Тест с ответами: “Публицистический стиль”
1. Какого стиля нет в русском языке:
а) коммуникативно-эмоциональный +
б) научный
в) разговорный
2. Какой из нижеперечисленных жанров не относится к публицистическому стилю:
а) заметка
б) справка +
в) фельетон
3. Главная цель публицистического текста:
а) передача точной информации в полном объеме
б) создание художественного образа
в) воздействие на адресата +
4. Какая из риторических фигур может использоваться в публицистическом стиле:
а) риторический вопрос +
б) риторическое утверждение
в) риторический ответ
5. Какая из риторических фигур может использоваться в публицистическом стиле:
а) риторическое дополнение
б) риторический ответ
в) риторическое обращение +
6. Какая из риторических фигур может использоваться в публицистическом стиле:
а) фигура речи
б) фигура умолчания +
в) риторическое дополнение
7. Какой из нижеперечисленных жанров не является типичным для публицистического стиля:
а) выступление в ходе дискуссии
б) ораторское выступление
в) доказательство теоремы +
8. В каком из этих источников скорее всего встретится текст в публицистическом стиле:
а) газета +
б) уголовный кодекс
в) сборник лирической поэзии
9. Найдите ряд, в котором указаны черты публицистического стиля:
а) логичность, объективность
б) простой язык, неполные предложения
в) оценочность, призывность +
10. Что общего у публицистического стиля с научным:
а) наличие ссылок на источники
б) использование терминов при необходимости +
в) эмоциональность
11. Что из нижеперечисленного обычно не используется в текстах публицистического стиля:
а) канцеляризмы +
б) фразеологизмы
в) экспрессивная лексика
12. В текстах публицистического стиля обычно много:
а) неполных предложений, слов-предложений
б) апелляций к адресату +
в) графиков, схем
13. Публицистический стиль:
а) функциональный стиль речи +
б) эмоциональный стиль речи
в) дополнительный стиль речи
14. Публицистический стиль используется в жанре:
а) повести
б) устные выступления
в) статья +
15. Публицистический стиль используется в жанре:
а) очерк +
б) повести
в) устные выступления
16. Публицистический стиль используется в жанре:
а) справка
б) репортаж +
в) повести
17. Публицистический стиль используется в жанре:
а) юмористические рассказы
б) устные выступления
в) интервью +
18. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через:
а) книги
б) СМИ +
в) радио
19. Публицистический стиль характеризуется наличием такой лексики:
а) общественно-экономической
б) научно-политической
в) общественно-политической +
20. Публицистический стиль характеризуется:
а) нелогичностью
б) логичностью +
в) распространенностью
21. Публицистический стиль характеризуется:
а) эмоциональностью +
б) нелогичностью
в) спокойствием
22. Публицистический стиль характеризуется:
а) распространенностью
б) призывностью +
в) спокойствием
23. Для публицистического стиля характерно использование такой лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской:
а) оцененной
б) приценочной
в) оценочной +
24. Одна из функций публицистического стиля:
а) художественная
б) информационная +
в) поэтическая
25. Одна из функций публицистического стиля:
а) художественная
б) научная
в) воздействующая +
26. Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и такие элементы:
а) специфические
б) жаргонные +
в) особенные
27. Лексика, характерная для публицистического стиля:
а) может употребляться и в других стилях +
б) не может употребляться и в других стилях
в) особенная
28. Публицистический стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и таких отношений:
а) личных
б) социальных
в) культурных +
29. Публицистический стиль широко используется для:
а) манипулирования +
б) ознакомления
в) написания книг
30. Публицистику называют:
а) писанием современности
б) летописью современности +
в) грамотой современности
Источник
Публицистический стиль (общая характеристика, функции, языковые признаки,жанры)
статья по русскому языку (9 класс) по теме
Данная статья будет полезна при повторении темы «Стили речи» в 9 классе. Может быть использована при подготовке к ГИА , написанию текста сжатого изложения публицистического стиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publicisticheskiy_stil_rechi.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ
1. Публицистический стиль речи(общая характеристика)
В латинском языке есть глагол publicare – «сделать общим достоянием, открыть для всех» или «объяснить всенародно, обнародовать». С ним и связано по происхождению слово публицистика . Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.
Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).
Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.
Публицистический стиль представлен множеством жанров :
1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;
2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;
3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;
4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;
5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.
2. Функции публицистического стиля
Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).
Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах.
Информационная функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.
Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.
Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия . Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).
В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.
3. Языковые признаки публицистического стиля речи
1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.
Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.
Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.
2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. «Театральная» лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу , на политической арене , закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк , кошмарный сценарий и др.
3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.
4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование , воинство, отчизна . Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.
5. В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов . Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).
6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари . Военные барыши растут .
К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:
1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью ; Преподаватель всегда знает студента ;
2) родительный падеж имени существительного: время перемен , пакет предложений , реформа цен , выход из кризиса и др.;
3) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!
4) настоящее время глагола: в Москве открывается , 3 апреля начинается ;
5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый ;
6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.
К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:
1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?
2) восклицательные предложения: Все на выборы!
3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой ). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение );
4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.
В заголовках часто используется специфический языковой прием – » соединение несоединимого». Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.
Вопросы и задания
1. Где используется публицистический стиль речи?
2. Назовите жанры публицистики.
3. Расскажите о функциях публицистического стиля (информативной и экспрессивной).
4. Каковы языковые признаки публицистического стиля речи (лексические, морфологические, синтаксические)?
5. Какой прием используют журналисты в заголовках статей, очерков?
Источник
Публицистический стиль
- Публицисти́ческий стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет,
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.
На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Функции публицистического стиля:
* Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемыЗадача речи:
* воздействовать на массовое сознание
* призывать к действию
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Речевая агрессия — использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности; манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие, достоинство. В наибольшей степени речевая агрессия находит воплощение в разговорных и публицистических сферах коммуникации.
Источник