Научная электронная библиотека
Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,
7.2. Стресс на рабочем месте, его причины и последствия
Стресс — это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рис.17 отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны.
Рисунок 17 — Влияние стресса на индивидуальную деятельность
В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту.
Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность.
Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.18), способствует этому.
Рисунок 18 — Основные факторы рабочего стресса
Выделяют восемь групп причин стресса.
Первая группа — личностные причины.
К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе.
Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо.
К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.
К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.
Третья группа причин — организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры — дополнительные источники стресса.
Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п.
Группа причин стресса, связанных с культурой:
- — расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;
- — жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.
В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п.
Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.
Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп. Принятие несовершенства человеческого тела является стрессовым фактором в основном для подростков. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.
Стресс может быть кратковременным или длительным, легким или тяжелым. Влияние стресса на работника, прежде всего, зависит от длительности действия факторов стресса, их силы и восстановительных способностей работника. Если стресс легкий и кратковременный, большинство довольно быстро могут справиться с ним или, по крайней мере, восстановиться.
Правомерно предположить, что в случае длительного стресса проблемы индивида будут нарастать. В соответствии с теорией Ханса Сели истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению. Противостояние стрессу ослабляет людей как физически, так и психологически. Такое состояние называется истощением сил, когда эмоционально опустошенные работники отдаляются от работы, ощущают беспомощность. Некоторые виды работ, такие как профессии, связанные с оказанием различных видов помощи (консультанты, медицинские работники, социальные работники) или с постоянно высоким уровнем стресса (авиадиспетчеры, работники, обслуживающие клиентов, и биржевые маклеры), чаще других приводят к истощению сил занятых ими индивидов.
Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.
В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина — перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.
Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других — фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.
Другой неприятный результат стресса — моральные травмы, источник которых — непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, — всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм — на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.
Моральная травма на рабочем месте — означает разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей. В каждом из подобных случаев такой работник может брать на себя нецелесообразную ответственность за такое событие, чувствовать себя жертвой обстоятельств и входить в эмоциональный штопор. Признаками моральной травмы на рабочем месте могут быть дурное расположение духа, трудности с концентрацией и отчужденность. Данные симптомы дополняют более явные виды поведения, такие как опоздания, прогулы и предрасположенность к несчастным случаям.
Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке. Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников).
Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия. Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»
Другой источник моральных травм (и результат стресса) — присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.
Акты насилия могут включать неспровоцированные драки, разрушение имущества, применение оружия. В США насилие на производстве привело к тому, что убийства «вышли» на третье место среди связанных с работой причин смерти.
Любой человек, которому пришлось стать свидетелем насилия, получил увечье в связи с актом насилия или живет под страхом повторения насилия в будущем, может страдать от нарушений, вызванных посттравматическим стрессом. Обычно шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению симптомов стресса. И что особенно важно, его последствия требуют длительного лечения.
Источник
Рабочие факторы стресса это
Психосоциальные риски и стресс на рабочем месте
В последние десятилетия глобализация привела к новым возможностям для экономического развития, а также к риску глобальных конкурентных процессов, оказывающих давление на условия труда и уважение основных прав работников. Глобализация и технический прогресс изменили мир труда, внедрив новые формы организации труда, рабочие отношения и модели занятости.
Все более повышаются требования к профессиональным квалификациям работников. Технологические достижения, внедрение новых интернет-технологий и цифровых коммуникаций неизбежно трансформировали рабочие процессы. С темпами работы, продиктованными мгновенными коммуникациями и высоким уровнем глобальной конкуренции становятся все труднее идентифицировать границы между работой и личной жизнью. Кроме того, недавний глобальный экономический кризис и рецессия способствовали росту безработицы, бедности и социальной изоляции.
Из-за нынешнего экономического спада многие организации были вынуждены закрыть или реструктурировать многие направления своей деятельности. Это привело к сокращению персонала. Значительное число безработных сталкивается с серьезными последствиями для себя и своих семей, что серьезно сказывается на их благополучии и психическом здоровье.
Поскольку организационные изменения вызывают неопределенность и антагонизм, те работники, которые смогли пережить сокращение и остались на своем рабочем месте, могут испытывать чувство вины по отношению к своим коллегам, которые были уволены. Помимо страха потерять работу, работникам также приходится сталкиваться с неопределенностью и сокращением возможностей для продвижения по службе.
Такие психосоциальные риски, как усиление конкуренции, более высокие ожидания в отношении производительности труда и увеличение продолжительности рабочего дня, способствуют созданию еще более напряженной рабочей среды. От работников может потребоваться быть более гибкими и выполнять новые задачи, им часто приходиться смиряться с повышенной нагрузкой и управленческими перекосами.
Негативное взаимодействие между условиями труда и человеческими факторами может привести к эмоциональным нарушениям, поведенческим проблемам, а также к биохимическим и нейрогормональным изменениям, что создает дополнительный риск возникновения психосоматических отклонений в состоянии здоровья работника.
С другой стороны, когда условия труда и человеческий фактор находятся в равновесии, работник ощущает себя успешным, уверенным в себе профессионалом. У работника укрепляется позитивная мотивация к выполнению работы, повышается работоспособность, возникает удовлетворенность от работы, улучшается состояние здоровья.
Ученые пришли к консенсусу в отношении причин психосоциальных опасностей на рабочем месте. Однако следует отметить, что новые формы работы и изменяющиеся условия труда порождают новые опасности, и, соответственно сложившиеся научные установки по отношению к обеспечению психологического благополучия работников могут видоизменяться.
Связанный с работой стресс определяется психосоциальными опасностями, возникающими в процессе труда, а также при планировании работ. Стрессовое состояние, как правило, возникает тогда, когда требования работодателя к качеству и содержанию работы не соответствуют или превышают возможности, ресурсы или потребности работника, или когда знания или профессиональная квалификация конкретного работника не соответствуют ожиданиям работодателя.
К настоящему времени за более чем двадцатилетний период наблюдений учеными было накоплено огромное количество фактического материала о негативном воздействии стресса, связанного с работой, и его последствиях на состояние физического и психического здоровья работников.
Исследования ясно показывают взаимосвязь между профессиональным стрессом и расстройствами физического и психического здоровья. Стресс, связанный с работой, признается учеными в качестве глобальной проблемы, затрагивающей работников всех профессий как в странах с крупнейшей экономикой, так и в развивающихся странах.
Влияние стресса на здоровье может варьироваться в зависимости от индивидуальной реакции. Высокий уровень стресса может способствовать развитию связанных со здоровьем нарушений, в том числе психических и поведенческих расстройств. Работники могут страдать от эмоционально-нервного истощения, от профессионального выгорания, тревоги и депрессии, а также от различных нарушений сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Под воздействием стресса возникают такие поведенческие ответы, как злоупотребление алкоголем и наркотиками, курение, неправильное питание и плохой сон. Растет количество различных неинфекционных соматических заболеваний. Как никогда является верным утверждение: «Все болезни от нервов». Тем не менее, хорошие межличностные отношения в коллективе и социальная поддержка, оказываемая коллегами, могут смягчить вредное воздействие стрессовых факторов.
К ключевым психосоциальным факторам риска относятся:
— повышенные требования руководителя к содержанию и качеству работы;
— низкий уровень контроля и обратной связи руководителя при выполнении работы;
— низкий уровень психологической поддержки со стороны непосредственного руководителя;
— дисбаланс между затраченными усилиями и вознаграждением;
— неудовлетворенность результатами работы и т.д.
В ходе проведенных исследований была установлена причинно-следственная связь между частотой возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и особенностями организации рабочего времени, в том числе продолжительностью рабочего дня и сменностью работы. Роль психосоциальных факторов и связанных с работой стрессов в развитии сердечно-сосудистых заболеваний заслуживает повышенного внимания специалистов по охране труда, медицинских работников и руководства организаций.
Женщины подвергаются более высокому риску выгорания. Это может быть объяснено тем фактом, что некоторые психосоциальные факторы, связанные с профессиональным выгоранием и стрессом, оказывают на женщин более негативное воздействие, чем на мужчин. Это, прежде всего, обусловлено той двойной ролью, которую играет женщина дома и на работе, социальными ожиданиями в гендерном вопросе, риском сексуальных домогательств на работе, домашнего насилия, дискриминацией по признаку пола, более низким по сравнению с мужчинами уровнем оплаты труда.
С 1960-х годов стало очевидным, что организационная и управленческая практика влияет на психическое здоровье работников. Но только в последнее время забота о благополучии работников, а не только об их способности продуктивно выполнять работу, привела к изменениям в практике управления и охране труда.
Традиционные подходы к гигиене труда, поведенческой медицине и организационной психологии были поставлены под сомнение новыми социальными и экономическими условиями, влияющими на поиск новых технологий управления персоналом, способствующих созданию всех условий для полноценной работы и обеспечения психосоциального благополучия работников.
Стресс на рабочем месте провоцирует повышение риска травмирования работников. Фактические данные исследований ясно указывают на то, что такие факторы, как высокая рабочая загрузка, повышенные требования к содержанию и качеству работы, отсутствие необходимой поддержки со стороны руководителя, конфликты с коллегами или крайне монотонная работа могут повышать вероятность получения работниками травм в результате несчастных случаев на рабочем месте.
Стресс, связанный с работой, не может рассматриваться как проблема, затрагивающая только одного конкретного работка. Важно признать наличие коллективной проблемы, имеющей серьезные последствия для благополучия работников, их семей и общества в целом. С одной стороны рабочее место стало важным источником психосоциальных рисков и нарушения баланса между работой и личной жизнью, с другой стороны рабочее место является идеальным местом для устранения этих рисков и их последствий для здоровья работников.
Важная профилактическая мера – предотвращение возможного стресса еще до его возникновения. Работодатели должны знать о негативных последствиях психосоциальных опасностей, которые могут повлиять на работников. Большинство инициатив по управлению стрессом на рабочем месте включают индивидуальное консультирование, процедуры поэтапного введения нового работника в должность и создание института наставничества на предприятии. Должна систематически проводиться оценка психоэмоционального состояния работников. Работники должны иметь возможность выразить свою обеспокоенность по поводу любой ситуации, которая может вызывать стресс на работе.
Наилучшие инструменты в борьбе с профессиональными стрессами — это корпоративные стратегии, направленные на устранение психосоциальных опасностей, возникающих у работников в процессе их трудовой деятельности, а также программы развития персонала, предусматривающие вертикальный и горизонтальный карьерный рост работников, профессиональное обучение и повышение квалификации персонала, меры стимулирующего характера, включая премирование за высокие результаты работы, введение в штат организации профессиональных психологов, создание и современное оснащение мест приема пиши, отдыха и психологической разгрузки.
Источник