Конспект занятия «5 органов чувств»
Евгения Валькова
Конспект занятия «5 органов чувств»
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Интеграция проходит по следующим областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка, физкультурно-оздоровительная работа.
Закрепить представления детей об основных органах чувств у человека.
Задачи
1. В ходе игровой деятельности детей, расширить знания о функциях органов чувств.
2. Привлечь к бережному отношению к своему телу, здоровью;
3. Помочь детям увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;
4. Развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;
5. Применять новые слова в повседневной жизни.
Словарная работа
органы чувств рецепторы
части тела азбука Брайля
аппликатор Кузнецова жесты
ощупь тактильный шрифт
аромат, вонь безвкусный
Предварительная работа
Подвижные игры в повседневной деятельности; в Дни Здоровья обговаривание правил и мер предосторожности к ушам, глазам, носу. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по звуку» — знание музыкальных инструментов (кружок «Хрустальный голосок»). Экспериментирование в режимных моментах (соль, сахар, мука, лимонная кислота)
Оборудование
Карточки с изображением: уха, носа, рук, рта, глаз. Мольберт, лист А3 с двумя колонками, духи. Карточки Брайля; образцы тканей, аппликатор Кузнецова, лед, горячая вода. Пакетики под номерами, сахарная пудра, соль, мука, лимонная кислота; разрезная радуга; звукозапись шум моря, капели, дождя, пение птиц, музыкальные инструменты, ширма.
Предполагаемый результат
Занятие позволит детям узнать, закрепить свои знания:
• о запахах, которые нас окружают;
• о тактильных ощущениях нашей кожи;
• о цветовом спектре;
• о бережном отношении к своему телу, здоровью;
• Увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;
• Позволит развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;
• Позволит применять новые слова в повседневной жизни.
Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нас, как человеке. Наш организм уникален, он может распознать, увидеть все находящееся вокруг. Это происходит за счет наших органов чувств.
Кто назовет мне, какие органы чувств есть у человека? (дети называют: нос, уши, глаза, рот, руки или кожа)
Правильно, сколько органов чувств у нас получилось? (пять)
Воспитатель подытоживает, показывая картинки. Орган обоняния – нос; орган слуха – уши; орган зрения – глаза; орган вкуса – рот, язык; орган осязания наша кожа – руки.
1. Сейчас мы попробуем исследовать наши органы. Первый орган обоняния – нос (выставляется на мольберт картинка).
Все запахи делятся на приятные и не приятные. Давайте попробуем выяснить, вспомнить, какие запахи являются приятными, а какие нет. Выставляется табличка с двумя колонками, в которые кратко, записываются варианты. Воспитатель опрыскивает себя духами, предлагает детям понюхать.
Скажите, ребята, это какой запах? Приятный. А как еще можно назвать приятный запах? Вкусный, хороший, аромат. Что еще имеет приятный запах? Что может иметь неприятный запах? (ответы детей) Как можно назвать неприятный запах? Что им может оказаться? Ответы детей записываются.
Что вам помогает определить запах? (нос)
А теперь скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы нос оставался здоровым? (нельзя ничего толкать в нос, одеваться тепло, чтобы не было насморка)
По необходимости можно провести игру-разминку или физминутку.
2. Второе наше исследование орган осязания – руки, кожа.
Наша кожа может определять разные виды ощущений. Это колючий – мягкий; шершавый – гладкий; холодный – теплый. Давайте сейчас это попробуем, определим на ощупь некоторые образцы тканей (гладкий шелк, бархат, шерстяную ткань, мех).
Для определения колючего – предлагается детям ногами походить по колючему коврику (Аппликатор Кузнецова).
Для определения холодного – лед; горячего – вода.
«Лиза, какой был лед (холодный) с помощью чего ты смогла определить, что он холодный?» (с помощью рук, потрогала). «Ваня, что ты почувствовал ногами, пройдясь по коврику?» (он колючий).
3. Следующий наш орган исследования — это рот или язык, и наша игра «Угадай на вкус».
На столах лежат пакетики с сахарной пудрой, лимонной кислотой, солью, мукой, под номерами. Детям предлагается взять пакетики, аккуратно развернуть и попробовать.
У всех детей похожий белый порошок, но разный на вкус. Дети пробуют, говорят какой вкус.
— «Подымите руки, у кого был пакетик с номером один? Что это был за порошок, каким вкусом?»
-«У нас получилось четыре вкуса: соленый, сладкий, кислый, безвкусный. А какой еще вкус мы можем ощущать?» (горький)
-«Какие продукты у нас имеют горький вкус, кислый, соленый, сладкий?» (ответы детей)
Ребята, скажите, а за ртом, языком, зубами надо как-то ухаживать? (варианты ответов детей)
По необходимости можно провести игру-разминку «Покажи, что говорю» или физминутку.
4. Следующий наш орган исследования – это глаза. Поиграем с вами в игру «Зеркало». Первый воспитатель, далее дети, кто лучше показывает. Выполняются движения как в зеркале, точное отражение. (дети садятся)
Наши глаза так устроены, что мы видим все цвета радуги в окружающей нас природе. А кто знает, какие цвета у радуги? Давайте их вспомним с помощью считалки: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. У каждого слова начальная буква говорит нам о цвете.
— «Катя, скажи, слово каждый, о каком цвете нам говорит?» (красном)
Дети на доске выстраивают из полосок – радугу, проговаривая цвет.
— Сколько у нас получилось цветов? (семь)
Ребята, теперь закройте глаза, видите, что я показываю (нет).
Есть такие люди с рождения или по другим причинам, которые не видят. Как их называют? (слепые) Как вы думаете, как они читают? (предположения детей) Эти люди изучают специальную азбуку Брайля. Читают пальцами, каждая буква, это определенная последовательность выпуклых точек, тактильный шрифт (показ карточек на примере).
А теперь, скажите, что необходимо делать, чтобы глаза оставались здоровыми? (не смотреть много телевизор, планшет, делать гимнастику для глаз….)
5. И последний наш орган чувств – это слух, ухо. Выставляется картинка уха.
Детям предлагается послушать звукозапись шума моря, дождя, капели, пение птиц.
— «Что вы сейчас услышали?» (дети перечисляют) Смотрите, вокруг нас ничего этого нет, мы не видим, но слышим. Какой орган нам помог это сделать? (уши)
Есть люди, которые ничего не слышат, как их называют? (глухие) Если человек ничего не слышит, то он и не может говорить. Еще таких людей называют глухонемые. Они общаются между собой с помощью жестов. Например, спасибо они показывают вот так. Воспитатель показывает детям, они повторяют.
— А сейчас еще попробуем исследовать ваш слух. Определите на слух, какие музыкальные инструменты играют? Вызывается ребенок, который за ширмой по очереди звучит музыкальными инструментами (муз. треугольник, бубен, барабан, маракас, металлофон). Дети угадывают.
-Ребята, сколько прозвучало музыкальных инструментов? (называют число)
— Максим, а теперь поиграй на любом инструменте, но тихо. Еще одним – громко.
— Ребята, какой инструмент звучал тихо, а какой громко? (ответы детей)
И еще одна игра, с помощью которой хочу проверить ваши ушки «Посчитай и скажи». Детям предлагаются простые примеры на правильный и быстрый счет.
*Сколько рук у человека, сколько ног у человека, сколько ушей у двух человек, сколько ног у пяти человек, сколько глаз у человека, у двух человек и т. д.
Скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы наши уши оставались здоровыми? (не говорить громко, ничего не толкать в уши, чистить)
Вот и подошло к концу наше исследование по органам чувств. Назовите мне их еще раз. Сколько их? Молодцы!
Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств. Уши» (вторая младшая группа) ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ презентация ТЕМА: «МОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ УШИ» Детский сад «Дружба» Брянского района. Подготовил: Воспитатель.
Конспект занятия «Мы знаем органы чувств» Цель: Закрепить элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; — обсудить вопросы гигиены органов слуха,.
Конспект занятия «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Работа по теме самообразования «Формирование патриотических чувств у детей дошкольников через разные виды деятельности и работу с семьей.
Конспект открытого занятия по валеологии на тему «Органы чувств» в средней группе. воспитатель Савченко Г. Н. Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека. Задачи: Образовательные задачи: — уточнить и закрепить.
Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» в подготовительной группе Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Организационная информация Примечание.
Конспект занятия для детей средней группы «Органы чувств человека» Тема: Органы чувств человека Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Задачи: Помочь.
Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств» Пояснительная записка. Занятие по программе «Мир вокруг нас» на тему «Мои помошники-органы чувств» разработано для дошкольников 6-7 лет.
Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Цель: развивать сенсорные способности.
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе: «Тело человека. Органы Чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.
Занятие в средней группе по формированию представления у детей о функциях органов чувств человека «В волшебном лесу» Задачи: — формировать представление у детей о функциях органов чувств человека; — развивать умение использовать органы чувств для познания.
Источник
названия органов чувств и какую информацию можно получить с его помощью
Для человека информация – это его знания, ощущения и накопленный опыт.
У человека пять органов чувств:
1)зрение;
с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;
2) слух;
уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
3)обоняние;
с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего. мира;
4) вкус;
вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус — горький, кислый, сладкий, соленый;
5)осязание;
кончиками пальцев (или просто кожей) , наощупь можно получить информацию о температуре предмета — горячий он или холодный; качество его поверхности — гладкий или щершавый.
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный) , примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания) . Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг.
А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
Считается, что человек различает то ли четыре, то ли пять элементарных вкусов : соленый, кислый, сладкий, горький и еще один, для которого нет русского названия. Его называют «umami» и приписывают вкусу глутамата натрия. Впрочем, иногда его называют «сладковатым», а изготовите ли продуктов считают, что глутамат натрия просто усиливает ощущение других вкусов . Если же верить книгам о еде, то вкусов оказывается не пять, а многие тысячи, — но кулинары имеют в виду не элементарные вкусы, а комбинированные. Недавно и ученые заподозрили, что их не пять.
Источник
Пять чувств
Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
Зрение
Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.
По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.
Осязание
Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.
Обоняние
Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.
Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.
Как мы пробуем пищу?
Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.
Источник