- Пять чувств до рождения
- Внутриутробное развитие ребенка. Пять чувств до рождения
- Развитие органов чувств у детей от рождения
- Развитие органов чувств новорождённого
- Развитие органов чувств у детей от 1 месяца
- Зрение и слух
- Тактильные ощущения
- Обоняние
- Как помочь сенсорному развитию своего ребёнка?
- Пять чувств до рождения
- ОСЯЗАНИЕ: ощущает мамины прикосновения
- НЮХ: чувствует запах мамы
- ЗРЕНИЕ: видит свет
- ВКУС: пробует еду вместе с мамой
- СЛУХ: слышит мамин голос
Пять чувств до рождения
Долгие девять месяцев отделяют зарожденную внутри тебя новую жизнь от появления на свет. И за это время малыш проделывает огромную работу по своему внутриутробному развитию, вырастая от простого скопления нескольких клеток до маленького человека, способного слышать, видеть, осязать, нюхать, пробовать на вкус, в общем, готового к постоянному получению огромного количества новой информации и усвоению многочисленных навыков. В это трудно поверить, но каждую минуту у плода появляется по 250 новых мозговых клеток. Процесс их формирования завершается уже к 7-му месяцу беременности, а значит – еще в утробе малыш обладает почти всем комплектом мозговых клеток, только несколько участков мозга, такие как, например, обонятельные луковицы, управляющие чувством обоняния, продолжают вырабатывать клетки уже в течение жизни ребенка. А значит, внутриутробная жизнь плода имеет ключевое значение для роста и перемещения мозговых клеток, послеродовой период – время формирования основных связей между ними.
Еще в утробе малыши приобретают свои первые знания о мире…
Внутриутробное развитие вкуса
Внутриутробное развитие вкуса начинается довольно рано. Во рту у шестимесячного плода уже есть вкусовые сосочки, и он способен различать вкус околоплодной жидкости, которую заглатывает. Околоплодная жидкость на 98-99% состоит из воды, но также содержит гормоны, белки и другие питательные вещества. Если мама, не использующая в своем повседневном рационе чеснок, вдруг съела что-то сильно чесночное, малыш может состроить недовольную гримасу в момент, когда почувствует вкус чеснока в околоплодных водах. Вообще малыши уже во внутриутробном возрасте большие сладкоежки и предпочитают сладкие околоплодные воды всему остальному.
Знакомясь со вкусами, присутствующими в околоплодной жидкости матери, ребенок готовится к индивидуальному вкусу материнского молока. Известны случаи, когда дети, отлученные от матерей при рождении и не знавшие даже вкуса молока мамы, с большим удовольствием ели пищу именно своего региона (вплоть до способа приготовления риса), хотя знакомы с ней были только по вкусу вод в утробе. Более того: ребенок способен связывать вкус околоплодных вод с состоянием матери. К примеру, если мама выпьет чашку крепкого кофе, дыхание и сердцебиение малыша участятся, отражая состояние материнского организма. И даже если в следующий раз женщина выпьет кофе уже без кофеина, малыш отреагирует также, почувствовав вкус кофе в водах, поскольку он уже научился ассоциировать вкус кофе с особой физиологической реакцией.
Внутриутробное развитие слуха
Слух развивается у плода в возрасте с 15 недели по 20 неделю беременности. На 16 неделе беременности малыш способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. Это доказывают ультразвуковые исследования: резкий звук извне может заставить малыша дернуться, а новый звук, издаваемый материнским организмом, может привести к учащению сердцебиения ребенка.
Осмыслением целого мира окружающих звуков малыш занят в последние три месяца своего внутриутробного развития. Представления о том, что ребенок находится в теплой и тихой утробе, не верны. Кроме десятков звуков, доносящихся извне, малыш окружен шумом крови (которая течет сквозь плаценту с шипением), биением материнского сердца (к которому он так захочет ностальгически поближе прижаться после рождения), шум газов, вдохов и выдохов легких, не говоря уже о чихании, пуках и отрыжках.
Источник
Внутриутробное развитие ребенка. Пять чувств до рождения
Внутриутробное развитие вкуса
Внутриутробное развитие вкуса начинается довольно рано. Во рту у шестимесячного плода уже есть вкусовые сосочки и он способен различать вкус околоплодной жидкости, которую заглатывает. Околоплодная жидкость на 98-99% состоит из воды, но также содержит гормоны, белки и другие питательные вещества. Если мама, не использующая в своем повседневном рационе чеснок, вдруг съела что-то сильно чесночное, малыш может состроить недовольную гримасу в момент когда почувствует вкус чеснока в околоплодных водах. Вообще малыши уже во внутриутробном возрасте большие сладкоежки и предпочитают сладкие околоплодные воды все остальным.
Знакомясь со вкусами, присутствующими в околоплодной жидкости матери, ребенок готовится к индивидуальному вкусу материнского молока. Известны случаи, когда дети, отлученные от матерей при рождении и не знавшие даже вкуса молока мамы, с большим удовольствием ели пищу именно своего региона (вполоть до способа приготовления риса), хотя знакомы с ней были только по вкусу вод в утробе. Более того ребенок способен связывать вкус околоплодных вод с состоянием матери. К примеру, если мама выпьет чашку крепкого кофе, дыхание и сердцебиение малыша участятся, отражая состояние материнского организма. И даже, если в следующий раз, женщина выпьет кофе уже без кофеина, малыш отреагирует также, почувствовав вкус кофе в водах, поскольку он уже научился ассоциировать вкус кофе с особой физиологической реакцией.
Внутриутробное развитие слуха
Слух развивается у плода в возрасте с 15 недели по 20 неделю беременности. На 16 неделе беременности малыш способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. Это доказывают ультрозвуковые исследования: резкий звук извне может заставить малыша дернуться, а новый звук, издаваемый материнским организмом, может привести к учащению сердцебиения ребенка.
Осмыслением целого мира окружающих звуков малыш занят в последние три месяца своего внутриутробного развития. Представления о том, что ребенок находится в теплой и тихой утробе не верны. Кроме десятков звуков доносящихся извне, малыш окружен шумом крови (которая течет сквозь плаценту с шипением), биением материнского сердца (к которому он так захочет ностальгически поближе прижаться после рождения), шум газов, вдохов и выдохов легких, не говоря уже о чихании, пуках и отрыжках.
По мере того, как развивается слух плода, малыш учится распознавать источник звука. Все мы знаем, что новорожденный поворачивает головку в сторону источника нового звука, но этой же способностью обладают и недоношенные детки, рожденные после 32 недели беременности. Эта способность необходима как для общения так и для выживания в целом.
Но, конечно, самым приятным звуком во внутриутробной жизни младенца остается мамин голос. Малыш учится распознавать его, привыкает к определенному ритму языка, выделяет всевозможные оттенки и тоны голоса матери.
Голоса других людей малыш слышит неотчетливо, как если бы мы слушали разговор в другой комнате: слышим речь, но не можем разобрать слов.
Малыши предпочитают слушать то, с чем уже познакомились находясь в утробе. К примеру, если мама часто во время беременности читала какую-то сказку своему старшему ребенку, то и младший после рождения, скорее всего, будет относиться к этой сказке особенно трепетно.
Проникающие в утробу звуки музыки притягательны для ребенка и играют важную роль во внутриутробном развитии плода. Музыка может возбуждать малыша либо наоборот успокаивать. Начиная с 32 недели беременности, малыш может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет. Слушая любимую мелодию, плод может даже двигаться в такт музыки! К 38 неделе беременности малыш начинает различать музыкальные стили.
И последнее о музыке – классическая музыка лучше слышна из утробы, чем эстрадная. А определенные типы музыки (например, фортепьянная или хоровая) по частотности схожи с голосом мамы.
Внутриутробное развитие осязания
В утробе не так много «развивающих игрушек» для ребенка. Фактура и форма у пуповины не такая как у большого пальца, который так приятно пососать. Пуповина длинная, с рефленой поверхностью и способна изгибаться в разные стороны. Такие исследования имеют огромное значение для внутриутробного развития органов чувств и мозга ребенка.
Внутриутробное развитие зрения
Уже на 26 неделе беременности веки плода разлепляются и он начинает моргать. А через 6 недель – к 33 неделям беременности – малыш начинает различать перемены в освещении. Яркий свет, к примеру от фонарика, может проникать сквозь кожу живота, стенки матки мамы и изменять облик внутриутробной среды. Перемена в освещении – новый внутриутробный опыт для малыша, на который он может отреагировать учащенным сердцебиением. К сожалению «видеть» как мы (различать цвета и формы) он научится уже после рождения. Даже в первые недели после рождения малыш способен видеть лишь на расстоянии 20-25 сантиметров, все что находится дальше просто расплывается перед его глазами. Вот почему мы чисто рефлекторно наклоняемся, чтобы поговорить с новорожденным, создавая необходимое для его зрения расстояние.
Внутриутробное развитие обоняния
Очевидно, что нюхать в утробе ребенок не может, так как находится в околоплодной жидкости. Но рождается малыш с отличным обонянием: он запоминает запах мамы, запах ее тела, запах груди. Именно поэтому многие неонатологи советуют не пользоваться молодым мамам духами и туалетными водами, потому что малыш может из-за нового резкого запаха отказаться от груди.
Источник
Развитие органов чувств у детей от рождения
Развитие органов чувств новорождённого
Развитие органов чувств у детей начинается с рождения, пять чувств и он может использовать каждое из них. С того самого момента, как он вышел из материнской утробы, он узнаёт запах своей матери и может чувствовать её прикосновения. Новорождённому ребенку требуется время на то, чтобы исследовать различные предметы вокруг него. После рождения всё кажется ему новым и непривычным. Однако с течением времени он постепенно исследует этот огромный мир и развивает своё собственное восприятие.
Когда ребёнок рождается, он уже обладает всеми пятью чувствами – вкусом, слухом, зрением, осязанием и обонянием, хотя развитие этих чувств ещё находится на низком уровне. Ребёнок способен видеть предметы, находящиеся в 20 – 25 сантиметрах от его глаз. В этот период ребёнок также способен распознавать некоторые звуки, которые он слышал ещё до своего рождения. Свои эмоции он способен передавать только определёнными движениями и криками, поскольку ещё не умеет выражать их словами.
Развитие органов чувств у детей от 1 месяца
Зрение и слух
Родившись, ребёнок может понимать и распознавать звуки. Слух – это одно из чувств, которое развивается ещё до рождения ребёнка. Ещё не родившись, ребёнок слышит сердцебиение мамы, урчание её живота и необычные для него, довольно громкие звуки, например, рёв машины, стук барабана. С течением временем он учится интерпретировать слова и осознавать их смысл. Ребёнку очень легко понять тон речи. Развитие органов чувств у детей, в том числе и зрения также происходит постепенно, но сразу после рождения он может видеть вещи на расстоянии от 20 до 25 сантиметров от глаз. Он также легко распознаёт черный, белый и красный цвета. Дети с самого рождения интересуются всем, что их окружает. Они любят смотреть на яркие игрушки в кроватке и улыбающееся лицо своей мамы: в начале жизни дети учатся распознавать, прежде всего, лица своих мам.
Тактильные ощущения
У младенцев чувство осязания развито значительно. Они реагируют на прикосновения так же, как и взрослые. На самом деле, даже новорождённый способен понять, что к нему прикоснулась именно его мама. Любое прикосновение – это то ощущение, которое оказывает влияние на прочность отношений между ребёнком и его родителями. Маленькие дети вообще любят, когда их трогают. Они любят массаж и сон на руках у родных только потому, что могут при этом чувствовать себя защищёнными. При исследовании предметов, дети любят погрызть их, чтобы прикоснуться к ним своим самым чувствительным органом – языком.
Обоняние
Это наиболее развитое из всех пяти чувств, присутствующих у младенцев в момент рождения. В отличие от зрения или осязания, развитие которых происходит уже после рождения, обоняние развивается именно в то время, когда младенцы находятся в чреве матери. Родившись, ребёнок узнает свою маму прежде всего по запаху. С течением времени ему уже легче отличать и запахи других членов семьи. Он также быстро распознает запах пищи, например, овощей, которые он любит есть. Со временем ребёнок начинает понимать и все остальные запахи.
Дети исследуют большинство вещей, помещая их в рот. Младенцы, конечно, очень любят молоко мамы, однако всё же пробуют различные предметы на вкус, чтобы понять, каков он.
Как помочь сенсорному развитию своего ребёнка?
Хотя сенсорное развитие является естественным процессом у детей, родители, без сомнения, могут ускорить его, помогая им справиться со сложными препятствиями на пути. Но перед этим необходимо усвоить несколько важных вещей:
- не следует перегружать ребёнка знаниями на начальном этапе. Это будет только раздражать малыша;
- нужно попытаться помочь ребёнку там, где он чувствует затруднения, либо позволить ему исследовать мир самостоятельно;
- не стоит слишком опекать ребёнка. Необходимо провести грань между заботой и чрезмерной заботой, позволив ему исследовать мир самостоятельно;
- не нужно оберегать ребёнка слишком сильно, ведь это ограничит его возможности и охоту к познанию нового;
- нужно постараться понять окружающий мир с точки зрения ребёнка, прежде чем начать объяснять ему сложные понятия. Не ребёнку придётся повзрослеть, чтобы понять родителей, а, наоборот, им придётся стать детьми, чтобы понять его.
Сенсорное развитие детей раннего возраста включая развитие органов чувств у детей – это то, чем, несомненно, должны заниматься родители. Главное, помнить, что необходимо давать нагрузку в соответствии с возрастом ребёнка; занятия должны быть весёлыми и приятными. Для этого психологи советуют проводить занятия в сенсорной комнате, которая непременно понравится малышам всех возрастов, ведь в ней так весело играть, незаметно развивая все органы чувств! А сенсорная комната для дошкольников – отличное средство подготовки к нелёгкому школьному периоду!
Источник
Пять чувств до рождения
Для ребенка утроба матери является своего рода тренажерным залом, где неделя за неделей он развивает свои способности, которые помогут ему познавать мир и общаться с вами. Существует гипотеза, будто бы человек начинает развивать свои сенсорные способности еще внутриутробно, уже с первых недель беременности. На сегодня уже известно, что матка издает «свои» звуки, вибрации, запахи, вкусы, «передает эмоции» женщины, а в некоторых случаях даже восприятие света! Мамин живот — это маленький мир будущего ребенка, где он полноценно развивается. И после рождения его органы чувств уже прекрасно развиты, он способен видеть лицо своей мамы, чувствует ее прикосновения и узнает ее запах. Вот как развиваются чувства ребенка в течение девяти месяцев вынашивания.
ОСЯЗАНИЕ: ощущает мамины прикосновения
Чувствительность к прикосновению появляется у плода уже с 7-й недели беременности — в зоне вокруг рта. Затем она распространяется на лицо и половые органы (на 10-й неделе), на руки и ноги (с 12-й недели). Это удивительно, но УЗИ в 4-мерном измерении показывает, что уже на 9 неделе беременности он сжимает пальцы и сгибает ноги при прикосновении датчика к стопе либо пытается ухватить его ручкой при прикосновении к руке (формируется хватательный рефлекс).
Прежде всего, ребенок ощущает вибрационные колебания через амниотическую жидкость. Например, когда мама кладет руку на живот и гладит его, кроха это ощущает.
Специалисты убеждены в том, что такое общение мамы с малышом вносит огромный вклад в его физическое и умственное развитие, ведь серое вещество головного мозга плода формируется благодаря поступающим извне сигналам.
С 22 недели вынашивания нервные окончания кончиков пальцев уже сформированы, и ребенок начинает трогать свое тело, пуповину и стенки матки. Вскоре после родов это находит свое продолжение в контакте с маминой кожей: младенец «распознает» тело матери — и успокаивается.
НЮХ: чувствует запах мамы
С наступлением 11 недели беременности ребенок начинает глотать околоплодные воды (от 2 до 4 мл в час) и выводить их из организма посредством первых мочеиспусканий.
Содержащиеся в амниотической жидкости вещества способствуют развитию нюховых рецепторов. И поскольку околоплодные воды содержат производные употребляемой мамы пищи, этот запах у него ассоциируется именно с ней. Вот почему сразу после рождения ребенок узнает ее по запаху кожи и способен найти материнскую грудь. Но полностью обоняние начинает работать, безусловно, уже только вне утробы.
ЗРЕНИЕ: видит свет
Уже на 8-й неделе беременности у плода образуется зрительный нерв, но открывать глаза он станет приблизительно в 26 недель. И тогда, если по поверхности маминого живота будет перемещаться яркий свет, ребенок будет следовать за ним взглядом или же начнет отворачиваться и щуриться.
Раньше считалось, что плод в утробе пребывает в абсолютной темноте, но сегодня это мнение опровергнуто. Какая-то часть света все же способна проникать сквозь брюшину женщины. И если мама, к примеру, распластается на спине под солнышком, то ее животик растянется в стороны и пропустит вовнутрь свет, который малыш способен будет распознать. Интересно, что, если он протянет перед собой ручку, — он увидит лучи света сквозь нее.
По сравнению с остальными чувствами зрение у ребенка развивается с задержкой: при рождении он не видит далее 25 см и не различает все цвета. Но этого вполне достаточно, чтобы находить взглядом лицо мамы и сосок ее груди.
ВКУС: пробует еду вместе с мамой
Вкусовые рецепторы на язычке крохи появляются на сроке около 12 недель. Они распознают вкус амниотической жидкости, которую малыш заглатывает, и передают соответственные сигналы в головной мозг. Это было подтверждено экспериментально. Беременной женщине в околоплодный мешок ввели раствор глюкозы и заметили, что плод выпил вдвое больше обычного. Но когда вместо сладкого сахара был введен горький раствор йода, малыш прекратил пить амниотическую жидкость, а УЗИ 4Д показало его гримасы, выражающие отвращение и недовольство.
Можно предположить, что питание матери в период беременности способно сильно повлиять на вкусовые предпочтения ребенка в будущем. Ведь он, узнавая знакомые вкусы, будет ассоциировать их с состоянием безопасности и благополучия.
СЛУХ: слышит мамин голос
Отслеживая движения плода и его пульс, исследователи пришли к выводу, что еще задолго до того, как у малыша начинают развиваться органы слуха, он способен реагировать на различные звуки извне. Это происходит уже на сроке 16 недель. По некоторым предположениям, плод способен воспринимать звуковые вибрации благодаря коже и структуре костной ткани.
После 24 недели беременности ребенок способен слышать, как правило, не только физиологические внутренние звуки материнского организма (биение сердца, дыхание, кровообращение), но также частично и внешние. Такая способность открыта учеными сравнительно недавно, прежде же считалось, что плод в утробе не слышит ровным счетом ничего.
Начиная с середины беременности, ребенок уже способен распознавать голос своей матери, а также своего отца, и даже различать эмоциональную окраску в голосе (ласку, злость). Малыш способен реагировать на поступающие к нему звуки шевелениями, «танцует под музыку» (поэтому предпочтительнее слушать спокойные композиции). Причем он различает также и громкость звука — учитывайте это.
Звуковые раздражители способствуют развитию головного мозга ребенка, запечатлеваясь в его памяти: после рождения он узнает стук маминого сердечка, звучание ее голоса. Но и это еще не все! Исследователи отметили, что среди всех поступающих к новорожденному звуковых сигналов он способен распознавать звучание мелодии, которую систематически прослушивал в период внутриутробного развития, реагирует на песню, которую мама ему напевала во время беременности, и даже на сказку, если она читалась вслух регулярно!
Примечательно, что при прослушивании аудиозаписи с собственным плачем не младенец не проявляет никакой реакции, но вот плач других детишек заставляет его забеспокоиться.
Источник