Работа психолога с эмоциональным выгоранием педагогов

Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов

Елена Козлова
Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов

Основные аспекты работы психолога

по предупреждению эмоционального выгорания.

В наше время проблема профессионального здоровья педагогических кадров привлекает к себе все большее внимание ученых и практиков. Наличие проблемы эмоционального выгорания педагогов предполагает постановку вопроса о своевременном выявлении и профилактике.

Возникает необходимость выстраивания целой системы работы в рамках образовательного учреждения.

Для объяснения феномена эмоционального выгораниясуществует три основных подхода: индивидуальный, межличностный и организационный.

Индивидуальный подход рассматривает феномен выгорания с точки зрения индивидуальных личностных особенностей. То есть, основными причинами выгорания педагогов являются социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и т. д.) и личностные особенности (самооценка, «Я-концепция», выносливость, локус контроля).

Межличностный подход рассматривает в качестве причин выгорания длительное, эмоциональное и интенсивное общение в социальной среде. Это эмоциональные ученики и их родители, требовательная администрация, коллеги и другие субъекты образовательного процесса.

Организационный подход основан на том, что организационная среда – наиболее важный фактор для понимания выгорания, которое определяется как негативный, связанный с работой психологический феномен. В данную категорию необходимо отнести условия работы педагога, содержание труда, степень самостоятельности и независимости сотрудника, поддержка от начальства и администрации, стимулирование работников и т. д.

Выстраивая работу психолога по профилактике выгорания педагогов в образовательном учреждении необходимо учитывать данные всех трех ранее рассмотренных подходов.

Направления работы психолога в области профилактики эмоционального выгоранияостаются классическими: диагностика, просвещение, коррекция, консультирование, профилактика.

Работас проблемой выстраивается в следующем порядке: информирование педагогов, осознание и принятие проблемы, накопление ресурсов.

Первым этапом, на мой взгляд, должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует. На данном этапе задачи психолога:

— информировать педагогов о существующей проблеме выгорания в сфере профессий «человек-человек», ознакомить с понятиями стресс, фрустрация, синдром эмоционального выгорания (в виде выступлений на педагогических советах, оформления тематических стендов, обсуждений в группе);

— диагностирование симптомов эмоционального выгорания педагогов;

представление результатов диагностики в общем виде для обсуждения и в индивидуальном порядке (выступление на совещаниях, индивидуальные консультации);

Второй этап работы – это помощь в осознании, принятии проблемы выгорания и оказание психологической поддержки. Задачи работы психолога:

— разъяснение индивидуальных результатов диагностики (консультирование);

— обучение педагогов отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других (деловые игры, семинары-практикумы);

— обучение педагогов контролю собственного поведения в ситуации стресса;

— обучение методам саморегуляции, самопомощи;

— проведение групповых занятий, направленных на принятие проблемы (тематические педагогические советы, практические занятия с элементами тренинга).

Третий этап – накопление ресурсов для изменения. Самый долговременный этап. Задачи психолога:

— создание совместно с администрацией ОУ благоприятных условий труда и отдыха педагогов;

— формирование команды (тренинговая работа, проведение совместных мероприятий);

— формирование корпоративной культуры;

— создание уголков психологической разгрузки.

Основное внимание необходимо уделять именно третьему этапу работы. Осознание ресурсов и их накопление позволит предотвратить эмоциональное выгорание. Рассмотрим виды ресурсов. Ресурсы условно можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние ресурсы – это личностные и поведенческие особенности человека, эти ресурсы в рамках ранее рассмотренного индивидуального подхода.

— прежде всего, личностные ресурсы,к которым относятся:

Активная мотивация преодоления стресса

Интернальный локус контроля

Уверенность в себе

Позитивное и рациональное мышление

Эмоционально-волевые качества

Эмоциональный интеллект

Жизненный опыт, опыт преодоления подобных ситуаций

Способность обратиться за помощью и принять помощь

Умение формировать сеть поддержки

Навыки психической саморегуляции

Психологическая компетентность

Психологические защиты

Поиск социальной поддержки

Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья

Наличие/отсутствие вредных привычек

Наличие времени для отдыха

Институты социальной поддержки

(Виды социальной поддержки: материальная, эмоциональная, информационная).

Достаточный уровень материального дохода

Условия для проживания и отдыха для восстановления сил

Оптимальные условия труда

Стабильность оплаты труда

План работы психологической гостинной по профилактике эмоционального выгорания педагогов Тема Время проведения Задачи Форма проведения 1. «Сказка о бабочке сновидений» Октябрь Самодиагностика эмоциональной сферы, мотивация к.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: — знакомство с понятием «профессиональное выгорание» — анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».

Читайте также:  Повышенное чувство справедливости как это

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи: • Создать условия для изучения данного вопроса; • Познакомить.

Источник

Методические рекомендации по организации работы педагога-психолога, направленной на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников
методическая разработка по психологии

Проблема эмоционального выгорания педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.

Психологическая поддержка в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе психо­лога с педагогами. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом могут вырастать дру­гие компоненты работы, в частности, помощь в организа­ции личностно-ориентированного обучения, психологи­ческое просвещение и др. Преодоление синдрома эмоционального выгорания требует от педагога психологичес­ки компетентного отношения к самому себе, к своему здоровью, для устранения фактора риска в образо­вательном процессе. Это невозможно осуществить без участия психолога, комплексно­го обследования здоровья и изучения структуры личности.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_raboty_pedagoga-psihologa_napravlennoy_na_preduprezhdenie_razvitiya_sindroma_emotsionalnogo_vygoraniya_u_pedagogicheskih_rabotnikov.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

по организации работы педагога-психолога, направленной

на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников

Одним из наиболее оптимальных способов профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов в условиях образовательной организации является разработка программы реабилитации, целью которой является создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний.

  • формировать у педагогов навыки регуляции собственных негативных психоэмоциональных состояний;
  • формировать у педагогов навыки эффективного взаимодействия с коллегами и обучающимися;
  • создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.

Этапы реализации программы:

2 этап: аналитико-диагностический;

3 этап: просветительский;

4 этап: коррекционно-консультативный.

Планируемые результаты. В ходе реализации программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

— улучшается психологический климат в коллективе;

— снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;

-формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

— повышается самооценка и уверенность в себе.

Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога:

  1. Психологическое просвещение педагогов.
  2. Диагностический.

На первом этапе цель педагога-психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо также сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состояний. Занятия можно проводить в форме психологического семинара или «круглого стола» с обсуждением волнующих вопросов.

Психологическое просвещение педагогов направлено, в первую очередь, на формирование психологической культуры по отношению к своему психическому здоровью, к своему организму в целом, на осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности.

Первый этап является также определяющим и для формирования коррекционно-профилактической группы.

Второй этап деятельности — психодиагностический.

Цель этого этапа — определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока. Исходя из показателей психического здоровья и основных факторов, влияющих на возникновение у педагогов эмоционального выгорания, разрабатывается и апробируется на практике психодиагностический пакет, направленный на изучение психического здоровья педагога.

Нарушения психического здоровья — это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений психического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, кем ему, по его мнению, следует быть.

Показателями психического здоровья личности являются:

— принятие ответственности за свою жизнь;

— самопонимание и принятие себя;

— умение жить в настоящем времени;

— осмысленность индивидуального бытия;

— способность к пониманию и принятию других.

После подбора соответствующих психодиагностических методик и проведения психологического исследования, анализа полученных результатов и выявления проблем, характерных для конкретного педагогического коллектива, педагогом-психологом разрабатывается система дальнейших коррекционно-профилактических мероприятий.

Примеры психодиагностических методик:

  • диагностика уровня развития эмоционального выгорания В.В.Бойко;
  • методика «Психологический портрет учителя» З.Резапкиной, Г.Резапкиной;
  • специальный опросник – Торонтской алекситимической шкалы

помощи, апробированной в институте им. В.М.Бехтерева.

Коррекционно-профилактическая деятельность включает в себя три основных направления:

1. Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков.

2. Формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции.

3. Повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки.

Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков педагога — заключительный этап программы.

В коррекционно-профилактические мероприятия (для формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе) целесообразно включить такую форму работы, как психологический тренинг.

В психологической науке отработана характеристика общих принципов тренинговой работы: активности, исследовательской позиции, осознания поведения, партнерского общения.

Среди большого количества тренинговых программ чаще всего используются варианты тренингов: общения, деловых качеств, личностного роста, саморегуляции. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности педагогов и руководителей образовательных учреждений.

В наибольшей степени педагогам необходимы тренинги саморегуляции . Причина этого заключается в особенности профессии: постоянный высокий уровень самоконтроля, активное взаимодействие с детьми, оценочная деятельность, эмоциональное общение с воспитанниками. Таким образом, существует насущная необходимость обучать педагогов приемам аутотренинга, расслабления. Для сохранения психического здоровья используются философские подходы к анализу происходящих в жизни человека событий; рекомендации физиологического характера и, естественно, отрабатываются навыки психологического самоконтроля (практика релаксации, реакции на стрессовые ситуации, негативные эмоции и т.д.).

Как правило, все рекомендации такого рода имеют практико-ориентированный характер и позитивно принимаются педагогами. Использование в пoвceднeвной жизни приобретенных знаний и умений требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Однако применение релаксационных тренингов позволяет повысить не только психологическую грамотность педагогов, но и их психоэмоциональную устойчивость, столь необходимую в профессиональной деятельности.

Таким образом, предлагается использовать следующий алгоритм тренингов саморегуляции:

  • определение и осмысление жизненной позиции;
  • анализ и понимание существования проблем;
  • отработка навыков саморегуляции (релаксация, психологическая защита, оптимальное реагирование на стресс и т.д.);
  • рефлексия полученных знаний и психологических образований.

В алгоритм проведения тренингов личностного роста включаются:

  • самодиагностика (работа с тестами);
  • упражнения на отработку навыков самоанализа;
  • психотехнические игры на рефлексирование, расслабление, активизацию;
  • обсуждение, рефлексия;
  • элементы проектирования и прогнозирования жизненного пути.

Для коммуникативных тренингов используется следующая структура:

  • развитие навыков восприятия и понимания людьми друг друга;
  • отработка навыков безоценочного отношения;
  • развитие способности к конструктивному общению и навыков
  • развитие умения работать в группе.

Важным направлением деятельности практического психолога в сфере

образования является психологическое консультирование . Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента (в данном случае – педагогического работника), так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины проблем в социальном взаимодействии: в личных, семейных и профессиональных контактах.

Задача психолога-консультанта в образовательном учреждении — помочь педагогическому работнику выработать такую стратегию поведения, которая не разрушала бы его личность, но увеличивала бы его жизненную и профессиональную продуктивность.

В качестве профилактики личностной и профессиональной дeзaдaптaции и преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов можно использовать и другие направления социально-психoлoгической помощи:

— разработка и реализация программы психологических семинаров, направленных на закрепление у педагогов знаний о психическом здоровье, его составляющих, о механизмах и различных способах саморегуляции негативных психических состояний, возникающих в педагогической деятельности;

— разработка и внедрение психотерапевтической тренинговой программы по преодолению проявлений личностной дезадаптации среди учителей, сохранению психического здоровья, повышению эмоциональной устойчивости;

— разработка рекомендаций по последовательному и целенаправленному использованию методов работы в повседневной практике педагога для оптимального использования своего рабочего времени.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика. //Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
  2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.–сер.14, Психология.– 1995.– №1.– стр.54-58.
  3. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.
  4. Благинин А.А., Торчило В.В. Математические методы в психологии и педагогике. СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2006. – 84 с.
  5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 238 с.
  6. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб., 1998.
  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике.— СПб.: Питер, 2001.
  8. Вачков И. Структура профессионального самосознания учителя. //Школьный психолог.- 2000.- № 13.- С. 12-13.
  9. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.:Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.3-29
  10. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под. ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. 498 с.
  11. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться. //Народное образование. – 2005.- № 3.- С. 118 – 122.
  12. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов ВУЗов. 2-е изд.; М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с.
  13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  14. Зеленова И.В. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов.// Школьный психолог.- 2005.- № 13.- С. 2 – 22.
  15. Кирикова З.З. Педагогическая технология. Теоретические аспекты.- Екатеринбург, 2000.
  16. Клапаред И. Чувства и эмоции./ Под ред К.В.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.97-106
  17. Коган В. Е. Практическая психология: Для психологов и врачей / Психология. М.: Смысл: Академ. Проект, 1999. 407 с.
  18. Короленко Ц.П., Донецких Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск: Наука, 1991.
  19. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского- 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.- 568с.
  20. Корнеев Л.Н. Психогигиена профессиональной деятельности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под. ред. Г.С.Никифорова. — СПб., 1991.
  21. Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр.3-10.
  22. Курпатов А.В. Педагоги – это наше все, или Психологический портрет учителя. // Психологическая газета.- 2003.- № 5.- С. 12 – 14.
  23. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2-16.
  24. Маркова А.К. Психология профессионализма.– М, 1996.
  25. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л.: Изд. ЛГУ, 1983.- 168 с.
  26. Обухова В.И., Кожевникова Л.И. Профилактика профессионального выгорания. // Школьный психолог.- 2006.- № 16.- С. 17 – 32.
  27. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 90–101.
  28. Подвойский ВЛ. Профессиональная деформация специалистов социальной работы / Профессиональная деятельность: теория, технология, образование. — М., 1997. —№ 2.
  29. Профессиональная деятельность: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.
  30. Реан А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии 1997г.– №1.– стр.45-49
  31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. – Самара «Бахрах – М», 2004. – 672 с.
  32. Резер Т.М. Профессиональная деформация педагога. //Профессиональное образование.- 2006.- № 2.- С. 12 – 14.
  33. Резапкина, З. Психологический портрет учителя / З. Резапкина, Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2006. – № 6.
  34. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 85–95.
  35. Робертс Г. А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. 1998. № 1. С. 39–46.
  36. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004.
  37. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. – Дубна.- 1997.
  38. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск: Наука, 1991.
  39. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога.- СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005.- 228 с.
  40. Трунов. Д. Г. Синдром сгорания. Позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 5. С. 84.
  41. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии.- 1994.- № 6.- С. 57 – 64.
  42. Хухлаева О. Давайте учиться не «гореть». Психологическая поддержка педагогов // Школьный психолог.- 2006.- № 4.- С. 20 – 23.
  43. Щербо И.Н. Как преодолеть барьер профессиональной деструкции //

Источник

Читайте также:  Миры чувств развивать чувства воспитывать восприятие учиться с радостью
Оцените статью