Сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов имеет важное значение в развитии будущей социально ориентированной и профессионально успешной личности не только и не столько в спорте, но в жизни в целом.
Эмоции и чувства человека выступают как переживание своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции — простые, непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, особенно у детей и подростков, зачастую вступают в противоречие с необходимостью проявления воли — деятельным и регулирующим началом сознания, призванным создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Зачастую умение сдерживать эмоции, держать их под контролем мешает социальной адаптации детей и подростков в новом коллективе, творческом или спортивном [1].
В трудах ученых и практиков вопросам изучения эмоционально-волевой сферы уделяется достаточно много внимания при многообразии подходов к различным сторонам данного комплекса, таким как эмоциональная составляющая процессов регуляции (В.К. Вилюнас, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова), волевое регулирование поведения (А.В. Быков, Е.П. Ильин, Т.И. Шульга). В ряде исследований изучается взаимосвязь эмоциональной и волевой стороны как единая эмоционально-волевая сфера личности (О.В. Дашкевич, В.К. Калин, П.А. Рудик, О.А. Черникова, М.В. Чумаков).
Причем, как справедливо указывает М.В. Чумаков, «разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психолого-педагогическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности в школьных условиях, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма» [4].
Однако пока недостаточно исследований по эмоционально-волевой сфере юных спортсменов, например в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, когда возникают значительные трудности, связанные с преодолением отрицательных эмоциональных состояний. По мнению О.А. Черниковой, «… важнейшей практической задачей по проблематике эмоций в спорте является раскрытие механизмов снятия неблагоприятных эмоциональных реакций» [3]. Особенное значение это имеет для спортсменов младшего и среднего школьного возраста, когда нет достаточно сформированного интереса для занятий спортом как средством достижения определенных жизненных успехов [2]. При изучении личностного и спортивного роста юных спортсменов возникает противоречие между необходимостью построения оптимальной, индивидуально-соответствующей программы на определенный тренировочный цикл и отсутствием достоверной информации о сформированности эмоционально-волевой сферы спортсмена как основы успешных выступлений в соревнованиях, отсутствием необходимых данных, особенно в динамике личностного развития.
Гипотеза исследования
Сформированность эмоционально-волевой сферы, то есть выраженное умение подчинять эмоции сознательным решениям, наличием воли, проявлением в действиях качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости (так необходимых в спортивной жизнедеятельности) проявляется на высоком уровне, если юный спортсмен регулярно в течение нескольких лет учебно-тренировочного процесса учится преодолевать трудности физического и эмоционального характера.
Цель исследования
Изучить уровень сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений.
Методы исследования
Основные методы исследования, использованные для достижения поставленной в работе цели:
Эмпирическое исследование проводилось в 2014 г. на базе МБОУ ДО детей «Районная детско-юношеская спортивная школа» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Чайковский, Пермский край, Россия. В исследовании приняли участие 75 юношей в возрасте 11-14 лет: 35 юношей 11-12 лет и 40 юношей 13-14 лет.
Для изучения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений, использовалась «Методика оценки эмоционально-волевых качеств» [5].
В основу методики положен самоанализ: юношам и подросткам предлагалось по шкале выраженности качества оценить десять различных ситуаций. По сумме ответов на определенные варианты анкеты балльным методом определялся уровень развития психологических качеств, определяющих сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов (табл. 1).
Шкала балльной оценки уровня сформированности эмоционально-волевой сферы юных спортсменов
Источник