Статьи
Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.
Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения
Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями
В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных
Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).
Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.
Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.
Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.
Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».
Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.
В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.
Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?
Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.
Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.
Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.
Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.
Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)
ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.
Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT
Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.
Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.
Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.
Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).
Источник
Социально-психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.
статья на тему
В настоящее время рост подростков, склонных к проявлению девиантного поведения неуклонно увеличивается. Проблема становится одной из важнейших в образователных организациях. Только совместная работа с психологом и другими участниками образователного процесса могут помочь в решении данного впроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_podrostkami_deviantnogo_povedeniya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-психологическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением.
Григорьева Н.В., социальный педагог; Баженова Т.В., педагог-психолог г.Абакан, ГБОУ СПО РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»
В настоящее время рост числа подростков, склонных к проявлению девиантного поведения неуклонно увеличивается. Девиация становится одной из важнейших проблем современных образовательных учреждений. В связи с этим возникает насущная необходимость в выявлении основных причин отклоняющегося поведении и организации социально- психологического сопровождения направленной на формирование у их новых поведенческих паттернов (положительного стереотипа поведения), социальных навыков , внутриличностных механизмов здорового и безопасного образа жизни.
В качестве факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения можно отметить: несостоятельность в учебе; жестокое обращение с подростком в семье; постоянные конфликты между родителями; эмоциональное отвержение со стороны матери, сверстников; алкоголизация, наркотизация родителей, близких родственников; бунт против гиперопеки, безделье, скука, неумение себя занять. Психологи в этиологии девиантного поведения подростков выделяют эмоциональные повреждения без признаков других психических заболеваний. Такие подростки как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими. [3, с.235]
Эмоциональный комфорт, утрачиваемый подростками в результате семейного неблагополучия и неудач в обучении, нуждается в компенсации. Компенсация эмоциональной неудовлетворенности происходит у подростков за счет самоутверждения в досуговых дружеских группах. Первоначально подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей и одинаковой бесконтрольности в проведении свободного времени и стремятся удовлетворить потребность в таком общении, которое даст возможность избежать отрицательных эмоций. В значительном числе случаев преступления совершаются подростками под давлением группы, ее «морали», по таким мотивам, как слепое стремление поддержать друзей (независимо от характера защищаемых ценностей), упрочить занимаемое в группе положение, заслужить «авторитет» равного среди равных. Итак, установка на употребление наркотиков, алкоголя, совершение противоправных действий у несовершеннолетних первоначально начинает складываться в неформальных подростковых группах под влиянием потребности в признании, в самоутверждении. [2, с.49]
При рассмотрении психологического детерминанта девиантного поведения в подростковом возрасте можно отметить наличие акцентуированных черт характера: гипертимности, возбудимисти, демонстративности, экзальтированности; неадекватной самооценки, высокого уровня агрессивности, непродуктивных коппинг – стратегий, низкий уровень социально-психологической адаптации, конформность, высокий уровень тенденций к риску, низкий уровень волевого контроля, мотивационные установки. Все это что может являться пусковым механизмом для формирования и развития различных форм отклоняющегося поведения.
Для эффективной деятельности по сопровождению подростков с девиантным поведением осуществляется комплексный подход. Технология социально-психологического сопровождения в условиях СПО выстраивается в соответствии с особенностями образовательного учреждения и выявленными приоритетными направлениями.
Приоритетные направления деятельности социально-психологической службы техникума: создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха; повышение адаптивных способностей у обучающихся; внедрение новых коррекционно-развивающих программ; обогащение психодиагностического инструментария, направленного на раннее выявление асоциально направленных подростков; первичная профилактика выявленных отклонений в процессе обучения; снижение противоправных действий среди обучающихся в образовательном учреждении; формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях профессионального образования; развитие мотивации обучения и познавательных процессов обучающихся; выпустить из учебного заведения социально адаптированного специалиста.
Каждое направление имеет свои результаты, работающие на достижение целей и постановку новых ориентиров. Для подростков с отклоняющимся поведением разработаны индивидуальные программы адаптации и реабилитации целью которых является — обучение позитивным моделям поведения, повышение социального статуса подростка в группе, формирование новых целей, ценностей, перспектив которые позволяют адаптироваться в условиях профессионального образования и получить профессию.
Реализуются формы индивидуальной работы, которые обеспечивают социально- психологическое сопровождение подростков: диагностика конкретного подростка или группы обучающихся; проектирование программ коррекционно-профилактической работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне. По результатам комплексного диагностического обследования определяются направления групповой и индивидуальной коррекции. Для мастеров, кл.руководителей, преподавателей, родителей, опекунов по результатам психологического обследования разработаны рекомендации.
На каждого обучающегося составлена электронная база данных, где можно посмотреть все пройденные обследования и разработанные рекомендации. Компьютерная база данных позволяет за короткий промежуток времени отыскать информацию на нужного обучающегося по фамилии и имени.
В качестве методического инструментария используются комплексное программное обеспечение включающее в себя: программа компьютерной обработки и тестирования «Многофакторный опросник Кеттелла»; программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста» программа профилактики наркозависимости «Сталкер», психопрофилактические программы: «Экватор», «Волна», которые предназначается для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции, снятию напряжения на основе технологии функционального биоуправления; Все перечисленные программы являются лицензионными, что обеспечивает надежность и достоверность полученных результатов деятельности социально-психологической службы.
В 2010 г совместно с социальными педагогами разработана программа психологического сопровождения девиантных подростков «Дорогу осилит идущий», 2011 разработана и внедрена программа профилактики наркомании в старшем подростковом возрасте, 2011-2012 г работа по программе «Я люблю тебя, Жизнь» — профилактика суицидального поведения.
Эффект социально-психологического сопровождения подростков с девиантным поведением определяют следующие факторы: учет индивидуально- психологических особенностей, внимание и контроль родителей (заменяющих их), воспитателей, информирование обучающихся о тех видах помощи, которую могут получить подростки и их родители в ОУ и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне образовательного учреждения, взаимодействие субъектов реализации работы по сопровождению девиантных подростков (психолог, социальный педагог, мастер п/о, шеф наставник, классный руководитель, медицинский работник, педагог- организатор); реализация индивидуального подхода;
Таким образом, индивидуальное сопровождение включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития. Для успешного социально — психологического сопровождения девиантных подростков необходима скоординированная, целенаправленная, управляемая деятельность всех субъектов образовательного процесса.
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков» СПб, 2006.
2. Клейберг Ю. А, Девиантология, хрестоматия, СПб, 2007.
3. Психология подростка, под ред. А.А.Реана, М., 2003.
4. Психолого-педагогические аспекты изучения причин нарушения поведения у подростков / Сост. О.Н. Афанасьев, Николаев, М., 2001.
Источник