Психологический стресс работников организации

Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника

Дата публикации: 26.04.2021 2021-04-26

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Путинцева, А. В. Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника / А. В. Путинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80268/ (дата обращения: 11.10.2021).

Данная статья посвящена вопросам стресса на рабочем месте и его влияния на сотрудника. Рассмотрены факторы возникновения стресса на рабочем месте и появление профессионального выгорания у современных сотрудников, а также их последствия.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, стресс, синдром выгорания, сотрудник, предпосылки и последствия, управление стрессом.

Введение. В 21 веке, в веке высокопрогрессивных и быстроразвивающихся технологий, стремительного и насыщенного темпа жизни, стресс — стал ежедневным «спутником» большинства работников.

Термин «Стресс» произошел от англ. «Stress», что в переводе означает давление, напряжение, нагрузка. Впервые стресс описал Ганс Гуго Бруно Селье — канадский патолог и эндокринолог, в 1936 г., определив его как неспецифическую реакцию организма на внешнее воздействие. [3]

Стресс просыпается с человеком по утрам, вместе с ранним будильником, пока варится кофе, и в общественном транспорте, стресс рядом, когда человек за рулем, по пути в офис, пока бежит по лестнице в кабинет или едет в плотно набитом лифте, стресс окружает в современном мире повсюду.

Где обычный человек проводит большую часть своей жизни? Конечно же, на работе. Безусловно, есть люди, которые абсолютно счастливы в своей работе, они не жалуются на большое количество рабочих обязанностей и им не приходится оставаться сверхурочно. Но к большому сожалению, на самом деле таких счастливчиков очень мало. По исследованиям ученых в мире всего около 13 % людей, кто абсолютно доволен своей работой и счастлив на ней. [1]

На 2020 год население Земли составляет 7 817 410 000 человек, и всего около 13 % из них счастливы на своей работе, это 1 016 263 300 человек.

Причины, по которым возникает стрессовое состояние на работе, разнообразны. Неудовлетворенность сотрудника своей профессиональной деятельностью, конфликты в рабочем коллективе, высокие рабочие нагрузки, стиль руководства, недовольство зарплатой, отсутствие перспектив карьерного роста — все это может стать причиной профессионального стресса. [2]

«The American Institute of Stress», опросив американских соискателей работы, пришел к выводу, что чаще всего — в 46 % случаев — стресс на рабочем месте вызывают высокая нагрузка, длительные рабочие часы и нехватка полноценного отдыха, а именно диссонанс между выдвинутыми по отношению к работнику требованиями и его внутренними ресурсами; в 28 % случаев — отношения в коллективе, т. е. психоэмоциональные или психосоциальные факторы, а в 20 % случаев — дисбаланс между работой и личной жизнью. [6]

Стоит отметить, что актуальность данной темы отражена и в свете последних событий в стране и в мире, весь 2020 год — это сплошной стресс. Пандемия внесла свои коррективы в работу миллионов людей по всему миру. Многие впервые освоили «удалёнку», новые форматы взаимодействия с коллегами и руководством, новые гаджеты, а многие и вовсе были уволены и в дальнейшем вынуждены освоить новые сферы и направления для работы.

Для тех, кто все-таки остался на своем рабочем месте, и перешел в «удаленный формат» работы это определенный стресс. Возможно, вначале это и было интересно и отчасти комфортно — работать дома, где удобно, можно пить кофе когда угодно, ходить в комфортной одежде и сидеть за ноутбуком с любимым котом на коленях, но по прошествии времени для многих сотрудников весь комфорт начали затмевать такие моменты как постоянно отвлекающие факторы (члены семьи, питомцы и домашние обязанности, и самое распространенное «полежать пару минут на удобном диване или в кровати»), отсутствие живого общения с коллегами, со своим боссом, да и зачастую офис более технически оснащен для работы.

Поэтому работаете вы в офисе, дома, из личного автомобиля или из любой точки мира, то Вы так или иначе будете испытывать стресс. Всегда будут те, или иные факторы, которые будут вызывать напряжение и провоцировать стрессовое состояние.

Развитие стрессового состояния у сотрудника проходит поэтапно и в несколько стадий.

Первая стадия — это стадия тревоги или волнения, когда сотрудник сталкивается с факторами, которые доставляют дискомфорт и вызывают возмущения. При этом организм вынужден задействовать все свои возможные защитные механизмы и ресурсы, и поведение человека начинает меняться.

Стрессовые факторы и явления могут привести к тому, что состояние и поведение сотрудника кардинально меняется, например, спокойный и сдержанный человек начинает вести себя агрессивно, вспыльчиво, раздраженно и грубо отвечать. А сотрудник, который всегда был общительным и активным — наоборот закрывается в себе, переживает все происходящее «внутри», перестает общаться с коллегами. На первой стадии прослеживается потеря самоконтроля и деформация общения, состояние волнения и тревоги приводит к тому, что работник не может сознательно контролировать собственное поведение. Продолжительность первой стадии профессионального стресса достаточно индивидуальна для каждого человека и во многом зависит от его личных качеств. Так, например, спокойные и терпеливые люди могут долго накапливать внутреннее напряжение, а некоторые будут отвечать на стресс-фактор мгновенно.

Читайте также:  Какие эмоции испытывает человек при страхе

Вторая стадия — это приспособление к стрессовым условиям. Сотрудник пытается противостоять стрессу и адаптироваться к нему. Данный этап считается особенно напряженным: работник может потерять контроль над собственными действиями, т. к. стресс разрушительно влияет на его психику, в более тяжелых случаях отмечается даже помутнение сознания. Именно поэтому в стрессовой ситуации люди часто совершают несвойственные для себя поступки — могут грубо ответить на вопросы и просьбы коллег и руководителя, подают заявление об увольнении и т. д. Многие впоследствии признаются, что они сами не понимают, как могли совершить подобные действия, и жалеют об этом. Данное состояние называется «аффектом».

Если стрессовая ситуация продолжается довольно длительное время, то наступает уже третья стадия — это истощение резервов организма. При ситуации, когда влияние стресс-фактора не устранено, а психологические и физические ресурсы организма уже исчерпаны — сотрудник больше не в силах противостоять ситуации и приспосабливаться к ней. Дальнейшее воздействие неблагоприятных обстоятельств и факторов может привести к хроническому стрессовому состоянию. Долго длящаяся стадия истощения часто приводит к различного вида болезням. Также, результатом непрекращающегося стресса может стать профессиональное «выгорание» сотрудника. [4]

Сегодня, набор причин, которые провоцируют стресс у современных сотрудников компании, довольно широк. Таким образом, можно констатировать тот факт, что у каждого современного индивида в той или иной степени на рабочем месте происходят стрессовые ситуации, от мелких до серьезных, которые в результате приводят к ряду дальнейших проявлений.

В этой связи растет не только важность разработки и регулярного проведения мероприятий по устранению стресса у сотрудников, его профилактики в организации, но и оценке уровня стрессоустойчивости кандидатов на собеседовании.

Стрессоустойчивость — это умение индивида сохранять самообладание, умение быстро адаптироваться к ситуации, внешним проявлениям и самоликвидировать проявление стресса. Стрессоустойчивость у кандидата на должность в компании можно оценить по целому спектру методик: это и непосредственное наблюдение со стороны эксперта за кандидатом, и беседа с высококвалифицированным психологом, и самооценка кандидата своего уровня стрессоустойчивости, и ряд психологических тестовых методик с дальнейшей интерпретацией специалиста и др. [5]

Стресс-интервью — занимает особое место в выявлении стрессоустойчивости. Стресс-интервью (или стрессовое интервью) — это беседа с кандидатом с использованием набора стрессовых вопросов, а также психологического давлении с целью вывести индивида из его собственной «зоны комфорта» и других провоцирующих стресс во время беседы инструментов.

К инструментам стрессового интервью можно отнести:

— нестандартные и некомфортные условия, в которых находиться кандидат во время беседы (неудобное место, душная или, наоборот, слишком холодная комната, посторонние шумы, и др.);

— опоздание интервьюера на длительное время — долгое ожидание начала собеседования;

— присутствие в ходе интервью посторонних людей;

— нетактичные и провокационные вопросы и др.

Становится понятно, что даже самые уверенные в себе люди, не предупрежденные о проведении подобного рода интервью, могут испытывать некий дискомфорт, который в результате приведет к стрессу. Однако, есть мнения, что стрессоустойчивый человек будет в любой нестандартной ситуации сохранять самообладание, вести себя спокойно и достойно сложившейся ситуации, а также оставаться доброжелательным к интервьюеру.

Но тем не менее, прибегая к использованию стресс-интервью важно профессионально обучать менеджеров по персоналу — технологии стрессового интервью; применять стресс-интервью только в определенные моменты собеседования с кандидатом; избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство кандидата; отходить от использования стрессового интервью для высшего менеджмента компании и пр.

Методики устранения организационного стресса разнообразны в современных компаниях. Среди них стоит выделить: работа штатного или внешнего корпоративного психолога, повышение корпоративного духа в коллективе с целью уменьшения уровня конфликтности и при помощи корпоративных мероприятий, создание комфортных условий труда, пропаганда в компании занятий спортом и активного, здорового образа жизни, правильного питания, постоянная обратная связь с руководителем, регулярный мониторинг методом устного или письменного (в том числе анонимного) опроса сотрудников о наличии у них тревоги и стресса, и причин, вызывающих их и много другое.

Таким образом, профессиональный стресс — это проблема уже не только сотрудника, находящегося под влиянием стресс-факторов, но и всей организации в целом.

Становится ясно, что «носители» стресса не в силах полностью отдаваться работе. Как следствие — это снижение производительности труда, качества выполняемой работы, или предоставляемых услуг и увеличение текучести кадров в компании.

О влиянии стресса на персонал организации и его последствиях, должны задуматься, в первую очередь, руководители, специалисты HR-служб и организационные психологи. Так как предупредить — всегда легче, чем лечить, т. е. исправлять те последствия, которые привели к уже критической ситуации.

Источник

Психологический стресс работников организации

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Сексуальное насилие в детстве: практика психологической помощи семье и ребенку

ВЕБИНАР: Начальная школа: от диагностики к оптимизации обучения и развития учащихся

ВЕБИНАР: Песочная терапия Юнга. Практика работы со стрессом и его последствиями

Скоро

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

Читайте также:  Кто придумал классификацию темпераментов

VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс — это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.

Стресс, связанный с работой, — это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. В ходе недавно проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% — жесткие сроки ее выполнения, 40% — ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жаловались на головную боль, 23% — на боль в области шеи и плеч, 23% — на усталость, 28% — на стресс и 33% — на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.

Еще одним феноменом, характерным для многих производств, является психическое насилие, причина которого — ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции. Наиболее распространенной формой такого насилия является злоупотребление властью по отношению к людям, не способным защитить себя.

Экономические потери от производственного стресса и связанных с ним проблем, с психическим здоровьем работающих оказываются достаточно высокими (около 265 млрд евро ежегодно для 15 государств Европейского союза). В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкурентности проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными.

Среди производственных стресс-факторов можно выделить: физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); структурно-организационные («организационный стресс»).

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпывание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики — те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов.

Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена: между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.

Одно из первых мест по риску возникновения СЭВ занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день — это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ: 1-й — «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й — «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й — «эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Читайте также:  Давать волю чувствам английский

При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что СЭВ проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза «напряжение»), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами.

Деятельность психотерапевта является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Среди психотерапевтов и психологов-консультантов подвержены СЭВ люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.). Провоцировать СЭВ могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).

Подвержены формированию СЭВ и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях. Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

Профессиональная деятельность социального работника, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.

Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, — риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с «немотивированными» клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения.

В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.

Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.

К категории работников, подверженных риску развития профессиональной деформации, относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов. Так, решение профессиональных задач требует от служащих пенитенциарных учреждений интенсивного общения и умения строить свои взаимоотношения с осужденными и коллегами. К факторам, способствующим развитию СЭВ, помимо трех основных (личностные, ролевые и организационные) относятся дополнительные, характерные для пенитенциарной службы, такие как неудовлетворенность материальных потребностей, низкий статус в профессиональной группе, снижение смысложизненных представлений и др.

Синдрому СЭВ подвержены и сотрудники правоохранительных органов, особенно те, кто постоянно находится на передовой линии борьбы с преступностью. Развитие состояния невротизации обусловлено в этой группе постоянным психологическим и физиологическим напряжением и даже перенапряжением. Здесь часто практикуется «снятие стресса» алкоголем.

Источник

Оцените статью