Психологическое сопровождение эмоционального развития

Психолого-педагогическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка.
В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

• Агрессивные дети.
• Эмоционально — расторможенные дети.
• Тревожные дети.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения, относятся:
• природные особенности (тип темперамента)
• социальные факторы:
— тип семейного воспитания;
— отношение учителя;
— отношения окружающих.

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:
• расстройства настроения;
• расстройства поведения;
• нарушения психомоторики.

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:
-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
-нарушение режима дня;
-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;
— неблагополучное положение в семье.
-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;
-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;
— снижение двигательной активности;
— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Цель использования технологии: п овышение уровня развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством психолого-педагогического сопровождения формирования их эмоциональной сферы.

Задачи развития эмоционально – волевой сферы у дошкольников в возрасте 5 лет.
1. познакомить детей с основными эмоциями,
2. способствовать осознанию собственных эмоций,
3. формировать умение понимать эмоции других людей,
4. развивать способность выражать свои эмоции вербально и невербально,
5. формировать умение выражаться свои негативные эмоции социально приемлемыми способами,
6. развитие рефлексии,
7. формирование адекватной самооценки у детей,
8. обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения,
9. создание условий для творчества и самовыражения дошкольников.

Описание порядка использования технологии в практической профессиональной деятельности:

  1. Комфортная организация режимных моментов.
  2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурнооздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры т.д.).
  3. Игротерапия (сюжетноролевые, коммуникативные игры).
  4. Арттерапия (рисование, ритмопластика, танец).
  5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
  6. Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика).
  7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.
  8. Задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов.
  9. Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы).

В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения.

Методы и приемы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника

  1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы)
  2. Психогимнастические игры, в которых формируется:
  • принятие своего имени;
  • принятие своих качеств характера;
  • принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
  1. Коммуникативные игры:
  • игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
  • игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
  • игры, обучающие умению сотрудничать.
  1. Игры и задания, направленные на развитие произвольности осознания таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
  2. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
  3. Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации (дыхательные техники).

Основные преимущества используемых методов при развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжете игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

Читайте также:  Мытье для кошек это стресс

Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

  1. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт

Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

Это упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

  1. Мимические и пантомимические этюды

Этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Нацелена на снятие психоэмоционального напряжения. Внушение желательного настроения. Закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, и приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.

  1. Элементы психологического тренинга

Позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений.

Таким образом, наиболее существенными направлениями в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья будут следующие:

  1. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
  • оздоровительно-профилактической гимнастики;
  • физкультминуток;
  • спортивных игр;
  • подвижных игр (в том числе народных);
  • игровых заданий и упражнений;
  • досугов.
  1. Игротерапия:
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
  • коммуникативные игры;
  • дидактические игры.
  1. Арттерапия:
  • рисование;
  • ритмопластика;
  • танец;
  • музыкально-ритмические движения.
  1. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
  2. Психогимнастика:
  • этюды;
  • мимика;
  • пантомимика.
  1. Посещение комнаты психологической разгрузки.
  2. Задания, направленные на:
  • организацию совместной деятельности;
  • составление рассказов;
  • организацию театрализованных игр и т.п.
  1. Использование наглядных пособий:
  • фотографий;
  • рисунков;
  • схем;
  • символов;
  • графических изображений.

Введение щадящего режима, четкого последовательного чередования умственного труда и отдыха, смены видов занятий, использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность детей.

В качестве методической основы взяты программы С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник, О.Л. Князевой.
Занятия по данной программе могут быть рекомендованы детям с незрелой эмоционально – волевой сферой. Противопоказана детям аутичным, гиперактивным, с выраженными чертами агрессивности и враждебности. С такими детьми сначала необходимо провести индивидуальную работу.
Программа включает 16 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6-8 человек.

Данная технология доступна для применения в детском саду специалистами области детской психологии и способствует гармонизации личности ребенка, полноценному его развитию. Говоря о гармоничном развитии ребенка, мы подразумеваем гармонию эмоциональной сферы и интеллекта.

Полученный результат

В результате использования технологии улучшаются показатели следующих сфер развития психических процессов ребенка:

  1. Познавательных и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
  2. Интеллектуальной сферы: мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  3. Эмоциональной сферы: научаются выражать свои чувства, лучше понимать чувства других людей, чувствовать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.
  4. Коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения.
  5. Волевой сферы: произвольности психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  6. Научаться творчески самореализовываться.

Отмечается стабилизация положительной динамики состояния эмоционального благополучия детей: они стали более свободными, не отмечается чувство тревожности, незащищенности, конфликтности. Раскрываются индивидуальные особенности ребенка и стабилизируется эмоциональное состояние.

Источник

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования

Анжелика Делова
Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования

Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Читайте также:  Чувственное отражение действительности это искусство

Эмоциональную сферу необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л. С. Выготским. Под этим термином понимается обедненность чувств во взаимоотношениях людей. Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.

Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы.

Особенно важно объединить усилия воспитателей, всех специалистов детского сада и родителей, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

Жизнь в нашем детском саду организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей. Большое внимание уделяется развитию эмоционально-личностной сферы.

Для детей младшей группы мы создаем «домотеки», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы,принесенные из дома: фотографии, игрушки, или другие вещи, напоминающие о доме, так как это позитивно влияет на развитие эмоциональной сферы. Это по- настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата. Проводим игры для развития эмоциональной сферы («Необычный колобок» (мяч, передаваемый по кругу, вспоминая сказку «Колобок», «Живые картинки» (картинки с эмоциями сказочных героев) и др.

С детьми средних групп я провожу занятия по коррекционно-развивающей программе С. И. Семенака «Уроки добра». Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Так как в этом возрасте агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Коррекционно – развивающая программа включает 21 занятие,которые я провожу с ноября по март месяцы 1 раз в неделю в процессе которых решается ряд важных задач:

-раскрываются понятия – «добра» и «зла»;

-знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

-изучение эмоционального состояния другого и собственного образа, соотнося его с конкретной ситуацией;

-развитие эмоциональной произвольности;

-изучение способов управления собственным поведением.

В средних группах небольшой уголок психологической разгрузки — «Дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным,а помощь нас взрослых в случае необходимости –эффективной и своевременной

Знакомство с базовыми эмоциями осуществляется, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях по программе эмоционального развития Крюковой С. В. и Слободянник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» для детей старших групп (17 занятий по 1 занятию в неделю с декабря по март), где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии, кроме того дети знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.

С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, психомышечной тренировки развивается эмоциональной сфера детей.

В старших группах создан экран настроения. Каждое утро дети, приходя в группу, прикрепляют свою фотографию на ту эмоцию, которая соответствует их настроению.

В соответствии с ФГОС для успешной реализации программы эмоционального развития детей дошкольного возраста должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7. защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.

Читайте также:  Как стать эмоционально самостоятельным

Большое внимание уделяю работе с родителями.

Часто на эмоциональное состояние детей оказывают негативное влияние страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких, поэтому очень важно,чтобы родители:

• относились к страхам серьезно, не игнорировали и не умоляли их; давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка);

• помогали детям выразить страх в словах («Ты испугался тогда, когда, рассказали о собственных страхах;

• давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

• допускали здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);

• давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);

• реагировали на детское восприятия реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать).

Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть проведены соответствующие беседы с ребенком. Стремитесь, чтобы ваш ребенок был восприимчив к чувствам, желаниям, мнениям других людей, не всегда совпадающим с его собственным (например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, плохим, хорошим, обычным, странным.

Если с рождения ребёнка окружает любовь и забота близких, то у него формируется чувство защищённости. Дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Только чувствуя любовь матери, отца и близких людей, т. е. дедушки, бабушки, ребёнок растёт эмоционально благополучным. Важно, чтобы семья была полной. Сейчас в стране более полутора миллионов неполных семей. Это наносит огромный ущерб эмоциональному благополучию детей. Во всех ли СЕМЬЯХ создана атмосфера добра и взаимопомощи, много ли уделяют времени родители ребёнку, играют с ним, посещают театры, музеи, выставки? К сожалению, не всегда. Часто женщине–матери приходится отрабатывать ещё одну «смену» дома, ведя хозяйство. Именно поэтому рвутся эмоциональные связи с детьми, у взрослых не остаётся времени поиграть с ребёнком, почитать ему книгу.

Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.

Психолог,воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.

Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья!

Конспект интегрированного занятия по требованиям ФГОС до. Основная образовательная область: безопасность. Тема: «Собака злая и добрая» Цель: познакомить детей с собакой злой и доброй, с ее детенышем – щенком и формирование навыков безопасного.

Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе согласно требованиям ФГОС» Консультация для родителей Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе, согласно требованиям ФГОС ДО (от пяти до шести лет) Возрастные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе согласно требованиям ФГОС до Представляю вашему вниманию предметно- пространственную среду моей группы. Слайды готовились для презентации к аттестации. Мы постарались.

Консультация для воспитателей «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста» Для каждого ребёнка в период дошкольного детства очень важно создание основ психологического и эмоционального благополучия. Это и является.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Психологическое сопровождение естественного развития детей в раннем детстве. На этапе раннего детства у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Если упустить.

Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Одной из задач.

Работа с родителями согласно требованиям ФГОС Уважаемые коллеги! Хочу с вами поделиться о проведенном мною родительского собрания, посвященного началу учебного года. Согласно новым требованиям.

Занятие по развитию речи в соответствии с ФГОС «Осень» в средней группе Тема: Чтение стихотворений об осени. (В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» стр. 40, 57) Программное сод-е: — связная речь: приобщать.

Источник

Оцените статью