Органы чувств
план-конспект занятия (2 класс)
Цель: формировать у учащихся целостное представление об органах чувств.
-формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ.
-учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
— Обогащать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Органы чувств.
Цель: формировать у учащихся целостное представление об органах чувств.
-формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ.
-учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
— Обогащать словарный запас.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Ребята, я очень рада всех вас видеть.
-Сегодня, на нашем занятии, мы узнаем много нового и интересного. А для начала, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом занятии? Правильно, мы говорили о строении человека. Давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека.
Сегодня мы будем с вами говорить об органах чувств, какую роль они занимают в жизни человека, и как нужно правильно заботиться об органах чувств, чтобы сохранить своё здоровье.
Ребята, а кто — нибудь из вас может мне сказать, что такое органы чувств.
Ответы детей. Ребята, я вам предлагаю сегодня провести исследования и узнать, что же называют органами чувств. Давайте вместе повторим (повторяют вместе и несколько человек индивидуально). А вы знаете, кто такие исследователи? Исследователи – это люди, которые занимаются научными опытами, исследуют и изучают что- то новое. А где работают исследователи? Исследователи работают в лаборатории. Давайте вместе повторим (повторяют вместе и несколько человек индивидуально). А кто знает, что такое лаборатория. Лаборатория – помещение для научных опытов, исследований. Сегодня, мы с вами будем делать опыты в научной лаборатории. Мы будем работать все вместе и по парам. А для того, чтобы наше путешествие в научную лабораторию было интересным и увлекательным вы должны быть внимательными, чётко отвечать на все вопросы полным ответом, не выкрикивать.
После каждого выполненного задания, как всегда мы будем оценивать результаты работы смайликами на магнитной доске, а в конце нашего занятия мы посмотрим, как кто работал. И оценим себя и друг друга следующим критериям, обратите внимание на доску
КРИТЕРИИ: Я узнал, Я научился, я похвалил бы.
.Ребята, предлагаю вам пройти в лабораторию. Люди, работающие в лаборатории, всегда ходят в белых халатах. Я тоже предлагаю вам, надеть белые халаты.
Мы приступаем к первому опыту. Обратите внимание, что у нас стоит на столе? (Дети проходят, перед ними на столе расставлены стаканчики под номерами с водой разного вкуса: сладкая, соленая, кислая, пресная)
1.Опыт . Цель: выяснить, какой орган чувств отвечает за вкус
Дети пробуют воду и делают вывод.
Учитель: — Язык покрыт слизистой оболочкой, на котором расположены особые вкусовые сосочки.. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык, и мы ощущаем вкус пищи. Языком различают, горькую, соленую, сладкую, кислую пищу. Так же мы можем при его помощи определить качество пищи.
Нужно помнить , что нельзя человеку кушать слишком горячую пищу и обязательно перед тем как сесть за стол вымыть руки. После приёма пищи, обязательно прополоскать рот. Нельзя брать в от острые предметы
Давайте отдохнем и подышим воздухом.
2.Опыт. Цель: Выяснить, какой орган чувств отвечает за запахи
Задание. Перед детьми стоят закрытые разноцветные баночки.
С закрытыми глазами нужно определить вкус разных продуктов (апельсин, чеснок, яблоко, лук)
2.Ход работы. Перед вами баночки четырёх цветов, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы, не открывая футлярчик, определить, что именно находится в баночке? Что мы должны сделать?(понюхать).
Определите эти вещества.
Вывод группы: с помощью носа мы определяем запахи.
Учитель: Когда вы ощущали запах?
Дети: Когда делали вдох.
Учитель: Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?
– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи.
То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом наш нос. Нос очень, нужен человеку.
-Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния?
Нужно помнить: Содержать нос в чистоте, беречь организм от простуд, не засовывать в нос мелкие предметы, пользоваться личным носовым платком.
-Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма). Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.
После проведения опытов дети подводят итог и отвечают на вопрос : С помощью какого органа чувств человек определяет запахи.
3 опыт-орган осязания — кожа
Опыт. Цель: Выяснить, с помощью какого органа чувств мы можем ощутить предмет.
Проводится игра « Угадай, что лежит в мешочке». С закрытыми глазами дети достают предметы: ключи, бумагу, деревянную ложку, меховую игрушку и тд. Опиши, какой предмет по качеству, по размеру, определи материал.
Ребята, кожа-это орган осязания. Это не просто оболочка нашего тела, она защитник от многих опасностей. Ночью и днём температура тела нашего не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету, мы чувствуем его поверхность, температуру, форму. На коже находятся нервные окончания, благодаря им мы чувствуем тепло, холод, боль.
Нужно помнить: — О коже тоже нужно заботиться, ухаживать содержать в чистоте, н ужно беречь нашу кожу от повреждений, ожогов и обмораживания.
При помощи кожи, мы можем определить какой предмет: твердый или мягкий, большой или маленький, а также из какого материала он сделан, холодный он или горячий.
Давайте отдохнем и подышим воздухом.
Ребята, а сейчас давайте пройдём за стол и поработаем в парах.
Цель: Нужно собрать картинки – пазлы, и определить к какому органу чувств относится данная картинка.
Ребята, молодцы, мы с вами провели все опыты, а теперь нам пора возвращаться на свои места, давайте снимем наши белые халаты и пройдём на стульчики.
Ребята, скажите, с чем мы сегодня знакомились в лаборатории ? (Ответы детей).
В: С какими конкретно органами чувств мы с вами познакомились.
За что отвечает язык? За что отвечает нос? За что отвечает кожа?
Нужно помнить всегда о правилах личной гигиены.
Давайте сейчас посчитаем с вами, кто был сегодня самым активным. (Самым активным был…), остальные тоже старались, но надо ещё в следующий раз постараться по — больше.
А теперь давайте оценим себя по следующим критериям. (Оценивание).
Молодцы ребята. На следующем занятии мы с вами продолжим знакомиться с органами чувств. На этом наше занятие окончено.
Источник
пять чувств человека.
творческая работа учащихся (2 класс) по теме
В этом проекте я исследовала свои пять чувств. Работа была очень интересной, познавательной. Изучив мою работу вы также можите исследовать свои органы чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2_klass.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила ученица 2Б класса
Учитель Смолькова Е.Ю.
Изучить пять чувств человека.
- Рассмотреть пять чувств человека.
- Познакомиться с органами чувств.
Провести исследование собственных органов чувств.
2.Пять чувств человека.
3.Описание органов чувств человека и их роль в жизни человека.
4.Исследования своих собственных органов чувств.
Мы уже знаем, что у человека имеются в распоряжении целых пять чувств. Все они работают без устали. Чтобы мы могли видеть мир, слышать звуки, обонять запахи, наслаждаться вкусами и ощущать прикосновения. Каждое чувство нужно не только для удовольствия, но и для выживания человека в мире, полном всевозможных неожиданностей.
Если кто-то внезапно зарычит у тебя над ухом, ты вздрогнешь.
Это произойдет потому, что ты инстинктивно отреагируешь на звук как на сигнал об опасности. Кто знает, вдруг к тебе подкрался тигр? Если тебе не понравился запах пищи. Ты не станешь ее есть, ведь вполне вероятно, что она испорчена. А если обожжешься — моментально отдернешь палец, еще до того как успеешь подумать, что тебе слишком горячо. Бывает, что какое-то чувство работает хуже других. Некоторые люди рождаются незрячими, а у некоторых нарушен слух. Но природа мудро устроила так, чтобы любая недостача обязательно восполнялась чем-нибудь другим. Поэтому слепые или слабовидящие люди часто наделены замечательным слухом, который помогает им ориентироваться в пространстве. А слабослышащие и глухие люди видят не в пример зорче обычных и могут заметить тигра или другого опасного зверя еще до того, как он подберется к ним слишком близко. Но это не единственный пример, когда чувства взаимодействуют и дополняют друг друга.
В своей работу я хочу досконально изучить свои органы и выяснить их возможности.
На сегодняшний день ученые выделили пять чувств человека это: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Рассмотрим кождо чувство подробнее.
Зрение — самое информативное из пяти чувств. 80% данных о мире мы получаем благодаря зрению. Мы так привыкли ее получать, что часто даже не задумываемся, насколько сложно устроен сам механизм человеческого зрения и как много различных обстоятельств влияют на то, что и как мы видим. Зрение дает нам представление о положении предметов в пространстве, их цвете и форме. Человеческое зрение называется бинокулярным. Ведь видим мы сразу двумя глазами, хотя в итоге получается всего одно изображение. Информация, получаемая двумя глазами, обрабатывается раздельно и только в мозгу синтезируется в единый образ. К стати мы видим цветное изображение, хотя многие млекопитающие довольствуются не цветным зрением. Зрительное восприятие — наш основной инструмент познания. Без него было бы гораздно сложнее работать, учиться, передавать накопленный опыт из поколения в поколение. Для большинство людей именно зрительные впечатления — самые запоминающиеся.
Слух — это способность воспринимать звуки. Человек способен слышать звук в пределах от (16 до20000) Кгц. Диапазон звуков, которые слышит, человек, называется слуховым диапазоном. Более высокие звуки называются ультразвуком, более низкие — инфразвуком. Способность различать звуковые частоты зависят от возраста, пола, здоровья и натренированности человека. Слух, как и зрение, защищает нас: даже во время сна он бодрствует, чтобы при необходимости подать нам сигнал тревоги. Звуки бывают тихими и громкими, высокими и низкими, резкими, протяжными мелодичными. Слышать окружающий мир не менее важно, чем его видеть. Пение птиц, шелест листьев, шуршание травы, звуки большого города сопровождают нас повсюду. Но «звучат» не только птицы и музыкальные инструменты, но и самые удивительные и неожиданные предметы. Нашими органами слуха являются уши и у нас их два.
Осязание — это чувство, которое позволяет нам ощущать прикосновения, то есть воспринимать их с помощью рецепторов расположенных в коже, мышцах, слизистых оболочках. Ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры предметов, могут быть как приятными. Так и болезненными — ты. Наверное, ударился обо что-нибудь ногой или рукой. А ведь удар — это тоже прикосновение. Осязание позволяет нам изучать предметы, с которыми мы соприкасаемся, а также защищает нас от различных опасностей, например, сообщая нам о температуре поверхностей. т. е. Осязание — это способность изучать и узнавать окружающий мир «на ощупь», играет не менее важную роль, чем зрение и слух. Трогая рукой какой то предмет, мы узнаем богатую информацию о нем. Невозможно узнать это другим способом.
Информация, которую мы получаем при помощи запахов, кажется нам порой весьма незначительной — в процессе эволюции для человека гораздо более важным стали зрение, слух и осязание, т. е. Те чувства, которые помогали ему успешно ориентироваться в окружающем пространстве и добывать пищу. Однако мир потерял бы для нас очень важную часть своей красоты и своеобразия, если бы мы не смогли почувствовать благоухание цветов, аромат весеннего леса или запах свежескошенного сена. Но кроме этого, запах часто помогает нам принимать важные решения — ведь мы подсознательно уверены, что хорошие вещи имеют и хороший запах (особенно это касается еды).
Обоняние — ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе или растворенных в воде (если речь идет о животных. Живущих в ней). Не стоит недооценивать обоняние. Ведь это чувство способно доставить нам удовольствие, например, когда мы чувсвуем запах вкусной еды или хороших духов, так и предупредить нас об опасности. Например: Что мы чувсвуем при начинающемся пожаре — это запах гари. Органом обоняния у нас является нос.
Вкус — это ощущение, возникающее при действии химических веществ на рецепторы вкусовых органов, расположенных у млекопитающих и у человека на слизистой оболочке рта. Сигнал от вкусовых рецепторов используется организмом двояко. Во первых, бессознательно — например для управления желудочной секрецией, то есть выделяемыми желудком веществами. Вкус влияет не только на количество пищи, но и на ее состав. Поэтому вкус еды — это не только сигнал, что пора переваривать пищу, но и заказ на состав желудочного сока. Во-вторых, вкус используется осознанно, для получения удовольствия от еды, а также для отделения качественной пищи от некачественной. Некоторые утверждают, что вкусовые ощущения можно тренировать, если сконцетрировать внимание на кончике языка. До сих пор неизвестно, на каком уровне пять элементарных сигналов образуют те тысячи вкусов, которые различает человек.
- Органы чувств и их роль в жизни человека.
Для каждого чувства есть свой орган : ухо для слуха, глаз для зрения, язык для ощущения вкуса, нос для обоняния. Самый большой по площади и тяжелый по весу из всех человеческих органов является кожа. Эти органы не могут работать сами по себе. Они нужны для того, чтобы передавать данные о внешнем мире в мозг. С мозгом все органы чувств связаны сложной системой, похожей на систему проводов, по которым бежит ток. Это и есть нервная система человека. Органы чувств получают сигнал, который бежит по нервам-проводам прямо к мозгу. А уже в мозгу эти сигналы расшифровываются как звук, запах, изображение или прикосновение. Сигналы доходят до мозга так быстро, что даже не успеваем задуматься о том, как сложно внутри нас все устроено.
Каждое чувство нужно не только для удовольствия, но и для выживания человека в мире, полном всевозможных неожиданностей. Если кто-то внезапно зарычит у нас над ухом, мы вздрогнем. Это произойдет потому что мы инстинктивно отреагируем на звук как на сигнал об опасности. Если нам не понравится запах пищи, мы не станем ее есть, ведь вполне вероятно, что она испорчена. А если обожгемся — моментально отдернем палец, еще до того как успеем подумать, что нам слишком горячо. Бывает, что какое-то чувство работает хуже других. Но природа мудро устроила так, чтобы любая недостача обязательно восполнялась чем — нибудь другим. Поэтому слепые или слабовидящие люди часто наделены замечательным слухом, который помогает им ориентироваться в пространстве. А слабослышащие и глухие люди видят не в пример зорче обычных.
- Исследование своих органов чувств.
Свои исследования я начала с органа зрения -глаз.
—— Я провела опыты с двумя карандашами. Взяла два карандаша, по одному в каждую руку, поместила их горизонтально на уровне глаз на расстоянии около 30 см от лица. Между кончиками карандашей должно оставаться расстояние около 5 см. Держа оба глаза открытыми попыталась медленно совместить эти карандаши. Я легко справилась с заданием. А вот когда я попыталась повторить опыт с одним открытым глазом это оказалась выполнить на так-то просто.
Оказывается наше зрение-бинокулярное каждый глаз видит окружающие предметы отдельно от другого и под немного разным углом. Благодаря изображению от двух глаз мы получаем объемную картинку.
—— Я определила свой основной глаз. Я взяла круглый шарик , положила его на расстоянии 5 метров от себя и смотрела на него то одним то другим глазом. Когда я закрывала глаз изображение прыгает, а когда закрывала другой -остается на месте. Изображение прыгает, когда ты закрываешь основной глаз.
У меня основной глаз. И когда нам нужен один глаз (например когда мы что-то рассматриваем в микроскоп), мы автоматически используем основной глаз.
—— Я проверила свое цветовосприятие. Я взяла карточку из цветных точек и при рассмотрении ее, увидела в центре цифру пять.
Если Вы ее тоже видите то у вас нормальное цветное зрение, как и у меня.
Затем я исследовала слух.
—— Сначала я выяснила как распространяется звук.
Я взяла три шарика, выстроила их на столе в прямую линию вплотную к другу. Толкнула четвертый шарик, чтобы он стукнул точно о крайний в ряду. Шарик который я кинула, столкнулся и остановился. А вот шарик стоявший крайним с ругого конца откатился на несколько сантиметров.
Точно так же молекулы из которых состоит воздух передают звук — вибрацию.
—— К стате если мы положим пальцы своих рук на гортань. Произнесем какое-нибудь слово.
Мы почувсвуем вибрацию, которая исходит от гортани.
——Я создала один из самых простых и самых древних музыкальных инструментов -ксилофон.
Пробирки с разным количеством воды вибрируют по-разному, поэтому звук у них получается разный.
——Я выяснила что звук можно не только передавать, но и усиливать. Это можно использовать такой прибор как -стетоскоп.
Стетоскоп усиливает звук, благодаря ему я услышала как бьется мое сердце, сердца моих родителей и даже наших животных.
——Потом я проверила свою чувствительность. При помощи пинцета мама прикасалась к моим разным участкам тела.
Самыми чувствительными участками оказались кончики пальцев на руках, потому что в них очень много нервных окончаний. А самая нечувствительная часть моего тела — это спина.
Так же наши руки и тело чуствуют тепло и холод.
——Я выяснила, что мы запоминаем не только то, что увидели или услышали, но и то что почувствовали на ощупь. Если взять черный пакет и положить туда разные предметы и попытаться их определить на ощупь, то знакомые предметы отгадываются довольно легко, а вот незнакомые иногда ставят в тупик
–—Я выяснила, что большинство обычных- не очень сильных и не очень слабых запахов ( я брала разрезанный лимон ) я способна ощутить на расстоянии — около 20 см.
——Теперь я так же знаю что можно устать от запаха. Опыт я проводила с молотым кофе и чесноком. Я положила в одну пробирку чеснок, а в другую кофе закрыла их. Открыла с начала пробирку с кофе и наслаждалась его запахом. Через минут я поняла что перестала чувствовать запах кофе. Проделала этот же эксперимент с чесноком. Просидеть рядом с чесноком я смогла минут.
Это и есть время, через которое я устала от запахов
——Оказывается у человека есть память на запах. Я брала для опыта лимон, кофе, уксус, яблоко. Разложила их в непрозрачные чашки и закрытыми глазами определяла какой продукт лежит в чашке. В одной чашке оказалась карица, я не смогла определить данный запах, так как я с ним до этого не встречалась.
То есть мы можем определять по запаху только то с чем уже встречались.
Самым последним я исследовала свой язык.
Я выяснила. Горький вкус сильнее ощущается у основания языка, кислый -на боковых поверхностях, а соленый и сладкий -на кончике.
——Теперь я знаю для чего нужна слюна.
Когда язык сухой ( я его вытирала салфеткой ), вкуса практически не чувсвуется, а когда рот влажный чувствуем все..Слюна играет важную роль в процессе создания вкусовых ощущений.
——- Я взяла в форму для льда залила водой и добавила в одну ячейку сок лимона, в другую сок яблока, в третью сок граната.
Когда лед был готов я поочередно помещала кубики льда на язык. Каково было мое удивление, что я не почувствовала различия во вкусе.
Оказывается температура пищи сильно влияет на наши вкусовые ощущения. На языке есть не только вкусовые рецепторы, но и рецепторы температуры.
Теперь я знаю ,что у человека есть пять чувств. Я исследовала свои органы чувств. Многое для меня стало открытием. Я очень много узнала нового и поучительного. Мне было очень интересно работать над этим проектом. Я думаю продолжить свою работу по исследованию, правда еще не знаю по какой теме, но у меня еще есть время ее определить.
Источник