Психолого педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы

Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника

Елена Тихомирова
Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника

Хочу представить вашему вниманию доклад на тему

«Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

цетата Л. С. Выготского

При работе с детьми в данном

направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);

— умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

Для развития эмоциональной сферы дошкольника можно использовать следующие методические средства:

психогимнастика, творческие методы, релаксационные, эмоционально-символический и игры.

Можно все игры и упражнения направленные на эмоциональную сферу дошкольников сгруппировать в

Игры и упражнения для развития базовых эмоций

Игры и упражнения для стабилизации в период адаптации

Игры и упражнения для социально-эмоционального развития

Игры и упражнения для снижения уровня агрессии

Релаксационные игры и упражнения

Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы дошкольников

Примеры игр можно получить у Марии Валерьевны.

Методы основанные на творчестве.

(Виды арт-терапевтической деятельности.

Я назвала их методами основанными на творчестве, так как воспитатели не занимаются коррекцией и лечением эмоциональной сферы, то есть терапией. Этим занимаются психологи, психотерапевты и психиатры. Хотя в своей развивающей работе вы используете элементы арт-терапевтических методов и техник.

Музыкотерапия 1.2 Библиотерапия 1.3 Драмотерапия 1.4 Игротерапия 1.5 Изотерапия 1.6 Маскотерапия 1.7 Коллаж 1.8 Песочная терапия 1.9 Цветотерапия 1.10 Сказкотерапия 1.11 Фототерапия 1.12 Глинотерапия

На некоторых из них мы остановимся более подробно

Творческие методывключает в себя различные виды искусства: рисование, танцы, музыку, литературу, фотографию, лепку.

Главная цель этого направления помочь в гармонизации развития личности путем формирования способностей самовыражаться и познавать свой внутренний мир.

Существуют две основные методики этого направления развития личности: пассивная и активная. Пассивный подход заключается в потреблении человеком произведений творчества, созданными другими людьми. Например, РЕБЁНОК может рассматривать созданные кем – то картины, слушать произведения различной художественной направленности, слушать музыкальные произведения.

Активный подход к творчеству основывается на создании данных объективных реальностей самостоятельно.

Важно! При активном способе участия важен сам процесс творческой деятельности, а не его итог.

Давайте более подробно рассмотрим некоторые творческие методы развития эмоциональной сферы.

Прослушивание музыкальных произведений. Основное отличие такой формы музыкального лечения – пассивный (принимающий) характер.

Вокалотерапия, хоровое пение песен.

ритмические движения под музыку,

игра на детских музыкальных инструментах,

С помощью активной музыкотерапии детей учат распознавать собственные чувства и эмоции.

под музыку совершаются дополнительные творческие действия:

Рисование, игра и т. П.

У детей данный метод показывает наивысшие результаты.

Изотерапия — терапия, в первую очередь, рисованием. Занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все

виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны, засушенные листья. В последнее время очень популярны рисование пальцами, ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле и т. д.

некоторые техники изотерапии.

Техника «Марания», Акватушь, «Монотипия», «Рисование клубком», Ниткография», «Рисование историй», «Рисование по кругу», «Парное рисование», «Каракули или штриховка», «Пластилиновая композиция», «Мандала», «Рисуем эмоции»,

«Рисование пальцами», «Рисование на воде», «Рисование на стекле».

С помощью игры прекрасно можно воздействовать на психическое поле детей.

Игры происходят с помощью специальных персонажей, в качестве которых выступают куклы и различные предметы. Можно выделить следующие методы игротерапии: Песочный, Сказкотерапия, Активный, Пассивный,Куклотерапия, Освобождающий, Структурированный, Терапия отношениями, Музыкальный

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками.

Формы работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки.

2. Чтение сказки.

3. Рисование сказки.

4. Изготовление кукол.

5. Постановка сказки.

Терапия с песком

Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша.

Можно использовать следующие Техники

«Рисование на песке».

«Медитация на песке».

«Ливень из песка»

Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.

Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.

Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности.Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность малыша, делает его уверенным в себе.

Читайте также:  Как быстро остановить стресс

Песочная терапия рекомендуется всем детям без исключения.

Психогимнастика

Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого педагогу необходимо решать следующие методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.

Эмоционально-символических метод

Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоцион ально-символических методов, предложенных Дж.Аланом:

Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);

Направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

Релаксационные методы

Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение, избавиться от скованности, почувствовать легкость тела. Систематические упражнения развивают пластику, гибкость, позволяют ребенку избавиться от эмоционального напряжения и усталости. Правильное полноценное дыхание поможет избавиться от сильного напряжения, снять раздражение.

Использование упражнений, основанных на методе активной нервно мышечной релаксации Э. Джекобсона,

дыхательные техники,

С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок все это способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.

Терапия музыкой является системой психологической коррекции не только психического, но и физического здоровья индивида путем музыкально – акустических вибраций. Музыка сама по себе несет множественные терапевтические эффекты и влияет на самочувствие человека. Выделяют групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеансы могут проводиться как сидя, так и лежа, в зависимости от целей поставленных специалистом. Перед началом сеанса направляющий устанавливает психологический контакт с клиентом, объясняет цели, задачи и необходимый итоговый результат. В некоторых случаях может применяться живое исполнение музыки.

Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую и катарсическую функции [3].

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональныхвозможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть её — не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис — от греческого — очищение — первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершающуюся его смертью».

Справка. Интеграционная Комплексный арт-терапевтический инструмент, сочетающий музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием.В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.

Источник

Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

Уфимцева Марина
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Bыготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно поставить себя на место обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Читайте также:  Могут ли мужчины чувствовать овуляцию

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Основная ее цель – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы;

Изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей;

Корректировать эмоциональное поведение детей;

Снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей;

Формировать эмоциональное осознание своего поведения;

Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;

Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;

Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения.

Такая целенаправленная работа дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.

От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует отметить, что эмоциональная сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы.

В работе используются такие технологии,как:

Виды,используемых технологий: игры, элементы тренингов, психогимнастика, гимнастика для глаз, артерапия, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, самомассаж, релаксация.

По словам Д. Б. Эльконина, дошкольник вращается вокруг взрослого, его функций, задач. Взрослый выступает для него в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе социальных отношений (папа, доктор, водитель). Но дети еще не в состоянии реально участвовать во взрослой жизни, хотя и являются членами общества. Вот, как раз противоречие этой социальной ситуации разрешается в игре как ведущей деятельности, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых. Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает законы системы человеческих отношений.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие дошкольника.

Самый ответственный период для развития умственных способностей дошкольников – от 3-7лет. Именно в это время необходимо приложить максимум усилий для развитиявсех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Для того, чтобы осуществлять свою работу создан уютный кабинет и наполнен необходимым оборудованием и инструментарием.

Поскольку для каждого ребенка наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность, поэтому все занятия проводятся в доброжелательной обстановке, учитываются индивидуально-типологические особенности детей. Развивая интеллектуальные способности детей, в занятия включаются упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения. Работа со старшими дошкольниками, позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации, уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т. д.

1. Подготовительный этап (10 минут)

Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз

Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.

2. Основной этап (25 минут)

Задачи: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого.Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.

Содержание: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях.

Условия реализации программы

1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка — на успех у каждого ребенка.

2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.

3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.

4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.

5. Стимуляция мотива «быть не хуже других».

6. Занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 20 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.

Читайте также:  Борьба со стрессом упражнения по психологии

Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.

7. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.

Большое значение в развитии познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей является взаимодействие родителей и педагогов, поэтому в ДОУ проводятся регулярные встречи с родителями, которые проходят как консультации на волнующие темы, семинары-практикумы, мастер классы, тренинги.

За период функционирования встреч с родителями самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью.

Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению клубных встреч.

Критериями эффективности работы являются:

— использование родителями предложенных материалов в работе с детьми;

— положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Результатом работы с просвещением родителей можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Немало важную роль играет работа с педагогами. С педагогами и специалистами проводится просветильская работа, игровые упражнения, мастер-классы, тренинги.

5. Список литературы

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПБ. ; Речь, 2007

2Денисов П., Денисов Г. Программа «Гимнастика мозг». Ч. 1 и 2/ Пер. С. М. Масгутовой. М., 1997

3. Маралов В. Г. Фралова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников, — М. :- ТЦ Сфера, 2008.-

3. Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999 г

4. Сакович Н. А.Практика сказкотерапии:- СПБ. : Речь, 2004.

5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. -М., 2000.

6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.

7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М. :ТЦ Сфера, 2003

8. Стишенок И. В. Сказка в тренинге- СПБ. : Речь, 2005.

9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. : Академия развития, 1997.

10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб. : Речь, ТУ Сфера, 2001

11. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.

12. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронина А. П., Нилова Т. А.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). – СПб. : Детство-Пресс, 2000

13. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М., 1999 г.

14. Чистякова М. И. Психогимнастика. — М.,Просвещение: Владос, 1995

Список литературы для родителей

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПБ. ; Речь, 2007

2. Корнеева Е. Н.Детские капризы-Ярославль: Академия развития, 2002г.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.

4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.

Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.

Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.

Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года» «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников» на начало учебного года. Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.

Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально – волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей.

Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве. В настоящее время, наряду с общими.

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.

Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь» Цель: на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может.

Источник

Оцените статью