- Развитие эмоций в дошкольном возрасте
- Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Что помогает развивать эмоциональную сферу?
- Общие закономерности развития эмоций и чувств дошкольника
- Условия развития эмоций и чувств дошкольника
- Динамика развития эмоций и чувств
- Нравственные (гуманные) чувства
- Чувство долга
- Чувство товарищества и дружбы
- Правила эмоционального воспитания
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоций в дошкольном возрасте
Ирина Зиберт
Развитие эмоций в дошкольном возрасте
ТЕМА: «Развитие эмоций в дошкольном возрасте».
1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.
2. Развитие эмоций у дошкольников.
3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.
1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.
Даже сон есть эмоция.
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоций, начиная с древнегреческого периода до ХIХ века, и то, что к концу ХХ века отмечено 20 теорий эмоций.
Эмоция всегда оценивает, окрашивает отражаемое содержание – ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое. Именно эту направленность, предметная отнесенность эмоций к определенному элементу познавательного образа, — уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического. Отдельным подклассам эмоциональных явлений оценка свойственна не в одинаковой степени, что определяет функции эмоций в целом.
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждений субъекта деятельности по отношению к этим объектам. Подкласс эмоциональных явлений – чувства как стабильные эмоциональные отношения личности, которые выделяют в образе предметов окружающей действительности мотивы деятельности.
Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. Ощущение и эмоции – два различных уровня оценки субъектом объективной реальности. Ощущение – элементарный уровень, в значительной мере имеющий телесный характер, эмоции – более сложный, соотносимый с понятием психическое. Можно сказать также, что ощущение – это отражение в психике телесного, а эмоции – отражение духовного.
Само ощущение содержит оценку значимости фактора среды, в то время как оценка значимости эмоции имеет индивидуальный субъективный характер, фиксированный не на определенных свойствах среды, а в значительной мере отражает жизненный опыт человека. В зависимости от ситуации один и тот же фактор среды может вызывать положительные или отрицательные эмоции.
Эмоции – это импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.
Эмоции двувалентны – они или положительные, или отрицательные. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Из множества вариантов поведения человек выбирает тот, к которому у него «лежит душа». Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний, может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно – историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства. Исторически сформированные устои порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувства возмущения, негодования и ненависти. В практической деятельности сформировались практические чувства, с началом теоретической деятельности зарождаются интеллектуальные чувства, а с возникновением образно – изобразительной деятельности – эстетические чувства.
Выделяют четыре исходные эмоции: радость (удовольствие, страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения. Эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики.
Эмоции – это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Эмоционально воспринимать объект – значит, находить возможность взаимодействовать с ним.
2. Развитие эмоций у дошкольников.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.
Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации,в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д.
Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость, уходят на второй план.
Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном плане».
Действия ребенка уже не связанны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан
А. В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним поведение ребенка раннего возраста и дошкольника.
До трех лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком – то есть то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно.
Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.
Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.
Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату.
Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов.В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывал лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и так далее.
Эти реакции сохраняются у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанными. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения.
Ребенок начинает радоваться или печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживание становится сложнее и глубже.
Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.
Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и так далее, — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.
Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад 221» комбинированного вида г. Новокузнецка. Участвовали два ребенка подготовительной к школе группы (6 лет).Исследование проводилось по следующим методикам:
1. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам.
2. Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения.
3. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
4. Изучение умения выражать адекватные эмоции.
Протоколы исследований представлены в таблице:
Источник
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
статья
Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.
Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.
Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.
Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.
Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.
- Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
- Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
- Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
- Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.
Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.
Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:
- интерес к окружающему миру;
- интерес к игре;
- сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
- самоутверждение, самолюбие и др.
Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.
В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.
Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.
Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.
Что помогает развивать эмоциональную сферу?
Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.
Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.
Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.
Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.
Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.
Общие закономерности развития эмоций и чувств дошкольника
Эмоциональное развитие дошкольника прежде всего связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Изменения в мотивационной сфере связано с появлением общественных мотивов, что ведёт к развитию социальных эмоций и чувств. Соподчинение мотивов , когда основному мотиву подчиняется целая система других, способствует тому, что переживания ребёнка становятся всё более устойчивыми и глубокими. Эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом в связи с ведущим мотивом деятельности ребёнка.
Таким образом, эмоции и чувства дошкольника теряют ситуативность; становятся более глубокими по смысловому содержанию; возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства, т.е. у дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение , которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Если раньше ребёнок выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. Постепенно дошкольники начинают предвидеть не только интеллектуальные , но и эмоциональные результаты своей деятельности.
Именно в дошкольном возрасте ребёнок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Это, в свою очередь, помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Изменения в эмоциональной сфере также связаны и с развитием познавательной сферы , самосознания . Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивают их интеллектуализацию, т.е. они становятся более осознанными, обобщёнными. Так, первые попытки сдерживать свои чувства, например, внешнее их проявление – слёзы – можно заметить у ребёнка в 3-4 года, хотя это ребёнку ещё и трудно удаётся. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Однако, дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляет их действовать импульсивно.
Условия развития эмоций и чувств дошкольника
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах в дошкольных учреждениях может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребёнком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям.
В семье ребёнок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения.
Неправильное общение в семье может привести к возникновению:
а) односторонней привязанности, чаще всего к матери, ведёт к ослаблению потребности в общении со сверстниками;
б) ревности при появлении второго ребёнка в семье, если первый ребёнок чувствует себя обделённым;
в) страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, и в необычной ситуации может быть волнение. Страх может быть внушён ребёнку, например, страх темноты.
При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями. В процессе выполнения совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников
В зависимости от сложившейся ситуации, любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.
Динамика развития эмоций и чувств
Чувства дошкольников 3-4 лет хотя и ярки, но ещё очень ситуативны и неустойчивы. Маленький ребёнок ещё не умеет управлять своими переживаниями. Внешнее выражение чувств у ребёнка по сравнению со взрослыми носят очень бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребёнка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут, бурное веселье нередко сменяется слезами. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людей.
Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают особенно длительными. Наблюдение проявлений дружбы детей в детском саду показывает, что в подавляющем большинстве случаев ребёнок дружит попеременно со многими детьми в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на стойком отношении к сверстнику, а на том, что ребёнок с ним вместе играет или вместе сидит за столом.
На протяжении дошкольного детства чувства ребёнка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях. Их поступки направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Типичной для ребёнка старшего дошкольного возраста становится длительная привязанность к сверстнику, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям.
Однако чувства ребёнка даже 6-7 лет нельзя сравнить с чувствами взрослого. Ребёнок прежде всего нуждается в любви взрослого, и его чувства зависят от этой любви.
Возникновение и развитие высших чувств в дошкольном возрасте. Высшие чувства начинают формироваться с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками; появлением форм коллективной деятельности.
Для дошкольников характерна слитность высших чувств:
— хороший – значит красивый (эстетические переживания)
— хороший – значит добрый (этические переживания)
— хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).
Таким образом, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные высшие чувства.
По мере формирования умения анализировать и давать оценку в соответствии с критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое (нравственное) и интеллектуальное.
Нравственные (гуманные) чувства
Предпосылкой их возникновения является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Это приводит к тому, что в дошкольном возрасте ребёнок сам начинает сопереживать другим людям.
в заимоотношения с близкими людьми:
— овладение нормами поведения (теперь переживание вызывается общественной санкцией (похвала, наказание), мнением детского общества);
— сюжетно-ролевая игра (ролевые взаимоотношения и действия помогают понять другого, учесть его положение, настроение, желание);
— трудовая деятельность (радость от общего успеха;
— сочувствие усилиям товарищей; удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей;
— недовольство от своей плохой работы; при знакомстве с трудом взрослых – любовь и уважение к нему); ситуация и позиция ребёнка.
Сопереживание товарищу резко снижается в условиях острого личного соперничества. Эмоции тогда захлёстывают ребёнка, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребёнок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает своё отношение к нему. При пассивном наблюдении за деятельностью сверстника возникают двоякие переживания. Если ребёнок уверен в своих силах, то радуется успехам других, а если нет – испытывает зависть. Ситуация соревнования детей друг с другом влияет на экспрессию чувств. Реальная оценка своих возможностей, сравнение себя со сверстниками ведёт к стремлению к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений. В этом случае экспрессия (внешнее выражение) достигает самого высокого уровня. При групповых соревнованиях – негативные экспрессии снижаются, т.к. здесь дети учитывают интересы группы, успех или неудачу делят вместе.
Большую роль в формировании нравственных чувств играет художественная литература. Яркие положительные эмоции ребёнок испытывает с ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно им сочувствует. Сравнение проводится мысленно. Ребёнок уверен, что в подобной ситуации он поступил так же, поэтому негативные эмоции в адрес персонажей отсутствует.
Сочувствие персонажам художественных произведений не меньше. Чем по отношению к другим людям в реальном мире. Ребёнок может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребёнок вживается в сказку, начинает воспринимать её персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду. Особое сочувствие ребёнка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.
Чувства, испытываемые ребёнком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали её дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребёнок берёт на себя роль героя. Рассматривая иллюстрации к сказкам, дошкольники часто пытаются непосредственно вмешаться в ход событий: замарывают или выцарапывают изображения отрицательных действующих лиц.
Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него от отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам.
Симпатия у дошкольников – более действенная, появляется желание помочь, посочувствовать, поделиться. Симпатия и сочувствие побуждают ребёнка к свершению первых нравственных поступков.
Чувство долга
Зачатки появляются уже на 3-м году жизни. Идёт процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «плохо», «хорошо», которые ребёнок соотносит со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у ребёнка неустойчивы. Он может уступить, но только под влияние взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо. В 4-5 лет у ребёнка зарождается моральное сознание. Он начинает понимать смысл предъявляемых требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков – радость, удовлетворение.
При нарушении общепринятых требований самим или другими – огорчение, возмущение. Переживаемые чувства вызываются как оценкой взрослого, так и оценкой самого ребёнка. Лишь в 5-7 лет чувство долга по отношению ко многим взрослым и сверстникам, к малышам. 6-7 лет – наиболее яркое проявление чувство долга, т.к. ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил – неловкость, вина, смущение, беспокойство. К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности, а распространяется на людей, с которыми ребёнок непосредственно не взаимодействует. При этом его переживания – глубокие и долго сохраняются.
Чувство гордости возникает при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание). Возникает чувство гордости за родителей.
Чувство стыда – ребёнок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически их не совершает. В этом случае взрослые оценивают ребёнка отрицательно. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости.
Чувство товарищества и дружбы
Критерии: предпочтение, симпатия, сочувствие, отзывчивость, интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться о совместной игре и выполняемой в ней роли, проявление заботы, помощи, способность поступиться личными желаниями (поступать справедливо, получая при этом удовольствие).
Младшие дошкольники – характерна дружба поочерёдно со многими детьми , в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими поочерёдно. Мотив – совместная игра.
Старшие дошкольники — дружба одного ребёнка со многими детьми сохраняется, но чаще встречается парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается игре на основе игровых интересов. Мотив — симпатия и уважение, взаимные склонности, интересы.
Таким образом, в 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом, нов то же время возрастает избирательность дружеских контактов.
Чувство ревности возникает, когда другой ребёнок (даже любимые им брат, сестра) пользуются, как кажется дошкольнику, большим вниманием.
Развитие интеллектуальных чувств связано с развитием познавательной деятельности. К ним относятся: любопытство; любознательность; удивление и сомнение; чувство нового (радость); чувство юмора. Источником интеллектуальных чувств является действительность, которая ставит перед ребёнком многочисленные проблемы и которые ребёнок пытается решить.
Источником развития эстетических чувств является становление собственной художественно-творческой деятельности и художественного восприятия. Проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества. Эстетические отношения отражаются детьми в их рисунках и стихах.
Чувство комического возникает, когда ребёнок сталкивается с чем-то несуразным, неожиданным, когда нарушается привычный ход вещей.
Младшие дошкольники – проявляется в весёлом смехе, сами шутят, дают предметам другие названия, гримасничают, переворачивают слова.
Старшие дошкольники отмечают несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях и умениях.
Чувство прекрасного. В 3-4 года для детей красивое – это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюм и т.п. В 5-7 лет дошкольник видят красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в музыкальной мелодии, танце. Сильные переживания вызывает красота природных явлений, пейзажи, праздничные шествия
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы у ребенка.
По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежд.
Презентация работы на тему: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией»В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ.
Памятка включает в себя рекомендации по развитию эмоциональной сферы.
Работа педагога-психолога ДОУ по развитию эмоционального интеллекта.Программа работы.Основные рекомендации.
Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, необходимо грамотное планирование воспитательно — образовательного процесса, учет индивидуальной психологическ.
Рекомендация по развитию эмоциональности у детей дошкольного возраста.
Источник