Процессы отражения субъективного отношения личности к окружающему его миру, объектам и самому себе, проявляющиеся в форме переживаний, называют чувствами и эмоциями.
Источниками чувств и эмоций в психологии, принято считать отражаемую в сознании человека действительность, а также его потребности.
Предлагаем пройти обучение в Институте усовершенствования Инсайт! У нас делятся опытом практикующие специалисты, кандидаты наук и ученые.
Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.
Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.
Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.
Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:
На базе клиники «Инсайт» все абитуриенты нашего института проходят практическую подготовку. В нашем институте практикоориентированный подход к обучению.
Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».
Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.
Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.
К сложным фундаментальным эмоциям относят:
Формы проявления эмоциональных состояний:
На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!
Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.
К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.
При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.
Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.
Источник
Чувства можно охарактеризовать, как отношение человека к происходящим в жизни событиям. Чувства имеют разные причины возникновения, ассоциации, делятся на категории и критерии. Почему они и те же события могут вызывать у разных людей абсолютно иные чувства? Что общего имеют чувства с эмоциями? Хоть тема «Чувства» сложная и многогранная для одной статьи, попытаемся с ней разобраться.
Рассмотрим для начала, какие бывают чувства. Каждый человек испытывает разный набор чувств, что, в принципе, абсолютно нормально. Чувства зависят от характера, типа темперамента, круга общения и сферы деятельности человека. На практике мы часто сталкиваемся с такими чувствами, как радость и грусть, стыд и страх, гнев и отвращение, скука и интерес, восхищение и удовольствие, обида, удивление и др.
Психологи определяют несколько критериев и категорий чувств. Три основных критерия, по которым образуется классификация чувств:
Существует также понятие «высшие чувства».
Какие высшие чувства могут быть у человека и как они выражаются? Классификация делит высшие чувства на моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические. Моральные чувства человек испытывает к другим людям, они формируются в зависимости от окружения и степени социализации. К этой области относятся любовь, дружба, ненависть, благодарность, совесть.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе трудовой деятельности, когда человек испытывает удовлетворение от работы или недовольство результатом.
Эстетические чувства приходят к человеку при виде чего-то красивого, приятного глазу. Это может быть художественная или творческая работа, привлекательный внешне человек, яркое по краскам природное явление.
Праксические чувства характеризуют собственное отношение человека к работе, занятиям, любого рода деятельности.
Так или иначе, чувства сложно вогнать в определенный формат и конкретизировать. Чувства – индивидуальная реакция человека на происходящее событие, отношение или какой-либо объект.
Критерии формирования чувств соотносятся с основной эмоцией, которая проявляется в определенной ситуации.
Эмоции и чувства – разные психологические понятия. Если чувства являются отношением к чему-то или кому-то, то эмоции – способ это отношение выразить. Чувства – ощущения более продолжительные и устойчивые. Эмоции же носят временный характер и относятся к происходящему в конкретный момент событию. Например, любовь – чувство, а улыбка от радостной встречи с любимым человеком – эмоция.
Тем не менее, эти понятия связаны и существовать друг без друга не могут, так как являются компонентами взаимодействия деятельности нервной, гормональной, сердечно-сосудистой систем.
В отличие от чувств, которые человек приобретает в течение жизни, эмоции являются врожденными или инстинктивными факторами психологического портрета. Эмоции присущи исключительно людям, факты проявления эмоций у животных не обнаружены.
Специалисты различают следующие виды эмоций:
Известно, что все эмоции воспринимаются и трактуются специалистами по-разному, поэтому говорить о том, что вышеописанные виды эмоций одновременно можно отнести к любому человеку или ситуации, ошибочно. Каждая эмоция, как и происходящая ситуация, субъективна.
Список эмоций, свойственных человеку, в научной сфере не принят. Известно около пятисот проявлений чувств и различных состояний, которые можно было бы в него включить. Но так или иначе, он никогда не будет утвержден, хотя бы потому, что постоянно сокращается или увеличивается.
Мы предлагаем вам попробовать понаблюдать за собой и составить свой собственный список эмоций. Сделать это можно следующим образом. Заведите блокнот, в который ежедневно записывайте события, происходящие с вами в течение дня, но отдельную графу оставьте под описание эмоций, которые были этими событиями вызваны.
Например, поход в магазин за свежими фруктами – радость от покупки или досада от отсутствия любимых яблок. Прогулка на лыжах – страх скатиться с высокой горки, гордость за то, что смогла это сделать. Подводите итоги прошедшего дня: что вы испытываете в конкретный момент? Какие эмоции чувствуете по окончании дня? Довольны проведенным временем или нет?
Не старайтесь вытащить эмоции, которые заставят вас действовать или бездействовать, просто научитесь констатировать факт. После нескольких дней практики вы сможете лучше распознавать свои и чужие эмоции, научитесь ориентироваться в чувствах.
Самоанализ поможет вам обрести контроль над собственными эмоциями, ведь существуют неконтролируемые эмоции, которые возникают сами собой и становятся проблемными факторами для человека. Получив знания из подобного исследования, сможете взять эмоциональный фон под контроль.
Исследованием различных эмоциональных состояний человека занимается психология эмоций. Известно, что эмоции проявляются у людей вследствие различных реально происходящих и воображаемых событий. Они могут переживаться непосредственно участником данных событий, могут быть пересказаны другим людям и, соответственно, пережиты ими.
Например, человек, попавший в автокатастрофу, переживает несколько видов эмоций (страх аварии, оцепенение, испуг и т.д.). Когда он рассказывает о произошедшем близким людям, они представляют себе эту ситуацию и испытывают аналогичные эмоции, хотя не являются прямыми участниками случившейся катастрофы.
Эмоции каждый человек проявляет по-разному, это зависит от его психологического типа личности. Темпераментные особы, не привыкшие сдерживать себя, способны вызывать эмоциональную бурю по любому поводу. Люди сдержанные, умеющие держать себя в руках, слабо проявляют эмоции. Есть тип людей, которые публично могут сдерживать себя, а наедине с собой или кем-то очень близким дать волю эмоциям.
Психология выступает за то, чтобы люди научились регулировать эмоции. Доказано, что эмоции способны сдерживать движение в той сфере, с которой они связаны.
Например, страх какого-то определенного действия на пути к цели способен полностью остановить движение, а эйфория от того, что все получается легко, делает человека невнимательным и беспечным в дальнейшей деятельности.
Саморегулирование подобных эмоций поможет человеку трезво оценить ситуацию и выбрать правильный путь к достижению цели. Например, в первом случае преодолеть страх и составить план действий, во втором случае – перестать думать, что во второй раз также повезет, как в первый, и осознанно подойти к делу.
Контролировать эмоциональную сферу – не значит стать бесчувственным истуканом. Человек, неадекватно реагирующий на события и новости, не вызывает желания общаться. От того, кто машет руками, импульсивно ходит из угла в угол, теребит волосы, громко смеется или говорит — хочется отойти подальше. Наоборот, тот, кто спокоен и приветлив, привлекает к себе людей и расширяет круг общения.
Найдите «золотую середину», проявляйте эмоции, испытывайте чувства и живите в гармонии с собой и окружающими.
Источник
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Большинство ученых отмечает, что чувство стыда, например, свойственно только человеку.
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.
Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания.
По содержанию (по направленности) высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические.
Моральные (нравственные) чувства — это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет.
Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей. Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.
К нравственным чувствам относятся: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.
К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т.д.
Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Эти чувства вызывают произведения искусства.
Например: восторг, радость при виде прекрасного (картины, произведения искусства).
Практические чувства — это переживания человеком своегоотношения к деятельности.
Практические чувства возникают в деятельности.
Человек откликается на разные виды деятельности — труд, учебу, спорт и т.д. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней.
Практические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условии деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.
Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональныйотклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании (это переживания, возникающие в процессе познавательнойдеятельности человека).
Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах. Интеллектуальные чувства: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.д.
Любовь является одним из важнейших высших чувств человека.
Источник