаж, упражнения, дыхательные практики и танатотерапия — практика, основанная на максимальном расслаблении мускулатуры. Однако любая телесно-ориентированная психотерапия направлена на «разжимание» подавленных чувств, осознание тела и эмоциональное реагирование. Она позволяет вновь вывести на сцену проблемы и травмы, которые раньше были вытеснены в область бессознательного, и проработать их. Однако такая психотерапия зачастую позволяет не столько провести анализ травмы, сколько восстановить с ней связь и освободиться от чувств, подавлявшихся годами. Из-за этого специалисты рекомендуют чередовать сеансы телесно-ориентированной и аналитической психотерапии. В противном случае — без осознания и связанных с ним психологических изменений — результаты проделанной работы могут оказаться краткосрочными.
Источник