Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
Маргарита Черныховская
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии до-школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу, заражения эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.
Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном воз-расте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Поэтому я предлагаю Психодиагностические методики исследования эмоциональной сферы.
Подбор методик осуществлялся исходя из положения о том, что эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность его поведения. Поэтому подбираются методики, позволяющие наблюдать за деятельностью ребенка.
Методика 1. «Оценки эмоциональных проявлений дошкольников» (Г. Степанова).
По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребен-ка, наблюдая за ним.
1 балл — спокоен, нерешителен, малоактивен,
2 балла — таращится, пялит глаза, уклоняется,
3 балла — хмурит брови, возбужден, напряжен,
4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,
5 баллов — хватается за близкого, замирает, визжит
1 балл — спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;
2 балла — надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,
3 балла — убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;
4 балла — все отвергает, плачет, дерется,
5 баллов — орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается
1 балл — расслаблен, слегка улыбается,
2 балла — напевает, глаза сияют, «щебечет»,
3 балла — обнимается, активно играет, широко улыбается,
4 балла — размахивает руками, прыгает, хвастается;
5 баллов — хохочет, дурачится, восторженно кричит.
Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, детский психолог может составить карту эмоционального состояния детей группы.
Методика 2. «Паровозик» (Г. Степанова).
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально.Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Красный Желтый Зеленый Коричневый
Синий Фиолетовый Серый Черный
Методика 3. «Тревожность» (Г. Степанова).
Признаки тревожности ребенка
1 Не может долго работать не уставая
2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то
3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
5 Смущается чаще других
6 Часто говорит о возможных неприятностях
7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8 Жалуется, что сняться страшные сны
9 Руки обычно холодные и влажные
10 Нередко бывает расстройство стула
11 Сильно потеет, когда волнуется
12 Не обладает хорошим аппетитом
13 Спит беспокойно, засыпает с трудом
14 Пуглив, многое вызывает у него страх
15 Обычно беспокоен, легко расстраивается
16 Часто не может сдержать слезы
17 Плохо переносит ожидание
18 Не любит браться за новое дело
19 Не уверен в себе, в своих силах
20 Боится сталкиваться с трудностями
Признаки тревожности ребенка определяются в процессе наблюдения за ним и на основе наблюдений заполняется таблица.
При этом учитывается,что признаками тревожности ребенка являются: утомляемость; смущения; трудности сосредоточения на занятии;наличие вегетативных реакций: покраснение, побледнение, потливость и т. п.
За каждый ответ «да»начисляется 1 балл и на основании этого делают вывод об уровне тревожности ребенка: высокая тревожность – 15–20 баллов; средняя тревожность – 7–14 баллов; низкая тревожность – 1–6 баллов.
Методика 4. Проективная методика «Пиктограммы» (Н. Л. Кряжева)
Цель: выявление эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: информационные карты на каждого ребенка, листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека.
Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
«Перед тобой информационная карта, на которой представлены эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с детьми можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь на первом листе нарисуй 3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в детском саду».
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате выявляются:
— какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
— как он себя чувствует в детском саду и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний).
При групповом обследовании определяется, какие эмоциональные состояния преобладают у детей.
Методика 5. «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.
Обработка результатов и интерпретация.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответ-ствующие всем графическим методам,а именно:
— сила нажима на карандаш
Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре лис-та
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, не-обычность форм
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов
Интровертированность — изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Применение музыкально ритмичных игр для развития представлений дошкольников об эмоциях и эмоциональных состояниях Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное формирование эмоций по отношению к нормам, ценностям и правилам,.
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.
Изучение растительного мира как средство экологического воспитания дошкольников Изучение растительного мира — как средство экологического воспитания дошкольников. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен.
Конспект занятия по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: минимизация негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: снижение.
Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Старший дошкольный возраст.
Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.
Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .
Реферат «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» 1. Введение. 2. Игрушка, ее история,.
Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России — необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.
Тематическое планирование программы по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний В последние время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющие негативные проявления эмоциональных состояний.
Источник
Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Любая, даже самая сложная работа
кажется проще, если понятно,
для чего она нужна.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Поэтому ФГОС ДО направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Уже несколько лет я работаю в направлении эмоционального развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л юбая, даже самая сложная работа
кажется проще, если понятно,
для чего она нужна.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Поэтому ФГОС ДО направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Уже несколько лет я работаю в направлении эмоционального развития детей.
Цель моей работы: профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в ДОУ.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.
Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:
- проанализировать методическую литературу по проблеме психолого – педагогического сопровождения детей в ДОУ;
- провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами по данной проблеме;
- составить коррекционно — развивающую программу и проводить работу с детьми;
- осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу с родителями воспитанников.
Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:
— активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы детей.
— обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;
— обучать детей способам выражения эмоций.
Реализация поставленных задач проводилась по основным направлениям:
Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями (законными представителями) дошкольников и педагогами ДОУ.
Для приобретения большей информации по данной теме, и подбора диагностического материала, я использовала литературу следующих авторов:
1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
2. Дорофеева Э.Т. «Методика исследования эмоционального состояния».
3. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства».
4. Зеньковский В.В. «Психология детства».
5. Мясищев В.Н. «Эмоциональное развитие детей».
6. Семаго Н.Я. Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога».
Пополнила свой кабинет техническими средствами и методическим материалом, это:
- Настольный световой модуль для рисования песком.
- Сухой душ.
- Интерактивная воздушно-пузырьковая трубка «Ручеек».
- Система воспитания характера сказкой «Добрата», «Воля» и т. д.
- Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей).
- Практические материалы для психологической работы в д/с (картотеки пальчиковой гимнастики, психогимнастики, релаксации, и др.).
- Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.).
- Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
- Пособиями для развития мелкой моторики: «чудесные» мешочки, ящички, баночки с различными наполнителями, шнуровки и другое.
- Библиотека практического психолога.
- Раздаточный материал для детей, родителей, педагогов.
Свою работу я строила поэтапно:
1 этап — диагностический
2 этап — планово-организационный
3 этап — коррекционный
4 этап — контрольный
Цель работы: выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе использую разные диагностические методики:
- Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
- Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
- Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
- Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)
- Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)
- Анкета для педагогов и родителей.
Применяю систему психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование «Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Г.А.Урунтаева), «Два дома» в группах дошкольного возраста, а так же провожу визуальное наблюдение.
По результатам проведённой диагностики (методика Л.П. Стрелковой) выявились дети, у которых, нет умений, передавать и распознавать заданное эмоциональное состояние, с неустойчивым настроением, заниженной самооценкой, тревожным состоянием.
Исходя из полученных данных, я пришла к выводу о проведении более глубокой работы с детьми по развитию эмоциональной сферы.
Задумываясь над своей работой как педагога-психолога детского сада, пришла к решению, что для эффективности работы по развитию эмоциональной сферы, необходимо искать инновационные (новые) подходы, способствующие, положительному, полноценному развитию эмоциональной сферы детей, созданию эмоционального комфорта и благополучия ребенка.
Вместе с тем, создание общей картины развития ребёнка невозможно без изучения всей детской деятельности, в которую включён современный дошкольник. В этом плане необходимо обращение к возможностям двигательной деятельности дошкольника, занимающей значительное место в системе его активности. По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и психического , физическая культура занимает особое место.
2 этап: Планово — организационный
Цель работы с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями:
— формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
— осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности.
Взаимодействую с родителями по интересующим их вопросам, в виде тематического выступления на родительских собраниях, анкетирования, индивидуального консультирования, совместных проведений праздников и развлечений, лекции, семинары, тренинги, предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями.
В каждой группе есть «островок психологии». Такая система позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении ребёнка.
Цель работы с педагогами: повысить уровень компетентности педагогов, по теме развитие эмоционального мира дошкольников.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами:
— формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
— развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
— повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах
эмоциональной сферы дошкольников.
В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов провожу:
- семинары, семинары-практикумы по проблемам педагогического общения: «Эмоциональная жизнь ребёнка», «Как повысить самооценку ребёнка?», «Взаимодействие педагогов с застенчивыми и тревожными детьми в ДОУ»,
- тренинги «Активное слушание»,
- тематические консультации: «Игры, в которые играют», «Как помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями?»,
- выступаю на педсоветах «Психологическое здоровье детей в ДОУ», «Использование релаксационных упражнений в педагогической практике», «Рекомендации воспитателям в период адаптации ребёнка в ДОУ».
3 этап: Коррекционный этап
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние
Индивидуальную коррекционную работу с детьми я провожу по следующим направлениям:
— обучение приемам саморегуляции, отработка навыков общения возможных конфликтных ситуациях,
— развитие внимания, контроля поведения;
— отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— повышение уверенности, самооценки дошкольников.
Занятия строю по принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.
Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и психолога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства телодвижением.
Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон. Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. Своей главной задачей считаю обучать детей приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения.
Основные методы, применяемые на занятиях: элементы сказкотерапии с импровизацией, аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки, арттерапия, песочная терапия, развивающие игры.
В коррекционной работе активно использую отрывки музыкальных произведений Чайковского, Вивальди «Времена года» и др. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, словом, движениями.
Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические, психические и интеллектуальные процессы детей.
Поэтому в практику моей работы была включена оптимизация двигательной деятельности через организацию занятий в бассейне.
В нашем детском саду реализуется программа «Подружимся с водой» по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Опираясь на положительный опыт реализации программы, прослеживая и анализируя данную работу, пришла к выводу, что бассейн – это среда в которой для детей открываются огромные возможности. Вода – первый и любимый объект для игр, для исследования. Воспитанники нашего дошкольного учреждения с огромным удовольствием посещают бассейн. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дарят детям массу положительных эмоций, поэтому мною была поставлена цель:
— включить в коррекционную программу по развитию эмоциональной сферы дошкольников, работу с детьми в бассейне совместно с инструктором по плаванию.
Были поставлены следующие задачи:
- Изучить дополнительную литературу по проведению работы с детьми в воде.
- Ознакомиться с особенностями физического развития детей, учитывая особенности развития каждого ребенка коррекционной группы.
- Подобрать игры и упражнения в воде.
- Составить перспективный план занятий.
- Ознакомить родителей с данной формой занятий.
В работе с детьми в бассейне использую различные техники и методы:
- Игра – терапия (словесные, подвижные).
- Арттерапия (рисование тематическое и свободное).
- Психогимнастика (метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов, обучение языку движений, мимике).
- Техники саморегуляции.
- Сказкотерапия.
- Цвето – светотерапия.
- Музыкотерапия.
- Звукотерапия.
- Элементы аквааэробики.
- Релаксация.
- Использование наглядных пособий, различного инвентаря и. т. д.
Участниками данного опыта работы стали дети старшего возраста, входящие в группу по развитию эмоциональной сферы. Количество детей 6 – 8. Занятия проводятся 1 раз в месяц в течение учебного года, совместно с инструктором по плаванию в бассейне. Длительность занятия 25 – 30 минут.
Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:
— признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;
— уважительное, доброжелательное отношение к детям;
— обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка.
4 этап: Итоговый этап
Данный этап представляет собой проведение оценки результативности с включением занятий в бассейне.
Проведя мониторинговую работу, анализируя полученные данные, я пришла к выводу о том, что занятия в бассейне включенные в программу коррекционно — развивающих занятий дали положительный результат.
- Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
- имеют представление о способах выражения собственных эмоций;
- умеют управлять своими эмоциями и чувствами.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.
В ходе проведения практической работы подтвердилась эффективность использования занятий в бассейне как средства, способствующего развитию эмоциональной сферы дошкольников: дети приобрели уверенность, более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях, стали относиться терпимее друг к другу, а это значит, что у них формируется чувство сопереживания (эмпатия).
Источник