Работа психолога с педагогами по эмоциональному выгоранию

Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов

Елена Козлова
Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов

Основные аспекты работы психолога

по предупреждению эмоционального выгорания.

В наше время проблема профессионального здоровья педагогических кадров привлекает к себе все большее внимание ученых и практиков. Наличие проблемы эмоционального выгорания педагогов предполагает постановку вопроса о своевременном выявлении и профилактике.

Возникает необходимость выстраивания целой системы работы в рамках образовательного учреждения.

Для объяснения феномена эмоционального выгораниясуществует три основных подхода: индивидуальный, межличностный и организационный.

Индивидуальный подход рассматривает феномен выгорания с точки зрения индивидуальных личностных особенностей. То есть, основными причинами выгорания педагогов являются социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и т. д.) и личностные особенности (самооценка, «Я-концепция», выносливость, локус контроля).

Межличностный подход рассматривает в качестве причин выгорания длительное, эмоциональное и интенсивное общение в социальной среде. Это эмоциональные ученики и их родители, требовательная администрация, коллеги и другие субъекты образовательного процесса.

Организационный подход основан на том, что организационная среда – наиболее важный фактор для понимания выгорания, которое определяется как негативный, связанный с работой психологический феномен. В данную категорию необходимо отнести условия работы педагога, содержание труда, степень самостоятельности и независимости сотрудника, поддержка от начальства и администрации, стимулирование работников и т. д.

Выстраивая работу психолога по профилактике выгорания педагогов в образовательном учреждении необходимо учитывать данные всех трех ранее рассмотренных подходов.

Направления работы психолога в области профилактики эмоционального выгоранияостаются классическими: диагностика, просвещение, коррекция, консультирование, профилактика.

Работас проблемой выстраивается в следующем порядке: информирование педагогов, осознание и принятие проблемы, накопление ресурсов.

Первым этапом, на мой взгляд, должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует. На данном этапе задачи психолога:

— информировать педагогов о существующей проблеме выгорания в сфере профессий «человек-человек», ознакомить с понятиями стресс, фрустрация, синдром эмоционального выгорания (в виде выступлений на педагогических советах, оформления тематических стендов, обсуждений в группе);

— диагностирование симптомов эмоционального выгорания педагогов;

представление результатов диагностики в общем виде для обсуждения и в индивидуальном порядке (выступление на совещаниях, индивидуальные консультации);

Второй этап работы – это помощь в осознании, принятии проблемы выгорания и оказание психологической поддержки. Задачи работы психолога:

— разъяснение индивидуальных результатов диагностики (консультирование);

— обучение педагогов отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других (деловые игры, семинары-практикумы);

— обучение педагогов контролю собственного поведения в ситуации стресса;

— обучение методам саморегуляции, самопомощи;

— проведение групповых занятий, направленных на принятие проблемы (тематические педагогические советы, практические занятия с элементами тренинга).

Третий этап – накопление ресурсов для изменения. Самый долговременный этап. Задачи психолога:

— создание совместно с администрацией ОУ благоприятных условий труда и отдыха педагогов;

— формирование команды (тренинговая работа, проведение совместных мероприятий);

— формирование корпоративной культуры;

— создание уголков психологической разгрузки.

Основное внимание необходимо уделять именно третьему этапу работы. Осознание ресурсов и их накопление позволит предотвратить эмоциональное выгорание. Рассмотрим виды ресурсов. Ресурсы условно можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние ресурсы – это личностные и поведенческие особенности человека, эти ресурсы в рамках ранее рассмотренного индивидуального подхода.

— прежде всего, личностные ресурсы,к которым относятся:

Активная мотивация преодоления стресса

Интернальный локус контроля

Уверенность в себе

Позитивное и рациональное мышление

Эмоционально-волевые качества

Эмоциональный интеллект

Жизненный опыт, опыт преодоления подобных ситуаций

Способность обратиться за помощью и принять помощь

Умение формировать сеть поддержки

Навыки психической саморегуляции

Психологическая компетентность

Психологические защиты

Поиск социальной поддержки

Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья

Наличие/отсутствие вредных привычек

Наличие времени для отдыха

Институты социальной поддержки

(Виды социальной поддержки: материальная, эмоциональная, информационная).

Достаточный уровень материального дохода

Условия для проживания и отдыха для восстановления сил

Оптимальные условия труда

Стабильность оплаты труда

План работы психологической гостинной по профилактике эмоционального выгорания педагогов Тема Время проведения Задачи Форма проведения 1. «Сказка о бабочке сновидений» Октябрь Самодиагностика эмоциональной сферы, мотивация к.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: — знакомство с понятием «профессиональное выгорание» — анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Читайте также:  Виды настроения для трекера

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи: • Создать условия для изучения данного вопроса; • Познакомить.

Источник

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик»

Анна Ковалькова
«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик»

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания, улучшение эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в себе.

1. Создать благоприятные условия для работы группы, способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания;

2. Поделиться психологическими знаниями о синдроме эмоционального выгорания и способах его преодоления педагогами ДОУ;

3. Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу педагогов;

4. Снять эмоциональное напряжение, укрепление позитивного отношения к своей работе.

Оборудование: Магнитофон, флешкарта, наборы метафорических ассоциативных карт, проектор, карточки с вопросами и неоконченными предложениями, массажные коврики.

1. Педагог-психолог: Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

«АВСТРАЛИЙСКИЙ ДОЖДЬ» Игра-разминка для тренинга.

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг.Ведущий дает инструкцию:

«Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!»

1. В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

2. Начинает капать. (Щелкает пальцами).

3. Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

4. Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

5. А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

6. Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

7. Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

8. Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

9. Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

10. Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

— Легко ли вам было выполнять это упражнение?

— Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

— Ваши впечатления по проведенному упражнению?

2. Педагог-психолог: Упражнение «На кого я похож»

А теперь я предлагаю вам выполнить проекционные техники.

Работа с метафорическими ассоциативными картами «Я и все-все-все» К. Крюгер.

Разложить колоду карт в открытую и выбрать из колоды карту с образом, на который, как вам кажется, вы похожи больше всего. Выбрать – это значит посмотреть карты и найти интуитивно наиболее похожую на себя.

1.Задайте вопросы по карте: В чем моя сильная сторона? Что у меня хорошо получается делать?

2. Что вы видите?

3. Какие чувства вызывает у вас эта карта?

4. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?

5. Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта доминирует.

Обсуждение в группе.

3. Педагог-психолог: Упражнение «Мой коллектив»

Цель: осознание конфликтов и случаев несоблюдения границ внутри коллектива, распределения ролей, гармонизация собственного положения в коллективе, построение перспектив и планов в ситуации профессионального развития.

Работа с колодой МАК «Я и все-все-все» К. Крюгер.

Участникам предлагается из разложенных картинкой вверх карт выбрать карты, символизирующие членов его коллектива, а также возможно имеющуюся конфликтную ситуацию и ту ситуацию, в которой ему было бы комфортно работать и взаимодействовать с коллегами, учащимися и их родителями.

Читайте также:  Как понять что человек чувствует симпатию

1.Задайте вопросы по карте: Что вы видите?

2. Какие чувства вызывает у вас эта карта?

3. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?

4. Определите роли каждого члена коллектива.

Затем участники раскладывают выбранные карты вокруг актуальной ситуации, отложив карту – желаемую ситуацию в сторону.

Обсуждение в группе. Анализ участия и роли каждого члена коллектива в сложившейся ситуации.

4. Педагог-психолог: Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я прихожу на занятие к специалистам…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят заведующий или методист…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

Откровенно говоря, когда я провожу свой занятие…

Откровенно говоря, когда работа с детьми…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, после рабочего дня…

Откровенно говоря, когда я пишу планы…

Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…

Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, неприятности на работе…

Откровенно говоря, успехи на работе…

5. Педагог-психолог: Упражнение «Мои чувства»

Работа с колодой МАК «Эмоции судьбы» И. Орда.

Технология:

Разложить колоду карт в открытую. Выберите 1-2 карты, которые привлекли ваше внимание и являются ответом на вопрос «что я сейчас чувствую?», «чего хочу?», «чего боюсь?». Рассмотрите карту,подробно ответьте на следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает карта? Какие эмоции? Что изображено? Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта доминирует? Какие объекты привлекли внимание? Что происходило до изображенного момента? Что будет происходить потом? Какой совет могли бы дать вам персонажи?

Обсуждение и анализ в группе.

6. Педагог-психолог: А сейчас я вам предлагаю пойти и прогуляться по лесу….

Но не успели мы зайти в лес, как на нашем пути уже возникла опасность – топкое болото.

Перейти его можно только по кочкам, держась друг за друга. Становитесь в шеренгу, руки положите друг другу на плечи. Нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку. Поддерживайте своих товарищей, ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого участника и группу в целом к печальному результату.И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.

“Кочки” (из картона) раскладывают в круг.

Итак, начнем движение.

7. Педагог-психолог: Упражнение «Работа с вопросами».

Цель — посмотреть на свою непонятную ситуацию с другой стороны.

Материалы: карточки с различными коучинговыми вопросами. (Коучинговые вопросы – «помогающие» вопросы

Иногда мы сталкиваемся с проблемой, которую не можем разрешить. Ищем ответ и не находим его. А может мы задаём не тот вопрос?

Предлагаю воспользоваться хорошими проясняющими вопросами. Возможно, работа с ними покажет, в каком направлении вам стоит двигаться в своём запросе.

Технология простая:

1. Держите в голове ту ситуацию, в которой не можете сейчас разобраться.

2. Тяните наугад карточку с вопросом.

3. Внимательно прочитайте вопрос и попробуйте определить, какое отношение он имеет к той проблемной ситуации, с которой вы сейчас работаете.

4. Решите для себя, готовы ли вы сейчас идти в том направлении, которое предложил вам вопрос на карточке?

Например, меня беспокоит вопрос «В каком направлении мне двигаться в своей работе?». Я вытягиваю вопрос «О каких фантастических способах разрешения этой ситуации я ещё не думала?» Ого) А действительно, почему бы не помечтать о своих фантастических перспективах в работе? И уже через 15 минут в моём блокноте оказываются две интереснейших бизнес идеи, которые сначала выглядели фантастическими, но при ближайшем рассмотрении оказались очень даже реальными. Теперь у меня есть направление движения!

Читайте также:  Мы жадно бережем остаток чувства

Обсуждение и анализ в группе.

8. Педагог-психолог: техника «Взаимообмен (беру и отдаю)»Автор: Буравцова Н. В.

Работа с колодами МАК «Эмоции судьбы» И. Орда, и «Ресурсы и силы» С. Филиной.

Цель: Осознание и развитие ресурсных состояний.

Технология: Разложить колоду. Предлагаем клиенту взять, не глядя ВЗ,или осознанно ВО выбрать 2 карты:

1-ю — отражающую то, какой ресурс он хотел бы (ожидает) получить от социума, конкретного человека, от жизни в целом и т. п.

2-ю — отражающую то, каким имеющимся у него ресурсом он готов поделиться.

Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т. д., а на внутренних (психологических) ресурсах.

Анализируем возникающие мысли, чувства, ощущения и желания.

9. Педагог-психолог: упражнение с метафорическими картами «Мудрость шута»

Работа с МАК картами «Мудрость шута» Соня Чокет.

Техника универсальна – она применяется для работы с любой темой запроса и провоцирует возникновение множественных инсайтов, позволяя психологу избежать советов и рекомендаций, запрещенных этикой психологического консультирования.

Для работы вам потребуется особый вид колод метафорических ассоциативных карт. На картах, которые подходят для применения этой техники, должны быть изображены отдельные персонажи. Техника универсальна и открывает клиенту множество его собственных решений, которые ранее были недоступны для осознания.

1. Вопрос. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите найти правильный для вас ответ. Подойдет любой вопрос, который находится в зоне вашего влияния (например, «Как я могу?», но НЕ «Что сделать, чтобы он?» и т. п.).

2. Достаньте любую карту наугад и произнесите вслух, что именно он вам сейчас говорит.

3. Оценка полученных советов. Дайте им оценку по 10-балльной шкале по критерию полезности для вас. Что важного вы поняли благодаря этим советам? Какие из этих советов вы будете реализовывать? Почему? Какие не будете? Почему?

10. Педагог-психолог:

Показ видеоролика «О важности команды».

11. Педагог-психолог:Рефлексия занятия:

Что не понравилось?

Что получили нового?

Что принес вам сегодняшний день?

Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?

Оправдались ли в целом ваши ожидания от сегодняшнего занятия.

12. Далее педагогам раздаются памятки, рекомендации и техники.

Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: 1. Создать положительный эмоциональный настрой; 2. Знакомство с.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов. Педагог-психолог Дьяченко Н. Г 2 Цель и задачи: обучать педагогов.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в форме релакс-сеанса «Дотянись до звезды» Релакс-сеанс «Дотянись до звезды!» (Профилактика эмоционального выгорания педагогов) Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Кабурова Л. И.

Синдром эмоционального выгорания педагогов Самсонкина А. В., Царан Т. Е., Котова Е. В. Современное образование предъявляет значительные, постоянно повышающиеся, требования ко всем аспектам.

Синдром эмоционального выгорания педагогов Котова Елена Владиславовна доцент, кандидат психологических наук Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов Гриц М. А., Котова Е. В., Чеботарева Д. А. Насыщенное социальное, экономическое и культурное.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Авторы:педагог-психолог МБУ ДО «Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МБОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. город Энгельс Тренинг.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.

Источник

Оцените статью