Реферат » Стресс и способы преодоления стресса»
Реферат по дисциплине «Психология», по теме «Стресс и способы преодоления стресса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Реферат по дисциплине:
«Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций»
Медведева Татьяна Владимировна
1. Сущность и содержание стресса………………………………………. 3
2. Способы преодоления стресса …………………………………………6
Сущность и содержание стресса
Стресс поджидает нас везде. Каждую секунду нашего времени мы испытываем влияние на наш организм различных факторов. Как с внешней, так и с внутренней стороны. Наш организм приспосабливается быстро. Но находясь под длительным и монотонным влиянием, наш организм может специфически отвечать.
Этот неспецифический ответ и есть стресс. Это эмоциональное состояние. Проявления могут быть как физическом, так и на психическом уровнях.
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.
Если он возникает часто, то становится проблемой для человека. У человека ощущение пустоты, истощенности, работоспособность и общее функционирование всех систем и органов снижена.
Физиологическими признаками стресса являются: головная боль, сердцебиение, повышенное или пониженное артериальное давление, возможны язвы, мигрени и др. Психологические признаки: раздражимость, отсутствие аппетита, снижение интереса к общению и др.
Высокий темп жизни, урбанизация, индустриализация, эмоциональные нагрузки, переживание чувства тревоги, неуверенности в себе и другие факторы вызывают к жизни явлений, так называемых стрессоров.
Как человек переносит стресс зависит от индивидуальных особенностей.
Большинство психологических проблем скрыты в противоречии биологической и социальной эволюции человека, а именно, в несоответствии механизмов эмоционального реагирования, заложенных в организме природой, и образа жизни современного человека, накладывающего многочисленные запреты на его поведение и способы отреагирования эмоций.
И что бы снять это противоречия необходимо использовать различные психитерапевтические методы, приёмы
На сегодняшний день уловно принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Психологическая сфера играет ведущую роль в жизни человека, отсюда работа с психическим стрессом наиболее значима, что бы обратить на неё внимание в процессе регуляции.
Результаты чувств – горе и радость – абсолютно разные, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.
Различают положительный стресс- эвстресс, который заставляет организм мобилизоваться(активизируются познавательные процессы, осмысливается действительность и плюс сочетается с желательным эффектом и отрицательный стресс- дистресс, отличается вредным эффектом). Если дистресс возникает в рабочее время, то его результат распространяется и на свободное от работы время.
Также выделяют кратковременные и долговременные виды стресса (или острые и хронические) – по временной продолжительности.
Следующий – внутриличностный стресс. Сущность заключается в том, находимся ли мы в мире сами с собой или нет. Если находимся в смятении, несоответствие ожиданиям, неудовлетворенность потребностям и др., то такие ситуации, состояния ведут в негативной реакции.
Находясь постоянно во взаимодействие с разными лицами и оценка этого взаимодействия существенно влияет на наше отношение к явлениям и событиям этого мира, их переживание.
На основе этого отношения выделяют:
семейный стресс, который включает в себя трудности по содержанию семьи и отношений в ней – бытовые обязанности, ссоры между супругами, между детьми и родителями, болезнь и смерть в семье, вредные привычки, ревность, измены, развод и т. п.
Последнее время популярен рабочий стресс, который связан с несоответствие ожиданием, большой психологической нагрузкой, подчас половым и ролевым конфликтом. Плохая организация труда, халатное отношение к безопасности.
Общественный стресс переживают группы людей, столкнувшиеся, например, с ситуацией бедности, банкротства, видовой и расовое дискриминация.
Экологический стресс связывают с отрицательным воздействием условий окружающей среды. Это может быть связано с ожиданием этого воздействия или его последствий – шумовое, визуальное, пространственное, пищевое загрязнение, суровые погодные условия, несносные соседи, большое скопление людей и т. п.
Финансовый стресс. Он определяется с невозможностью оплатить квитанции квитанции ЖКХ, несоответствие зарплаты с затраченными усилиями, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении кредита, неожиданные, непредвиденные расходы, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.
Внутриличностный стресс требует более детального разбора потому, что он может влияет на все события, происходящие в жизни, и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.
2. Способы преодоления стресса
Для того, что бы преодолеть стресс желательно иметь хорошие адаптационные способности. Их можно попробовать в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.
Первое, что надо сделать, это продумать, как можно проигрывать конкретные жизненные опасности или найти способы смягчения таких ситуаций.
«Подумаю об этом завтра», не делаем быстрых скороспелых выводов. Решения принимаем в спокойной, уравновешенном состоянии.
«Не делать из мухи слона» Не додумываем, не домысливаем. Четкое, логическое изложение события или вероятные результаты события.
Пытаемся, упражняемся держать себя в руках. Тренируем силу воли. Есть необходимость вмешиваться в ситуации, вызывающие стресс.
У каждого из нас должно быть понимание, что в жизни не может быть всё гладко и перемены в жизни неизбежны, например, рождение и болезни детей, уход из жизни родителей и т.п..
Активно использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.
Физическая активность помогает создавать в человеческом организме защитного барьера против стресса, активность повышает адаптивные возможности организмов. Человек сам, без сложных последствий преодолевает стресс.
Побольше положительных эмоций.
Использование различных социальных ресурсов, например, курсы будущих матерей, школа будущих родителей, школы усыновителей и др.
Обязательно проводить анализ своего реагирования в критических ситуаций.
Использование в своей практике разных методов психотерапии:
— групповой метод – решает проблемы межличностного общения, самопознание, повышения самооценки и т.д.;
семейный метод направлен на гармонизацию супружеских взаимоотношений, воспитания детей;
аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое.
Если методы психологического и терапевтического воздействия не принесли результата можно использовать фармакологическое вмешательство. И здесь важно идти в тандеме с врачём.
Положительный эффект дает медитация. Умение сосредотачиваться и концентрироваться на объекте.
Использование аутогенной тренировки для регулирования воли и упражнение в самоконтроле. При этом улучшается память, внимание, общая работоспособность, вырабатываются навыки самонаблюдения. Человек научается управлять своими эмоциями, у него развиваются способности быть спокойными, бодрыми. Он находится в уравновешенном состоянии в течение дня, просыпаться и засыпать в назначенное время, контролировать и управлять своим настроением.
В крайнем случае, гипноз, для купирования стрессового состояния. Прибегая к гипнозу периферическая сфера осознания чело уменьшается. Его используют для индуцирования состояния глубокой релаксации; для избегания стрессов, развития уверенности в себе.
Массаж для снятия мышечного напряжения, развивается гибкость и упругость мышц, снижается кровяное давление.
Медитация (лат. – размышляю, обдумываю) – при помощи дыхательной гимнастики, умственного сосредоточения идёт расслабление и умонастроение – приподнятость и отрешенность.
Итак, стресса не следует избегать. Есть способы перехитрить стресс:
- Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Посмотреть кино, послушать любимую музыку, заняться тем, что нравится.
- Поездки и встречи только по необходимости.
- Научиться говорить людям «нет».
- Соблюдать во всём меру.
- Ограничивать употребление кофе, алкоголя.
- Делаем паузы в 15-20 минут, находясь в стрессовой ситуации прогуляться, поговорить с –друзьями.
- Говорить почаще на приятные темы.
- Ситуация опоздания, ты в пробке. Как исправить ситуацию. Никак. Успокоиться. Злость не спасет, а только перевозбудит и усилит эффект стресса. Отсюда последствия будут более тяжёлые.
- Неприятность. Подумай, что другим может быть хуже.
- Учитываем цвет при оформлении помещений. Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.
- Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.
- Синий и зеленый цвета успокаивают.
- Прослушивать классическую музыку, которая снимает чувство подавленности и «убитости».
- Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.
- Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.
- Любовь – лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.
- Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.
- Ванна, контрастный душ.
- Спокойный сон.
- Увлечение и хобби, кружки, секции.
- Браться только за те дела, которые человек способен выполнить. С небольшими усилиями.
Без стресса жизни нет. Она была бы серой, скучной, неинтересной.
Активность –одна из уникальных возможностей и возможно единственный выход из любой ситуации и даже стрессовой. единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.
Положительные эмоции, мысли сохраняют здоровье и способствуют успеху. Неудачи подавляют.
Человек сам решает как ему жить. Со стрессом или нет
Источник
Психология стресса доклад по психологии
. Основные причины возникновения стресса
Термин стресс стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным.
Г. Селье. выяснил ,что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.
1. Понятие и виды стресса
В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Гансом Селье была предложена его концепция стресса. Можно сказать, что она была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия.
Селье выделил три этапа в развитии стресса :
Тревога (фазы шока и противошока). В этой фазе организм функционирует с большим напряжением. Однако, на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизацией резервов без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, в ней падает содержание ионов хлора, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки, но более подробно о физиологических механизмах стресса речь пойдет ниже.
Резистентность (возникновение повышенной устойчивости организма к действию стрессоров). Это вторая фаза. Так называемая фаза максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие фактуры среды.
Истощение (развиваются дистрофические процессы, вплоть до гибели организма). Если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс . Слабые воздействия не приводят к стрессу , он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида.
Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации.Проблемы у людей совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине»
По мнению В. В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» .
Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза».
Поэтому, предметом психологии стресса являются различные виды стресса. Понятие «стресс» используется и в обыденной жизни, и в литературе по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлениям.
Согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последние десятилетия в связи с ростом так называемых болезней стресса. Проблема стресса и стрессоустойчивости остается острой и актуальной как для каждого человека, так и для общества в целом (А.Ю.Александровский, Л. И. Анцыферова, В.А.Бодров, Т.Б.Дмитриева, А.Б.Леонова, В. Д. Менделевич, В. Я Семке, Н. В Тарабрина и др.).
Существует сложность разработки и изучения проблемы стресса и стрессоустойчивости .Это связано прежде всего с тем, что в литературе нет единого определения стресса и существует множество теорий и моделей стресса, которые отражают процесс нарушения адаптации.
Стресс по своей сути представляет собой вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. Рассмотрим несколько вариантов определения понятия » стресс «Этот термин, получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. Английский ученый Роббер Гук использовал этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифические вызванных изменений как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования.Стресс — это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, можно полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов.
Причины стресса у человека более многообразны, чем причины, вызывающие адаптивные реакции у животных. Так, стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.В последние годы появились указания на возможность развития стресса не только под влиянием избытка стрессоров, но и при их нехватке. В эксперименте получены данные о формировании стресса в условиях искусственно создаваемой изоляции, резкого ограничения внешних сигналов (состояние, называемое сенсорной депривацией), пребывания в необычных, непривычных средах обитания (гидронавты, астронавты). Следовательно, эмоциональные стрессовые состояния могут быть вызваны дефицитом чувственных переживаний: они особенно болезненно переживаются людьми активного, деятельного склада.
2. Основные причины возникновения стресса
Стресс в нашей жизни очень частое явление. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на всю жизнь человека. Стресс -это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс, может быть вызван чем угодно. Стрессорами называют все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям . стресс тревога резистентность истощение
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. По мнению психологов именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс . Кроме причин появления стрессов , анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.
По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Все ,что нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса . Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Формы проявления стресса
Психологический стресс может проявляться в различных формах.Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, их разделяют на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы).
Проявления стресса можно разделить на четыре группы:
в избыточном напряжении мышц (особенно часто — лица и «воротниковой» зоны);
изменении ритма дыхания;
уменьшении скорости сенсомоторной реакции;
нарушении речевых функций и т. д.
Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют «мышечным зажимом», и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на «снятие» таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.
Также при стрессе страдают свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания.
Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать.
При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:
повышение частоты пульса или изменение его регулярности;
повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
снижение электрического сопротивления кожи и т. д.
В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.
Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:
боли в сердце и других органах;
затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;
неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.
Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д.
Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.
На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.
Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д. При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).
Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.
Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности. Поэтому психология стресса является очень важной дисциплиной для изучения.
1) Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С. 45-54.
)Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995, 136 с.
3) Завязкин, О. В. Как избежать стресса / О. В. Завязкин. — М. : Сталкер, 2000. — 320 с.
)Л.А.Китаев-смык Психология стресса издательство «Наука» Москва 1983 г.370 с.
)Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс,психосоматические и соматические расстройства удетей -СПб.:Речь,2005-400с
6) Общая психология. — СПб.:Питер,2001.Маклаков А.Г.583с.
) .Селье, Г. Стресс без дистресса Г. Селье. — М. : Прогресс, 1982. — 287 с.
) Психология под ред. А. А. Крылова. — М. : Проспект, 1998. — 584 с.
Теги: Психология стресса Реферат Психология
Источник