Занятие педагога — психолога на тему «Наши чувства и эмоции»
План-конспект открытого занятия педагога-психолога Размаховой Марии Геннадьевны
с использованием арт — терапевтической техники — мульттерапии для детей с ОВЗ начальных классов.
Цель: Создание условий для развития позитивного отношения к жизни и закрепления положительных чувств и эмоций. Снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения. Расширение представления об эмоциях и чувствах, формирование навыков контроля своего эмоционального состояния.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об эмоции радость и способах её выражения;
2.Формирование умения различать эмоциональные состояния через просмотр мультфильма;
3.Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого, побуждать детей проявлять и выражать положительные чувства по отношению к другим;
4.Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти;
5.Формирование умения свободно и ясно выражать свои мысли, умения устанавливать причинно-следственные связи;
6.Знакомство с техникой моделирования эмоций с помощью цветного песка – моделирование «Радость».
Оборудование: Проектор, мультфильм «Просто так», краски, «цветной песок», стеклянная ваза (для моделирования «Радость»), лист ватмана со схемой «Радость», мольберт, воздушный шар, сода, уксус, воронка, ложки разных размеров.
Количество детей: 6-8 человек
Педагог — психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Вы все такие нарядные, красивые, а на лицах у вас добрые улыбки. Давайте, мы с вами выразим свои чувства с помощью своего тела.
Упражнение «Выражение настроения» (3 мин)
Детям дается инструкция двигаться по комнате и постараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову.
Педагог — психолог просит детей отметить «сонные» и «бодрствующие» части тела, подумать о том настроении, с которым они пришли на занятие, и выразить его походкой.
Затем педагог-психолог предлагает изобразить походкой другие состояния и настроения : очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; ребенка, который в чем-то провинился; злого человека; канатоходца в цирке.
(Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного «Я»)
Педагог — психолог: Вот мы с вами и выразили свои чувства. Какое чувство вам больше понравилось? (ответы детей).
Педагог – психолог: Сегодня мы с помощью мультипликационного фильма познакомимся с одним из чувств поближе. Это чувство радость. А смотреть мультфильм мы будем не совсем обычным образом. Мы с вами будем как бы путешествовать по мультику, делая остановки. Мультфильм, который мы будем смотреть, называется «Просто так». Рассаживайтесь так, чтобы было удобно, смотрим мультфильм.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (1 мин)
*Мальчик идёт с букетом цветов, кружится, напевает песенку. Навстречу ему грустный ослик. Мальчик посмотрел на ослика и отдал ему букет.
СТОП
остановка (2 мин)
Педагог — психолог: Ребята, какие чувства вы увидели?
Дети: Грусть, радость.
Педагог — психолог: Кто был грустный?
Дети: Ослик.
Педагог — психолог: Как вы узнали, что ослик грустный?
Дети: Шёл медленно, склонив голову.
Педагог — психолог: А когда мальчик подарил ему букет цветов, настроение ослика изменилось? Какое оно стало?
Дети: Ослик стал радостный.
Педагог — психолог: Значит, радость победила грусть?
Дети: Да.
Педагог — психолог: За что мальчик, подарил букет ослику?
Дети: Ни за что, просто так.
Педагог — психолог: Какого цвета был ослик и всё вокруг ослика?
Дети: Серое, тёмное.
Педагог – психолог: Какого цвета был мальчик и всё вокруг мальчика?
Дети: Цветное, разноцветное, яркое.
Педагог — психолог: Значит, радость, какая?
Дети: Разноцветная.
Педагог — психолог: Ребята, а что такое радость? (ответы детей)
Педагог — психолог: Оказывается, радость бывает разная. У каждого своя радость. А теперь давайте узнаем, что случилось с осликом дальше.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (1, 5 мин)
*Ослик поёт песенку, навстречу ему идёт щенок. Щенок испугался ослика. Ослик подарил щенку букет.
СТОП
остановка (2 мин)
Педагог — психолог: Ребята, что случилось со щенком, когда он встретил ослика?
Дети: Спрятался, потому что испугался.
Педагог — психолог: А когда ослик подарил ему букет цветов, что произошло со щенком?
Дети: Перестал бояться, ему стало весело, радостно.
Педагог — психолог: Значит, радость победила страх ?
Дети: Да.
Педагог — психолог: За что ослик, подарил букет щенку?
Дети: Ни за что, просто так.
Педагог — психолог: Ребята, вы назвали столько вещей, которые доставляют вам радость. А как вы узнали, что это действительно радость? Как выглядит радость?
(ответы детей, заполнение схемы «Радость» с помощью графических символов):
— блеск в глазах;
— улыбка на лице;
— хочется петь;
— изменение голоса (смех);
— изменение движений (танец).
Педагог — психолог: Молодцы, ребята. Теперь мы с вами знаем, как узнать радость. А давайте, мы покажем радость.
Физкультминутка «Изображаем радость» (движения под весёлую музыку) 2 мин.
Педагог — психолог: Вот такая у нас получилась радость, а вам понравилось? А что же было с нашими героями дальше? Давайте посмотрим.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (1, 5 мин)
*Щенок встречает медвежонка. Медвежонок боится, что щенок увидит корзину с орехами и прячет её. Щенок дарит медвежонку букет. Медвежонок идет через мост, корзинка упала вниз. К корзинке подошла белочка. Медвежонок дарит белочке орехи и цветы.
СТОП
остановка (3 мин)
Педагог — психолог: Ребята, почему медвежонок прятал корзинку, когда увидел щенка?
Дети: Испугался, что щенок заберёт корзинку, жадничал.
Педагог — психолог: Когда щенок подарил ему букет цветов, что произошло с медвежонком?
Дети: Удивился, обрадовался.
Педагог — психолог: Значит, радость победила жадность?
Дети: Да.
Педагог — психолог: Медвежонок себе оставил букет?
Дети: Нет, подарил его белочке.
Педагог — психолог: За что медвежонок, подарил букет белочке?
Дети: Ни за что, просто так.
Педагог — психолог: А белочке стало радостно?
Дети: Да.
Педагог — психолог: У мишки осталась радость?
Дети: Да.
Педагог — психолог: Значит, радостью можно делиться? А ведь радостью поделился не только медвежонок.
Дети: Мальчик, ослик, щенок.
Педагог — психолог: Если вы поделитесь радостью, то всем вокруг станет радостней и веселей. Ребята, а давайте мы создадим модель «Радость» и поделимся ею. Но создавать мы будем не обычно. А с помощью цветного песка Выбирайте (раздача колбочек с песком). Ведь радость разноцветная. Подойдите к вазе и поочередно высыпьте свой песочек в вазу. У нас будет разноцветная модель, как радость.
«Моделирование «Радость» (2 мин)
Педагог — психолог: Давайте, посмотрим, что у нас получилось.
( открывается ваза). Вот какая «Радость» у нас получилась, разноцветная, яркая, необычная.
Проводится рефлексия
–Что нового вы узнали о радости?
– Что победила радость?
– А какое у вас сейчас настроение?
Педагог — психолог: Давайте на прощание, измерим нашу радость. Сколько радости каждый из вас получил сегодня.
Дети различными ложечками накладывают соду в воздушный шарик.
Педагог добавляет «ингредиенты» для опыта и комментирует: блеск глаз (блёстки), улыбка, голос (смех), движение тела (в бутылке налит уксус). Всё складывается в бутылку, на горлышко надевается шарик с улыбкой. Шарик надувается.
Педагог — психолог: Как много радости у нас получилось, она воздушная, легкая. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Поделимся радостью? (детям раздаются воздушные шары с улыбкой).
Источник
План-конспект по дисциплине основы психологии и педагогики на тему- «Эмоции и чувства»
План-разработка открытого урока
Основы психологии и педагогики
Эпиграф: Мудрость- это знания и чувства.
Тема занятия: «Эмоции и чувства».
Тип урока: Урок изучение новых знаний
Цели урока: Способствовать расширению знаний обучающихся о б эмоциях и чувствах.
Познакомить студентов с понятиями «эмоциональная сфера личности», «чувства», «эмоции», «аффекты», «настроения»;
Показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека.
развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
2.Развивающая: Развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по невербальным признакам, проявляющимся в поведении. Обучить навыкам определения эмоциональных состояний других людей по мимике и жестам;
3.Воспитывающая: Формировать навыки выстраивания доброжелательных взаимоотношений с окружающими. Самостоятельности, активности, добросовестного отношения к выполнению заданий.
Методы обучения: Словесные (лекция, проблемно- эвристическая беседа) демонстрация, практический метод.
Виды самостоятельной работы на уроке: работа с раздаточным дидактическим материалом.
Материально-техническое оснащение урока: Презентация к уроку — Power Poin, раздаточный дидактический материал, наглядный материал (изображение эмоций и жестов, дерево с яблоками).
Межпредметные связи: Философия, педагогика, социология.
I . Организационная часть: ( 5 мин.)
а) проверка по журналу явки обуч-ся.
б) проверка внешнего вида обуч-ся.
Приветствие студентов, создание положительного эмоционального фона к уроку. Давайте по приветствуем друг друга. Каждый из вас в момент, приветствия может показать улыбку, радость.
I . Мотивация учебной деятельности
Наша жизнь наполнена различными чувствами и эмоциями: мы радуемся и грустим, любим и ненавидим, обижаемся и восхищаемся. А что делать, если наши чувства отравляют нам жизнь? Если они разрушают отношения с близкими и друзьями? Вы хотите научиться справляться с обидой или страхом, с тревогой или ревностью? Вы хотите научиться радоваться жизни и направлять энергию эмоций на реализацию своих планов?
II . Этап актуализации опорных знаний
Что такое мышление?
Ответ обуч-ся: Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях.
по форме : наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач : теоретическое – практическое;
по степени развернутости : дискурсивное – интуитивное
по степени новизны : репродуктивное – продуктивное.
Мышление в структуре познавательных процессов?
Ответ обуч-ся: Мышление является социально обусловленным, неразрывно связанным с речью психическим процессом поисков и открытия существенно нового в ходе анализа и синтеза.
Современная техническая эпоха требует от нас и ценит в нас в первую очередь развитие ума, интеллекта. Чувства вроде бы отошли на второй план. Еще бы, с чувствами неудобно!
Эмоциональный человек открыт, его легко ранить, причинить боль. Зато как удобно ничего не чувствовать! Нет эмоций — нет боли. Мы привыкаем закрываться. Сначала стараемся никому не показывать эмоции. Мы же гордые и сильные! Перестаём радоваться, надеяться, доверять. И вдруг однажды мы делаем неожиданное открытие: жизнь стала серой, скучной. Вяло удивляемся: почему? А все очень просто: нельзя запретить себе испытывать отрицательные эмоции. Мы так устроены: либо чувствуем, либо нет. Эмоции — это единственное человеческое сокровище!
Если эмоциональные состояния не вспоминаются — жизнь кажется пустой, если их много — яркой и наполненной.
Мы учимся так жить, чтобы быть счастливыми, чтобы окружающие уважали, чтобы быть успешным в общении, состояться как личность, жить в гармонии с собой, другими людьми и окружающим миром.
(обуч-ся называют тему урока)
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы, чтобы Ваша жизнь стала гармоничнее, радостнее, успешнее и светлее.
Человек — существо эмоциональное, реагирующее. Мы радуемся, волнуемся, боимся, раздражаемся, удивляемся.
При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.
Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку — не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.
3. Изучение новой темы (Слайд 1)
Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека.
Проблемный вопрос: -Что такое эмоции человека? Приведите примеры.( Слайд 2)
Какие виды эмоций вы знаете? (студенты высказывают свое мнение)
Давайте запишем: эмоции – это короткие душевные переживания, чувства – это длительные душевные переживания Кто может привести пример, как мы выражаем эмоции и чувства?
(Получил плохую оценку, испытал обиду, злость – эмоции, весь день был огорчен, напряжен — чувства) .
Знакомство с основными эмоциями человека (Слайд 5 – 15)
Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди , с которыми он сталкивается , события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение , испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.
Представляет слайды с изображением доктора Лайтман а из сериала «Обмани меня» (Пол Экман «Психология эмоций»).Понятие микроэмоции, анализ мимики человека. Студенты выражают различные эмоции с помощью мимики, отслеживают свое состояние
Кто может привести пример, как мы выражаем эмоции и чувства? Слайд 16)
Понятие микроэмоции, анализ мимики человека.
Чувства проявляются в мимике
В мимике (выразительные движения лица)
В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест)
В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)
5. Закрепление содержания занятий.
Упражнение «Изобрази эмоцию» .
Отгадать зашифрованную эмоцию (Слайд 17- 23)
Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том, как протекает деятельность, все ли в жизни обстоит благополучно. Вот, например, испортилось у человека настроение. Он и сам не всегда знает, отчего это произошло. Существует даже такое выражение –беспричинная грусть. Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку о том, что что-то случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, поссорился с другом, работа, выполнена хуже, чем хотелось бы.
Чувства субъективно- для человека- выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Положительные эмоциональные состояния (восторг, удовольствие) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыд, злость, утомление).
(Преп-ль просит студентов вспомнить иерархию человеческих потребностей и привести пример).
Источник