Психология эмоций под ред вилюнас
Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте— конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадение собственно эмоций к чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об амбивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека
Существенную роль в формировании и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторые социальные обряды и церемониальные акты (П. Жане). Как и собственно эмоции, чувства имеют у человека свое положительное развитие и, имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.
Анохин Петр Кузьмич (26 января 1898 — 6 марта 1974) — советский физиолог, академик АН и АМН СССР, лауреат Ленинской премии (!972). По окончании в 1926 г. Института медицинских знаний работал в лаборатории В. М. Бехтерева, а затем — И. П. Павлова, став одним из ближайших учеников и творческих продолжателей его учения. Интересы П. К,. Анохина с самого начала были направлены на поиск объективного метода изучения физиологических процессов, лежащих в основе сложных форм целенаправленной деятельности человека. Разработка П. К. Анохиным положения о том, что такие формы поведения несводимы к элементарным рефлексам, но имеют в своей основе сложные физиологические «ансамбли», или «функциональные системы», привела к коренной перестройке основных представлений физиологии того времени. Особое значение приобрела выдвинутая П, К. Анохиным еще в начале 30-х годов идея саморегуляции поведения на основе сигналов об успешности протекания действия к разработанное им впоследствии представление о механизме «акцептора действия». Исследования П. К. Анохина охватывали широчайший круг проблем: роли лобных долей мозга в регуляции поведения, локализации в свете системных представлений об организации мозговых функций, компенсации нарушенных мозговых функций, боли и обезболивания, сна и бодрствования, биологической природы и физиологических механизмов эмоций и др. В последние годы П. К. Анохин работал также над проблемами «физиологических основ процессов «принятия решений». Сочинения: Проблемы центра и периферии. М., 1935; Проблемы нервной деятельности. М., 1949; Биология и физиология условного рефлекса. М., 1968; Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975; Избранные труды. М., 1978; Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979; Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1980.
Источник
Психология эмоций под ред вилюнас
В сборнике текстов воспроизводятся фрагменты работ, знакомящих с основными направлениями изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с обобщающими работами в пособие включены материалы, анализирующие отдельные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.
Предназначен для студентов, аспирантов и специалистов, интересующихся историей и современным состоянием психологии эмоций.
Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций (вступительная статья)
Настоящая книга продолжает серию изданий (СНОСКА: Проблемы и методы психофизики. М., 1974; Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975; Хрестоматия по вниманию. М., 1976; Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979; Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981; Психология личности. Тексты. М., 1982; Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. Все книги опубликованы издательством Московского университета.), знакомящих с классическими, а также наиболее ценными реферативными работами общей психологии. Широта и разветвленность проблемы эмоций, которой посвящен данный выпуск, не позволили в его пределах равномерно отразить все множество исторических и современных направлений, сложившихся в изучении этой проблемы. В связи с тем, что результаты экспериментального исследования эмоций в литературе на русском языке сравнительно полно освещены (Вудвортс, 1950, гл. XX—XXII; Линдслей, 1960; Фресс, 1975; Рейковский, 1979; Изард, 1980), предпочтение было отдано обобщающим теоретическим работам; именно они составляют основное содержание настоящего издания. Наряду с ними в книгу включен ряд работ, описывающих и анализирующих отдельные эмоциональные состояния, в частности, патологические, а также индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека. Кроме того интереса, который вызывает такого рода феноменологический материал сам по себе, он полезен еще и тем, что оттеняет односторонность и пристрастность примеров, приводимых в теоретических работах; проверяя на нем положения этих работ, читатель сможет убедиться в мере их универсальности и объяснительной ценности. А поскольку подобного испытания фактами современная теория эмоций часто не выдерживает, феноменологический материал важен еще и тем, что намечает актуальные задачи ее завтрашнего дня.
Источник
Психология эмоций под ред вилюнас
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ запись закреплена
ПОДБОРКА КНИГ ПО ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ
Вилюнас В. К. — Психология эмоций. Тексты
В сборнике текстов воспроизводятся фрагменты работ, знакомящих с основными направлениями изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с обобщающими работами в пособие включены материалы, анализирующие отдельные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.
Предназначен для студентов, аспирантов и специалистов, интересующихся историей и современным состоянием психологии эмоций.
Чарльз Дарвин — О выражении эмоций у человека и животных
Книга Чарльза Дарвина (1803-1882), впервые изданная в 1872 г., положила начало научному изучению мира человеческих эмоций. Многие закономерности, установленные великим ученым, до сих пор сохраняют свою актуальность.
Обилие и разнообразие материала, осмысленного гениальным естествоиспытателем, выразительность описаний мимики и поведения человека и животных делают эту книгу замечательным образцом научной прозы.
Кэррол Изард — Психология эмоций
Имя Кэррола Е. Изарда, одного из создателей теории дифференциальных эмоций, известно каждому психологу. «Психология эмоций» (1991) является расширенной и переработанной версией его книги «Эмоции человека» (1978), которая стала у нас в стране одним из базовых пособий по курсу психологии личности.
В «Психологии эмоций» Изард анализирует и обобщает огромное количество новых экспериментальных данных и теоретических концепций, вошедших в научный обиход в последние десятилетия, на протяжении которых наука об эмоциях стремительно эволюционировала.
Лесли Кэмерон-Бэндлер, Майкл Лебо — Заложник эмоций
Книга выдающихся специалистов в области НЛП Лесли Кэмерон-Бэндлер и Майкла Лебо повествует о действиях, которые необходимо предпринять, чтобы освободиться из плена требований и капризов наших эмоций, обогатить ваши переживания, вооружив вас способностью распознавать и использовать собственные эмоции ради личного благополучия и благополучия других, а также способностью переходить к полезному поведению, чтобы прийти к желаемым результатам. Вы научитесь управлять, выбирать, выражать и использовать свои эмоции, освободите свою эмоциональную жизнь от неблагоприятных влияний и настроения других людей, овладеете техникой спасения вашей эмоциональной жизни, чтобы ощутить свободу и силу эмоционального выбора. Для самого широкого круга читателей.
Лук А. Н. — Эмоции и личность
Роль чувств в поведении человека огромна. Многие наиболее важные решения принимаются под непосредственным влиянием чувств. Именно потому так важна проблема воспитания и самовоспитания чувств, являющаяся одной из основных в процессе формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Орлов Ю. М. — Обида. Вина
Сохранение чувств и отношений, равно как и здоровья, невозможно без коренного улучшения способа мышления, посредством которого вы оцениваете и переживаете возникающие в вашей жизни события.
В представленной работе показаны умственные операции, бессознательное выполнение которых вырабатывает чувства обиды и вины, типичные ситуации, приводящие к их появлению. Предлагаются эффективные методы, позволяющие облегчить боль и страдания в случае возникновения этих эмоций.
Методы и приемы, излагаемые в настоящем издании, разработаны с учетом закономерностей развития и функционирования психики человека. И их эффективность проверена в строгих психологических исследованиях.
Орлов Ю. М. — Обида. Вина
Стыд и зависть являются наиболее опасными и разрушительными эмоциями, которые, по выражению мудрецов всех народов, препятствуют просветлению и восхождению «на гору самопознания». Вопрос о том, как избавиться от этих внутренних мучений, настоящей болезни души, по-разному решается в Отечественных и зарубежных системах воспитания и самопознания. Теория саногенного (оздоравливающего) мышления предлагает уникальный подход и методы правильного, то есть сознательного переживания стыда и зависти на основе знаний об «архитектуре этих эмоций».
Поступки взрослого не должны определяться стыдом и завистью, поэтому зрелый человек бесстыден и независтлив в том смысле, что позволяет этим эмоциям терзать и мучить себя лишь очень короткое время, а затем управление его действиями должен взять на себя его Величество Разум.
В этой книге впервые широко использованы материалы публичных лекций и индивидуальных консультаций Ю.М. Орлова, поэтому особый интерес вызывают конкретные примеры авторского анализа болезненных жизненных ситуаций, связанных с часто трудно распознаваемыми проявлениями стыда и зависти.
Редозубов А. Д. — Логика эмоций
Существует несколько достаточно здравых и устоявшихся в умах теорий эмоций. То, что в этих теориях что-то объясняется слишком поверхностно или не объясняется совсем, принято списывать на сложность предмета, возникшую из-за наслоения в процессе эволюции друг на друга множества механизмов.
Отсюда проистекает главный недостаток всех существующих теорий — локальность объяснения. Многие явления в природе человека воспринимаются как независимые друг от друга. То есть неявно делается вывод: если у человека есть много непохожих друг на друга свойств, то значит есть множество независимых механизмов, реализующих эти свойства. Но оказалось, что все одновременно и проще и сложнее.
В предлагаемой теории удалось сформулировать несколько достаточно простых принципов, которые в сочетании позволяют не просто объяснить широкий спектр эмоциональных явлений, а найти ответы на все вопросы относительно эмоциональной природы человека.
Симонов П. В. — Что такое эмоция?
Книга доктора медицинских наук П. В. Симонова посвящена анализу роли эмоций в приспособительном поведении высших животных и человека; в ней рассматривается связь эмоциональных состояний с потребностями и действиями, предпринимаемыми для их удовлетворения.
Автор излагает данные современной науки о физиологических механизмах эмоциональных состояний и развивает оригинальную концепцию о компенсаторном значении эмоций в условиях, когда организм не располагает достаточными сведениями для достижения цели (т. е. удовлетворения потребности). Последние две главы посвящены значению теории эмоций в искусствоведении, педагогике и медицине.
Источник
Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. — Психология эмоций. Тексты (1984)
Качество: Изначально компьютерное
Формат: DOC (Microsoft Office Word)
Издательство Московского университета, 1984
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с. Качество: Изначально компьютерное
Формат: DOC (Microsoft Office Word)
Издательство Московского университета, 1984
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
В сборнике текстов воспроизводятся фрагменты работ, знакомящих с основными направлениями изучения эмоций в отечественной и зару¬бежной психологии. Наряду с обобщающими работами в пособие вклю¬чены материалы, анализирующие отдельные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.
Предназначен для студентов, аспирантов и специалистов, интере¬сующихся историей и современным состоянием психологии эмоций:
В. К. Вилюнас
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
Рецензенты:
кандидат психологических наук А. Е. Олыианникова, кандидат психологических наук О. В. Овчинникова
Содержание
В. К. Вилюнас
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИЯ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ) …………….. 3
Б. Спиноза
О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИРОДЕ АФФЕКТОВ ……… 29
и. Вундт
[ПСИХОЛОГИЯ ДУШЕВНЫХ ВОЛНЕНИЙ] ……….. 47
Н. Грот
ПСИХОЛОГИЯ ЧУВСТВОВАНИЙ …………… 64
У. Джемс
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ? …………… 83
Э. Клапаред
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ ………………. 93
У. Макдауголл
РАЗЛИЧЕНИЕ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА …………. 103
Ф. Крюгер
СУЩНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ …….. 108
Ж .-П. Сартр
ОЧЕРК ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ………….. 120
Р. У. Липер
МОТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЯ ……… 138
С. Л. Рубинштейн
ЭМОЦИИ …………………… 142
А. Н. Леонтьее
ПОТРЕБНОСТИ. МОТИВЫ И ЭМОЦИИ …………. 162
П. К. Анохин
ЭМОЦИИ ……………………. 172;
П. В. Симонов
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ………… 178
А. Бергсон
СМЕХ …………………….. 186
П. Жане
СТРАХ ДЕЙСТВИЯ КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ МЕЛАНХОЛИИ 192
3. Фрейд
ПЕЧАЛЬ И МЕЛАНХОЛИЯ ……………… 203
Э. Линдеманн
КЛИНИКА ОСТРОГО ГОРЯ . …………… 212
Я- М. Калашник
ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ АФФЕКТ ……………. 220
А. Р. Лурия
(ДИАГНОСТИКА СЛЕДОВ АФФЕКТА] …………. 228
К. Роджерс
ЭМПАТИЯ ……………….. 235
/С. Г. Юнг::
[ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ] ….. 238
П. Б. Ганнушкин
[ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПРИ ПСИХО¬ПАТИЯХ) …………………….. 252
Стендаль
о ЛЮБВИ …………………… 350
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
Настоящая книга продолжает серию изданий*, знакомящих с клас¬сическими, а также наиболее ценными реферативными работами общей психологии. Широта и разветвленность проблемы эмоций, которой посвящен данный выпуск, не позволили в его пределах равномерно отразить все множество исторических и современных направлений, сложившихся в изучении этой проблемы. В связи с тем, что результаты экспериментального исследования эмоций в литературе на русском языке сравнительно полно освещены (Вудвортс, 1950, гл. XX—XXII; Линдслей, 1960; Фресс, 1975; Рейковский, 1979; Изард, 1980), предпочтение было отдано обобщаю¬щим теоретическим работам; именно они составляют основное содержание настоящего издания. Наряду с ними в книгу включен ряд работ, описывающих и анализирующих отдельные эмоциональ¬ные состояния, в частности, патологические, а также индивидуаль¬ные особенности эмоциональной сферы человека. Кроме того ин¬тереса, который вызывает такого рода феноменологический мате¬риал сам по себе, он полезен еще и тем, что оттеняет односторонность и пристрастность примеров, приводимых в теоретических работах; проверяя на нем положения этих работ, читатель сможет убедиться в мере их универсальности и объяснительной ценности. А поскольку подобного испытания фактами современная теория эмоций часто не выдерживает, феноменологический материал важен еще и тем, что намечает актуальные задачи ее завтрашнего дня.
\’Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и дея¬тельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой не-
1 Проблемы и методы психофизики. М., 1974; Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975; Хрестоматия по вниманию. М., 1976; Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979; Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981;
Психология личности. Тексты. М., 1982; Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. Все книги опубликованы издательством Московского универ¬ситета.
мыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в поз¬нании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и ду¬шевных кризисах человека.
Такая универсальная значимость-эмоций должна являться, ка¬залось бы, надежным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. И действи¬тельно, на протяжении многовековой истории исследования эмоций они пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека^Однако в современной позитивистски настроенной психологии отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали на¬капливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного (в позитивистском смысле слова) их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи экспери¬мента. Соответственно сузились и концепции эмоций2, уступив в психологической теории былое место и значение нововведенным проблемам мотивации, стресса, фрустрации.
Необходимость и оправданность происшедшего смещения инте¬ресов и базовых понятий надлежит оценить будущим историкам науки. Сегодня же достаточно подчеркнуть, что к концепциям эмо¬ций, созданным в более или менее отдаленном прошлом, никак нельзя относиться со снисходительной легкостью, которая может породиться установкой «современное — значит лучшее», сложив¬шейся в других областях познания. Исключения из этого закона встречаются не только в искусстве, и психология эмоций — нагляд¬ное тому подтверждение. Иначе разве можно было бы, например, утверждать, что «Спиноза поэтому самым тесным образом связан с самой насущной, самой острой злобой дня современной психо¬логии эмоций», что «проблемы Спинозы в нерешенном виде ждут своего решения» (Выготский, 1970, с. 130).
Отсутствие преемственности между теориями, созданными в раз¬личные исторические эпохи, не может не осложнять задачу ознаком¬ления с психологией эмоций, объединения в единую обобщенную картину всего, что установлено или утверждается в отдельных концепциях и школах. Читатель, желающий составить такую кар¬тину по материалам данной книги, столкнется еще и с дополни¬тельными затруднениями, связанными с тем, что многие концепции воспроизводятся в ней со значительными сокращениями. Впрочем, затруднения легче преодолевать, если они известны и когда есть возможность к ним подготовиться. Мы надеемся, что излагаемые ниже замечания и уточнения смогут быть использованы, в частности, и для этой цели.
Следует отметить, что традиционные ссылки на неразработан¬ность проблемы эмоций, противоречивость существующих концеп¬ций, авторы которых, по словам Э. Клапаредс^, «не находят согласия ни в фактах, ни в словах», хотя и не лишены оснований, являются несколько преувеличенными. Такое впечатление создают формаль¬ные особенности концепций, их внешний вид, различия в словаре, формулировках, решаемых проблемах и т. п. Но хотя с разных сторон, на основе разной терминологии и традиций эти концепции анализируют тем не менее одно и то же явление действительности — эмоции; уже одного этого достаточно для того, чтобы формулируе¬мые в них положения при всей внешней несхожести иногда ока¬зывались больше взаимодополняющими, чем противоречащими. Не¬обходимо выработать лишь привычку видеть сквозь внешнее оформ¬ление положений их внутреннее содержание, отделять его от слу¬чайных сопутствующих деталей…………
Скачать полную версию можно по ссылке…
СКАЧАТЬ работу
Источник