Работа психолога с эмоциями клиента

Суть психотерапии кратко и емко – грамотная работа с эмоциями и чувствами

В данной статье я поделюсь своим виденьем как в системном подходе, быстро и эффективно можно работать с эмоциональной сферой человека. Я уже писал статью о том, что такое чувства, для чего они нужны, что необходимо понимать, что бы научится управлять своей эмоциональной сферой. Здесь же я хочу затронуть эту тему с другой стороны, а именно дать четкое и однозначное понимание того какие чувства за что отвечают, почему они возникают и что с ними нужно делать.

Для начала хочу напомнить, что нет, «плохих» и «хороших» чувств. Все эмоции и чувства, которые мы испытываем, являются нужными, просто одни комфортные (радость, удивление, интерес), они подсказывают, что мы все делаем правильно, а другие – дискомфортные чувства и эмоции – даны нам для того, чтобы этот дискомфорт (дисбаланс системы — я подразумеваю человека) устранить и привести человека в сбалансированное состояние.

Следующее, что крайне важно понимать и чего я еще не рассказывал это принципы, по которым работает мозг и психика. Конечно мы разберем лишь базовое понимание, без которого очень сложно будет понимать и редактировать «свою внутреннюю начинку – эмоциональную сферу».

Как работает память?

Давайте разберем, как работает память, это крайне важно понимать. Память человека работает по принципу ассоциаций, и эти ассоциации могут быть совершенно различными и иногда НЕ осознаваемыми (бессознательными) по крайней мере на первый взгляд. Сейчас станет понятно к чему я веду …

Например давайте разберем такой эффект, как дежавью. С вами ДО этого момента дежавью было что-то схожее (не важно, прямо или косвенно) с тем, что происходит сейчас, и, разумеется, по ассоциации вы знаете (предчувствуете), что за этим последует, в то время как сознательно можете не видеть между ситуациями никакого сходства (потому что вся накопленная за жизнь информация находится в Бессознательном и вы не осознаете ее всю в один момент). Вот вам и все «дежавю».

Таким образом: ситуация в настоящем, схожая с ситуацией из прошлого, автоматически вызывает у вас ЧУВСТВО в настоящем, которое может НЕ иметь никакого рационального (логического, Сознательного) объяснения в настоящем.

Все эмоционально значимые ситуации, связанные с данным чувством, прописаны в определенную «ячейку памяти». Более того, поскольку чувство имеет и конкретное локализованное место в теле, где оно проявляется, то в этом же месте в теле прописаны все связки с этим чувством.

Это частично понимал Фрейд, придумавший метод «свободных ассоциаций», по которому, если случится чудо, психоанализируемый выйдет к травме, с которой психоаналитик, скорее всего не знает, как надо эффективно работать (там совершенно другой подход к работе).

А например в гипнозе или глубоком трансовом состоянии мы не теряем время и деньги клиента на воспоминание всего, чего можно, а намеренно сосредотачиваемся на поиске первопричины, но это уже будет чистая психотерапия (точнее гипнотерапия), а я сейчас не собираюсь в деталях объяснять что и в какой последовательности нужно делать. Задача данной статьи совершенно другая.

Что нам действительно нужно – так это попасть ИМЕННО в ту «ячейку памяти», где прописано ЧУВСТВО, с которым нам надо проработать во всех этих ситуациях. Еще раз – нам все равно на ситуацию, она может быть почти любой, нам важно чувство, которое ее сопровождает, показывая отношение к ней. Более того, не ваше текущее Сознательное чувство, а наоборот, автоматическую, Бессознательную (а если инстинкт, то Подсознательную) реакцию того маленького вас, который решил реагировать на данный вид угрозы (вот с этим и нужно работать). С этим разобрались. Идем дальше.

Подсознание, бессознательное и сознание:

Теперь пришло время разобраться с тем, что такое «подсознание, бессознательное и сознание». Поехали. Если представить метафорой, что Подсознание – это BIOS, Бессознательное – это Windows, то остается Сознание, которое в данной модели можно сравнить с оперативной памятью.

Собственно, сознание – это та логическая часть, которая, как фональ с возможностью ручного управления, освещает путь в море внешних угроз или возможностей, здесь уже зависит от человека, куда будет направлен фокус внимания. И поскольку сознание имеет свои лимиты, (то есть способно воспринимать 7 (+/- 2) объектов одновременно), то задача Бессознательного и Подсознания – максимально разгрузить его от лишней нагрузки. Более того, в действиях, где важны инстинкты и чувства (например, секс или драка), Сознание будет лишь мешать.

Я надеюсь теперь в голове начинает складываться хотя бы первичная картина как все работает, хотя бы на базовом уровне.

Читайте также:  Как относится человеку с депрессией

Подытожим усвоенный материал:

Каждый раз, когда с вами что-то происходит, бессознательное формирует решение и отправляет его в подсознание, которое трансформирует его в чувство для того, чтобы вы совершили действие (сработал инстинкт).

Допустим, ваше Бессознательное решает, что ситуация опасная, направляет эту реакцию в Подсознание, и оно формирует чувство – например, страх, который в свою очередь подталкивает вас к действию (инстинкту): замереть и думать, или убежать, или спрятаться или схватить что то и напасть в ответ. Инстинкт как бы призывает вас восстановить безопасность (вернуть равновесие системы), и после этого ваша психика и ваш мозг (посредством например различных гормонов и нейромедиаторов) позволит вам вновь ощутить комфорт.

Итак, еще раз: возникает стимул (угроза из внешней среды) -> решение (эмоция + вывод) -> чувство в теле -> действие (инстинкт).

Резюмируем, чтобы уложить в голове:

– рефлексы и автоматизмы;

– системы и подсистемы организма (ЦНС, вегетативная, иммунная, эндокринная, симпатическая, парасимпатическая системы и т. д.);

– накопленная за жизнь информация;

Инструкция по работе с чувствами:

И пожалуй закончу вишенкой на торте. Сейчас Вам станет понятно, фундаментальная часть психотерапии. Напомню функции чувств — они нужны для восстановления баланса системы – человек или безопасности; Чувства и эмоции – это язык вашей психики, это язык глубинных структур вашей личности. Теперь давайте разберем виды чувств, их функции и что с этим всем можно и нужно делать:

Чувства 1-го порядка:

страхощущение не безопасности, я в опасности (необходимо выявить доминанту, устранить угрозу, восстановить безопасность);

обидасо мной поступают неправильно, несправедливо, нечестно (нужно восстановить справедливость, простить обидчика);

виная с кем-то поступаю неправильно, несправедливо, нечестно, чувствую себя виноватым (нужно снять с себя вину, изменить решение);

скукаотсутствие значимых изменений, ничего не происходит (нужны значимые изменения);

грустьощущение потери (например деньги или отношения – нужно восстановить потерю);

одиночествоотсутствие значимых отношений (нужно выявить внутреннюю причину препятствующую близости, проявить любовь и заботу);

стыдсо мной что-то не так, я неправильный/неправильная (нужно найти точку сравнения, простить себя и осознать и выразить собственную уникальность, осознать свою ценность и важность);

злостьмне причинили боль физическую либо/и эмоциональную (нужно выразить злость, простить обидчика, нейтрализовать источник боли);

Чувства 2-го порядка:

разочарованието что вы делаете не работает (нужно что то делать другое, то что работает, нужно другое мышление, действия);

депрессияощущение что нужно остановиться и перестать делать то что вы делаете(психика говорит: хватит, просто остановись, подумай);

паническая атаканеконтролируемое чувство страха (был страх 1-го порядка, человек его например подавлял и он трансформировался в чувство 2-го порядка, работать как со страхом);

больстоп, остановись (нужно задать вопрос: от какого чувства меня эта боль оберегает? Дальше работать с этим чувством, что бы боли не было смысла возникать).

На этом все. До новых встреч. С уважением Дмитрий Потеев.

Источник

Как психологу работать с эмоциональными переживаниями клиента

Начинающего психолога, кроме прочего, могут пугать эмоциональные переживания клиента. Я решила порассуждать на эту тему.

Мне кажется, что работа с переживаниями клиента — это очень важная часть мастерства психолога. И для меня это значит, что достигается это умение не сразу и не просто.

Что это за умение? Как гештальт-терапевт, я училась поддерживать чувства, не гасить их, давать возможность переживанию развернуться и быть прожитым. Помогая полноценно прожить какое-либо чувство или состояние, мы стараемся усилить его, помочь ему состояться. Для того чтобы научиться этой работе, терапевты должны сами приобрести такой опыт. Я полагаю, что любому психологу было бы полезно такое умение, поскольку оно позволяет глубже смотреть на ситуацию клиента и поддерживать аутентичный, не обыденный контакт, способствующий изменениям.

Но давайте скажем несколько слов вообще про то, что значат эмоции в контексте работы психолога.

«Эмоции как индикаторы удовлетворения актуальных потребностей служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Общее состояние дискомфорта, с которым клиенты приходят на психологическую консультацию, часто связано с тем, что на протяжении длительного времени они были вынуждены регулярно «гасить» в себе гнев, подавлять страх, сдерживать раздражение, демонстрировали не те чувства, которые реально испытывали, не имели возможности сбросить накапливающиеся негативные эмоции и напряжение и т.д. Соприкосновение с реальностью собственных чувств, распознавание собственных эмоций, понимание того, что же именно они испытывают (например, стыд или страх, ревность или злость), какие их потребности не удовлетворены, являются довольно сложными задачами для многих клиентов».

Сапогова Е.Е. «Консультативная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений».

Читайте также:  Синдром эмоциональных расстройств это

В этом отрывке из консультативной психологии указаны основные идеи, описывающие пользу и необходимость работы с переживаниями.

Наши клиенты стараются выстраивать свою повседневную жизнь рационально и быть эмоционально сдержанными. Чтобы в жизни клиента начались изменения, действовать нужно не как всегда. Если в жизни много сдерживания и стараний не быть эмоциональным, то в психологической работе всё же необходимо прожить и осознать свои переживания. Конечно, рациональные доводы, которыми живёт клиент тоже порой совсем не рациональны, и их стоит пересматривать, но и в такой когнитивной работе мы всё равно можем увидеть, что человек бывает взволнован, если его мнение требует пересмотра.

Как мы работаем с эмоциями?

Во-первых, мы можем просить клиента назвать, сказать нам, что он переживает. Называние чувства, сама попытка его определения может оказаться полезной для продвижения в сессии, поскольку позволяет клиенту приблизиться к осознаванию актуальной потребности. Например, если клиент постепенно рассказывает нам о каком-то происшествии, рассказ нам понятен, но потребность не ясна, то мы можем спросить: «Что вы чувствуете, когда…», «что с вами сейчас происходит?», «что вы чувствуете, когда говорите мне об этом?» и т.п.

Во-вторых, слушая клиента и наблюдая за ним, мы можем заметить в речи особые слова, акцент на которых приблизит клиента к переживанию, лучшему контакту с собой и осознаванию. Эти «сильные» слова могут выделяться своею выразительностью среди всей фразы. Обычно эти слова каким-то образом волнуют клиента, при проговаривании голос становится тише или громче, дыхание изменяется в эти моменты, или появляются другие феномены, свидетельствующие о значимости произносимого. Например, «Она позвонила мне и сказала, что делать будет по-своему. Это всё равно, что она сказала: «Ты — ничто!»». Вот эта фраза «ты — ничто» может привести нас к глубокому и сильному переживанию, если мы успеем её заметить и привнести в работу.

В-третьих, внимательно наблюдая за поведением клиента, мы можем обратить внимание на несоответствие позы и мимики клиента произносимому сообщению. Такое наблюдение тоже приводит нас к исследованию актуального переживания клиента. Например, «Вы говорите мне о том, что подруга обидела вас, обошлась с вами жестоко, и при этом улыбаетесь, что вами происходт?».

В-четвёртых, переживание клиента также может быть поддержано эмоциональным откликом психолога. Способность идентифицировать, переживать и вносить в работу собственные эмоциональные реакции — это очень важный навык, доступный однако не всякому психологу. Такая ясная и помогающая эмоциональная работа многим становится доступной только после курса собственной терапии, иначе это может превратиться в манипулятивное разыгрывание чувств или в использование клиента для собственных эмоциональных потребностей.

Эти действия, однако, будут избегаться психологом, боящимся встречи с настоящим переживанием. При всём декларируемом желании, такой психолог будет «промахиваться» и употреблять предложенные интервенции невпопад. Трудность же такого психолога состоит, вероятнее всего, в страхе встретиться с собственными переживаниями, страхом, злостью, болью, возбуждением. Это не редкое явление. Даже опытные психологи могут ситуативно попадать в такую ловушку избегания чувств или конкретного чувства. Например, психолог, потерявший в недавнем прошлом близкого, может «не видеть» сколько-нибудь скрытые грусть и отчаяние клиента в силу остроты собственного переживания. Если же психолог боится встречи со злостью, также он может быть склонен «не замечать» гнева клиента, который на самом деле важен.

Лекарством от такой «слепоты» снова будет личная работа над собою в терапии или самопознании (в разных направлениях говорят по-разному)

Есть ещё масса нюансов, моментов и возможностей для работы с чувствами, эмоциями и переживаниями человека (кстати, это не одно и то же). Работа эта довольно тонкая и познаётся в практически ориентированном обучении, при наблюдении профессиональной работы, обсуждении и на собственном опыте.

Источник

Работа психолога с эмоциями клиента

Иногда карьерный консультант бывает первым, с кем клиент делится историей своего увольнения, потому что в момент увольнения выражать эмоции может быть неловко, неудобно или стыдно, а дома не всегда бывает подходящая атмосфера и должная открытость между членами семьи. Поэтому важно выстроить формат встречи в парадигме «человек-человек» потому что сначала встречаются люди, а потом уже появляется услуга.

Для первой встречи нет необходимости быть экспертом рынка труда. Нужно быть человеком. Самые частые страхи консультантов — личные. Не все готовы встречаться с сильными эмоциями другого человека. Это естественно, потому что наш организм всегда работает в формате самосохранения. Тем не менее, чтобы быть карьерным консультантом и не избегать чужих эмоций, важно просто иметь хорошую рефлексию и понимать самого себя, быть готовым встретить сильные эмоции клиента и определить стадию переживания травмы. Стадий немного, они все описаны учёными. В данном случае я опираюсь на описание пяти стадий горя, о которых писала Кюблер-Росс. Достаточно спросить у клиента, что он чувствует по поводу потери работы, и по ответу уже можно понять стадию.

Читайте также:  Как вы справляетесь со стрессом ответы

После этого начинается практика работы с сильными эмоциями. Для этого не нужно специального образования. Но важно не драматизировать ситуацию. Дайте возможность клиенту прожить эту эмоцию. Проживание ни в коем случае нельзя прерывать, потому что непрожитая эмоция побуждает к искажённым действиям.

Что такое эмоция? Это реакция на событие. Эмоция порождает телесный импульс, а консультант считывает эмоцию клиента и наблюдает её динамику. В случае, когда эмоция застревает, не даёт динамики, тогда можно направить человека к психологу. В этом случае инструментов консультанта может быть недостаточно, потому что клиент может выдавать привычную ему реакцию на стресс, выработанную в прошлом. Если эмоция от встречи к встрече не меняется, то нужен психолог, который распознает изменит привычную схему реакции клиента на стресс. После этого можно продолжать работу.

В процессе работы с травмированным клиентом важно избегать обесценивания и жёсткого диктата. «Да ладно вам, со всеми случается» — это обесценивание. Человек приходит в значимом для него состоянии. Если мы его обесцениваем, он чувствует себя не принятым, не оценённым. Поэтому от консультанта требуется жизненный опыт, чтобы понимать, что такое эмоции, вызывать доверие, уметь принимать человека любым. Он может быть плачущим, горюющим, обвиняющим, агрессивным, и нужно дать ему возможность быть. Для этого необходимо овладеть навыками эмоционального интеллекта. Если он есть, то навредить сложно. Будьте человеку другом. Друг — тот, кто не обесценивает и не критикует. Создайте позитивный коммуникативный контекст. Проявляйте терпение и умейте вешать паузы. Не нужно торопиться в первую же сессию прийти к большому результату. Если вы встретились с клиентом впервые и хотите встретиться второй раз — это уже результат. Если клиент вернулся, то это уже результат.

С моей точки зрения, одна из самых сильных травм в контексте потери работы — это отзыв подготовленного оффера. Во всех других случаях человек хотя бы немного подозревает, что будет уволен. Обычно есть какие-то конфликты в коллективе, ощущается нездоровая атмосфера. В случае же с оффером человек не ожидает такого поворота событий. И шанс того, что клиент дойдёт до консультанта, зависит от способности человека принимать помощь и поддержку. Готов ли он вообще обращаться к консультанту или он «всё сам»?

Если клиент осведомлён о рынке услуг и понимает их цели и содержание, то он придёт. В моей практике бывали и топ-менеджеры, которые оказались в тупике, потому что потеря работы — это крушение жизни. И самое драматическое в этой ситуации — потеря идентичности, это кража части себя. Это болезненно, потому что человек вкладывал в работу свою эффективность, навыки, таланты, профессионализм. Когда всё рушится, у него теряется ощущение надежды на будущее. Потеря финансового благополучия тоже играет роль. Ко мне приходят за поддержкой и топ-менеджеры, и операционисты, и бухгалтеры. Дело в том, что моя специфика тесно связана с тем, что я работаю и как консультант, и как психолог. Некоторые клиенты приходят ко мне от коллег, когда консультанты считают, что есть психологическая тема, связанная с переживанием потери.

Забота о себе, о своём эмоциональном состоянии, — важная часть работы карьерного консультанта. Наша ответственность — приходить на встречу в ресурсном состоянии. Неважно, какая работа предстоит — работа с травмой или рядовая консультация. Важен и самоанализ: способность отрефлексировать, что получилось, а что — нет. Это практика осознанности, необходимая в любой профессии

Консультант должен очень хотеть зажечь внутри клиента его собственное солнышко. Дать понять клиенту, что энергия находится внутри него самого, а не зависит от внешних обстоятельств — плохой работодатель, рынок руда упал. У клиента могут быть ограничивающие убеждения. Не стоит переубеждать человека и пытаться доказать ему, что на самом деле всё не так, как ему кажется. Мы принимаем клиента с его убеждениями, соглашаемся, потому что это мнение клиента.

Но в то же время мы переводим клиента в позитивное видение себя: «Какие возможности вы видите из того, что вы сказали?» То есть мы помогаем клиенту этот «фитилёк» перенести из внешнего окружения внутрь себя. И для этого не нужно сильных навыков, это простая практика постановки вопросов и практика принятия человека, поиска его личного ресурса.

Работа консультанта может выглядеть так:

1. Определение и отреагирование эмоций.

2. Признание эмоций и переведение их в принимаемое состояние, формирование ресурсных эмоций.

3. Мотивирование, стимулирование к желаемому действию. Акцент делается на желаемом действии — что бы вы хотели сделать, а не что должны. Потому что в желании и в потребности заложена энергия. Если мы отталкиваемся от открытия потребности клиента, то мы зажигаем в нём энергию, эта энергия даёт действие.

Источник

Оцените статью