«ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА Учебно-методическое пособие Электронное издание Красноярск СФУ УДК 159.944.4(07) ББК 88.48я73 П863 Составитель: К.С. Карташова П863 Психология стресса: учеб.-метод. . »
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА
Составитель: К.С. Карташова
П863 Психология стресса: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / сост.
К.С. Карташова. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. –
Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. – Загл. с экрана.
В учебно-методическом пособии в соответствии с ГОС ВПО РФ освещены вопросы истории и современного состояния теории стресса, рассмотрены основные концепции стресса и его видов, механизмы возникновения стресса, типология стрессовых расстройств, роль разнообразных психологических факторов в патогенезе стресса.
Учебно-методическое пособие включает: введение с указанием цели, задач и результатов курса «Психология стресса»; тематический план лекционно-семинарских занятий; основные тезисы лекций; задания для самостоятельной работы; список литературы для подготовки к занятиям.
Предназначено для студентов всех форм обучения направления 030300 «Психология».
УДК 159.944.4(07) ББК 88.48я73 © Сибирский федеральный университет, 2012 Учебное издание Подготовлено к публикации редакционно-издательским отделом БИК СФУ Подписано в свет 18.05.2012 г. Заказ 7836.
Тиражируется на машиночитаемых носителях.
Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391)206-21-49. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru Оглавление Введение
Тематический план лекций по курсу «Психология стресса»
Тема 1. Обыденные представления о стрессе.
Тема 2. Концепция стресса Г.
Тема 3. Физиологические (адаптационные) теории стресса
Тема 4. Концепция психического напряжения.
Тема 5. Психологические теории стресса.
Тема 6. Механизм развития психологического стресса.
Тема 7. Типология стрессоров.
Индивидуальная значимость стрессора. 22 Тема 8. Психофизиология стресса.
Тема 9. Индивидуальный стрессовый профиль.
Тема 10. Теория совладающего поведения
Тема 11. Типология стрессовых расстройств.
Введение
Целью включения дисциплины «Психология стресса» в план подготовки по направлению «Психология» в контексте обучающих, воспитательных и развивающих целей основной образовательной программы является подготовка грамотного выпускника, ориентирующегося в теоретических концепциях стресса, физиологических и психологических механизмах формирования и коррекции стрессового состояния. Цель изучения дисциплины заключается в обеспечении студентов системой теоретических знаний в области психологии стресса.
Цель преподавания дисциплины: ознакомить с системой теоретикоприкладных знаний. В рамках подготовки по направлению «Психология»
данный курс формирует:
1. Научное представление о концепциях психического и психологического стресса, видах стрессоров и типологией реагирования в стрессовой ситуации;
2. Навык постановки исследовательских задач в сфере диагностики состояния психических функций и эмоционально-личностной сферы при стрессе;
3. Знание о методах коррекции психического напряжения при стрессе.
Задачами изучения дисциплины выступают:
1. Изучение концепций стресса.
2. Формирование представлений о критериях разграничения стрессовых и адаптационных реакций, определения стадии и типа стрессовой реакции.
3. Формирование навыка постановки исследовательских задач при различных видах стресса
В результате изучения дисциплины будущий профессионал должен:
знать теоретические психологические и психофизиологические концепции стресса, виды стресса, этапы развития стрессовой реакции, типологию стратегий совладающего поведения;
уметь выявлять и описывать изменения и психических процессов, психологических состояний, эмоционально-личностной сферы при стрессе; в процессе реальной работы на базе клиник, медицинских центров, применять комплекс практических диагностических навыков;
иметь навыки проведения психодиагностической беседы с клиентом, находящимся в состоянии стресса, составления рекомендаций по коррекции реакций на стресс и последствий неадаптивного переживания стресса;
Тематический план курса включает: вопросы истории и современного состояния теории стресса, рассмотрены основные концепции стресса и его видов, механизмы возникновения стресса, типология стрессовых расстройств, роль разнообразных психологических факторов в патогенезе стресса.
В учебно-методическом пособии «Психология стресса» приведены:
тематический план лекционно-семинарских занятий; основные тезисы лекций1;
задания для самостоятельной работы; список литературы для подготовки к занятиям.
Самостоятельное изучение теоретического материала включает в себя:
чтение и тезисное конспектирование текстов из списка литературы к курсу;
составление опорных конспектов лекций; письменные ответы на вопросы;
реферирование статей и фрагментов монографий по схеме: указание целей и задач реферируемой работы, выписка ключевых понятий, которые в ней рассматриваются, тезисы основных положений, которые автор выносит на обсуждение, формулировка на основе прочитанного проблемного вопроса;
создание иллюстративного материала по лекционным темам.
Задания к практическим занятиям направлены на формирование у обучающихся навыков реальной практической работы.
Лекции включают разработки составителя пособия и материалы авторов, перечисленных в списке литературы к курсу Тематический план лекций по курсу «Психология стресса»
Тема 1. Обыденные представления о стрессе.
Тема 2. Концепция стресса Г.
Тема 3. Физиологические (адаптационные) теории стресса.
Тема 4. Концепция психического напряжения.
Тема 5. Психологические теории стресса.
Тема 6. Механизм развития психологического стресса.
Тема 7. Типология стрессоров.
Индивидуальная значимость стрессора.
Тема 8. Психофизиология стресса.
Тема 9. Индивидуальный стрессовый профиль.
Тема 10. Теория совладающего поведения.
Тема 11. Типология стрессовых расстройств.
Житейское понимание «стресса» сводится к его рассмотрению как патологии, которую нужно лечить. Фундаментальной проблемой является то, что стресс неоправданно отделяют от таких понятий, как «напряжение», «давление», «требования» и «стрессоры». Иногда это понятие используют для описания чего-то присутствующего во внешней среде (стимула или стрессора), например: «У нее стрессовая работа». В других случаях его используют для описания внутреннего чувства (реакции или напряжения): «Его замучил стресс». Часто подразумевают комбинацию стимула и реакции, например:
«Мне нужно слишком много сделать за слишком короткое время, и это вызывает у меня чувство напряжения» (или «моя напряженная работа вызывает у меня стресс»). Однако временами это понятие могут использовать как синоним особого рода давления, например: «Определенный уровень стресса позволяет мне лучше работать», что ведет к точке зрения, согласно которой стресс может быть позитивным.
Впервые термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году (Lazarus & Folkman, 1984).
Большинство приписывают популяризацию понятия «стресс» Гансу Селье, который будучи биологом рассматривал стресс с физиологических позиций, как неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование. Под этим он понимал, что существует типовая реакция на различные виды стрессоров, и он назвал этот набор реакций общим адаптационным синдромом. Термин «неспецифическая» относится к тому факту, что типовую реакцию вызывает широкий спектр воздействий или стрессоров, включая такие позитивные факторы, как просто новые события. Селье назвал воздействия, которые вызывают стрессовую реакцию, стрессорами, подразумевая, что нечто является стрессором, если оно вызывает реакцию стресса.
Постепенное расширение психологических исследований привело к обилию определений, которые далеко не всегда помогали прояснить смысл термина. Касл (Kasl, 1978) составил перечень концепций, от очень специфичных до крайне обобщенных, которые охватывают и стимул, и реакцию. Например, стресс иногда описывали в терминах условий среды, которые рассматривались как стрессовые (Landy & Trumbo, 1976), либо в терминах «фрустрации или угрозы» (Bonner, 1967), либо предлагались усовершенствованные концепции, включавшие стимул, реакцию и связи между ними.
Хотя общепризнано, что уровни стресса возрастают, и можно найти данные, содержащие ряд обстоятельных подтверждений этого, веские доказательства найти сложно. Культурные изменения, а не подлинное возрастание трудностей жизни, могут вести к тому, что мы замечаем у себя более интенсивные признаки стресса и сообщаем о них. Растущая популярность феномена стресса означает, вероятно, не только то, что признание чувств собственного бессилия перед трудностями теперь считается менее постыдным.
Но, как предполагается, это может все больше побуждать нас рассматривать и интерпретировать события и эмоции с точки зрения возрастающего ощущения того, что жизнь полна стрессов.
Вопросы для самостоятельной работы:
Задание 1. Приведите несколько примеров различных вариантов восприятия стрессовых событий персонажами литературных произведений.
Задание 2. О чем свидетельствует современная тенденция акцентировать внимание на признаках стрессов и предъявлять жалобы на него?
Задание 3. Опишите чем на Ваш взгляд отличаются обыденные представления о стрессе у детей и взрослых.
Проведите фокус-группу с десятью испытуемыми на тему «Представления о стрессе». Обработайте результаты, опишите механизмы формирования обыденных представлений о стрессе.
Основой учения о стрессе стали исследования Г.Селье, который в начале 20 века разрабатывает гипотезу общего адаптационного синдрома, процесса, присущего всем организмам и обеспечивающего выживание.
Все воздействующие на нас раздражители запускают:
1. специфические изменения (которые возникают при активизации функциональной системы, ответственной за адаптацию к данному фактору, например, холоду)
2. общую неспецифическую реакцию приспособления, которая была им названа стрессом (этот стрессовый набор Селье включал в себя: увеличение и повышенную активность коры надпочечников, сморщивание (или атрофию) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта).
Он выделяет 3 фазы общего адаптационного синдрома, развитие которых приводит к восстановлению гомеостаза или гибели организма:
— реакцию тревоги, когда организм готовится к встрече с новой ситуацией;
— фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;
— фазу истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются.
После преодоления стрессовой ситуации в клетках функциональной системы, специфически ответственной за адаптацию к данному фактору, повышенная физиологическая функция вызывает активацию генетического аппарата, что сопровождается увеличением синтеза нуклеиновых кислот и белков, образующих ключевые структуры клеток, лимитирующие ее функцию.
В итоге избирательного роста этих структур формируется так называемый системный структурный след, который приводит к увеличению мощности системы, ответственной за адаптацию, и делает возможным превращение первоначально срочной, но ненадежной адаптации в устойчивую, долговременную. Т.о. основная функция стресса заключается в формировании устойчивой адаптации.
Если же специфическая функциональная система не формируется (как при эмоциональном стрессе), нарушения гомеостаза, вызванные факторами среды в организме, а также стресс-реакция сохраняются, она становится чрезмерно длительной и интенсивной. Напряженные психологические реакции вместе с физиологическими составляющими могут привести к нарушению адаптивных реакций, создавая повышенную чувствительность к различным вредным влияниям и формирующие состояние дистресса. Дистресс в современном понимании — такое перенапряжение работы нейроэндокринных механизмов, которое вызывает нарушение деятельности (функциональные или морфологические) различных структур организма, приводя к развитию пограничных состояний и психосоматических заболеваний. Негативные изменения внутренней среды организма при воздействии хронического стресса, т.е. состояние дистресса приводят к возникновению «болезней адаптации», таких как: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, мигренозные головные боли, мышечные головные боли, рак, аллергии, ревматоидный артрит, боли в спине.
Вопросы для самостоятельной работы:
Задание 1. Составьте опорный конспект монографии Г.
Селье «Стресс жизни».
Задание 2. Раскройте понятие «неспецифическая реакция», в чем заключалось значение введения этого термина Г.
Селье в теорию стресса?
Задание 3. Опишите фазы общего адаптационного синдрома, приведите жизненные примеры динамики изменений на каждой из фаз.
Задание 4. Проанализируйте термины «эустресс» и «дистресс» как понятия теории Г.
Селье и с позиции современной психологии.
Задание 5. Опишите один пример формирования стрессовой реакции по Г.
Селье из своего опыта, проанализируйте свое поведение на каждой из фаз развития общего адаптационного синдрома.
Тема 3. Физиологические (адаптационные) теории стресса
Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма. Поэтому необходимо рассматривать стресс как одно из звеньев постоянного процесса адаптации организма к среде.
В современной научной литературе существует значительное количество определений, отражающих различия в понимании сущности и механизмов стресса.
Ф.З. Меерсон определяет стресс как стандартную реакцию организма на любой новый фактор окружающей среды, выражающуюся активацией гипофизарно-адреналовой и адренергической систем организма и являющуюся необходимым звеном более сложного процесса адаптации.
А.В. Вальдман относит к стрессам только такие реакции, для которых характерно перенапряжение психологических и адаптивных процессов.
Р. Лазарус различает понятия неспецифического стресса и психологического стресса, возникающего в ситуациях, представляющих в будущем опасность для человека и вызывающих стремление преодолеть угрожающую ситуацию, избавиться от опасности. Он понимает стресс как регуляционные, двунаправленные отношения: среда воздействует на индивида, а индивид в свою очередь влияет на среду, познавая ее, относясь к ней эмоционально и каким-либо образом действуя. Это состояние в большей степени продукт когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору.
Т. Сох предлагает рассматривать стресс как часть динамической системы взаимодействия личности с окружающей средой при осознании человеком трудности выполнения предъявляемых требований или их несоответствия имеющимся возможностям. При этом основные физиологические реакции определяются психологическим воздействием стрессора на личность, а воздействия на процессы восприятия ситуации являются мощным средством управления реакции человека в стрессорных условиях.
П.Д. Горизонтова дает определение стрессу как неспецифической реакции организма на действие чрезвычайного (по силе влияния на организм) раздражителя, вызывающего включение нервных и гормональных звеньев адаптации.
Б.М. Федоров рассматривает стресс как генерализованную реакцию напряжения, возникающую в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. При этом в зависимости от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессорной ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов, течение генерализованной реакции варьирует, особенно в отношении вовлечения в процесс межсистемных связей целостного организма.
В общем смысле под стрессом в психологии сейчас понимается психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях. Сущность адаптации сводится к перестройке функций организма в новых условиях среды, обеспечивающих сохранение организма, его развитие и нормальную жизнедеятельность.
Физиологический процесс адаптации при стрессе включает в себя несколько фаз:
Начальная фаза адаптации. Эта фаза развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного факторов. Большей частью она складывается из двух разнонаправленных комплексов реакций. Первый связан с ориентировочным рефлексом, который сопровождается торможением многих видов осуществляющейся до этого времени деятельности. Второй вид реакций активизирующие нервно-трофические влияния, обеспечивающие организм необходимой энергией, как бы «в предвиденьи» необходимых в скором будущем затрат. Вся фаза в целом представляется как попытка организма адаптироваться за счет разрозненной мобилизации органных и системных вспомогательных механизмов. Начальная фаза, как правило, характеризуется срочностью развертывания физиологических сдвигов, механизмы которых в основном наследственные. Начальная фаза адаптации может быть выражена по-разному, в зависимости от силы раздражающих факторов (чем сильнее они, тем эта фаза более выражена). Соответственно, она может сопровождаться сильно или слабо выраженным эмоциональным компонентом, от которого в свою очередь зависит «запуск» вегетативных механизмов.
Фаза, переходная от начальной к устойчивой адаптации. В ходе этой фазы приспособительные механизмы организма постепенно переключаются на более глубокий тканевой уровень. Эти сдвиги обеспечивают новый уровень гомеостаза, адекватного новым, часто трудным для организма условиям существования. В этой фазе повышается неспецифическая резистентность организма и в то же время развиваются различные механизмы специфической адаптации. Для формирования устойчивой адаптации, носящей долговременный характер, имеются предпосылки, в основе которых лежат механизмы памяти в ЦНС. Управляющие механизмы в ходе этой фазы скоординированы. Характерной чертой жизнедеятельности в фазе устойчивой адаптации является относительная экономичность («выключение лишних реакций») затрат энергии для ее поддержания. Устойчивая адаптация достигается различными комбинациями в функциональных сдвигах.
Переключение реактивности организма на новый уровень сопровождается как мобилизацией ряда реакций, так и возвращением активности вспомогательных систем к исходным показателям.
Фаза дезадаптации. Это состояние может возникнуть в результате истощения физиологических резервов и нарушения взаимодействия регуляторных и метаболических механизмов адаптации. В результате в организме нарушается баланс расхода и восстановления в органах и тканях, а также взаимосвязь в работе физиологических систем. Симптомами этого состояния являются сдвиги гомеостазируемых показателей деятельности организма, напоминающие те сдвиги, которые наблюдаются в фазе начальной адаптации. Вновь в состояние повышенной активности приходят вспомогательные системы — дыхания и кровообращения; энергия в организме тратится не экономно. Дезадаптация возникает чаще всего в тех случаях, когда функциональная активность в новых условиях чрезмерна или действие факторов, явившихся основными стимуляторами адаптивных изменений в организме, усиливается, а они приближаются по силе к экстремальным.
Утрата адаптации. Организм может снова вернуться к исходным условиям, переместившись из среды, для него необычной, в среду, адекватную для всех его функций. В этом случае все приобретенные новые свойства, обусловливающие адаптацию, оказываются во многом неоправданными и энергетические затраты — превышенными.
По Р.М. Баевскому, перенапряжение механизмов центральной адаптации под влиянием различных стрессоров, особенно если такое состояние продолжается длительное время, может привести к истощению процессов регуляции и управления, развитию состояний перенапряжения и астенизации с последующим переходом в состояние предболезни и заболевания.
Вопросы для самостоятельной работы:
Задание 1. Составьте таблицу, в которой укажите ведущих ученых, занимающихся изучением физиологического аспекта стрессов.
Кратко опишите их позиции по этому вопросу. Укажите литературные источники.
Задание 2. В чем заключаются эффекты стресса на каждой из фаз адаптации к раздражающему стимулу? Проведите параллели между физиологическими и психологическими эффектами.
Задание 3. Сделайте тезисный конспект физиологической теории стресса одного из авторов.
Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и односторонними психологическими представлениями явилось то, что некоторые авторы, особенно отечественных работ, этому понятию предпочитают другое — «психическая напряженность». Одной из основных причин такого предпочтения, по мнению Н. И. Наенко, является свобода этого термина от отрицательных ассоциаций с другими близкими понятиями и его нацеленность, связь с необходимостью изучения психологического функционирования человека в сложных условиях.
Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.
В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и другие. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.
Однако, по мнению Н. И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно заключить о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам.
Это мнение разделяется и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение».
Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Н. И. Наенко раскрывается их роль в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.
Стресс и эмоции выполняют разные функции. Стрессор вызывает избыточную реакцию на неосознаваемом уровне, обеспечивая необходимый уровень гомеостаза, и только затем переключающие и, особенно, компенсаторные механизмы эмоций вовлекаются для обеспечения осознания, упорядочения и оценки адекватности реакции организма.
Эмоции являются частью стрессовой реакции:
Первая фаза стрессовой реакции, призванная подготовить организм человека, протекает на подкорковом уровне, обеспечивая адекватную реакцию за счет прямых сенсомоторных реакций, и предшествует состоянию тревоги.
Вторая же фаза — возникновение соответствующих эмоций после оценки опасности, нужна для последующего сознательного управления и выбора тактики поведения, но никак не может повлиять на направленность стрессовых механизмов.
Кроме этого, за разделение механизмов стресса и эмоций говорят следующие данные:
1. Эмоции разнонаправлены (положительные и отрицательные) и их механизмы различны, а стресс всегда однонаправлен — на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций.
2. Величина стрессовой реакции прямо зависит от силы стрессора, а иногда и превышает ее. У эмоций эта зависимость многозначней и менее жесткая.
3. При всем внешнем сходстве исполнительных структур мозга (гипоталамус, например) конкретные зоны их инициации различны.
Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить его как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней.
Психоэмоциональная напряженность – состояние, формирующееся в результате чрезмерного возрастания психоэмоционального напряжения и характеризующееся временным понижением устойчивости психических и психомоторных функций, выраженными соматовегетативными реакциями и снижением профессиональной работоспособности.
Л. Е. Панин описывает синдром психоэмоционального напряжения с включением пяти основных групп признаков:
1. Клинические – личностная и реактивная тревожность, снижение эмоциональной стабильности.
2. Психологические – снижение степени самооценки, уровня социальной адаптированности и фрустрационной толерантности.
3. Физиологические – преобладание симпатической нервной системы над парасимпатической, изменение гемодинамики.
4. Эндокринные – повышение активности симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофиз-надпочечниковой систем.
5. Метаболические – повышение в крови транспортных форм жира. Так как стресс возник главным образом именно из-за восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида, потребностей или когда рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги.
Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это связано с ощущением угрозы, которое представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. Тревога, по интенсивности и длительности не адекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных стрессом, однако эмоции и стресс не идентичны.
Требуется обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменологического разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.
В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенное и адекватное условиям функционирование организма и личности.
Вопросы для самостоятельной работы:
Задание 1. Опишите различия психического и физического напряжения, ответьте на вопрос «какие условия послужили причиной включения термина «напряжение» в теорию стресса».
Задание 2. Сделайте реферирование одной из статей / монографий ученых, работающих в концепции психического напряжения.
Задание 3. Составьте таблицу «Различия эмоций и стресса» и заполните ее по схеме: признак сравнения, характеристика эмоциональной реакции, характеристика стрессовой реакции.
К числу основных, этапных теорий и моделей стресса можно отнести следующие.
Психодинамическая модель, основанная на положениях теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника.
Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов.
Для описания результирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».
Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.
Междисциплинарная модель стресса. По мнению авторов, стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.
Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что предупреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большой степени свободы в выборе жизненных установок и позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.).
Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели, является понятие и механизмы адаптации, которая определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, и которая имеет два проявления: 1) преодоление (coping) — борьба с ситуацией, 2) защита (defence) — борьба с чувствами, вызванными ситуацией.
Преодоление, «овладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями.
Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса Н. Selye была модифицирована В.
P. Dohrenwend, который рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и не адаптивные реакции. Автор под стрессорными понимает прежде всего социальные по своей природе факторы, — такие, например, как экономические или семейные неудачи, то есть объективные события, которые нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Они не обязательно негативные и не всегда ведут к объективному кризису.
Системная модель стресса, которая отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.
Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения. Понятие такой проблемы они определяют как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него превышения либо ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождается напряжением функций организма, — если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже нарастает — развивается стресс.
По мнению авторов способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов: 1) ресурсов человека — его общих возможностей по разрешению различных проблем, 2) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы, 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения, 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему, 5) типа выбранного реагирования — защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяет выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.
Концепция Ф.Е. Василюка: «Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса.
Сначала оно означало неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома (Селье, 1960, 1979), теперь это понятие относят ко всему что угодно, так что в критических работах по стрессу даже сложилась своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия реакций на такие совершенно разнородные события, как температурное воздействие и услышанная в свой адрес критика, гипервентиляция легких и деловой успех, физическая усталость и моральное унижение (Вилюнас, 1972; Лазарус, 1970; Наенко, Овчинникова, 1970; Губачев и др., 1976). По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати», а Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс», и приравнивает отсутствие стресса к смерти В современных психологических работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки так или иначе ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии. Р.
Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами (Лазарус, 1970, Lazarus, 1969). Дж Эверилл вслед за С. Сэллсом (Sells, 1970) считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, то есть отсутствие реакции, адекватной данной ситуации, при значимости для индивида последствий отказа от реагирования (Averill, 1973).
П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций (Фресс, 1975). Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «. состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации» (Савенко, 1974).
Этот список можно было бы продолжить, но главная тенденция в освоении психологией понятия стресса видна и из этих примеров. Она состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее (Лазарус, 1970), которое нарушает адаптацию (Фресс, 1975), контроль (Averill, 1973), препятствует самоактуализации (Савенко, 1974).
Для решения теоретической задачи употребления стресса в психологическом контексте можно попытаться поставить мысленный эксперимент: каким должно быть некое гипотетическое существо, чтобы любое требование среды являлось для него одновременно критическим, экстремальным?
Понятно, что подобное совпадение «любого» с «экстремальным» может быть только у существа, не способного справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное («здесь-и-теперь») удовлетворение всякой потребности. Для такого существа «нормальным» может быть лишь жизненный мир, который «легок» и «прост», то есть таков, что удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности.
Эмпирическую реализацию описанного гипотетического существования, когда все потребные для жизни блага даны сами собой, а жизнь сведена к витальным функциям организма, можно усмотреть, да и то с большими оговорками, только в пребывании плода в чреве матери; однако в качестве одного из аспектов такое существование присуще всякой жизни, проявляясь в виде установки на «здесь-и-теперь» удовлетворение, или в том, что 3. Фрейд называл «принципом удовольствия».
Понятно, что осуществление этой установки в действительных природных и социальных условиях сплошь и рядом прорывается самыми обычными, любыми требованиями реальности. Если подобный прорыв квалифицировать как особую критическую ситуацию — стресс, мы приходим к искомому понятию стресса, в котором очевидным образом удается совместить идею «экстремальности» и идею «неспецифичности». При описанных содержательно-логических условиях вполне ясно, как можно считать стресс критическим событием и в то же время рассматривать его как перманентное жизненное состояние.
Итак, категориальное поле, стоящее за понятием стресса, можно обозначить термином «витальность», понимая под ним неустранимое измерение бытия, «законом» которого является установка на «здесь-и-теперь»
Вопросы для самостоятельной работы:
Задание 1. Перечислите основные причины, которые формируют путаницу теорий и определений стресса.
Задание 2. Опишите разницу между физиологическим и психологическим стрессом с точки зрения Р.
Задание 3. Охарактеризуйте типы связи характера стрессовой реакции с психологической структурой личности.
Задание 4. Раскройте значение интеллектуальной оценки угрозы для формирования стрессового ответа.
Задание 5. Перечислите психологические факторы, которые определяют восприимчивость и устойчивость к психологическому стрессую Задание 6.
Опишите специфику термина «переживание» по Ф.Е.Василюку. Какие основания позволил ему сделать вывод о связи стресса с понятием «витальность»?
Тема 6. Механизм развития психологического стресса
Общепринятая классификация психологического стресса (Бодров В.А.,
1995) включает следующие его виды:
— внутриличностный (нереализованные притязания, потребности, бесцельность существования);
— межличностный (трудность общения с окружающими, наличие конфликтов или угрозы их возникновения);
— личностный (несоответствие социальной роли);
— профессиональный. К последнему, в частности, относится часто встречающийся стресс бизнесменов — менеджеров, «белых воротничков».
Основным условием возникновения психоэмоционального стресса считается восприятие угрозы, особенно если угрозе подвергаются наиболее значимые для человека ценности (Лазарус Р., 1970).
Как правило, стресс для человека является индивидуально воспринимаемым феноменом, причина которого кроется не во внешних, а во внутренних, психических процессах (Тигранян Р.И., 1988).
При этом в качестве эмоционально-стрессового расценивается состояние организма, возникающее в результате психологической оценки ситуации как неприемлемой, негативной, отвергаемой при одновременной невозможности ее избегания (Синицкий В.Н., 1986) и являющееся, по сути, состоянием психической напряженности (Наенко Н.И., 1976).
Как показали работы физиолога Г.И. Косицкого (1970), стресс, состояние напряжения организма, развивается по определенным закономерностям и проходит через ряд этапов.
1. Вначале — стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.
2. Если проблему решить не удается, развивается вторая стадия, или фаза «стенической отрицательной эмоции». Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. О таких состояниях говорят: «внутри все кипит», «злость наружу просится, прямо руки чешутся». Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, доходящие до этой стадии, приводят к истощению организма.
3. Если же и это не помогает, наступает фаза «астенической отрицательной эмоции». Приходит черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упадочнический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.
4. А дальше — невроз, срыв. Человек полностью деморализован, он смирился с поражением, опустил руки.
Дальнейшие медико-психологические последствия затяжного стресса также формируются поэтапно, в порядке нарастания степени выраженности нарушений.
1. Вначале происходит нарушение собственно психической адаптации, приводящее к снижению эффективности интеллектуальной деятельности.
Происходит это вследствие того, что функциональные звенья, обеспечивающие переработку информации — ее поиск, восприятие, анализ и синтез, хранение и использование — функционируют извращенно или на сниженном уровне (Гримак Л.П., 1987). Психическая напряженность проявляется в нарушении устойчивости психических функций и снижении эффективности деятельности в следующих формах (Наенко Н.И., 1976): тормозной (замедление выполнения интеллектуальных операций), импульсивной (ошибочные действия, суетливость) и генерализованной (срыв деятельности, сопровождаемый чувством безразличия, обреченности и депрессией).
2. На втором этапе добавляется ухудшение межличностного взаимодействия. Показано, что следствием любого стрессового расстройства является развитие в той или иной мере выраженного нарушения социального приспособления (Александровский Ю.А., 1997).
3. Последующее углубление стресса приводит к формированию уже отчетливых физиологичеcкиx сдвигов. Вначале формируется так называемый синдром психоэмоционального напряжения (Панин Л.Е., 1983; Панин Л.Е., Соколов В.П., 1981). Он представляет собой пограничное состояние (на грани нормы и болезни) и включает следующие групповые признаки:
1. клинико-психологические — повышенная тревожность, снижение эмоциональной стабильности;
2. собственно психологические — снижение самооценки, уровня социальной адаптированности и фрустрационной толерантности (отсюда повышенная уязвимость, одним из проявлений которой служит симптом «взведенной пружины», когда человек бурно реагирует на малозначительные, хотя и негативные для него события);
3. физиологические — преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической, нарушения регуляции системы кровообращения (в первую очередь, повышение артериального давления);
4. эндокринные и обменные — повышение активности надпочечниковой системы и нарушение холестеринового обмена (предпосылка развития атеросклероза).
Все это составляет предпосылки для дальнейшего развития разнообразных заболеваний на фоне продолжающегося стресса.
Задание 1. Проведите сравнительный анализ классификаций психологического стресса.
Какое основание классификации на Ваш взгляд наиболее перспективно?
Задание 2. Охарактеризуйте механизм развития психологического стресса, приведите жизненные и литературные примеры.
Задание 3. Какие этапы развития психологического стресса определяют индивидуальный тип реагирования на стресс? Проанализируйте механизм развития стресса на примере своих переживаний.
Тема 7. Типология стрессоров.
Индивидуальная значимость стрессора
Причинами стресса у человека являются (Тигранян Р.И., 1988):
— физические факторы внешней среды,
— информационная нагрузка (необходимость ускоренной обработки информации),
— нарушенные (в результате болезни, нарушений сна и других причин) физиологические функции,
— психологические и психосоциальные факторы (отсутствие контроля над событиями, осознаваемая угроза, изоляция, остракизм, групповое давление).
Концепция жизненных событий — обоснованных подходов к пониманию стрессоров. Центральной для него является идея, согласно которой любое изменение является стрессовым и требующим адаптации. Поэтому конструкт «жизненного события» описывают как дискретное изменение в социальной и личной среде субъекта. Событие должно представлять собой изменение, а не устойчивое состояние, и быть внешним, верифицируемым, а не только внутренним, психологическим изменением.
Исходя из клинического опыта, Холмс и Рае (Holmes & Rahe) составили перечень из 43 событий, а затем 394 человека оценивали эти события по степени «социальной адаптации», которой они (события) требуют. Это предполагало принятие во внимание интенсивности процессов адаптации и продолжительности, требующихся среднему человеку, независимо от желательности события. Участникам сказали, что вступление в брак оценивается произвольно в 500 баллов, и попросили их выставить баллы, основанные на сравнении степени адаптации, требуемой для каждого жизненного события, с адаптацией при вступлении в брак. Затем среднее значение по выборке делилось на 10, чтобы получить показатель в единицах жизненного изменения.
Источник; Journal of Psychosomatic Research, Vol II, p 216, Holmes et at, «Social readjustment rating scale», 1967.
Недостатки этого подхода заключаются в следующем:
1. Он не делает различий между позитивными и негативными событиями.
«НАРВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЛЕКТОРАТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Юлия Белова ПРОГРАММА «KIUSAMISEST VABA LASTEAED», КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕНТЕЦИЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Бакалаврская работа Руководитель: Нелли Рандвер НАРВА 2015 Olen koostanud t iseseisvalt. Kik t koostamisel kasutatud teiste autorite td, phimttelised seisukohad, kirjandusallikatest ja mujalt prinevad andmed on viidatud.. /t autori allkiri/ Lihtlitsents lput reprodutseerimiseks ja lput ldsusele. »
«СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУ ЛЬТЕТПСИХОЛОГИИ И ПР АВА ОТДЕЛЕНИЕ ПР АВА КАФЕДР А УГОЛОВНОГО ПР АВА И ПРОЦЕССА УГОЛОВНОЕ ПР АВО Учебно-методическое пособие (для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 (021100) “Юриспруденция” – заочная форма обучения) Смоленск – 2009 Составитель – Шкредова Э.Г., кандидат юридических наук, доцент Рецензенты: Волчок В.Г. – судья Смоленского гарнизонного Военного суда, кандидат юридических наук К уликова О.Н. кандидат юридических наук, старший. »
«Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП САМОПОМОЩИ методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» Челябинск 2008 Содержание. Предисловие..3 ЧАСТЬ 1. Домашнее насилие..6 1.1 Виды и формы проявления насилия в семье.6 1.2. Причины насилия. Характерные. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Коррупция: причины, проявления, противодействия (Наименованиедисциплины (модуля)) Направление подготовки 040700.62, Организация работы с молодежью (шифр, название. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» ПФ КемГУ (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) «Педагогическое мастерство» (Наименование дисциплины (модуля)) Cпециальность подготовки 030301.65 «Психология» (шифр, название направления) Направленность (профиль) подготовки. »
«СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел Пояснительная записка 1.1. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП 1.2. (предметные и личностные) Система оценки достижения планируемых результатов 1.3. (предметных и личностных) II. Содержательный раздел Перечень общеобразовательных учебных программ, 2.1. обеспечивающих освоение ООП Рабочие программы по предметам (Приложение 1) 2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения 2.3. образовательного процесса Характеристика коррекционных программ и. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт психологии и педагогики Кафедра возрастной и педагогической психологии Алексеев Николай Алексеевич Психология высшей школы Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления подготовки 42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело. »
«Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» Дисциплина _Дошкольная педагогика _ (наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом) Укрупненная группа _ДПП. Ф.09_ (номер и наименование укрупненной группы) Направление 030900 Дошкольная педагогика и психология_ (номер и наименование. »
«Организационная психология. 2015. Т. 5. № 2. С. 67–137. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ www.orgpsyjournal.hse.ru Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году) Николай БАТУРИН (д. психол. н., проф. ЮУрГУ, Пситест, Челябинск, Россия) Евгений ВУЧЕТИЧ (EXECT Partners Group, Москва, Россия) Светлана КОСТРОМИНА (д. психол. н., проф. СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия) Борис КУКАРКИН (EXECT Partners Group, Москва, Россия) Евгений КУПРИЯНОВ (к. »
«Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет»МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПОЛИТИКА Учебное пособие Издательство «Экономическое образование» Москва 20 ББК 60.723.5(2Рос) УДК 314.15(571)(06) М Одобрено на заседании Научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения МПСУ 11.06.2012, Протокол №2. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПОЛИТИКА Учебное пособие Под редакцией доктора экономических. »
«АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ» Д.Т. ИХСАНОВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Методические рекомендации к практическим занятиям Алматы Автор-составитель: ИХСАНОВА Д.Т., кандидат психологических наук, доцент Алматинского филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом Алматинского филиала НОУ. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ИВАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Учебное пособие Белгород 2008г. УДК 316.324.8 ББК 60.521.2 И21 Печатается по решению редакционно-издательского совета Белгородского государственного университета Рецензенты: Ломакин В.В. кандидат технических наук, доцент кафедры информационного менеджмента. »
«Содержание 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для реализации программы характеристики 1.2.Планируемые результаты освоения ООП ДО 2. Содержательный раздел 2.1. Формы, методы и средства реализации ООП ДО Проектирование воспитательно-образовательного процесса Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы Реализация целей и задач. »
«Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Методические рекомендации для педагогов по теме профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних г. Сыктывкар Составители: Жоголева Н.В. – майор полиции в отставке, педагог дополнительного образования Линушкина А.В. – подполковник милиции в отставке, педагог дополнительного образования Петрова. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Б1.В.ОД.16 Психология стресса (Наименование дисциплины (модуля)) 37.03.01.62 Психология (шифр, название направления) «Прикладная психология» Квалификация (степень). »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогики и психологии Кафедра дефектологии А. А. Дмитриев КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 44.06.01 Образование и педагогические науки (Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и. »
«Министерство образования и науки Челябинской области «Челябинский государственный педагогический университет (ГОУ ВПО «ЧГПУ») Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №73 Е.В. Резникова Л.Е. Шевчук Рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям в условиях интегрированного обучения Челябинск-2010 УДК ББК В Резникова Е.В., Шевчук Л.Е. Рекомендации педагогам и родителям по оказанию. »
«азастан Республикасы Білім жне ылым министрлігі Министерство образования и науки Республики Казахстан Ы. Алтынсарин атындаы лтты білім академиясы Национальная академия образования им. И. Алтынсарина ЕЛБАСЫНЫ «ТУЕЛСІЗДІК ТОЛАУЫ» ЕБЕГІН ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН ОУ МЕКЕМЕЛЕРІНДЕ ОУШЫЛАРДЫ ПСИХОЛОГИЯЛЫ ЖНЕ ЖАС ЕРЕКШЕЛІКТЕРІН ЕСКЕРЕ ОТЫРЫП ОЫТУ БОЙЫНША ДІСТЕМЕЛІК НСАУ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА «СЛОВО О НЕЗАВИСИМОСТИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ С. »
«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ Е.А. Маслакова УГОЛОВНОЕ ПРАВО: ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Орел ББК 67.408я7 МРекомендовано к изданию Ученым советом Орловского филиала РАНХиГС Рецензенты. »
«образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Международный славянский институт»УТВЕРЖДАЮ: Ректор МСИ, д.э.н., профессор _ К.А.Смирнов «»2015 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки 37.03.01 Психология Академический бакалавриат Профиль: Пихологическое консультирование Квалификация (степень) выпускника бакалавр Нормативныи срок освоения программы 4 года/ 4 г 6 м/ 5 лет Форма обучения – очная/очно-заочная/заочная Москва 2015 г. »
2016 www.metodichka.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Методички, методические указания, пособия»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник