Психолого педагогические условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Автор: Скудина Александра Михайловна
Организация: ГБОУ «Школа № 1353»
Населенный пункт: г. Москва
Л.С. Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка — одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная сфера личности является «центральным звеном» психической жизни. Развитие эмоциональной сферы есть ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы и механизмы воздействия.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:
— развитие эмоционального реагирования;
— развитие эмоциональной экспрессии;
— формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;
— формирование словаря эмоциональной лексики.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.
Детям от 1 года до 3 лет в эмоциональной сфере присущи: отсутствие эмпатии, характерные эмоциональные реакции, связанными с его желаниями неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом. Вместе с тем, зарождается самосознание — ребёнок узнаёт своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я — хороший). Также, малыш ещё не умеет предвидеть последствия своих действий. В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого, ребёнок эмоционально реагирует не неё.
Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.
Эмоциональная сфера ребёнка 4-6 лет характеризуется следующим образом: у ребёнка более спокойный эмоциональный фон восприятия проявления эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция». В этом возрасте развивается эмоциональное предвосхищение: ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят. Появляются новые мотивы для деятельности, способность оценивать своё поведение.
Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:
— ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;
— ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;
— чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;
— в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей — это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.
Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.
Неправильное общение в семье, как правило приводит:
— односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;
— ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;
— выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.
Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.
Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются в ведущей деятельности дошкольников — в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.
Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.
Однако, для детей дошкольного возраста характерно слитность высших чувств:
— хороший – значит красивый (эстетические переживания);
— хороший – значит добрый (этические переживания);
— хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).
Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные чувства.
Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям.
На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них.
На 3м году жизни у ребёнка происходит процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», которые малыш соотносит со своим поведением.
В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение.
При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение. 6-7 летний ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил дошкольник испытывает неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание).
Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает.
Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.
Список источников
- Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001.
- Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50. —
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..
- Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. — С. 740-744. —
- Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. — М.: Академия, 2001. -117 с.
- Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — 2017. — С. 162-164. —
- Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М. : Политиздат, 2001. — 272 с.
- Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.
- Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д.А. Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием./ под ред. Г.Ю. Лизуновой. — 2019. — С. 73-76
- Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005
- Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
- Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — С. 131-133
- Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мир детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2006.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб. : Издательство «Питер», 2001. — 464 с.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». — М.: Академия, 2004 г.- 288с.
- Карелина И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c. ISBN 978-80-7526-216-5
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2006.
- Крайчак А.Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально — игровую деятельность в условиях ДОУ / А.Е. Крайчак // Наука и образование: новое время. — 2017. — № 3 (20). — С. 660-665
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис.- М.,2003.
- Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. – М., 2003.
- Мухина В.С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007. — 352 с. «Мир психологии».
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
- Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И.Г. Маракушина, Е.А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — № 5 (8). — С. 31-33
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр «Академия», 2003.
- Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И.В. Пичугина // Традиционные национальнокультурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 50-54.
- Пономарёва И.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И.В. Пономарёва // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. — № 2 (8). — С. 46-48.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 2.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2007.
- Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология «Открой себя». М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
- Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — № 6. — С. 6 – 15.
- Соловьева Е.А. Театрализованные игры как средство развития эмоцинальной сферы детей среднего дошкольного возраста / Е.А. Соловьева // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 2-2. — С. 376-377.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007.
- Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / О.П. Тузова // Вопросы педагогики. — 2019. — № 12-1. — С. 259-262. —
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Владос, 2006.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2008.
- Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 48-51.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2001.
- Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2005
- Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М.: Просвещение, 2012.
- Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода / Н.Е. Веракса, М.Н. Гаврилова М.Н., А.К. Белолуцкая, К.С. Тарасова // Сибирский психологический журнал. — 2020. — № 75. — С. 115-143.
Источник
Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Глава I . теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие эмоций, их классификация……………………………………….5
1.2. Особенности развития эмоций у старших дошкольников ……………..14
1.3. Психолого-педагогические у словия эмоционального развития старших дошкольников……………………………………………………………………20
Выводы по первой главе………………………………………………………. 25
Глава II . Экспериментальное исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………
2.1 Цель, задачи и содержание эксперимента……………………………….27
2.2 Диагностика, принципы организации и особенности диагностической работы …………………………………………………………………..…………. 29
2.3. Диагностическая программа изучения особенностей развития эмоциональной сферы старших дошкольников. (Рекомендации для педагогов и родителей в рамках эмоционального развития детей)………………………….31
2.4. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в ходе формирующего эксперимента……………………………………………………..36
2.5. Результаты эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы …………………………………………………………………………….43
Выводы по второй главе………………………………………………………. 47
Список использованной литературы …………………………….52
Эмоциональная сфера ребенка — ведущая сфера его психического развития, в связи с этим полноценное осуществление различных форм деятельности поведения зависит от согласованного функционирования эмоций и интеллекта.
Особенности современной социально-экономической ситуации общества способствовали ряду изменений в образовании. С одной стороны — провозглашен гуманистический характер образования, самоценность каждого этапа развития личности, а с другой — обострилось эмоциональное напряжение, возникающее в ответ на информационные перегрузки, дефицит общения с взрослыми, бедный игровой и реальный опыт детей.
В этих условиях актуален вопрос эмоционального развития. В связи с этим решением проблемы эмоционального развития занимались исследователи различных областей науки (Р.С. Немов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, И.Я. Березина, Р.М. Грановская).
Проблема нашего исследования связана с определением комплекса психолого-педагогических условий, при котором процесс развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным.
Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в практике ДОУ обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста»
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс психолого-педагогических условий, способствующие эффективному развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если учитывать следующие психолого-педагогические условия:
Учет особенностей и закономерностей развития эмоций в определенный возрастной период;
использование эффективных игровых методов и приемов воздействия на ребенка.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе, определены следующие задачи исследования:
Дать определение эмоциям, установить их природу и рассмотреть основные классификационные признаки.
Изучить проблему в теории и практике.
Разработать развивающую программу.
Составить рекомендации для педагогов и родителей.
теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, педагогический эксперимент, анализ и обобщение педагогического опыта, игры, беседы, диагностика, количественная и качественная обработка полученных данных.
База исследования: исследование проводилось в МДОУ “Д/с № 67”
Практическая значимость работы заключается в том, что ее данные могут быть использованы педагогами в работе с детьми.
Работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I . теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Понятие эмоций, их классификация.
Эмоции (лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с потребностями и мотивами и отражают непосредственные переживания.
Вопрос о классификации эмоциональных состояний является одним из самых актуальных в психологии эмоций, также как и вопрос о классификации поведенческих черт в теории личности. Несмотря на многочисленные попытки такой классификации в российской и западной психологии, ни одна из них не завершилась построением логически стройной системы, включающей в себя достаточно большое число эмоций. В большинстве случаев эти попытки приводили к разбиению всего множества эмоций на несколько групп с нечетко описанным содержимым и границами. Другой подход, наметившийся в американской психологии в последние годы, привел к классификации не более двух десятков эмоциональных состояний с помощью избыточно большого числа признаков.
О необходимости построения логически стройной классификации писали практически все ведущие психологи, занимавшиеся этим вопросом: П.В. Симонов, Г.А. Вартанян, В.К. Вилюнас, И.А. Васильев. Классификация эмоций даёт многое в процессе самопознания. Очень часто люди совершают
алогичные поступки, причин которых они не в состоянии понять.
Более широко вопрос классификации эмоций раскрывается в книге В.О.
Леонтьева [18, с.73]. Проблема заключается в поиске ответа на два вопроса:
Все ли состояния, описываемые этими словами и языковыми конструкциями (выражающими эмоции), являются эмоциями и, следовательно, их нужно классифицировать?
Все ли реально существующие эмоции описываются используемыми в языке конструкциями?
В настоящее время не существует общепринятой единой теории эмоций. Большое распространение получила потребностно-информационная теория П.В. Симонова, согласно которой возникновение эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности удовлетворения этой потребности. Эта идея и взята В.О. Леонтьевым для целей классификации
эмоций. Он различает две основные группы эмоций:
Положительные эмоции — эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма. Положительные эмоции вызываются возбуждением центров удовольствия центральной нервной системы.
Отрицательные эмоции — эмоции, связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей организма. Отрицательные эмоции вызываются возбуждением центров неудовольствия центральной нервной системы.
Кроме этого, В.О.Леонтьев выделяет следующие группы эмоций:
Ведущие эмоции, возникающие на основе личных потребностей: горе, радость, страх, надежда, гнев, удовлетворение, интерес, пренебрежение.
Эмоции, связанные с личными нормами и правилами: вина, самоуважение, чувство ответственности, безответственность, презрение, уважение, симпатия (антипатия).
Эмоции, возникающие в результате соответствия-несоответствия чьим-то или общественным стандартам, нормам, правилам: стыд, отвращение, застенчивость, уверенность в себе, гордость, восхищение, возмущение (одобрение) [18, с.45].
В истории психологии сложились разные взгляды на эмоции и чувства, их происхождение и роль в жизни человека.
Одни ученые связывали переживания человека с его общей способностью чувствования. Она была независима от процессов познания и воли. Поэтому чувства нельзя относить к эмоционально-волевой сфере вместе с волей. Эта точка зрения И. Канта . Представления подобного рода поддерживали Р. Декарт и Б.Спиноза .
В конце XIX века на понимание эмоций большое влияние оказала работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». В ней ученый подчеркивал приспособительную роль выразительных движений. Они показывают рудименты движений инстинктивных, которые возникли в жизни животного в борьбе за выживание при защите потомства, борьбе с врагами. Это проявляется в мимике и пантомимике, интонациях, сосредоточенности взгляда, движениях тела, походке, жестах. Оскал зубов, раздувание ноздрей, сжатие пальцев при гневе показывают, как происходит борьба животных при выживании. Подобные движения, по Дарвину, сыграли положительную роль в приспособлении животных к окружающей среде. Из теории приспособительных движений следует, что эмоциональные состояния человека не могли бы появиться, если бы были вредны и бесполезны для его жизни.
Одна из теорий эмоций была предложена В. Вундтом . С его точки зрения, выразительные движения — спутник переживаний. С каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения соответствующих физических явлений. Все выразительные движения рассматриваются как результат изменений в организме.
Похоже на указанную выше теорию концепция Джеймса-Ланге . Они считали, что возникновение эмоций связано с изменением в двигательной сфере организма. Работа внутренних органов меняется в зависимости от эмоций. Это подвигло ученых предположить, что последние представляют собой сумму органических ощущений, которые появляются в результате таких изменений. Джеймс в этом видел причину эмоций. Плач, дрожь, смех, согласно данной концепции, — причина эмоций. Человеку грустно, потому что он плачет, причина детерминации эмоций была только в движениях, а не в сознании.
По теории У. Кеннона , телесные изменения при различных эмоциональных состояниях похожи друг на друга. Но они не могут объяснить качественных изменений в высших переживаниях человека.
Положения У. Кеннона были развиты П. Бардом . С его точки зрения, телесные изменения и переживания возникают почти одновременно.
Согласно теории Д. Хебба , эмоциональные состояния определяются действием ретикулярной формации стволовой части мозга. Они возникают потому, что нарушается равновесие в деятельности клеток центральной нервной системы.
Фестингер , выдвинувший теорию когнитивного диссонанса, предположил, что положительное эмоциональное переживание появляется у человека тогда, когда ожидания подтверждаются, а когнитивные представления претворяются в жизнь. Если результаты деятельности соответствуют уровням притязания и намеченным результатам, то у человека возникают положительные переживания.
Интерес представляют также биологические теории эмоций П.К. Анохина и П.В. Симонова . Анохин полагал, что эмоциональные реакции являются приспособительным поведением, в их основе сложная физиологическая структура. Согласно биологической теории эмоций, положительные переживания возникают тогда, когда обратная информация совпадает с ожидаемой или превышает её. Недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции.
Исследования Симонова показали, что информированность человека меняет его эмоциональный настрой и поведение. Эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать, дабы удовлетворить потребность, и тем, что на самом деле известно. На этой основе исследователь создал своеобразную формулу эмоций: Э = П (Н — С),
где Э — эмоция, П — потребность, Н — информация, необходимая для удовлетворения потребности, С — информация, которую можно использовать, то, что известно.
Поясним эту формулу. Если П=0, потребности нет, Э — также равна — 0. Далее — Э = 0, т.е. эмоция не возникает и тогда, когда Н=С. Значит, если человек испытывает потребность, он обладает полной возможностью для её реализации.
В следующем случае Э максимальна, если С=0. Это означает, что наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребность существует, но нет информации о том, как её удовлетворить. Эмоция как бы компенсирует информационный дефицит. (Нет известий, возникает беспокойство.) В случае, если С>Н, появляется положительная эмоция. Поэтому П.В. Симонов отмечал, что компенсаторный механизм эмоций, который восполняет дефицит информации, нужен, чтобы человек достигал целей [13, с.201 ].
Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
Своеобразие эмоций и чувств определяются потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности. Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности мы проявляем свое отношение к познаваемому миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие и разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот спектр чувств и эмоций. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств, недостатков мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции. Тем не менее, дать точное определение каждой из них и измерить их интенсивность чрезвычайно трудно ( приложение 1 ).
Известный психолог Р. С. Немов предлагает своё определение эмоций:
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущение приятного или неприятного, отношения человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Л. С. Выготский рассматривал эмоции в качестве внутреннего психологического механизма связи мышления с чувственно-предметной деятельностью. Он полагал, что «эмоциональное переживание» включает в себя действенно прожитый и пережитый индивидуальный опыт успехов и неудач, побед и поражений [32, с.411].
Эту мысль продолжает в своих работах А. Н. Леонтьев. Он обосновывает значимость общей направленности поведения в соответствии со смыслом ситуации для субъекта, реализацией потребностей, интересов, ценностных установок, эмоциональной сферы личности.
Эмоциональная сфера ребенка – ведущая сфера его психического развития в период дошкольного детства. В связи с этим, полноценное осуществление любых форм деятельности дошкольника зависит от согласованного функционирования эмоций и интеллекта. По мере интеллектуального развития, к концу дошкольного детства, возникает опережающая эмоциональная регуляция действий, основанная на эмоциональном предвосхищении их возможных последствий. Способность к эмоциональным предвосхищениям позволяет детям не только предвидеть, но и предчувствовать отдаленные результаты своих поступков и избегать ошибочных действий не соответствующих его основным потребностям и ценным установкам.
В связи с этим А. В. Запорожец полагает, что в основе такого рода предвосхищениях лежит функциональная система интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов. Включаясь в эту систему, эмоции становятся «умными», обобщенными, предвосхищающими, а интеллектуальные процессы приобретают характер эмоционально-образного мышления, играющего важную роль в смыслоразличении и целеобразовании [27, с.65] .
Единство аффективного и интеллектуального, как существенная характеристика самих эмоций, рассматривается С. Л. Рубинштейном, считавшим, что эмоции как таковые обуславливают, прежде всего, динамическую сторону познавательных функций, тонус, темп деятельности, её «настроенность» на тот или иной уровень активации; действие эмоций может быть как стеническим, усиливающим, так и астеническим, понижающим; причем по мысли Рубинштейна, если в норме сознательная, познавательная, интеллектуальная деятельность тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность, то при аффектах, при их сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается и возможна импульсивная непредсказуемость поведения и познавательных процессов в целом.
Очень важно, чтобы ребенок не просто умел стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не боялся отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, ибо невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач, ошибок, срывов.
Как отмечал Г. Селье, стресс – не всегда нечто только отрицательное, это обязательный компонент жизни, сопровождающий эмоции любого знака. И отрицательные эмоции могут не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. А комфортные, разнеживающие условия, удовлетворение всех желаний без поиска не менее вредны, чем постоянные удручающие неудачи. [34, с.45].
В связи с этим, необходимо подчеркнуть значимость механизма смены переключения эмоций, обеспечивающего эмоциональное переживание какой-либо учебной ситуации. Положительные эмоции, с центром в левом полушарии головного мозга, побуждает ребенка к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции, с центром в правом полушарии, стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий. Отсюда, следует отметить значимость исследований И. Я. Березной, Р. М. Грановской, свидетельствующих о том, что процесс адекватного (гибкого) переключения эмоций, сопровождающих различные учебные ситуации, ведет к увеличению спектра извлекаемых из памяти гипотез, расширению «границ мышления», способствует подключению интуитивной сферы мышления к процессу поиска решения задач.
Таким образом, анализ психолого-педагогической, философской и другой научно-методической литературы позволил сделать следующие выводы:
— эмоции выполняют множество функций, в частности охранную и регулирующую;
— эмоции определяют поведение человека в целом, стимулируют те или иные поступки;
— эмоции сопровождают общение и все виды деятельности;
— эмоции помогают приспособиться к ситуации;
— являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.
Источник