Работа с чувствами клиента в консультировании
Самый простой случай (хотя в консультировании не бывает простых случаев) – это понимание клиентом своих чувств. Например, клиент говорит: Первый этап работы с чувством – диагностический. Важно выявить, прояснить, какое именно чувство испытывает клиент. Для этого психолог задает вопросы: • Что ты сейчас чувствуешь?• Что сейчас с тобой происходит? • Ты злишься (обижаешься, радуешься, чувствуешь себя виноватым)? Если удалось обнаружить чувство, можно переходить ко второмуэтапу – выявлению объекта: того, кому адресовано это чувство. На третьем этапе обычно выясняется потребность клиента в отношении выявленного объекта. Клиент хочет что-то получить от этого человека либо что-то ему отдать, вернуть. Иногда для клиента бывает важным эмоциональное отреагирование в отношении данного человека (людей). Психолог поддерживает процесс исследования клиентом своего внутреннего мира и выявляет потребности клиента: • Что хотел бы получить от. • Для чего тебе злиться на . • Что тебе нужно от. • Для чего в твоей жизни этот человек? Этот процесс позволяет выявить истинные потребности клиента.Поэтому кратко обозначим чувства, с которыми консультант может встретиться в ходе консультирования. Злость Ярость Тревога Обида Вина.Стыд возникает всякий раз, когда человек осознает «свою базовую дефективность», ощущает себя неадекватным, несовершенным, ничего не стоящим, отвратительным, опозоренным, выставленным напоказ. В чувство стыда вовлечен весь образ Я. Обычно чувство стыда переживается на физиологическом уровне: человек опускает глаза, голову, «съеживается», у него «подкашиваются» ноги, он краснеет.Ревность обычно возникает в консультировании в одном контексте с такими понятиями, как «проявление любви», «измена». Это сильное и весьма болезненное чувство, связанное в большей мере со страхом потери, чем с проявлением любви. Необоснованные и частые проявления ревности свидетельствуют не столько о недоверии партнёру, сколько о неверии в собственную способность удерживать партнера во взаимоотношениях перед лицом даже незначительного соревнования.Унижение– неприятное чувство. Семантическое значение слова «унижение» содержит в себе желание подняться вверх и невозможность это сделать, так как человеку указали на его место, более низкое, чем ему бы хотелось. Оно обычно начинается с некоторого намерения клиента, которое ему не удается реализовать.Страх– это чувство, которое возникает на первых этапах терапии, причем иногда не только у клиента, но и у терапевта. Это может быть страх какого-либо события, другого человека. Страх характеризуется тем, что у человека возникает повышенное внимание к опасной ситуации, человеку, событию (реально произошедшему или мнимому).Тревога – это самая ранняя младенческая эмоция. (Альтернатива ей – безразличие, когда равновесие слияния поддерживается стопроцентно). Это состояние общего недифференцированного раздражения, которое не обеспечивает достаточной ориентации для успешного управления ситуацией.
2. Техники воздействияВоздействие осуществляется на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. 1. Воздействие на когнитивном уровне. РЭТ применяет сократовский тип диалога между клиентом и психологом, а также когнитивный диспут. Задачи психолога заключаются в прояснении смысла, в демонстрации логической несостоятельности. В процессе такого спора может выявиться вторичная выгода, которую дает сохранение иррациональной установки. РЭТ учит клиентов семантической точности: если клиента не любят, это не значит, что его всегда не будут любить; если клиент потерпел неудачу, это не значит, что он никогда не сможет добиться успеха и т.п.2. Воздействие на эмоциональном уровне. Психолог использует различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы клиенты могли четко различать эти два феномена (отличие «было бы лучше» от «должно»). Терапевт может использовать: — ролевую игру, чтобы клиент увидел свои ложные идеи и их влияние на отношения с другими людьми; — моделирование, чтобы показать клиенту, как принимать различные идеи; — юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли;- безусловное принятие, показывая клиенту, что он принимает его, несмотря на наличие негативных черт, тем самым давая импульс для самопринятия;- эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее клиентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия;- поощряет поведение, связанное с риском: побуждает клиентов к самораскрытию, предлагает им поделиться своими социально неодобряемыми чувствами (злостью, враждебностью). 3. Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в РЭТ применяются и для изменения когниций (представлений) клиентов. Склонность к перфекционизму может быть снижена путем выполнения следующих заданий психолога: пойти на риск; нарочно провалиться при решении какой- либо задачи (например, нарочно плохо выступить перед публикой); воображать себя в ситуациях неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент считает особо опасной.
Билет 13
1.Первая встреча с клиентом.Первой встрече необходимо уделить особое внимание. Прежде всего, необходимо встретить и усадить клиента. С первых минут беседы следует проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником, поднявшись навстречу клиенту. Хорошо, если с самого начала психолог подбадривает клиента репликами типа: «Добрый день. Располагайтесь, пожалуйста, поудобнее». Перед началом беседы лучше сделать паузу (45-60 секунд). Важный момент консультации – знакомство с клиентом по имени. Иногда в начале беседы возникает необходимость объяснить клиенту, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. В начале первой встречи важно выяснить, пришел ли клиент сам или его кто-то направил к психологу.Стадия Мультимодальное определение проблемы.В том случае, когда контакт установлен, а клиент перешел к рассказу о себе, начинается вторая стадия консультирования (которая может занять 25- 30 минут), на которой клиент должен как можно больше рассказать о себе и своей ситуации. На этой стадии лучше всего помогают открытые вопросы и реплики, максимально структурирующие рассказ. 3. Желаемые изменения.На этом этапе консультанту необходимо еще раз внимательнопроанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основепредъявленной проблемы, и попытаться ответить на вопрос: чего именноклиент хочет добиться своим поведением, какие потребности он пытаетсяудовлетворить. Задачи этого этапа можно считать реализованными только в том случае, если и клиент, и консультант выстроили своеобразную «цепочку» событий.4.Поиск Альтернативные пути решения проблемы.Главная задача данного этапа – выработка нескольких альтернативных решений, нескольких выходов из сложившейся ситуации, позволяющих добиться желаемого результата. Психолог помогает клиенту сформулировать возможные альтернативы, критически их осмыслить и выбрать наиболее подходящий и реалистичный вариант поведения. Обсуждение можно начать с вопросов типа: «Как вы думаете, можно ли было вести себя в этой ситуации по-другому?» или «Если вы молча уйдете, это будет такое же поведение, как и сейчас?».5.Поиск ресурсов.Пятый этап тесно связан с четвертым. На этом этапе важнопроанализировать имеющиеся клиента ресурсы, на которые клиент можетопереться при решении проблемы. Иногда на этом этапе полезно спроситьклиента, что он за человек, за что он сам себя ценит, что позволяет емувыполнять сложную, ответственную работу (воспитывать подростка, жить внепростой семейной ситуации).6. Экологическая проверка.На этой стадии происходит последовательная реализация плана решенияпроблем. Необходимо отметить, что многие клиенты послеконсультирования ничего не меняют в своей жизни. Поэтому вначаленеобходимо выяснить у клиента, собирается ли он в действительностипредпринимать шаги для изменений.
Источник
Отражение чувств в психологическом консультировании
Принципы работы с чувствами и эмоциями в психологическом консультировании:
1. Следует помнить, что чувства это те же самые эмоции: если какие-то воспоминания систематически вызывают одни и те же эмоции (характерные эмоции), то можно говорить, что по отношению к объекту воспоминания существуют определенные чувства. Поэтому, с одной стороны, в процессе психологического консультирования по характерным эмоциям можно судить об истинных чувствах клиента, а также, с другой стороны, изменения в этих эмоциях могут свидетельствовать об изменениях в чувствах клиента, что может и должно являться важным свидетельством в пользу успешного или не успешного течения консультации.
2. Чувства и эмоции очень важны в процессе консультирования, но не могут и не должны являются самоцелью, хотя сильные чувства (страх, боль, тревога, жалость, надежда, любовь и др.) могут помочь в работе. Вместе с тем они могут и помешать, потому что психолог-консультант обычно апеллирует к разуму клиента. Ориентация исключительно на чувства и эмоции может свести на нет рациональное вмешательство.
3. Познание и отражение чувств клиента — одна из главнейших техник консультирования. В работе важно обращать внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Если психолог желает отражать чувства клиента, он внимательно выслушивает признания, перефразирует отдельные утверждения. Важно следить и за содержанием признаний клиента, и за тем, что кроется за чувствами его.
4. Одна из возможных ошибок психолога-консультанта — полное или почти полное игнорирование чувств и эмоций клиента. Если какое-то чувство важно для клиента и он нарочито проявляет его (демонстрирует), консультант должен включить это чувство в рабочее пространство консультации. Уровень эмпатии не должен быть очень высоким, но и не должен быть очень низким.
5. Если клиента интересует собственная внешность, он может дома посмотреться в зеркало. Если же он запутался в своих чувствах, он идет на прием к психологу-консультанту. Поэтому у последнего появляется специфическая функция — быть квалифицированным зеркалом чувств для клиента. Само по себе это отражение уже очень много для клиента. Психолог-консультант в процессе общения помогает уяснить смысл чувств.
6. Если чувства клиента носят для него характер явной проблемы, то это всегда говорит о наличии внутреннего конфликта. То есть существуют другие — может быть еще не высказанные в процессе консультации — чувства, которые противоречат данным. Уяснив характер этого внутреннего конфликта, можно выработать способы его преодоления.
7. Клиент может демонстрировать чувства, которых у него нет. Поэтому необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента и интонации голоса, но и на общий эмоциональный тон, позу, выражение лица, жесты, оговорки.
8. Поскольку чувства это характерные эмоции при тех или иных воспоминаниях, то важно конкретизировать — при каких именно воспоминаниях проявляются эти эмоции. Клиентка может, например, показывать как она ненавидит мужа, однако некоторые воспоминания о муже могут носить нейтральные и даже положительный характер. Поэтому можно сделать вывод, что клиентка не столько ненавидит мужа, сколько отдельные особенности его поведения.
9. Имеет значение общая эмоциональная направленность личности клиента. Насколько это можно, следует выяснить в каких эмоциях у клиента повышенная потребность, в каких — пониженная. Один клиент может быть «зациклен» на романтических эмоциях, другой — на «адреналине» и т.д.
10. Психолог-консультант постоянно должен рефлексировать свои собственные эмоции: как на них повлияло поведение клиента, как собственные эмоции психолога действуют на клиента.
11. Совсем не обязательно рефлексировать каждое чувство клиента. Иногда достаточно просто кивком головы показать, что консультант заметил это чувство.
12. Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства. Самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.
13. Вслушиваясь в свои чувства, возникающие в ходе консультирования в качестве реакции на поведение клиента, консультант может получить о нем (и о других людях, которые фигурируют в рассказе) много ценной информации.
14. В некоторых случаях надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Для этого можно, например, предложить клиенту освоить ту или иную психотехнику.
Источник
Этапы работы с чувствами клиента в консультировании
Одним из важнейших показателей тех процессов, которые происходят с клиентом, являются его чувства, занимающие центральное место в психической жизни и межличностных отношениях любого человека.
В различной психологической литературе термины «чувство», «аффект», «эмоция» то используются как взаимозаменяемые, то четко дифференцируются. В рамках данной работы не ставилась задача проводить анализ этих понятий и запутывать читателя. Под чувствами мы будем понимать возникающие у человека и доступные для осознавания переживания, возникающие вследствие взаимодействия со средой. В зависимости от теоретической ориентации консультант может обсуждать, игнорировать, прояснять, усиливать чувства клиента. Однако чувства — это то, что реально есть у клиента, и поэтому важно понимать, как работать с чувствами клиента в консультативном процессе.
Самый простой случай (хотя в консультировании не бывает простых случаев) — это понимание клиентом своих чувств. Например, клиент говорит: «Я злюсь на свою маму, но не могу ей об этом сказать. Что мне делать?». В этой ситуации мы будем уточнять, как давно клиент злится, по каким причинам, в каких ситуациях, как складывается взаимодействие клиента с мамой и т.д., т.е. будем исследовать поле, контекст, в котором возникла данная проблема. Но часто бывает так, что консультация «стопорится» из-за неосознаваемых клиентом чувств.
Первый этап работы с чувством — диагностический. Важно выявить, прояснить, какое именно чувство испытывает клиент. Для этого психолог задает вопросы: «Что Вы сейчас чувствуете?»; «Что сейчас с Вами происходит?»; «Вы злитесь (обижаетесь, радуетесь, чувствуете себя виноватым)?»
Открытые вопросы являются более конструктивными, так как дают клиенту возможность обратиться к своему внутреннему миру. Закрытые же вопросы могут содержать ошибочные предположения со стороны психолога. Например, клиент чувствует не злость, а вину, но боится сказать об этом психологу.
Клиенты нередко не могут дифференцировать свои чувства. Если психологу не удается напрямую выявить чувства клиента, он может сказать клиенту о том, что он видит со стороны, а затем проинтерпретировать этот факт, например: «Я заметил, что Вы сжимаете кулаки и отодвигаетесь от меня. Мне кажется, Вы злитесь. Я прав?»; «У Вас появились слезы на глазах, когда Вы рассказывали о своем сыне. Вам жаль его?»
Если удалось обнаружить чувство, можно переходить ко второму этапу — выявлению объекта: того, кому адресовано чувство. Клиент злится на кого-то, обижается на кого-то, завидует кому-то. Чаще всего объект чувства — это человек. Психолог может выявить,- к кому именно клиент испытывает данное чувство, при помощи следующих вопросов: «На кого Вы обижаетесь (злитесь)?»; «К кому в своей жизни Вы испытываете сходные чувства?»; «Как Вы думаете, в отношении кого Вы испытываете нежность (грусть, вину и др.)?»
Иногда клиент знает, к кому направлены его чувства, но не может разобраться, какие именно. Так бывает в случаях с амбивалентными чувствами. Например, клиент испытывает любовь к матери и одновременно злится на нее. Тогда необходимо исследовать оба полюса. Пока клиент не осознает и не выразит свою злость, он не сможет почувствовать, насколько сильно он любит. На третьем этапе обычно выясняется потребность клиента в отношении выявленного объекта. Клиент хочет что-то получить от этого человека либо что-то ему отдать, вернуть. Иногда для клиента бывает важным эмоциональное реагирование в отношении данного человека (людей). Психолог поддерживает процесс исследования клиентом своего внутреннего мира и выявляет потребности клиента с помощью следующих вопросов: «Что хотели бы Вы получить от. »; «Для чего Вам злиться на. »; «Что Вам нужно от. »; «Для чего в Вашей жизни этот человек?»
Данный процесс позволяет выявить истинные потребности клиента. Например, клиентка злится на свою подругу, а потребность, которая выявляется в ходе работы — это потребность в признании со стороны подруги. Пока эта потребность остается не проясненной, психолог и клиент могут сколь угодно долго работать над проблемой. Клиент может выражать чувства, «пересаживаться на разные стулья», но при этом не сдвигаться с места. И только после того, как прояснены все элементы триады «чувство—объект—потребность», можно искать другие, альтернативные способы взаимодействия клиента с этим человеком, либо иные способы удовлетворения потребностей. Например: «Вы можете сказать ей о том, что Вы хотите от нее получить?»; «Как Вы думаете, не лучше ли будет напрямую рассказать ей о своих чувствах?»
Источник