Тренинг для педагогов «Хорошее настроение-шаг к здоровью!»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_horoshee_nastroenie-shag_k_zdorovyu.docx | 7.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг на снятие эмоционального напряжения
«Хорошее настроение – шаг к здоровью!»
Цель : снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Упражнение 1. Меня зовут… Я делаю так…
Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.
Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Упражнение 2. «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, перекидывая друг другу апельсин и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
Упражнение 3. «Плюс-минус»
Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Психолог: « Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение 4. «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами .
Психолог: «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».
Фразы для карточек:
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Откровенно говоря, я мечтаю … и др.
Упражнение 5. «Мусорная корзина»
Цель: избавление от негативных эмоций.
Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.
Психолог обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.
Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.
В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).
Упражнение №6. «Зажимы по кругу»
Цель: снятие мышечных зажимов, напряжение.
Участники идут по кругу. По команде психолога напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.
Напряжение в каждом отдельном случае должно быть сначала слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по команде психолога сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.
Упражнение №7. «Я похож на…»
Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.
Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Психолог: « Выберите одну картинку, назовите, что это и чем вы на этот предмет похожи».
Упражнение 8. «Моечная машина»
Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.
Воспитатели становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Упражнение 9. «Звуковая гимнастика»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Упражнение выполняется стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:
А– воздействует на весь организм;
Е– воздействует на щитовидную железу;
И–воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О– воздействует на сердце, легкие;
У– на органы, расположенные в области живота;
Я– на работу всего организма;
М– на работу всего организма;
Х– помогает очищению организма;
ХА– помогает повысить настроение.
Упражнение 10. «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Психолог: « Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».
Упражнение 11. «Дружественная ладошка».
Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.
Участникам раздаются листки бумаги.
Психолог: «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам».
Упражнение 12. «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
— Тебе сегодня особенно повезет!
— Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
— Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
— Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
— Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
— Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
— Сегодня твой день, успехов тебе!
— Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье – дело престижное. «Здоровый вид лучше, чем рекомендательные письма», — гласит французская поговорка. Так уж повелось, что до недавнего прошлого многие у нас считали, что ес.
Представленный тренинг направлен на снятие психоэмоционального напряжения, улучшениепсихологической атмосферы в коллективе, профилактику профессионального выгорания. Может использоваться как элемент п.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравни.
Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов«Настроение»Синдром профессионального выгорания – это дезадаптационный феномен, проявляющийся на всех уровнях функционирования личности.
Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния.
Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Задачи:привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать услови.
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчив.
Источник
Тренинг для воспитателей «Хорошее настроение — залог успеха»
материал
Настроением называется более или менее устойчивое, довольно продолжительное эмоциональное состояние человека. Однако перепады настроения сильно влияют на качество нашей жизни. Хорошее настроениене нужно ждать, его нужно создавать самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_vospitateley.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей
«Хорошее настроение – залог успеха»
Цель: Улучшение психологического климата в коллективе; активизация процесса самопознания и формирования адекватной самооценки; освоение способов снятия эмоционального напряжения.
Психолог: Настроением называется более или менее устойчивое, довольно продолжительное эмоциональное состояние человека. Смена настроения — это обычная функция нашей нервной системы. Ведь именно она является неким барометром, который реагирует на любые изменения в нашей жизни. Однако перепады настроения сильно влияют на качество нашей жизни: мы либо сворачиваем горы, либо лежим, смотря в потолок. Для наших близких это тоже испытание – тяжело общаться с человеком, настроение которого нельзя предугадать, а значит непонятно, как себя вести. И вот они мучаются в догадках, что же случилось с вами и как вам помочь. Хорошее настроение не нужно ждать, его нужно создавать самостоятельно. Каждый человек должен самостоятельно выделять источники позитивного настроя, так как у всех он разный. Для кого-то хорошее настроение, это прогуляться по лесу, кто-то радуется общению с близкими и друзьями, а кому-то достаточно просто послушать любимую музыку. Научитесь влиять на собственный настрой, даже если жизнь «подкидывает» вам не приятные сюрпризы.
1.Упражнение «Здравствуй друг»
Участники делятся на пары.
Здравствуй друг – жмут друг другу руки;
Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;
Где ты был – берутся за ухо;
Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;
Ты пришел – раскрывают руки в стороны;
Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.
Психолог: Обмен комплиментами проходит в форме диалога. Участницы становятся в круг и берутся за руки. Нужно не только получить комплимент, но и согласиться с ним, сказать еще один комплимент себе и обязательно «вернуть» коллеге. Например: Катя, ты такой отзывчивый человек! Да, это правда! А еще я добрая. А ты, Оля, чрезвычайно общительная.
Вопросы для обсуждения:
– Что вам понравилось больше, говорить комплименты или принимать их?
– Насколько сложно / легко было подобрать комплименты себе, коллеге?
3.Упражнение: «Метафорический образ моего настроения»
Психолог: Сейчас я вам предлагаю прогуляться вокруг стола, где разложены картинки с различными образами. Посмотрите эти картинки, подумайте, какая картинка могла бы охарактеризовать ваше настроение. Может быть, одна или две картинки
привлекут вас своей внутренней метафорой.
Звучит спокойная музыка. Участники выбирают понравившиеся картинки и возвращаются в круг. Предлагается участникам показать выбранную картинку и рассказать свои ассоциации с ней и своим настроение.
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствуете? Что дало вам это упражнение?
4.Упражнение «Я – сильная, я – слабая»
Психолог: Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.
Первая участница из пары вытягивает вперед руку. Визави будет стараться опускать руку первой вниз, нажимая на нее сверху. Первая должна удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильная!» Теперь делаем то же самое, но первая должна говорить: «Я слабая», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло.
Вопросы для обсуждения:
Помогли ли вам справиться с трудностями и победить поддерживающие слова?
5.Упражнение «Дадим отпор. »
Психолог: Все участницы становятся в круг. Психолог называет страхи и опасность. Если кто-то из участниц боится того, что было озвучено, то она должна встать в круг. Все остальные участницы, оставшиеся за кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошёл в круг) и громко, дружно скажут: «Дадим отпор. ». Основные критерии этого упражнения – быстрота, громкость и дружность защиты. Фразы психолога начинаются со следующего выражения: «На нас напали. » Ответ участниц начинается с фразы: «Дадим отпор. »
- Неуверенность;
- Тревога;
- Страх;
- Внутреннее напряжение;
- Отчаяние;
- Беспокойство;
- Боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих.
6. Упражнение « Рецепт хорошего настроения»
Психолог: Вам всем вместе нужно придумать рецепт для поднятия настроения. Учитывается оригинальность, доступность и простота рецепта, а также сочетание в нем новизны и юмора.
7. Упражнение «Слушай других»
Психолог: Разделитесь на 2 команды. У каждой из команд есть стишок. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить. Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.
Вводный стишок психолога:
На маленькой полянке
Стоит зеленый дом,
А в доме том зеленом
Живет веселый гном.
Гном-гном, как тебя зовут?
Стих для группы № 1:
Вася! У меня рубашка в клетку!
Я пришел к тебе из леса,
Чтобы получить конфетку!
Стих для группы № 2:
Петя! У меня штаны в горошек!
Я пришел к тебе из сказки!
Рассказать, что я хороший!
Вопросы для обсуждения игры:
• Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
• Что вы услышали?
• Почему было трудно слушать?
Психолог: Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.
8. Упражнение «Волшебная шкатулка»
Цель: Поднятие психоэмоционального настроения.
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
9. Упражнение для релаксации «Облако».
Займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь. Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам ваших рук. Кончики пальцев рук как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что руки постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает ваши кисти, расслабляет их и подымается вверх по рукам… До локтей… Еще выше… Вот уже все ваши руки погружаются в приятную теплоту, расслабляются… По венам и артериям рук бежит свежая обновленная кровь, даруя им отдых и питая новыми силами… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул… Из челюстей… Губы становятся мягкими и податливыми… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки перестают подрагивать… Они просто сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Он приятен и добр – этот воздушный поцелуй… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Все ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется, уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией… Вы расслаблены и свободны. Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один».
Итак, семь… Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают… Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией… Пять… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать… Расслабленность заменяется собранностью… Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза
10. Упражнение «Пожелание по кругу».
Психолог: Пожелаем всем сразу здесь присутствующим что-то приятное. Желаем по очереди по часовой стрелке.
Я вам желаю, чтобы Вы всегда с хорошим настроением шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения членами коллектива!
Р ефлексия тренинга:
Психолог: — Помог ли вам тренинг снять напряжение и улучшить эмоциональный настрой? Что-то изменилось в вашем ощущении и самочувствии?
Источник