- Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста» материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» методическая разработка (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
материал
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от интеллектуального развития детей. Как справедливо указывали и , только единство и согласованная работа этих двух систем могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетные задачи воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.doc7_.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы педагога-психолога
«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от интеллектуального развития детей. Как справедливо указывали и , только единство и согласованная работа этих двух систем могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетные задачи воспитания.
писал о феномене «засушенное сердце», или отсутствие чувства, наблюдаемом у его современников. Причиной этого считались особенности воспитания, направленного на логизированное поведение, что и сейчас не потеряло актуальности. В настоящее время «обесчувствованию» способствует технологизация современной жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети мало общаются со взрослыми и сверстниками, тем самым в значительной степени снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим.
Эмоциональная сфера – важная составляющая в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, во-вторых – управлять своими эмоциями. Понимание собственных чувств – важный момент в становлении личности. Наиболее адекватное средство выражения чувств и переживаний – эмоциональная лексика. Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и уровня развития. Чем больше ребенок знает о том, какие бывают эмоции, чем шире его эмоциональная лексика, тем точнее он поймет состояние другого человека. Таким образом, в работе педагога-психолога и учителя-логопеда над эмоциональной сферой ребенка с нарушениями речи обнаруживаются точки соприкосновения. Актуальность такого взаимодействия несомненна.
Вышесказанное стало основанием для разработки психолого-педагогического проекта «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи »
Цель проекта — создание и апробирование модели взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной работы, стимулирующей развитие эмоционально-волевой сферы и формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения.
В соответствии с поставленной целью обозначены задачи:
- Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
- Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики.
- Овладение интонационной стороной речи.
- Формирование эмоциональной лексики.
- Развитие связных высказываний и речевой коммуникации.
В основу системы работы по формированию лексики детей с нарушениями речи положены принципы:
- деятельности подхода – определяет содержание и ход обучения с ведущей деятельности;
- системности – позволяет развивать речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;
- развития чувства языка – состоит в том, что при многократном использовании в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналоги, а затем он усваивает и языковые закономерности;
- коррекции и компенсации – требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру речевых нарушений у детей;
- общедидактические – наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуального подхода.
По итогам прохождения проекта ребенок должен стать эмоционально отзывчивым, который:
- откликается на эмоции близких людей и друзей;
. сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
- эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- может выразительно прочитать стихотворение или пересказать роль персонажа в рассказе или сказке.
Результаты реализации проекта:
- повышение уровня эмоционального благополучия детей, их адаптированности, готовности к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе;
- обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
- полноценное профессиональное взаимодействие в педагогическом процессе;
- обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
- повышение уровня родительской компетентности;
- изменение социального позиционирования педагогов вследствие интеграции в профессиональное сообщество через повышение профессионального уровня, творческого характера деятельности педагогов, умения презентовать свой опыт работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».
Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».
Опыт работы Тема: «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприят.
Опыт работы « Роль сказки в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление: она как бы противоположна природной действительности. В сказке всё возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращени.
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол — (от латинского «secare» — разделять, делиться) — первоначально относится ни к чему ин.
Опыт работы по теме: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
В опыте представлны формы работы по театральной деятельности.
Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет через авторские сказки Тема: Необычное путешествие
Данная разработка будет полезна педагогам-психологам при реализации непосредственной образовательной деятельности в рамках сказкотерапии по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР «Страна эмоций»
Коррекционно-развивающая программа Страна эмоций» направлениа на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у дошкольников с ЗПР, на равзвитие творческого потенциала. Коррек.
Источник
Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Любая, даже самая сложная работа
кажется проще, если понятно,
для чего она нужна.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Поэтому ФГОС ДО направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Уже несколько лет я работаю в направлении эмоционального развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л юбая, даже самая сложная работа
кажется проще, если понятно,
для чего она нужна.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Поэтому ФГОС ДО направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Уже несколько лет я работаю в направлении эмоционального развития детей.
Цель моей работы: профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в ДОУ.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.
Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:
- проанализировать методическую литературу по проблеме психолого – педагогического сопровождения детей в ДОУ;
- провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами по данной проблеме;
- составить коррекционно — развивающую программу и проводить работу с детьми;
- осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу с родителями воспитанников.
Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:
— активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы детей.
— обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;
— обучать детей способам выражения эмоций.
Реализация поставленных задач проводилась по основным направлениям:
Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями (законными представителями) дошкольников и педагогами ДОУ.
Для приобретения большей информации по данной теме, и подбора диагностического материала, я использовала литературу следующих авторов:
1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
2. Дорофеева Э.Т. «Методика исследования эмоционального состояния».
3. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства».
4. Зеньковский В.В. «Психология детства».
5. Мясищев В.Н. «Эмоциональное развитие детей».
6. Семаго Н.Я. Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога».
Пополнила свой кабинет техническими средствами и методическим материалом, это:
- Настольный световой модуль для рисования песком.
- Сухой душ.
- Интерактивная воздушно-пузырьковая трубка «Ручеек».
- Система воспитания характера сказкой «Добрата», «Воля» и т. д.
- Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей).
- Практические материалы для психологической работы в д/с (картотеки пальчиковой гимнастики, психогимнастики, релаксации, и др.).
- Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.).
- Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
- Пособиями для развития мелкой моторики: «чудесные» мешочки, ящички, баночки с различными наполнителями, шнуровки и другое.
- Библиотека практического психолога.
- Раздаточный материал для детей, родителей, педагогов.
Свою работу я строила поэтапно:
1 этап — диагностический
2 этап — планово-организационный
3 этап — коррекционный
4 этап — контрольный
Цель работы: выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе использую разные диагностические методики:
- Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
- Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
- Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
- Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)
- Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)
- Анкета для педагогов и родителей.
Применяю систему психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование «Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Г.А.Урунтаева), «Два дома» в группах дошкольного возраста, а так же провожу визуальное наблюдение.
По результатам проведённой диагностики (методика Л.П. Стрелковой) выявились дети, у которых, нет умений, передавать и распознавать заданное эмоциональное состояние, с неустойчивым настроением, заниженной самооценкой, тревожным состоянием.
Исходя из полученных данных, я пришла к выводу о проведении более глубокой работы с детьми по развитию эмоциональной сферы.
Задумываясь над своей работой как педагога-психолога детского сада, пришла к решению, что для эффективности работы по развитию эмоциональной сферы, необходимо искать инновационные (новые) подходы, способствующие, положительному, полноценному развитию эмоциональной сферы детей, созданию эмоционального комфорта и благополучия ребенка.
Вместе с тем, создание общей картины развития ребёнка невозможно без изучения всей детской деятельности, в которую включён современный дошкольник. В этом плане необходимо обращение к возможностям двигательной деятельности дошкольника, занимающей значительное место в системе его активности. По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и психического , физическая культура занимает особое место.
2 этап: Планово — организационный
Цель работы с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями:
— формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
— осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности.
Взаимодействую с родителями по интересующим их вопросам, в виде тематического выступления на родительских собраниях, анкетирования, индивидуального консультирования, совместных проведений праздников и развлечений, лекции, семинары, тренинги, предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями.
В каждой группе есть «островок психологии». Такая система позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении ребёнка.
Цель работы с педагогами: повысить уровень компетентности педагогов, по теме развитие эмоционального мира дошкольников.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами:
— формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
— развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
— повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах
эмоциональной сферы дошкольников.
В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов провожу:
- семинары, семинары-практикумы по проблемам педагогического общения: «Эмоциональная жизнь ребёнка», «Как повысить самооценку ребёнка?», «Взаимодействие педагогов с застенчивыми и тревожными детьми в ДОУ»,
- тренинги «Активное слушание»,
- тематические консультации: «Игры, в которые играют», «Как помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями?»,
- выступаю на педсоветах «Психологическое здоровье детей в ДОУ», «Использование релаксационных упражнений в педагогической практике», «Рекомендации воспитателям в период адаптации ребёнка в ДОУ».
3 этап: Коррекционный этап
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние
Индивидуальную коррекционную работу с детьми я провожу по следующим направлениям:
— обучение приемам саморегуляции, отработка навыков общения возможных конфликтных ситуациях,
— развитие внимания, контроля поведения;
— отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— повышение уверенности, самооценки дошкольников.
Занятия строю по принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.
Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и психолога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства телодвижением.
Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон. Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. Своей главной задачей считаю обучать детей приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения.
Основные методы, применяемые на занятиях: элементы сказкотерапии с импровизацией, аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки, арттерапия, песочная терапия, развивающие игры.
В коррекционной работе активно использую отрывки музыкальных произведений Чайковского, Вивальди «Времена года» и др. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, словом, движениями.
Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические, психические и интеллектуальные процессы детей.
Поэтому в практику моей работы была включена оптимизация двигательной деятельности через организацию занятий в бассейне.
В нашем детском саду реализуется программа «Подружимся с водой» по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Опираясь на положительный опыт реализации программы, прослеживая и анализируя данную работу, пришла к выводу, что бассейн – это среда в которой для детей открываются огромные возможности. Вода – первый и любимый объект для игр, для исследования. Воспитанники нашего дошкольного учреждения с огромным удовольствием посещают бассейн. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дарят детям массу положительных эмоций, поэтому мною была поставлена цель:
— включить в коррекционную программу по развитию эмоциональной сферы дошкольников, работу с детьми в бассейне совместно с инструктором по плаванию.
Были поставлены следующие задачи:
- Изучить дополнительную литературу по проведению работы с детьми в воде.
- Ознакомиться с особенностями физического развития детей, учитывая особенности развития каждого ребенка коррекционной группы.
- Подобрать игры и упражнения в воде.
- Составить перспективный план занятий.
- Ознакомить родителей с данной формой занятий.
В работе с детьми в бассейне использую различные техники и методы:
- Игра – терапия (словесные, подвижные).
- Арттерапия (рисование тематическое и свободное).
- Психогимнастика (метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов, обучение языку движений, мимике).
- Техники саморегуляции.
- Сказкотерапия.
- Цвето – светотерапия.
- Музыкотерапия.
- Звукотерапия.
- Элементы аквааэробики.
- Релаксация.
- Использование наглядных пособий, различного инвентаря и. т. д.
Участниками данного опыта работы стали дети старшего возраста, входящие в группу по развитию эмоциональной сферы. Количество детей 6 – 8. Занятия проводятся 1 раз в месяц в течение учебного года, совместно с инструктором по плаванию в бассейне. Длительность занятия 25 – 30 минут.
Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:
— признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;
— уважительное, доброжелательное отношение к детям;
— обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка.
4 этап: Итоговый этап
Данный этап представляет собой проведение оценки результативности с включением занятий в бассейне.
Проведя мониторинговую работу, анализируя полученные данные, я пришла к выводу о том, что занятия в бассейне включенные в программу коррекционно — развивающих занятий дали положительный результат.
- Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
- имеют представление о способах выражения собственных эмоций;
- умеют управлять своими эмоциями и чувствами.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.
В ходе проведения практической работы подтвердилась эффективность использования занятий в бассейне как средства, способствующего развитию эмоциональной сферы дошкольников: дети приобрели уверенность, более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях, стали относиться терпимее друг к другу, а это значит, что у них формируется чувство сопереживания (эмпатия).
Источник