- Психология техника отражения чувств
- Техники отражения
- Читайте также
- Приемы остроумия и их отношение к художественным средствам отражения комического
- 40. Виды восприятия в зависимости от объекта отражения
- 1.4. Восприятие с помощью тактильной системы отражения
- 1.5. Восприятие с помощью ольфакторной системы отражения
- Избыточность раздражителей и детская система зеркального отражения
- Системы зеркального отражения и эмоциональное развитие
- Не все зеркальные отражения хороши и безопасны
- Явления зеркального отражения на работе и в семье
- Системы отражения простейших
- Системы отражения кишечнополостных
- Системы отражения червей
- Системы отражения хордовых
- Приемы отражения прямого давления, агрессии и манипуляций
- Смысл молчания в консультировании
- Отражение чувств — основа телефонного консультирования .
- Зачем?
- — Этот навык служит для выражения понимания и установки раппорта, тех особых доверительных отношений, который создают условия для изменений и роста .
- — Это демонстрация СЛУШАНИЯ и СЛЫШАНИЯ.
- — Верное отражение чувств — это «зеркало» эмоционального состояния абонента, которым в идеале должен стать консультант. Умение работать зеркалом используется в большинстве терапевтических школ, и оно наверняка вам знакомо. Отражение чувств может вызвать сложность, поскольку у разных людей разная степень их осознанности, и разные стили чувства выражать.
- — В телефонном консультировании приходится выражать вербально, либо голосом, тоном и паузами. Самая простая формула, используемая для выражения чувств: «Я слышу, вам страшно (стыдно, вы чувствуете себя виноватым, вы очень взволнованны итд.)» способствует фокусированию на абоненте (а не на истории), то есть п ереводит беседу вглубь, уходя от экстернальности.
- — При этом подспудно происходит коррекция алекситимии , ведь даже повторив за консультантом отраженное чувство или эмоцию, абонент «примеряет» их к себе, сопоставляет их со своим внутренним состоянием, то есть проводит ту внутреннюю работу, к которой он не привык.
- — Это моделирует и формирует новую привычку — обращать внимание на свои чувства, связывать их с конкретным поведением «здесь и сейчас», уходить от стереотипности.
- — Беспроигрышность этого навыка в том, что даже если абонент постоянно вас поправляет и вам кажется, что вы все отразили неправильно, скорей всего это внутреннее смятение и неспособность идентифицировать чувства и эмоции у абонента, и вы имеете дело с сопротивлением, или с поиском. Это может быть отражено сразу (или опущено — пока, в зависимости от вашей, консультанта, воли). В любом случае, даже неистово сопротивляясь, абонент работает внутри себя, отраженные чувства не дают уйти в столь желаемую «ситуацию» и обвинить ее еще и еще.
- Использование в консультировании открытых вопросов
- Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т.е. свой внутренний мир. Ivey (1971) выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:
- Правила задавания вопросов клиентам
Психология техника отражения чувств
Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др.
Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.
Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.
Клиентка: Мы с мужем дружим с детства и после окончания университета поженились. Я думала — какой замечательной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так.
Консультант: Сколько лет Вы в браке?
В этом случае создается впечатление, что консультанта больше интересует формальный факт продолжительности брака, а не то, как клиентка переживает свою супружескую жизнь. Продолжение беседы могло бы быть явно продуктивнее, позволь консультант продолжать признание или, уловив удлиненную паузу, задай он вопрос: «Что для Вас значит «совсем не так»?»
В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практически нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. Это правило ясно указывает на приоритет вопросов о чувствах и на существенную роль отражения чувств в консультировании. Таково необходимое условие поддержания консультативного контакта в ориентированной на клиента терапии.
Источник
Техники отражения
Отражение (его еще называют отзеркаливанием) – это техника последовательного «копирования» движений другого человека или даже многих людей.
Если вы посмотрите на людей, увлеченных беседой, то сможете заметить, что чем интереснее для них тема разговора, тем «синхроннее» они движутся – наклоняются друг к другу, жестикулируют, раскачиваются. Даже тон и скорость речи у них становятся одинаковыми. Они не просто в раппорте друг с другом – они отзеркаливают движения друг друга для того, чтобы удержать раппорт как можно дольше. Отражение – одна из самых простых и в то же время одна из самых действенных техник. Практически любой человек использовал ее много раз, даже если не замечал этого. Поэтому освоить эту технику довольно просто – вы ее и так умеете выполнять, осталось лишь научиться делать это сознательно, затем довести до автоматизма навык применения этой техники в случаях, когда нужно создать или поддержать раппорт.
Отражение – это последовательное повторение жестов собеседника и различных невербальных средств общения (мимика, жесты, улыбки, плач, вздохи, звуковой рисунок, тон и ритм речи). Ваш собеседник поднимает правую руку, и вы поднимаете правую руку. Собеседник склоняет голову влево, и вы склоняете свою голову влево. Он кладет ногу на ногу, и вы тоже. Если при этом вы будете поддерживать разговор, глядя собеседнику в лицо, то он не заметит ваших уловок, поскольку будет увлечен разговором.
Не стоит повторять жест собеседника немедленно – подождите 2–3 секунды, затем плавно начните двигаться, чтобы принять ту же позу.
Отзеркаливание – это то же отражение, но уже обратное. Ваш собеседник наклоняется вправо – а вы влево. То есть ваши движения напоминают отражение в зеркале: куда движется один, туда и другой.
Это немного более сложная техника, она требует более тщательной отработки, чем отражение и отзеркаливание. Ее используют те, кто опасается, что прямое копирование жестов собеседника может испугать, оттолкнуть его, или что собеседник решит, что вы его пародируете. Кроме того, эта техника хороша, если встречаются разные люди: мужчина и женщина, молодой и старый, толстый и тощий.
Сама техника подразумевает, что вы повторяете движения собеседника не буквально: если он скрестил руки, то вы забрасываете ногу на ногу, если он покачивает ногой, вы покачиваете головой. Эффект будет таким же, как при отражении и отзеркаливании, при этом не будет слепого копирования жестов.
Этот практикум особенно полезен для тех, кто выступает перед большой аудиторией (учителя, политики, докладчики), а также для тех, кто занимается охранной деятельностью, то есть для людей, которым нужно установить контакт сразу с большим количеством людей и отслеживать любые нарушения раппорта.
Понаблюдайте за людьми в любом коллективе. Это поможет вам, к примеру, быстро выявить лидера в незнакомом коллективе. В любом сообществе, даже временном, обычно появляется лидер. Явные энергичные лидеры видны сразу, но далеко не всегда именно они оказывают максимальное влияние на коллектив. Скрытый, неявный лидер, «серый кардинал», не выпячивает себя, ведет себя тихо – без специальных навыков или долгого взаимодействия с коллективом (иногда несколько месяцев!) выявить его бывает очень сложно. И тут на помощь вам придет эффект отражения: движения этого скрытого лидера неосознанно повторяет большинство окружающих. (Помните сон Татьяны: Онегин пирует среди чудовищ, которые повторяют все его движения: «Он засмеется – все хохочут…»). Если он откидывается на спинку или закидывает ногу на ногу, так же поступают остальные – несколько секунд, и большинство уже сидит в одинаковых позах.
Кроме того, этот практикум поможет вам выявить бунтарей: если в коллективе есть люди, не согласные с лидером, то они будут либо повторять его движения быстрее всех, либо будут вести себя независимо, принимая совсем другие позы. В первом случае бунтари находятся настороже, ожидая «нападения», поэтому неосознанно предваряют любое движение «противника». Во втором случае «бунтарь» еще не дошел до «стадии противостояния», он просто не согласен с лидером и демонстрирует это своими движениями, неосознанно сопротивляясь установлению раппорта.
Будьте внимательны, фиксируйте неосознанные движения людей – и при определенном навыке вы сумеете быстро понять, на кого нужно воздействовать в первую очередь (если сумеете войти в раппорт с лидером, то все или хотя бы большинство аудитории последует за ним: вам не нужно будет устанавливать раппорт с каждым в отдельности).
Если в вашем окружении появится человек, который сопротивляется отражению, вы поймете, что он протестует, раньше, чем даже он сам это осознает.
Заметьте, что иногда даже при хорошо установленном раппорте ваш визави внезапно делает движение отстранения (отшатывается, откидывается на спинку кресла, поднимает перед собой руки, словно защищаясь). В некоторых случаях это означает, что что-то в вашем поведении его оттолкнуло – вы должны тут же «сбавить обороты» и постараться снова установить раппорт, прежде чем продолжить свое гипнотическое влияние. Однако в большинстве случаев движение отстранения – это всего лишь переполнение: либо эмоции, либо объем информации зашкаливают, организм с этим не справляется. Не старайтесь в этот момент «давить» на человека, сделайте паузу, дайте ему собраться с силами или время на то, чтобы «переварить» информацию.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Приемы остроумия и их отношение к художественным средствам отражения комического
Приемы остроумия и их отношение к художественным средствам отражения комического Существует обширная область смешного, включающая в себя все раздражители, способные вызвать смех. Характер этих раздражителей может быть самый разнообразный. Но не все смешное комично.
40. Виды восприятия в зависимости от объекта отражения
40. Виды восприятия в зависимости от объекта отражения Все предметы и явления окружающего мира существуют в пространстве и во времени. Пространство и время – основные формы существования материи. Объективно существующие пространственно-временные отношения между
1.4. Восприятие с помощью тактильной системы отражения
1.4. Восприятие с помощью тактильной системы отражения Научное направление по исследованию физических контактов (рукопожатия, прикосновения, поглаживания, похлопывания и поцелуи) получило название такесики (Лабунская, 1999). Принято считать, что тактильная система
1.5. Восприятие с помощью ольфакторной системы отражения
1.5. Восприятие с помощью ольфакторной системы отражения Система естественных и искусственных запахов у представителей этносов проявляется по-разному. «С незапамятных времен известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как способ
Избыточность раздражителей и детская система зеркального отражения
Избыточность раздражителей и детская система зеркального
Системы зеркального отражения и эмоциональное развитие
Системы зеркального отражения и эмоциональное
Не все зеркальные отражения хороши и безопасны
Не все зеркальные отражения хороши и безопасны
Явления зеркального отражения на работе и в семье
Явления зеркального отражения на работе и в семье
Системы отражения простейших
Системы отражения простейших Самые простые живые организмы, дожившие до нашего времени, – это простейшие. Самые крупные простейшие не превышают миллиметра. Но, несмотря на свои размеры, они имеют весьма сложную систему отражения. У них в зачатке есть практически все
Системы отражения кишечнополостных
Системы отражения кишечнополостных Кишечнополостные состоят из трубки, образованной двумя слоями клеток, между которыми расположен слой студенистого вещества, называемого мезоглеей. С нижнего конца трубка закрыта, а с верхнего – открыта. В открытом конце трубки
Системы отражения червей
Системы отражения червей Вдоль всего тела дождевого червя тянутся две параллельные цепочки нервных ганглиев. Две пары самых первых – наиболее крупные. Их активность влияет на активность остальной нервной системы. Благодаря светочувствительным клеткам кожи черви
Системы отражения хордовых
Системы отражения хордовых Первые хордовые появились на Земле еще в кембрийском периоде, около 570 миллионов лет назад. В этот момент истории Земли появились многоклеточные, и природа принялась массово экспериментировать с различными формами жизни. На протяжении
Приемы отражения прямого давления, агрессии и манипуляций
Приемы отражения прямого давления, агрессии и манипуляций Психологическое влияние осуществляется для достижения следующих целей:1) удовлетворения своих потребностей с помощью других;2) подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;3) преодоления
Источник
Смысл молчания в консультировании
1. Паузы молчания, особенно в начале беседы, могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования.
2. Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы.
3. Молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.
4. Пауза молчания, особенно если она субъективно неприятна как клиенту, так и консультанту, может означать, что оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, поиск нового направления беседы.
5. Молчание в некоторых случаях выражает сопротивление клиента процессу консультирования. Тогда оно по отношению к консультанту имеет манипулятивный смысл. Здесь клиент ведет игру: «Я могу сидеть как камень и посмотрю, удастся ли ему (консультанту) сдвинуть меня».
6. Иногда паузы молчания, когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые, однако, увеличивают тревогу клиента.
7. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова.
Источник: Р. Кочунас. Основы психологического консультирования
Отражение чувств — основа телефонного консультирования .
Зачем?
— Этот навык служит для выражения понимания и установки раппорта, тех особых доверительных отношений, который создают условия для изменений и роста .
— Это демонстрация СЛУШАНИЯ и СЛЫШАНИЯ.
— Верное отражение чувств — это «зеркало» эмоционального состояния абонента, которым в идеале должен стать консультант. Умение работать зеркалом используется в большинстве терапевтических школ, и оно наверняка вам знакомо. Отражение чувств может вызвать сложность, поскольку у разных людей разная степень их осознанности, и разные стили чувства выражать.
— В телефонном консультировании приходится выражать вербально, либо голосом, тоном и паузами. Самая простая формула, используемая для выражения чувств: «Я слышу, вам страшно (стыдно, вы чувствуете себя виноватым, вы очень взволнованны итд.)» способствует фокусированию на абоненте (а не на истории), то есть п ереводит беседу вглубь, уходя от экстернальности.
— При этом подспудно происходит коррекция алекситимии , ведь даже повторив за консультантом отраженное чувство или эмоцию, абонент «примеряет» их к себе, сопоставляет их со своим внутренним состоянием, то есть проводит ту внутреннюю работу, к которой он не привык.
— Это моделирует и формирует новую привычку — обращать внимание на свои чувства, связывать их с конкретным поведением «здесь и сейчас», уходить от стереотипности.
— Беспроигрышность этого навыка в том, что даже если абонент постоянно вас поправляет и вам кажется, что вы все отразили неправильно, скорей всего это внутреннее смятение и неспособность идентифицировать чувства и эмоции у абонента, и вы имеете дело с сопротивлением, или с поиском. Это может быть отражено сразу (или опущено — пока, в зависимости от вашей, консультанта, воли). В любом случае, даже неистово сопротивляясь, абонент работает внутри себя, отраженные чувства не дают уйти в столь желаемую «ситуацию» и обвинить ее еще и еще.
Радость | Покой | Волнение | Стыд |
Лукавство | Облегчение | Вдохновение | Вина |
Нежность | Добродушие | Удивление | Неловкость |
Умиление | Безразличие | Изумление | Растерянность |
Оживление | Умиротворение | Готовность | Обнаженность |
Восхищение | Приветливость | Вовлеченность | Ошеломленность |
Счастье | Непринужденность | Сочувствие | Замешательство |
Легкость | Дружелюбие | Взволнованность | Смущение |
Веселье | Удовлетворение | Возбуждение | Двусмысленность |
Любование | Тишина | Сострадание | Робость |
Удовольствие | Сосредоточенность | Решительность | Сбит с толку |
Страх | Злость | Печаль | Обида |
Ужас | Гнев | Грусть | Задетость |
Тревога | Возмущение | Уныние | Отторжение |
Настороженность | Ненависть | Ностальгия | Огорчение |
Испуг | Нетерпение | Мрачность | Удрученность |
Жалость | Раздражение | Горе | Беспомощность |
Подозрение | Отвращение | Одиночество | Разочарование |
Трепет | Ярость | Отчаяние | Униженность |
Сомнение | Враждебность | Пустота | Уязвимость |
Неопределенность | Скука | Тяжесть | Ревность |
Опасение | Досада | Покорность | Зависть |
Несколько важных замечаний:
Это не полный словарь чувств.
Это не ваш – или не обязательно ваш – словарь. У вас есть собственные привычные слова, выражающие ваши чувства – какие?
Лучше не искать в списке подходящее слово, а искать его у себя в душе, поняв предварительно с помощью этого словаря, о чем речь.
- Чувства можно описывать и сочетаниями слов («чувствую себя брошенным»).
- можно использовать образы («как будто на берегу реки вечером, один сидишь и молчишь»).
- можно выражать их жестами (протянул руку после ссоры),
- можно рисовать (детские рисунки полны чувств),
- можно их петь…
Главное – выражать их точно, тогда сам поймешь, что у тебя на душе.
Это отражение фактической — фактов и событий — информации. Откуда мы знаем, что что-то — факт или событие? — Мы верим абоненту и собственной интуиции (это относится к недоступным, бредовым и прочим состояниям). Аккуратно — с описанием действий третьих лиц, в них всегда присутствует оценка. Ярлыки, оценки, обвинения — это не факты, мы их не отражаем.
— Демонстрирует слышание и понимание;
— помогает клиенту прояснить ситуацию, способствует прояснению ситуации для абонента, работает на эмпатию;
— дает возможность услышать ситуацию из чужих уст и взглянуть на неё по-новому;
— фокусирует на главном;
— снимает тревогу, транслирует идею об эмоционально-оценочной окраске опыта. Когда абонент слышит, что те же события могут быть переданы спокойным теплым тоном, его восприятие может измениться.
Важно: нельзя допускать оценочности в тоне, это может быть воспринято как минимизация значимости опыта, а это очень здорово отражается на раппорте и базовом доверии.
Важно: не отражаем ярлыки и оценки, это не факт!
Важно: отражение содержания не должно превалировать! Более того, стараться минимизировать в пользу отражения чувств, поскольку в отражении содержания есть элемент ухода во вне. За любым содержанием стоит чувство.
— после длительной, часто путанной тирады — чтобы сфокусировать;
— когда чувствуете, что абонент ходит кругами;
— когда подсказывает интуиция;
— когда вам не все понятно, можно совместить это с уточнением: Вы сказали — . — Я правильно поняла. Если нет, поправьте, пожалуйста.
— дословное повторение или парафраз. При дословном повторении можно замедлить темп, сделать более глубоким тон.
Важно: в тоне не должно быть анализа, это обычно воспринимается как оценка. Тон скорей вопрощающе-гипотетичный, взывающий к ответной реакции.
Отражение чувств по формуле.
Это, на самом деле, механическая комбинация элемента отражения чувств и отражения содержания, типа: «Вам обидно, что муж не оценивает ваших усилий» (отражение чувства: вам обидно + отражение содержания: муж не оценивает усилий, соединенные причинно-следственной связью). Я не выделяю это в отдельную технику в таблице, хотя отражение чувств по формуле — это довольно часто используемый инструмент.
Зачем это использовать?
— Демонстрирует понимание и слышание;
— привносит элемент логики во внутренний хаос;
— фокусирует на внутренней работе, при правильном использовании (важно: акцент на чувство, а не на содержание, иначе — абонент уйдет в тупиковость ситуации, начнет игру да-но. Опять же — это выбор абонента. Важно, чтоб при отражении чувств по формуле в голосе консультанта не ощущалось акцента на содержании);
— может вести к дальнейшему поиску смысла этой логической связи;
— транслирует, что эмоции возникают в ответ на поведение, часто конкретное поведение (желательно использовать этот инструмент в конкретном примере, хотя абонент будет стараться обобщить — так всегда, и это тупик. Опять же — это выбор абонента, и для этого есть другие техники, к примеру — сразу к здесь и сейчас).
— является элементом общей картинки — для обобщения (из них потом и составляется обощение);
— часто демонстрирует повторяющийся паттерн поведения или мысли.
(Важно: — этот инструмент может использоваться консультантом — и будет, мы все люди, и совсем уйти от анализа и оценки очень сложно, но можно не всегда его озвучивать, или озвучивать только первую, «чувственную», часть).
— Когда нужно сфокусировать;
— когда чувствуете, что связь чувства и элемента содержания очевидна;
— когда наблюдаете паттерн.
— Главное — тон: безоценочный, гипотетичный, без анализа.
— Важно, чтоб элементом содержания было поведение — либо абонента, либо другого человека, чтоб создавалась модель возникновения чувств в ответ на поведение. Плюс, поведение — это то, что можно изменить.
— Если абонент использует ярлыки: «Мне плохо, потому что он идиот» — придется переводить ярлыки в конкретное поведение, и дальше с этим работать. Отражать такое. не рекомендую.
Это вопрос, на который нет короткого односложного ответа, типа: да, нет, в кино. Например, вопросы: Где это случилось? Кто так говорит? Куда вы пойдете? — закрытые, ведь можно ответить одним словом. Почти все вопросы, начинающиеся с «где, когда, куда, откуда, кто, с кем итд» — закрытые. (Важно: эти вопросы необходимы в чрезвычайных ситуациях — телесные увечья, суицид иди попытка, насилие — сексуальное, домашнее, а также при прояснении ситуации с лечением онкопациента). Вопрос «почему» — это просто красный свет светофора в клиент-центрированной терапии: доказано, что с этим вопросом ассоциируется оценка, и абонент , вероятней всего, закроется.
Формулы открытого вопроса нет. Это вопрос-приглашение к рассуждению или раскрытию смыслов. Например: «Как бы вы себя почувствовали, если б поступили так?», или «Вы сейчас долго молчали. Не могли бы вы попробовать описать, что крутится (проносится. мелькает) в голове? Что перед глазами?», или «Вам сейчас — как?» Вы чувствуете, что это своего рода приглашение говорить о том, о чем хочет говорить сам абонент.
Хорошее упражнение на открытый вопрос — это попробовать поспрашивать себя: «Мне — как?» — меняя тон этого как — то вопрошающий, то ведущий к примерам и аналогиям, то успокаивающий и примиряющий с любым «как».
— прояснение чувств и смыслов;
— вручение контроля абоненту;
— создание модели безопасного самораскрытия;
— поощрение самораскрытия через демонстрацию интереса;
— создание модели интереса к внутренним процессам — и своим, и другого;
— это один из надежнейших способов ухода от вопросов (для консультанта): «Вы спросили. А какого ответа вы ждете? А как бы вы себя чувствовали, если б услышали это? Какое бы это имело для вас значение?».
— после установления раппорта;
— когда чувствуете, что абонент не может заговорить.
Использование в консультировании открытых вопросов
Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т.е. свой внутренний мир. Ivey (1971) выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:
1. Начало консультативной встречи («С чего сегодня Вы хотели бы начать?», «Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?»).
2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное («Что Вы почувствовали, когда это случилось?», «Что еще Вы хотели бы сказать об этом?», «Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?»).
3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять («Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?»).
4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах («Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?», «Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?»).
Источник: Р. Кочунас. Основы психологического консультирования
Правила задавания вопросов клиентам
1. Вопросы «Кто, что?» чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.
2. Вопросы «Как?» в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.
3. Вопросы «Почему?» нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы «почему»), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.
4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, «Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?», «Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?» В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.
5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен «озвучивать» только окончательные варианты вопроса.
6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос «Все ли хорошо ладится?» чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: «Как обстоят дела дома?» В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: «Неплохо». Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: «Что для Вас значит «неплохо»?» Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.
Источник: Р. Кочунас. Основы психологического консультирования
Вот примеры открытых вопросов. Попробуйте переписать их так, чтоб они лучше подходили к конкретной ситуации в консультировании.
- Как бы вы изменили данное предложение (утверждение), чтоб оно отвечало вашим требованиям?
- Насколько вам подходит это предложение?
- Какого рода информация вам может понадобиться, чтоб вы могли продвигать ся вперед?
- Что вы чувствуете по поводу только что произнесенного?
- Как вам – такая возможность?
- Насколько вы чувствуете себя готовым двигаться вперед?
- Как бы вы себя чувствовали, если б предприняли .