Дисциплина Психология, раздел «Общая психология»
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_chuvstva.docx | 19.69 КБ |
Лекция «Эмоции и чувства»
Эмоциональные переживания — различные виды субъективного отношения человека к действительности, переживания им того, что на него воздействует.
Эмоции и чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной Ситуации. Например, пища, предложенная сытом у или голодному человеку, вызовет у каждого различные чувства. Этим лее объясняется и отношение человека к предметом , которые вызывают у него воспоминания. Предметы, с которыми человек имел дело в радостной эмоциональной обстановке, в дальнейшем будут вызывать у него положительную реакцию, и наоборот. В связи с этим, эмоциональные переживания — важнейшая характеристика личности.
Физиология эмоций чувств достаточна сложна. Они имеют рефлекторную природу и возникают под действием каких-либо раздражителей. В их возникновении участвуют гипоталамус и центральная часть лимбической системы, лобные доли коры головного мозга и вторая сигнальная система.
В эмоциональных переживаниях человека выделяются две группы: эмоции в узком значении слова и чувства.
Эмоции – простейшие эмоциональные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических человеческих потребностей.
Чувства – высшие культурно обусловленные переживания, связанные с потребностями человека, возникшими в ходе исторического развития человечества: общение, деятельность, социальное одобрение и др, а также со всеми духовными потребностями.
Эмоции вызываются отдельными свойствами предметов.
Чувства носят предметный характер и всегда вызываются конкретным предметом или явлением.
Эмоции носят ситуативный характер: они вызываются сложившейся в данный момент ситуацией, сравнительно скоро ослабевают и исчезают вслед за исчезновением ситуации. Чувства, как и эмоции, могут носить как ситуативный, так и устойчивый характер. Их устойчивость обусловлена обобщением многократных ситуативных переживаний, связанных с данным объектом. Кроме того, устойчивое эмоциональное отношение определяет характер отдельных переживаний.
Эмоции, в то же время, являются внешним выражением чувств. Однако объектами могут быть не только предметы и люди, но и сами чувства, например, любовь к справедливости, и разнообразные явления.
Отдельные эмоции и чувства могут быть обозначены одним и тем же словом, но их происхождение и роль при этом различны. Например, страх, как эмоция, проявляется в ситуациях, связанных с опасностью для жизни. Страх, как чувство, может проявить себя в социальных отношениях, например, как боязнь потерять чувство уважения.
Функции эмоций и чувств
◄ Подкрепляющая – значимое событие, вызывающее бурные эмоциональные переживания, которое быстрее и надолго запечатляется в памяти.
◄ Коммуникативная – проявляется через мимику, взгляды, позы, жесты и т. д., информирует человека об отношениях к нему в процессе общения и показывает актуальные эмоциональные переживания собеседникам.
◄ Побудительная – определяет направление поиска, способное удовлетворить решению задачи. Эмоциональные переживания содержат образ предмета удовлетворения потребности и своё пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действиям.
◄ Отражательная – как обобщающая оценка событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и побуждают реагировать прежде, чем будет определено само вредное воздействие.
◄ Приспособительная – эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Особенности эмоций и чувств
◄Эмоции и чувства человека, связанные с жизнедеятельностью организма. Под их влиянием изменяется деятельность внутренних органов (органы кровообращения, дыхания, пищеварения, желез секреции и др.). Причём излишняя активность и длительность эмоциональных переживаний вызывает нарушения в организме.
◄Чувства исторически и социально обусловлены, они по-разному проявляются у разных народов и в различные исторические периоды. Похожие события вызывают различные отношения людей, живущих в разные эпохи.
◄Протекание чувств характеризуется определённой динамикой. Кратковременные переживания имеют выраженные этапы: возникновение, нарастание, кульминация, угасание. А на фоне длительных переживаний возникают отдельные эмоции.
◄Эмоции и чувства связаны с действительностью и поведением человека. То, что приводит к успеху, содействует достижению поставленной цели, вызывает положительные чувства, и наоборот.
◄Интегральность эмоциональных переживаний проявляется в том, что они охватывают весь организм человека, придавая состоянию определённый тип переживаний.
◄Отличительной характеристикой эмоций и чувств является их полярность, что сказывается как в наиболее простых переживаниях (удовольствия или неудовольствия), так и более сложных, чувствах (любовь – ненависть, радость – горе и пр.).
◄Эмоциональное переживание является сигналом успешного выполнения действий.
◄Чувства имеют двойную обусловленность. Взаимосвязь Объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональные переживания.
Виды эмоций и чувств
По продолжительности: кратковременные и длительные.
По интенсивности: интенсивные, бурно протекающие и слабо проявляющиеся.
По действию на организм: стенические, поднимающие активность, энергичность и деятельность человека, и астенические – снижают жизнедеятельность людей, ослабляют их энергию. Эмоциональные переживания характеризуются еще одной противоположностью – напряжением или успокоением. Напряжение связано с критическими и наиболее ответственными моментами деятельности человека
По субъективным переживаниям: положительные и отрицательные. Так радость – положительное эмоциональное переживание, гнев – отрицательное, а удивление, как эмоциональная реакция на неожиданно возникшие обстоятельства, не имеет четкого выраженного знака.
По форме протекания выделяют: настроения, аффекты, страсти.
◄ Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени всё поведение человека. Оно вызывается теми или иными событиями или физическим самочувствием человека. Настроение характеризуется длительностью протекания и не достигает значительной интенсивности. Причины настроения, как правило, не осознаваемы, хотя в действительности оно всегда вызвано теми или иными причинами. В этой связи Настроение – бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства, эмоциональная реакция на значение в ее жизни тех или иных событий в контексте общих личностных жизненных планов, интересов и ожиданий.
◄Аффект – бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. С физиологической стороны аффект характеризуется возникновение в коре головного мозга доминантного возбуждения, оказывающего тормозящее действие на другие участки коры. В результате этого возникает пак называемое «сужение сознания», приводящее к ослаблению осознанного контроля за поведением и изменениями в мыслительной сфере. Аффект сопровождается также значительными изменениями в состоянии внутренних органов, резкими выразительными движениями в состоянии внутренних органов. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя в предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, эмоциональным шоком. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на вызвавшие аффект события.
◄Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, которое направляет все мысли и поступки человека. Страсть избирательна и всегда предметна. Она заставляет вспомнить все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представить и всесторонне обдумать пути удовлетворения потребности. Страсть связана с волей, так как обладает большей силой и является побудителем действий.
Особую группу эмоциональных переживаний составляют, высшие чувства.
Нравственные чувства – это разные формы переживания ценности или недопустимости тех или иных действий, мыслей, намерений человека с точки зрения моральных норм, выражающих общественные требования к поведению человека.
Интеллектуальные – чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, связанные с удовлетворением любознательности, с поисками истины.
Эстетические чувства – представляют собой эмоциональные отношения человека к прекрасному. В наиболее типичной и яркой форме они проявляются при восприятии произведений искусств.
Источник
Цели:
Задачи:
Необходимые материалы:
Ход занятия
Приветствие.
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, о их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.
1. Введение.
Эволюция, по – видимому наделила нас эмоциями, чтобы мотивировать нас к заботе о себе и стремлению понимать людей, которых мы любим.
ЭМОЦИИ – это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения.
Существуют 6 уникальных эмоций: ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ, ОТВРАЩЕНИЕ, СТРАХ, СЧАСТЬЕ И УДИВЛЕНИЕ. Однако, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы родом из детства и многие наши действия и поступки обусловлены чувствами и эмоциями, уходящими корнями в наше прошлое.
Подростки, с которыми мы работаем, в силу своего возраста, полового созревания, не могут правильно управлять своими эмоциями. Находясь в эпицентре влюбленностей, ссор, выяснений отношений, они нуждаются в нашей помощи и поддержке, в индивидуальном подходе или в работе с классом.
Чтобы лучше понять подростков, иногда необходимо представить себя в этом возрасте.
В процессе подготовке к занятию, вы ответили на вопросы анкеты:
“Что я думаю об эмоциях и чувствах?”
1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?
Ответ: “ДА” – нет ответов, “Нет” – 10 человек.
2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?
Ответ: “ДА” – 9 человек, “Нет” – 1 человек.
3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей?
Ответ: “ДА” – 10 человек, “Нет” – нет ответов.
4. Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?
Ответ: “ДА” – 8 человек, “Нет” – 2 человек.
5. Случалось ли, что вы не понимали чувств других людей?
Ответ: “ДА” – 8 человек, “Нет” – 2 человек.
6. Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?
Ответ: “ДА” – 9 человек, “Нет” – 1 человек.
Вывод: По первым пяти вопросам можно присоединиться к большинству, т. к. полагаю, что взаимное непонимание в области чувств – явление чрезвычайно распространенное. Правда, есть исключения. Среди людей встречаются гении понимания, встречаются также и те, кто очень хорошо научился понимать чувства других людей.
Есть такое понятие – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – это способность осознавать свои чувства и чувства других- людей, и умение следовать логике этих чувств.
2. Тест: “ВАШИ ЭМОЦИИ”.
Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”.
Время работы 2 мин.
На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.
Напомним еще раз. ПЕРВОЕ ЛИЦО – радость, ВТОРОЕ ЛИЦО – грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО – злость и ЧЕТВЕРТОЕ – обида.
Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.
Вывод: Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.
– По вашим ответам анкеты получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, но есть чувства, которых лучше бы не было. Особым нерасположением пользуются все негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т. е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или другим людям в общении друг с другом.
Бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
Давайте проведем самостоятельное исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить две эмоции: “ЛЮБОВЬ” и “ЛЕНЬ”, а наши уважаемые гости на выбор поработать еще и с такими эмоциями, как ЗЛОСТЬ, СТРАХ, РАДОСТЬ.
3. Упражнение: “ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ”.
Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “ЛЮБОВИ”. Вторая группа рассматривает пользу и вред “ЛЕНИ”
Время работы 2- 3 мин.
Эмоция | Её польза | Её вред |
ЛЮБОВЬ |
ЛЕНЬ — Испытываешь приятные чувства.
— Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать.
-Любовь помогает понимать чувства другого человека
— Из этого чувства можно испытывать много чувств: радость, веселье, нежность…
— Влюбленный не очень много думает о неприятностях. — Насмешливость других.
— ревность и недоверие к тому кто любит.
— чувство неразделенной любви.
— Из–за любви к одному человеку можно забыть всех остальных.
— Любовь легко перерастает в ненависть.
Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.
Вывод: Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что подобный анализ дался вам легко, так как имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Если мы рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то говорит).
Например: Страх упасть – быть осторожным в гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине, сэкономил время.
На 6 вопрос анкеты почти все вы ответили, что чувства наши нужно уметь скрывать, подавлять и внешне не выражать. В современной культуре, СМИ также существуют запреты на чувства и их внешнее проявление. Эти запреты предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из своего сознания, потому что не хочет показаться слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.
Люди, запрещающие себе чувствовать, как правило, находят запретам различные, рациональные обоснования.
“Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);
“Страх – признак слабости” (запрет на страх);
“Злиться на близких недопустимо” (запрет на злость);
“У меня никогда не получиться быть успешным и радостным” (запрет на радость).
Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?
В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом “взрывается” и вредит тем самым и окружающим, и себе.
В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.
Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны на себя, испытывающего эмоции, с иной точки зрения, глазами другого. Это не единственное, но исходное и необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существуют много способов посмотреть со стороны на свои эмоции. Один из самых доступных способов –
4. Игра “ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР”. (рис. в приложении)
Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно играть всем вместе.
Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию УТРОМ, ДНЕМ И ВЕЧЕРОМ
– Когда вы проснулись, ваше настроение было…
– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …
– В школе ваше настроение….
Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия ДНЕМ и ВЕЧЕРОМ.
Время работы 2-3 мин.
Проанализируйте свои эмоциональные графики:
– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?
– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %,
то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?
– “Крайние” настроения – очень плохое и очень хорошее, также больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к “крайним” настроениям?
– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?
Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.
Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.
– заняться эмоциональной приятной деятельностью;
– пойти в гости, в лес.
5. Упражнение “ЗАТО”
Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.
Стандартная школьная ситуация:
Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”?
Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем по кругу)
— зато у меня есть время проверить тетради;
— зато я могу сходить в столовую;
— зато я могу отдохнуть;
— зато я могу выпить кофе;
— зато я могу сходить в свой класс;
— зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.
Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?
6. Рефлексия занятия.
Ощущения и впечатления о проделанной работе.
Источник