Психолого педагогические технологии здоровьесбережения снятие эмоционального напряжения

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
методическая разработка по теме

На сегодняшний день актуальность проблемы сохранения здоровья детей неоспоримо превалирует в педагогических спорах и дискуссиях. Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса позволяет не только улучшить уровень здоровья ребенка, снизить количество факторов, негативно влияющих на процесс формирования и развития школьника, но и сделать сам процесс получения знаний более динамичным и красочным, что в значительной мере способствует оптимизации процесса познания.

Скачать:

Вложение Размер
sopova_e.a._zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

Сопова Елена Александровна

учитель английского языка ГОУ СОШ №127, Санкт-Петербург, Россия

На сегодняшний день актуальность проблемы сохранения здоровья детей неоспоримо превалирует в педагогических спорах и дискуссиях. Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса позволяет не только улучшить уровень здоровья ребенка, снизить количество факторов, негативно влияющих на процесс формирования и развития школьника, но и сделать сам процесс получения знаний более динамичным и красочным, что в значительной мере способствует оптимизации процесса познания.

Результаты исследований Института возрастной физиологии РАО отмечают наличие в образовательном процессе негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста и называют школьные факторы риска. Ниже они представлены по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к дисбалансу физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. [2]

Анализируя школьные факторы риска, мы приходим к выводу, что не только родители и психологическая служба школы могут способствовать улучшению уровня здоровья школьника, но и, несомненно, сам учитель, чья ежедневная практическая работа является причиной создания и решения большинства проблем здоровья учащихся, способен оптимизировать и наладить процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Возникновение здоровьесберегающих технологий на фоне современной интенсификации учебного процесса нельзя назвать случайным. Многовековые традиции педагогической философии всегда отдавали дань идее «не навреди», являющейся одним из ключевых аспектов системы образования. На сегодняшний момент она реализуется на основе личностно-ориентированного подхода.

В современной педагогике существуем множество определений здоровьесберегающих технологий. Но в основе всех классификаций и определений лежат принципы здоровьесбережения, сформулированные профессором Н.К. Смирновым:

  1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  4. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  6. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  8. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  9. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. [2]

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Опуская в своей статье теоретические основы критериев и характеристик здоровьесбережения, мне бы хотелось перейти непосредственно к более практически-ориентированной части, где появляется возможность поделиться методическими находками и приемами, использование которых на уроках и ведет к достижению соответствующего уровня здоровьесбережения.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

  1. Снятие эмоционального напряжения
  2. Создание благоприятного психологического климата на уроке
  3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
  4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
  5. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания, технологию раскрепощённого развития детей
  6. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
  7. Технология психологического сопровождения учебной группы [2]

В представленной выше классификации психолого-педагогических технологий здоровьесбережения, на мой взгляд, особое место занимает технология снятия эмоционального напряжения. В педагогической литературе есть множество приемов, позволяющих учителю создавать эмоционально благоприятную и психологически комфортную атмосферу на уроках. Учитывая психолого-возрастные особенности учащихся, учитель может широко использовать игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, позволяющих снять эмоциональное напряжение. Не следует забывать, что период врабатывания (традиционно длящийся от 3 до 7 минут) можно сократить, используя метод усиления мотивации посредством игры. Игра поможет сконцентрировать внимание детей, затем переключить учащихся непосредственно на процесс работы.

Введение нетрадиционно оформленных заданий, проектных уроков, уроков экскурсий, сюжетно-ролевых постановок в рамках социальных тем (судебные процессы, ситуации общения в кафе, магазине, аэропорту и т.д.), использование интерактивных обучающих программ, фрагментов фильмов и активное привлечение ИКТ вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Не стоит пренебрежительно относиться к малым формам аутогенной тренировки, физкультминуткам на уроке. Нельзя не учитывать, что процесс обучения снижает двигательную активность детей, требующуюся для нормального роста и развития, на 50%. Независимо от возраста школьников, утомление снижает общий эмоциональный фон и тонус центральной нервной системы, что способствует накоплению стрессогенов и ведёт к общей эмоциональной дезорганизации.

Минуты разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Помимо динамического воздействия на мышцы организма важно и воздействие на общее эмоциональное состояние, подпитка положительными эмоциями. [5]

Наряду с традиционными видами физкультминутки, я использую приемы минутной релаксации (последовательное расслабление мышц лица и тела) и успокаивающего дыхания (глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерживается дыхание, после чего выполняется выдох через нос как можно медленнее).

Активно используемый психологами прием «Инвентаризация» можно применять не только с целью снятия эмоционального напряжения, но и решения определенной образовательной задачи (отработка тематической лексики и структур в рамках изучения иностранного языка).

Известно, что отвлечение и использование музыки также способствуют снятию эмоционального напряжения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям разного возраста. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Правильно подобранная спокойная инструментальная композиция может стать фоном для индивидуальной или коллективной творческой работы. [6]

Отдельно хочется поговорить о внедрении психогимнастики в образовательный процесс. Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. Основной акцент здесь делается на обучение технике выразительных движений в воспитании эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении. Основные задачи данной методики – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассмотреть структуру психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из 3-х частей:

Задачи: уменьшение напряжения учащихся, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния

Является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.

Должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. [6]

Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям, используются коммуникативные игры, способствующие улучшению взаимопонимания, психофизические упражнения, способствующие раскрепощению учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения (часто используются сказочные сюжеты, их театрализация). Широко используются глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные телесные и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук. Ведь, как отмечают психологи: «человек может мыслить стоя неподвижно, однако, для закрепления мысли необходимо движение».

Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом стратегия построения урока, тщательно подобранные приемы и формы работы не только позволят решить образовательные задачи, но и помогут ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств. С самого раннего детства мы должны научить ребенка беречь и укреплять свое здоровье, гармонично существовать в социуме и сохранять личностную, физическую и духовную гармонию. Использование здоровьесберегающих технологий позволит педагогам успешно продвигаться по пути реализации поставленных задач.

Список использованных источников и литературы:

1. Менчинская Е.А . Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

3. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Источник

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога

Райана Дайсанова
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Цель здоровье сберегающих технологий– обеспечение возможности сохранения здоровья ребёнку в период реабилитации в центре, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.

Основные направления здоровьесберегающих технологий:

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой является классификация, предложенная Н. К. Смирновым.

Автор выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)подразделяются на 3 три подгруппы:

организационно-педагогические технологии (ОПТ, определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии (ППТ). Сюда относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии (УВТ, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек. В процессе развития наиболее сильная нагрузка приходится па нервно-психическую сферу ребёнка. Поэтому профилактика психологическими средствами переутомлений, невротических реакций, а в ряде случаев и коррекция неблагоприятных психосоматических состояний детей являются приоритетными задачами в здоровье сберегающей работе психолога.

В педагогической работе педагога-психолога применяются следующие здоровье сберегающие технологии:

Так, психотерапевт Е. Мазо рекомендует при возбуждении, повышенной раздражительности, вспыльчивости детей выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений, когда выдох значительно превосходит по длительности вдох.Гимнастика проводится по следующей схеме:

Где в числителе – продолжительность вдоха в секунду; в знаменателе – продолжительность выдоха в секунду; в середине – длительность паузы между вдохом и выдохом. Пауза обязательна.

• вдох (спокойный, полный, глубокий);

• выдох (интенсивный, резкий, энергичный).

Упражнение 2: сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха.

Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.

Представляют интерес так называемые «оживлялки». Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий.Вот одно из них:

• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

• щеки – вверх – вниз (10 раз);

• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Гимнастика для глаз

Своеобразной гимнастикой для глаз являются игры «Пчела» и «Дирижер».

Игра «Пчела» заключается в том, что нужно представить перед собой медленно летящую кругами пчелу, сфокусировать на ней свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде психолога «пчела садится учащимся на переносицу». Ребёнок не должен упускать ее из виду.

В игре «Дирижер» ребёнок представляет себя знаменитыми дирижерами. Он встает, берёт в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начинает дирижировать. При этом он не отрывает глаз от кончика палочки, т. е. сопровождает глазами все ее движения в течение музыкального фрагмента. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты

Психологического воздействия цвета на ребёнка:

белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;

красный – возбуждает, раздражает;

голубой — ухудшает настроение;

зелёный – улучшает настроение, успокаивает;

жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.

Точечный массаж (аурикулотерапия): система лечебного воздействия на точки ушной раковины Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Воздействие осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до легкого покраснения и появления чувства тепла.

• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

«хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

«кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).

Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления у ребёнка на занятии является психогимнастика. Дети с удовольствием откликаются на задание психолога войти в образ сказочного или литературного героя, порисовать пальчиком в песке или поиграть на воображаемом пианино.

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе:

К нетрадиционным здоровьесберегающим технологиям мы относим такие технологии как кинезиотерапия,музыкотерапия, релаксация, арт-терапия и др.

Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работес детьми использую комплекс кинезиологических упражнений:

«Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными, «Кулак-ребро-ладонь» (последовательно много раз, «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие.

В ходе систематических занятий с использованием кинезиологических упражнений у ребёнка исчезают явления дислексии (нарушения письма, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Большое значение имеет «зарядка» для пальчиков. Ещё В. А.Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке».

— Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас впутешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Мои наблюдения показывают, что применение в работе здоровьесберегающих технологий в процессе реабилитации позволяет детям более успешно адаптироваться в социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, так же формирует у ребёнка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Нетрадиционные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе Тема самообразование и внедрение новых теоретических знаний в свою логопедическую практику. Подготовила учитель-логопед :Елисеева Т. С ТЕМА:.

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ Введение. Первоочередная задача нашего государства — воспитание здорового образа жизни у детей и подростков. В большинстве образовательных.

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ» Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в работе.

Проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми ОВЗ» Пояснительная записка В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки,.

Презентация «Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни,.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровьесберегающая технология — это система, которая создает максимальные возможности и условия для сохранения, укрепления и развития духовного,.

Источник

Читайте также:  Добрый день четверг хорошего настроения
Оцените статью