- Научная электронная библиотека
- 7.2. Стресс на рабочем месте, его причины и последствия
- Как бороться с профессиональным стрессом: эффективные советы для предпринимателей
- Стадии и виды профессионального стресса
- Провокаторы стресса на рабочем месте
- Положительное и негативное влияние стрессовых ситуаций
- Признаки развития хронического «рабочего» стресса
- Эффективные методики борьбы со стрессом
- Физические упражнения
- Распределение задач
- Проведение четких граней между работой и отдыхом
- Фокус на положительном
- Контроль над ситуацией и эмоциями
- Устранение отвлекающих факторов
- Выбор правильного режима питания
- Исключение мнительности
- Расстановка приоритетов
- Разработка плана борьбы с испытываемым стрессом
- Выводы
Научная электронная библиотека
Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,
7.2. Стресс на рабочем месте, его причины и последствия
Стресс — это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рис.17 отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны.
Рисунок 17 — Влияние стресса на индивидуальную деятельность
В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту.
Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность.
Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.18), способствует этому.
Рисунок 18 — Основные факторы рабочего стресса
Выделяют восемь групп причин стресса.
Первая группа — личностные причины.
К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе.
Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо.
К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.
К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.
Третья группа причин — организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры — дополнительные источники стресса.
Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п.
Группа причин стресса, связанных с культурой:
- — расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;
- — жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.
В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п.
Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.
Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп. Принятие несовершенства человеческого тела является стрессовым фактором в основном для подростков. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.
Стресс может быть кратковременным или длительным, легким или тяжелым. Влияние стресса на работника, прежде всего, зависит от длительности действия факторов стресса, их силы и восстановительных способностей работника. Если стресс легкий и кратковременный, большинство довольно быстро могут справиться с ним или, по крайней мере, восстановиться.
Правомерно предположить, что в случае длительного стресса проблемы индивида будут нарастать. В соответствии с теорией Ханса Сели истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению. Противостояние стрессу ослабляет людей как физически, так и психологически. Такое состояние называется истощением сил, когда эмоционально опустошенные работники отдаляются от работы, ощущают беспомощность. Некоторые виды работ, такие как профессии, связанные с оказанием различных видов помощи (консультанты, медицинские работники, социальные работники) или с постоянно высоким уровнем стресса (авиадиспетчеры, работники, обслуживающие клиентов, и биржевые маклеры), чаще других приводят к истощению сил занятых ими индивидов.
Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.
В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина — перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.
Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других — фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.
Другой неприятный результат стресса — моральные травмы, источник которых — непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, — всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм — на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.
Моральная травма на рабочем месте — означает разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей. В каждом из подобных случаев такой работник может брать на себя нецелесообразную ответственность за такое событие, чувствовать себя жертвой обстоятельств и входить в эмоциональный штопор. Признаками моральной травмы на рабочем месте могут быть дурное расположение духа, трудности с концентрацией и отчужденность. Данные симптомы дополняют более явные виды поведения, такие как опоздания, прогулы и предрасположенность к несчастным случаям.
Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке. Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников).
Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия. Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»
Другой источник моральных травм (и результат стресса) — присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.
Акты насилия могут включать неспровоцированные драки, разрушение имущества, применение оружия. В США насилие на производстве привело к тому, что убийства «вышли» на третье место среди связанных с работой причин смерти.
Любой человек, которому пришлось стать свидетелем насилия, получил увечье в связи с актом насилия или живет под страхом повторения насилия в будущем, может страдать от нарушений, вызванных посттравматическим стрессом. Обычно шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению симптомов стресса. И что особенно важно, его последствия требуют длительного лечения.
Источник
Как бороться с профессиональным стрессом: эффективные советы для предпринимателей
Предпринимательскую деятельность сравнивают с американскими горками. Бизнесменам приходится преодолевать крутые виражи, испытывая поочередные резкие взлеты и падения. Неизменный спутник таких «аттракционов» — профессиональный стресс. Постоянные чувства тревоги, напряжения, неудовлетворенности снижают эффективность рабочего процесса, сказываются на здоровье. Избежать неприятных последствий помогут действенные методы борьбы со стрессом.
Стадии и виды профессионального стресса
Большая часть людей регулярно испытывает стресс на рабочем месте. В первую очередь под удар попадают лица с соответствующими склонностями. В силу индивидуально-психологических особенностей они очень восприимчивы, остро реагируют на критику, проблемы, конфликты. В безопасной зоне – сотрудники, обладающие стрессоустойчивостью, которых гораздо меньше.
Профессиональный стресс – феномен, проявляющийся в психофизиологических реакциях на сложные ситуации, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью. В переводе с английского термин обозначает напряжение, нажим. Данные явления – следствие длительного интенсивного влияния экстремальных, эмоционально-отрицательных факторов.
Различают несколько видов рабочего стресса:
- эмоциональный. Вытекает из всевозможных конфликтных ситуаций. Связан с личными переживаниями, чувствами обиды, гнева, вины, несправедливости, вызванными противоречиями в коллективе. Сопровождается разрушением ценностей, личностных убеждений относительно профессии, должности, неудовлетворенностью результатами деятельности;
- коммуникативный. Становится отражением проблем в деловых отношениях. Причиной служат трудности в общении с коллегами, неумение находить правильный подход, противостоять манипулированию, коммуникативной агрессии;
- информационный. Появляется вследствие высоких умственных нагрузок, строгих временных рамок для выполнения задач, информационной перегруженности или недостатка информации. Стрессовый синдром усиливается повышенной мерой ответственности.
Подобное состояние граничит между здоровьем и болезнью. Оно включает два компонента – стресс-фактор и стресс-реакцию. Первый подразумевает внешний источник воздействия, второй – неспецифический ответ. По сути стресс-фактор активирует негативные реакции. В ответ мобилизуются физиологические системы, помогающие организму приспособиться к новым условиям.
Согласно одной из концепций, стрессовое состояние развивается в трех стадиях:
- Тревога. Неблагоприятный фактор, воздействующий на организм, вызывает ощущение страха, тревоги. В результате стремительно возрастает психическое напряжение, достигая пика.
- Сопротивление. Начинается борьба. Запуская внутренние силы, организм пытается бороться с негативным воздействием. Происходит адаптация, приспосабливание к меняющейся действительности. Наступает привыкание, порождающее полное погружение в стресс.
- Истощение. При отсутствии необходимых мер состояние переходит в хроническое. Истощаются ресурсы организма, что выливается в проблемы со здоровьем, нередко приводит к серьезным заболеваниям.
Под влиянием стрессовых факторов происходят физические, эмоциональные изменения. Меняются мысли, поведение, самочувствие. Проблема зачастую тесно взаимосвязана с последующим профессиональным выгоранием, потерей мотивации.
Провокаторы стресса на рабочем месте
Стрессовый синдром – результат воздействия внешних стимулов (стрессоров). Рассмотрим основные стрессоры, распространенные в предпринимательстве:
- коммуникация. Сфера «человек-человек» считается наиболее стрессовой. Взаимодействие с коллективом, общение с клиентами и партнерами требует особых навыков, немалых усилий, правильного подхода. Напряжение растет из-за необходимости управления персоналом, «трудных» подчиненных, «проблемных» покупателей, критики со стороны сотрудников;
- завышенные требования. Нереальные ожидания, многозадачность, противоречивые задания, чрезмерно высокий перечень требований снижают эффективность труда, создавая стрессовые ситуации;
- неверная расстановка приоритетов. Пожертвование стратегически важными вопросами в пользу краткосрочных задач усложняет процесс достижения цели, вызывает дальнейшее неудовлетворение результатами;
- нехватка времени. Работа в условиях острых временных ограничений – не лучший способ выполнить задачу качественно. Многие компании проводят тренинги по тайм-менеджменту, обучающие сотрудников эффективно использовать рабочее время. Однако постоянная спешка и боязнь не успеть непременно развивает стрессовый синдром;
- высокая ответственность. Предпринимательство связано с высокими финансовыми рисками, что повышает напряжение;
- недостаточные доходы. Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли. Неудовлетворенность заработком ухудшает настроение, бьет по самооценке;
- некомфортные условия труда. Неудобное рабочее место, плохая оснащенность офисного помещения, долгое пребывание за компьютером также относятся к стресс-факторам;
- перенасыщенный рабочий график. Высокие нагрузки, критически быстрый рабочий темп сильно истощают внутренние ресурсы. Без должного отдыха организм быстро доходит до критической точки, подвергается стрессу;
- монотонность работы. Иногда к стрессовому состоянию приводит слишком рутинная деятельность. Страдают активные специалисты, не переносящие однообразность.
Положительное и негативное влияние стрессовых ситуаций
По поводу вреда стресса нередко разворачиваются споры. Некоторые утверждают: в напряженном состоянии сотрудники работают на порядок эффективнее. О положительном воздействии стресс-факторов можно говорить на первой стадии развития синдрома, когда есть вероятность, что организм встряхнется, приободрится, получит стимул к работе, мобилизует силы для преодоления трудностей.
Важна именно ситуативность этого влияния. Стресс – защитная реакция на напряжение. Он ограждает от нервного срыва, носит предупреждающий характер. Однако все полезно в меру. Постоянное пребывание в таком состоянии однозначно чревато негативными последствиями.
Последствия профессионального стресса проявляются в эмоциональной и физиологической сфере. Стресс-факторы приводят к изменениям в поведении, вызывая целый спектр отрицательных проявлений:
- размываются цели;
- теряются жизненные ориентиры;
- ухудшаются взаимоотношения с коллективом, семьей;
- не уходит ощущение раздражительности;
- становится заметной излишняя вспыльчивость;
- развивается апатия, депрессия.
Еще опаснее последствия, касающиеся здоровья:
- существенно увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний;
- сдают позиции защитные силы организма, снижается иммунитет;
- страдают кожа, волосы;
- возникают боли в спине;
- нарушается сон;
- происходят нежелательные изменения в центральной нервной системе;
- наблюдается резкая потеря или избыточный набор веса;
- нарушается работоспособность пищеварительной системы, развиваются язвы.
Приведенный список далеко не полный. Не зря существует мнение, что все проблемы в голове. В большинстве случаев природа болезней объясняется психосоматикой.
Признаки развития хронического «рабочего» стресса
Накапливаясь в организме, синдром отражается в различных негативных признаках. Предупредить проблему можно, распознав первые «тревожные звоночки»:
- работа становится в тягость, не вызывает удовольствия;
- теряется чувство юмора;
- возникают частые головные боли;
- в течение рабочего дня быстро появляется усталость;
- снижается способность сконцентрироваться, сосредоточиться, улетучиваются мысли;
- заметно ухудшается память;
- рассеивается внимание;
- в рабочем процессе часто допускаются ошибки.
Степень реагирования на внешние раздражители определяется чувствительностью к различным воздействиям, психофизиологической конституцией, особенностями эмоционально-волевой стороны. Чтобы защититься от стрессоров, нужно вырабатывать стрессоустойчивость. Для этого следует воспитывать в себе полезные качества, формировать самообладание, приучаться к дисциплинированности и организованности, стремиться преодолевать препятствия. Важна настойчивость, умение принимать решения, рационально осмысливать собственные поступки.
Эффективные методики борьбы со стрессом
Профилактика стресса позволяет свести к минимуму риск проявления неблагоприятных признаков. На первоначальной стадии, когда организм едва заметил угрозу, можно достаточно легко справиться с ситуацией и избежать опасности. Следует задействовать различные методики, устраняющие психологические и физиологические аспекты стресса. Лучше использовать их комплексно.
Физические упражнения
Включите в повседневный график посильные физические нагрузки – бег, единоборство, фитнес, езду на велосипеде, прогулки на свежем воздухе, йогу. При нехватке времени подойдет и обычная пятиминутная зарядка. Главное – поддерживать тело в тонусе, не давать ему погрязнуть в окружающих стресс-факторах.
Любые тренировки дают своеобразный заряд эндорфинов, приносят ощущение умиротворенности и спокойствия, отдаляя от источников стрессового состояния. Не сутультесь и не опускайте взгляд: смотрите на трудности прямо и уверенно, дыша полной грудью.
Распределение задач
Основная проблема предпринимателей – привычка брать на себя слишком много задач. Чрезмерная ответственность, огромный список дел приводят к снижению результативности труда, отрицательно сказываются на эмоциональном, физическом состоянии.
По возможности нанимайте помощников, перекладывая на них часть заданий:
- менеджера по работе с клиентами;
- бухгалтера;
- специалиста по контент-маркетингу.
При правильной постановке задач, привлечение дополнительного персонала позитивно влияет на общую динамику развития компании.
Проведение четких граней между работой и отдыхом
Изнуряясь, организм теряет продуктивность и не позволяет выполнять рабочие задачи на 100%. Необходимо четко разграничить время для работы, сна и отдыха. Предотвратить падение производительности помогают передышки на протяжении дня.
В недостатке здорового, полноценного сна кроется львиная доля проблем, провоцирующих стрессовый синдром. Чтобы спокойно засыпать, старайтесь не заниматься рабочими процессами допоздна. Полезно выполнять перед сном специальную дыхательную гимнастику, слушать расслабляющую музыку, медитировать, настраиваясь на положительный лад. Для нормального функционирования организма и сохранения работоспособности нужно спать минимум 8 часов. В крайнем случае – не менее 6. На ночь и в выходные отключайте телефон.
Фокус на положительном
Сосредотачиваясь на отрицательных факторах, мы смотрим на мир сквозь «черные» очки, не замечаем цветов. Острые замечания, критика, срыв переговоров, необоснованные претензии клиентов – не стоит реагировать на это слишком остро. Постоянное прокручивание нежелательных событий дня образует негативное мышление, затягивает в состояние стрессовой напряженности. В результате появляется привычка ожидать угрозы с каждого угла.
Боритесь с подобным явлением, вырабатывайте навык позитивного мышления. Мысли формируют реальность. В конце дня подводите итоги, думайте о хорошем. Психологи советуют вести дневник позитива, регулярно записывая на бумаге несколько положительных событий, произошедших сегодня. Данный подход помогает перевести фокус в обратную сторону, сформировать новый взгляд, стать счастливее и оградиться от всевозможных стрессоров.
Контроль над ситуацией и эмоциями
В предпринимательстве важна максимальная собранность, самодисциплина, организованность. Будьте ответственны за ситуацию, берите инициативу. Однако не перегибайте палку: излишнее самобичевание в случае ошибок вредит общему делу, углубляет стрессовый синдром.
Найдите золотую середину между позицией жертвы (перекладывание вины на других) и чувством гиперответственности. Периодические неудачи в бизнесе – нормальное явление. Некоторые неприятные ситуации происходят независимо от предпринимателя. Не принимайте все ошибки на собственный счет.
Контролируйте эмоции самовнушением, жизнеутверждающими фразами. Пробуйте реагировать на раздражители спокойно. В порыве выразить резко негативные эмоции, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов/выдохов. Заметив начинающийся приступ паники, выполните легкий акупунктурный массаж.
Устранение отвлекающих факторов
В течение дня деловым людям поступают бесконечные потоки электронных писем, sms, сообщений из мессенджеров, телефонных звонков. Зачастую это раздражает, отвлекает от работы. Составьте личный план и реагируйте на отвлекающие факторы в соответствии с определенными критериями. Например, отвечайте на письма в порядке важности посланий, занимайтесь сообщениями в конкретно отведенные часы. Отличный вариант – воспользоваться специальными приложениями для сортировки писем.
Выбор правильного режима питания
Неправильное питание создает серьезную дополнительную нагрузку на системы организма, увеличивает чувствительность к стресс-факторам. Диетологи рекомендуют отказаться от вредных «офисных» привычек в виде фаст-фуда, множества тонизирующих напитков (энергетики, кофе, чай). Желательно включать в рацион свежие овощи, фрукты, каши, белковые продукты. Планируйте меню на день заранее. Главное правило – сбалансированное дробное питание без огромных перерывов между приемами пищи.
Исключение мнительности
Оглядка на чужое мнение – причина постоянных расстройств по мелочам, невозможности сосредоточиться на работе. Вечные размышления о вероятной оценке со стороны неминуемо подвергают организм стрессу. Концентрируйтесь на рабочих задачах, не отвлекаясь на посторонние мысли. Это рецепт высоких результатов, становящихся предметом восхищения у окружающих.
Расстановка приоритетов
С целью продуктивного выполнения задач сортируйте их согласно матрице Эйзенхауэра:
- Стратегически важные, срочные дела, не терпящие отлагательств – неотложные переговоры с партнерами, технические сбои в системе сайта интернет-магазина, актуальные сегодня нововведения, неотложные проблемы с ключевыми клиентами.
- Важные, не срочные задачи – оценка результатов, планирование новых проектов, перспектив, налаживание отношений с покупателями.
- Срочные, не важные дела – телефонные звонки, совещания, ответы на письма, работа с документами, планерки с подчиненными.
- Несрочные, неважные задачи. Обычная рутинная работа, отвлекающие мелочи.
Разработка плана борьбы с испытываемым стрессом
Признав явное наличие стрессового синдрома, приступайте к незамедлительным действиям:
- выявите источник проблемы;
- определите характер негативных чувств – гнев, растерянность, раздражение, досада;
- проанализируйте плюсы/минусы ситуации;
- выберите эффективные методы преодоления проблемы, позволяющие снять напряжение;
- пропишите задачи в блокноте;
- регулярно контролируйте результаты.
Иногда бывает сложно справиться со сложившимися обстоятельствами самостоятельно. В таких случаях целесообразнее обратиться к психологу.
Выводы
Профессиональный стресс – серьезное препятствие на пути к достижению целей. Не позволяйте ему овладеть вами. Научитесь быстро успокаиваться, смотреть на ситуацию под новым углом. Достойное противостояние стресс-факторам позволит не поддаваться трудностям и достичь желаемых успехов в предпринимательской деятельности.
Источник