В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии до-школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу, заражения эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.
Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном воз-расте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Поэтому я предлагаю Психодиагностические методики исследования эмоциональной сферы.
Подбор методик осуществлялся исходя из положения о том, что эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность его поведения. Поэтому подбираются методики, позволяющие наблюдать за деятельностью ребенка.
Методика 1. «Оценки эмоциональных проявлений дошкольников» (Г. Степанова).
По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребен-ка, наблюдая за ним.
1 балл — спокоен, нерешителен, малоактивен,
2 балла — таращится, пялит глаза, уклоняется,
3 балла — хмурит брови, возбужден, напряжен,
4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,
5 баллов — хватается за близкого, замирает, визжит
1 балл — спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;
2 балла — надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,
3 балла — убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;
4 балла — все отвергает, плачет, дерется,
5 баллов — орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается
1 балл — расслаблен, слегка улыбается,
2 балла — напевает, глаза сияют, «щебечет»,
3 балла — обнимается, активно играет, широко улыбается,
4 балла — размахивает руками, прыгает, хвастается;
5 баллов — хохочет, дурачится, восторженно кричит.
Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, детский психолог может составить карту эмоционального состояния детей группы.
Методика 2. «Паровозик» (Г. Степанова).
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально.Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Красный Желтый Зеленый Коричневый
Синий Фиолетовый Серый Черный
Методика 3. «Тревожность» (Г. Степанова).
Признаки тревожности ребенка
1 Не может долго работать не уставая
2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то
3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
5 Смущается чаще других
6 Часто говорит о возможных неприятностях
7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8 Жалуется, что сняться страшные сны
9 Руки обычно холодные и влажные
10 Нередко бывает расстройство стула
11 Сильно потеет, когда волнуется
12 Не обладает хорошим аппетитом
13 Спит беспокойно, засыпает с трудом
14 Пуглив, многое вызывает у него страх
15 Обычно беспокоен, легко расстраивается
16 Часто не может сдержать слезы
17 Плохо переносит ожидание
18 Не любит браться за новое дело
19 Не уверен в себе, в своих силах
20 Боится сталкиваться с трудностями
Признаки тревожности ребенка определяются в процессе наблюдения за ним и на основе наблюдений заполняется таблица.
При этом учитывается,что признаками тревожности ребенка являются: утомляемость; смущения; трудности сосредоточения на занятии;наличие вегетативных реакций: покраснение, побледнение, потливость и т. п.
За каждый ответ «да»начисляется 1 балл и на основании этого делают вывод об уровне тревожности ребенка: высокая тревожность – 15–20 баллов; средняя тревожность – 7–14 баллов; низкая тревожность – 1–6 баллов.
Методика 4. Проективная методика «Пиктограммы» (Н. Л. Кряжева)
Цель: выявление эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: информационные карты на каждого ребенка, листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека.
Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
«Перед тобой информационная карта, на которой представлены эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с детьми можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь на первом листе нарисуй 3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в детском саду».
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате выявляются:
— какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
— как он себя чувствует в детском саду и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний).
При групповом обследовании определяется, какие эмоциональные состояния преобладают у детей.
Методика 5. «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.
Обработка результатов и интерпретация.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответ-ствующие всем графическим методам,а именно:
— сила нажима на карандаш
Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре лис-та
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, не-обычность форм
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов
Интровертированность — изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Применение музыкально ритмичных игр для развития представлений дошкольников об эмоциях и эмоциональных состояниях Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное формирование эмоций по отношению к нормам, ценностям и правилам,.
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.
Изучение растительного мира как средство экологического воспитания дошкольников Изучение растительного мира — как средство экологического воспитания дошкольников. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен.
Конспект занятия по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: минимизация негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: снижение.
Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Старший дошкольный возраст.
Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.
Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .
Реферат «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» 1. Введение. 2. Игрушка, ее история,.
Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России — необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.
Тематическое планирование программы по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний В последние время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющие негативные проявления эмоциональных состояний.
Источник
Дата публикации: 05.12.2018 2018-12-05
Статья просмотрена: 4716 раз
Полетаева, Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста / Е. П. Полетаева, Е. В. Мерзлякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54539/ (дата обращения: 13.10.2021).
Истинная радость — дело серьезное!
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным понятием «настроение».
«Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи. В наше время лучшими друзьями детей являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Это приводит к тому, что дети меньше общаются и со взрослыми, и со сверстниками; дошкольники невнимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать свои эмоции. Но мы все знаем, что общение значительно обогащает жизнь, делает ее ярче и интересней». [2]
Дошкольный возраст — достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Одной из таких основ является эмоциональная сфера.
«Ребенок 4- 5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, в основном, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют проявлению целого спектра разнообразных эмоций ребенка. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, нежность, застенчивость, удивление и т. д. Ребенок уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику». [2]
Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.
«Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников мы проводим в двух направлениях:
– формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т. д.
– формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.
Эмоциональное воздействие на ребенка мы осуществляем при помощи следующих средств:
– использование различных сюжетно-ролевых игр
– используя игры на развитие воображения
– прослушивание музыки и обсуждение ее
– использование мимических этюдов
– чтение сказок и рассказов
– использование подвижных и коммуникативных игр». [2]
Многие дидактические игры мы сделали своими руками.
В своей работе мы используем нетрадиционные техники рисования, такие как:
– рисование мятой бумагой
– рисование зубной щеткой и зубочисткой и т. д.
Можно с уверенностью сказать, что такие занятия раскрепощают эмоциональную сферу ребенка.
В театральных играх учим детей исполнять различные роли. Ребята с удовольствием играют героев противоположного пола, отрицательных героев: бабу Ягу, Кощея Бессмертного, волка и т. д.
Наблюдая за поведением дошкольников, можно смело сказать, что использование мимических этюдов в нашей работе приносит очень хорошие результаты. Для этого мы учимся с различным выражением читать одно и то же стихотворение: радостно, грустно, удивленно и т. д.
В ходе занятий дети переживают разные эмоциональные состояния.
Важнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.
«Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убежден, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».
Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его легкой социализации, беспроблемного общения. Именно поэтому мы даем рекомендации родителям: уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и физических способностей ребенка. [2]
Для этого им необходимо как можно больше времени проводить с собственным ребенком, не позволяя ему уткнуться в гаджеты.
Создавать в семье теплую атмосферу, объяснять ребенку принципы существования в обществе, разбирать вместе с ним различные жизненные ситуации. Развивать у дошкольника позитивные черты характера, учить делать полезные поступки, проигрывать вместе с ребенком различные эмоции, стоя у зеркала. [2]
Разумеется, все вышеприведенные советы и рекомендации способны дать желаемый эффект только в том случае, если родители не будут жалеть времени и сил для занятий со своим ребенком.
Родителям важно понимать, что в одиночку детям совершенно невозможно справиться со своими проблемами, а при поддержке старших они порой способны творить чудеса.
Понятно, что при сегодняшнем сумасшедшем темпе жизни все очень заняты. Но все же, несмотря на усталость и плохое настроение, нужно постараться уделять ребенку как можно больше внимания. Попытаться сделать климат в семье эмоционально комфортным и максимально благоприятным для его развития.
Трудовая и творческая деятельность также помогут формированию эмоциональных переживаний:
– радости от успеха
– удовлетворению или недовольству результатом.
В творческой деятельности ребенку проще проявить себя, показать свой взгляд на мир. Иногда — выплеснуть свои эмоции, даже негативные. [2]
Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка.
Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Человек реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста при помощи разных видов воздействия, отдавая предпочтения игровым методам.
«Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.
Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности». [1, стр. 115]
Одно и то же событие может переживаться по — разному, в зависимости от того, какой был мотив и каков результат. Удовольствие и радость появляются при реализации мотива, а неудовольствие, разочарование и даже гнев — при его нереализации.
«Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать — это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций». [1, стр. 116]
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
Замечательные качества, заложенные в каждом ребенке, — его активность, стремление к самостоятельности, настойчивость, гибкость, впечатлительность и эмоциональность — в благоприятных случаях не только ведут к развитию его талантов, характера, но порой определяют его судьбу.
Источник