Комплекс «Евгений Онегин» («Я+», «ВЫ+», «ОНИ+», «ТРУД-»)
Я уже говорил, что не имею опыта правильного воспитания, но зато знаю, как можно испортить ребенка. Итак, комплекс «Евгений Онегин» легче всего сформировать у способного, интеллектуально развитого ребенка с привлекательной внешностью и сангвинического темперамента. Воспитание должно быть попустительским.
Желательно, чтобы в школе были низкие требования, занятия проводились скучно, а учителя не отличались особым умом. Такой ребенок все схватывал бы на лету и получал хорошие оценки, не прилагая особых усилий. Неплохо также, чтобы семья была хорошо обеспечена и материальные блага ребенок от любящих родителей получал бы просто так. Судьбу такого ребенка можно определить почти с математической точностью. Первый вариант: к 28–30 годам у него разовьется реактивная депрессия, скорее всего он покончит жизнь самоубийством. Второй вариант: он станет алкоголиком или наркоманом.
Обратимся к пушкинскому Евгению Онегину. Учился он «чему-нибудь и как-нибудь». Хорошие способности и низкая требовательность привели к тому, что «труд упорный ему был тошен». Он оказался богатым наследником и, следовательно, не испытывал материальных затруднений. Фактически у него не было мотивов для продуктивной деятельности. Но положительные эмоции необходимо зарабатывать самому. Их источники — творческий труд и любовь. А соотношение их определено еще в Библии: шесть дней работай и один отдыхай (наслаждайся). Верность этого положения подтверждена и современными исследованиями.
Творческий труд для Онегина был перекрыт социогеном с минусом в позиции «ТРУД». Таким образом, единственным источником положительных эмоций явилась светская жизнь с любовными приключениями. Остается неудовлетворенной потребность в творческом труде. Именно она толкает Онегина на частую смену предмета любви. Новая победа с каждым разом дается ему все легче и легче, т. е. он становится неплохим «профессионалом». А когда долго и эффективно занимаешься одним делом, то начинаешь делать его автоматически, и компонент творчества в конце концов исчезает. В результате у Онегина еще и в позиции «ВЫ» появляется минус. «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут — мигом утешался, изменят — рад был отдохнуть».
Ему опостылел «свет», у него потерян интерес к жизни. При «ВЫ-» человек становится одиноким, он ни с кем не чувствует себя духовно связанным, а ведь один человек жить не может! И вот тогда у него развивается особый род недуга — «охота к перемене мест». Но еще Сенека писал, что перемена мест не может рассеять тоски и угнетенности духа. Менять надо не небо, а душу. Ибо за тобой, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки. Сходную мысль находим и у Сократа: «Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?» (Вот, оказывается, куда уходит корнями «сценарное перепрограммирование!»)
Онегин стал жить в деревне. Кончилось это тем, что он убил Ленского. Затем стал путешествовать, но везде его преследовала тоска. А почему он все-таки вернулся домой, что случилось с его душой? Ответить на этот вопрос нетрудно. В позиции «ОНИ» плюс сменился на минус. Для укрепления нестойкой позиции «Я», а не от большой любви стал ухаживать Онегин за Татьяной.
А с точки зрения сценарного анализа Татьяна отказала ему, потому что в ее социогене в позиции «ВЫ» был минус.
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей…
Объясняясь с Онегиным, она замечает
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад.
За наше бедное жилище…
Но вернемся к Евгению. «…Онегин сохнет — и едва ль уж не чахоткою страдает». Перед нами — четкая клиническая картина реактивной депрессии.
Что же касается второго варианта судьбы человека с комплексом «Евгений Онегин», то здесь остановлюсь только на одном, но главном моменте. Наш организм представляет собой как бы завод, вырабатывающий алкоголь и морфий (эндорфины). Без последних организм жить не может. Когда человек достигает успехов в работе или любви, в крови у него повышается уровень алкоголя и эндорфинов, т. е. завод работает на полную мощность. Но если завод станет, организм должен получить эти вещества извне, и человек начинает принимать алкоголь и наркотики.
Встречаются ли Онегины в наше время? Встречаются, и довольно часто. Ведь наши школьные программы рассчитаны на тупиц. Современные Онегины легко оканчивают школу и даже институт, не научившись упорно трудиться. И позднее их обходят те, кому четверки и даже тройки давались упорным трудом.
Методы коррекции данного комплекса покажу вам на следующем примере.
Клиентка И., 26 лет, жаловалась на чувство безысходности, бессмысленности существования. «Как будто все у меня есть, но ничего не радует. С мужем ругаюсь, сама понимаю, что провоцирую его на конфликты. Знаю, что он бурно реагирует, если я возвращаюсь домой позднее, чем обещала. Но как будто что-то меня подталкивает, и я задерживаюсь без особой надобности. Учеба неинтересна. Я — студентка третьего курса психологического факультета. Не представляю, чем буду заниматься по окончании учебы».
Я попросил И. написать автобиографию, но она отказалась. Рассказывала она очень красиво, и на групповом занятии слушали ее с большим вниманием. В одно трехчасовое занятие она не уложилась, и рассказ был продолжен на следующем занятии. Жизнь складывалась следующим образом.
Жила И. в обеспеченной семье. Родителя часто ссорились, и она была предоставлена самой себе. Отличалась общительностью, была заводилой среди сверстников. В школу пошла с охотой, но довольно скоро там ей стало неинтересно. Программу усваивала легко за счет великолепной памяти, дома практически не занималась. Письменные работы выполняла на переменках или на других уроках во время объяснений учителя. Отношение учителей к И. было противоречивое. С одной стороны, они были довольны хорошей успеваемостью, с другой — страдали от ее шалостей. В старших классах И. увлеклась музыкой, сама научилась играть на гитаре. Выявились неплохие артистические способности, ее приглашали даже в профессиональные коллективы, но и в кружке художественной самодеятельности она не смогла заниматься — не хватило терпения.
Сексуальную жизнь И. начала рано и, можно сказать, рассудочно. Через некоторое время стала неразборчивой в сексуальных связях, быстро меняла партнеров. Дома начались скандалы: И. часто поздно возвращалась домой, а. иногда и отсутствовала по нескольку дней. Наконец родители поставили вопрос ребром: или она будет вести нормальный образ жизни, или уйдет из дома. И. выбрала второй вариант. Сколотила компанию из трех девочек; они сияли квартиру и стали вести полуавантюрный образ жизни. Сексуальные связи с кавалерами, с которыми они знакомились в ресторанах, носили относительно продолжительный характер (два-три месяца). Потом кавалеры надоедали. Но в одного из них И. влюбилась, он в нее тоже, и они поженились.
Получив неплохую материальную базу, она прекратила работать и поступила на психологический факультет университета. Когда родился сын, И. полностью поглотили материнские заботы. Но потом спокойная жизнь надоела, и она стала проводить время в студенческих компаниях, что привело к скандалам с мужем.
Не требуется длительного анализа, чтобы понять, что у И. изначально был минус в позиции «ТРУД», а когда она обратилась ко мне за помощью, уже начал появляться минус в позиции «ВЫ».
Занятия, на которых была в центре внимания, она посещала охотно, но когда стали разбирать проблемы других, появились пропуски. Мой стратегический план заключался в формировании плюса в позиции «ТРУД». Опорой должна была стать позиция «Я», так как она оказалась наиболее сохраненной. Я предложил И. написать очерк обо всех ее приключениях. Она согласилась, но задания не выполнила. Поскольку я продолжал настаивать, она вскоре перестала посещать занятия.
Через шесть месяцев И. вновь пришла ко мне. С мужем она разошлась и ушла жить на квартиру. Благодаря своей предприимчивости, зарабатывала себе на жизнь и обеспечивала ребенка. Но через некоторое время родители мужа выкрали ребенка и подали на нее в суд. Переживания, связанные с этими событиями, и привели И. на наши занятия. К сожалению, она очень быстро перестала их посещать, и дальнейшая ее судьба неизвестна. Как бы мне хотелось рассказать вам о том, что у нее все окончилось благополучно! Но что делать, эффективность сценарного перепрограммирования (коррекции) в данном комплексе пока еще не очень высокая. Знаю только, что И. удалось забрать ребенка и вместе с ним уехать в другой город.
Если под вашим началом работает или учится такой человек, хлопот у вас будет полон рот. Прежде всего следует выявить у него такое увлечение, которое еще не вполне умерло. На нем и должно базироваться задание, которое, во-первых, можно выполнить за короткий срок при очень интенсивной работе, во-вторых, носит творческий характер, в-третьих, в случае успеха способствует подъему авторитета сотрудника. Инструкция должна быть примерно следующей: «Задание сложное, выполнить его надо быстро, проявив смекалку. Доверить его могу только вам».
Если задание не выполнено, оставьте это без внимания, что обычно держит таких людей в сильном эмоциональном напряжении, а вот упреки и скандалы — их стихия. Но если задание выполнено, тут уж не стоит скупиться на похвалы. Так, постепенно увеличивая объем заданий, можно изменить минус на плюс в позиции «ТРУД».
Если вы решили, что у вас имеется такой комплекс и вы хотите себя исправить, советую начать так: выберите маленькое дело и обязательно доведите его до конца, как бы вам ни было скучно. Надо, чтобы выполнение такого задания не требовало много времени.
Некоторые мысли возникают и по поводу профилактики комплекса «Евгений Онегин». В семье хорошо бы установить порядок, при котором дети ничего не получают даром, а только в соответствии со своими заслугами. Родители, которые имеют способных детей и располагают материальными средствами, надо как можно раньше прибегнуть к услугам квалифицированных педагогов. Когда мой сын готовился к поступлению в медицинский институт, я определил его к репетиторам. После первого же занятия он мне сказал: «Папа, наконец я понял, как надо учиться». Свободное время у него исчезло: ему было интересно, да и другие ребята в группе были такие, что для того, чтобы стать первым, ему пришлось как следует попотеть.
Если бы в школе в класс подбирались ученики примерно с одинаковыми способностями, то в условиях здорового соревнования среди равных у ребят не утратилась бы врожденная способность к интенсивному труду. А как было бы славно не подпускать и близко к педагогическому процессу тех, кто не может сделать его увлекательным! Жаль, что на практике все не так. В одном институте по моему совету ввели свободное посещение лекций. Аудитории стали полупустыми. И что же предпринял ректорат? Провели соответствующую работу по обучению и расстановке педагогических кадров? Нет. Вновь вернулись к обязательному посещению лекций.
В организационном плане следовало бы сделать так, чтобы педагог зависел от учащегося. Это полезно обеим сторонам, но возможно только в условиях платного и необязательного образования. Когда я читал публичные лекции, мой гонорар был прямо связан с количеством слушателей. Так вот, когда посещаемость стала падать, а следовательно, и мои заработки, я быстро отыскал причину. И она была не в лени слушателей, а в моей подготовке.
Читайте также:
Книги и аудиозаписи по теме:
Источник
Психологический феномен связанный со стрессом евгения онегина
Определить понятия ЧСВ и ЧСЗ
Рассмотреть наличие проявления ЧСВ в характерах героев художественной литературы 19 века.
Исследование аспектов проявления чувств собственной важности у героев художественной литературы 19 века.
Изучение понятия ЧСВ
Изучение понятия ЧСЗ
Изучение влияния ЧСВ и ЧСЗ на характеры героев
Гипотеза: предположим, что психологические аспекты ЧСВ проявились в характерах героев
Изучение и обобщение
Анализ и синтез
Оформление полученных результатов
Сначала рассмотрим, что собой представляет чувство собственной важности (далее ЧСВ).
Осознание ЧСВ помогает понять, что блокирует:
достижение реальных результатов.
Осознание поможет избавиться от любых комплексов и страхов.
ЧСВ проявляется как:
чрезмерная жалость к себе.
Ясно, как все это влияет на жизнь…
Но, что же происходит при полном отсутствии ЧСВ? Невозможность уязвить:
Появляется огромное количество энергии.
Тебе уже больше нечего терять.
Необходимо «выключить» в себе ЧСВ для реального развития и не тратить время на надуманный автопортрет и как следствие повысить реальное самосохранение в жизни, т.к. напыщенность часто бывает опасна.
Для более точного понимания обратимся к русской литературе «Золотого века», к роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Глава 1. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского
Яркие герои романа Евгений Онегин и Владимир Ленский. Рассмотрим их характеры и проанализируем с точки зрения ЧСВ.
Воспитан на дому, на вседозволенности. Разбалован, как большинство дворянских детей.
Повторяет «вольнолюбивый нрав» 18-ти летнего Евгения Онегина. Обучался в университете в Германии.
Устал от лживого светского общества, разочарован.
Не представлен обществу вообще.
Основные черты характера
Расчетливый и прагматичный. Ничего не осталось от юношеской эмоциональности и восторженности.
Юный, пылкий и максималист.
Взаимоотношения с противоположным полом
Много раз влюблялся, но не придавал значения чувствам. Ветреный.
Ольга Ларина – первая влюбленность Ленского. Идеализирует и превозносит на пьедестал возлюбленную.
Одинок и избегает общества, т.к. рационален и аналитик. К чувствам других равнодушен.
Верит в самопожертвенную дружбу. Поддается порывам, вспыльчив и очаровывается.
Не поэт. Читает про близких ему современных героев. Читает мало. Увлечен трудами Адама Смита и экономической литературой.
Поэт. Зачитывается Кантом. Романтик.
Итак, мы проанализировали психологический аспект чувств собственной важности героев романа. А теперь, давайте рассмотрим каждого с точки зрения ЧСВ, для того, чтобы понять насколько близко каждому герою это чувство собственной важности и что произошло в дальнейшем. И можно ли было избежать трагедии?
Уточним разницу между ЧСЗ и ЧСВ
ЧСЗ и ЧСВ (чувство собственной значимости и чувство собственной важности) — понятия, которые иногда путают.
Разницу между этими понятиями можно пояснить на двух простых примерах:
ЧСЗ: Я такой большой, сильный, и поэтому я могу поднять вон тот большой и тяжёлый камень. Собственно, я беру и поднимаю, так как это вполне по силам.
ЧСВ: Я такой большой и сильный, поэтому я должен брать только большие камни, с мелкими (меньшими, чем определённый размер) заниматься — это не моя задача.
Проявления той или иной степени ЧСЗ и ЧСВ
«Выявление степени чувства собственной важности»
Ответьте на вопрос «да» или «нет».
Страдаете ли вы ЧСВ?
Часто ли вы отстаивает свою точку зрения, даже если вы не правы?
Возникает ли у вас желание учить других и наставлять на путь истинный?
Бывают ли у вас моменты, когда вы себя оправдываете или ругаете?
Любите ли вы блеснуть своими талантами в новой компании?
Страдаете ли вы героизмом? (ощущение «я против всего мира»)?
Вы используете стеснительность для привлечения внимания?
Можно ли назвать вас мстительным?
Важно ли вам чужое мнение о вас?
Раздражают ли вас люди обладающие и проявляющие ЧСВ?
Ключи к тесту: «да» на вопросы определяющие наличие чсв: 1,2,3,4,5,6,7,8,9
Вспоминая наших героев, гипотетически можно определить степень ЧСВ у каждого, ответив на вопросы теста за каждого.
Глава 2. Евгений Онегин
Страдаете ли вы ЧСВ?
Беспокойный, острокритический, ищущий ум, проявляющий недовольство окружающей действительностью. Эдакий пустоцвет с самомнением..
Часто ли вы отстаивает свою точку зрения, даже если вы не правы?
Умеет рассуждать на любую тему, невзирая на поверхностность своих знаний.
Возникает ли у вас желание учить других и наставлять на путь истинный?
В целом же Евгений не любил ни общество, ни людей
Бывают ли у вас моменты, когда вы себя оправдываете или ругаете?
Лишь череда потрясений — убийство Ленского, встреча с Татьяной, ставшей женой генерала, светской дамой, — заставили Онегина обрести способность к большому и сильному чувству.
Любите ли вы блеснуть своими талантами в новой компании?
Не составляло труда влиться в светское общество, соответствуя манерам и внешним видом денди.
Страдаете ли вы героизмом? (ощущение «я против всего мира»)?
Скорее, наш герой устал от этого мира
Вы используете стеснительность для привлечения внимания?
Онегин «Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив!». Он окружающим кажется странным и чудаковатым и это еще больше притягивает к нему людей.
Можно ли назвать вас мстительным?
Евгений решает отомстить Владимиру за то, что привел его сюда силком – он танцует с Ольгой – невестой Ленского, чем вызывает приступ ревности у своего друга.
Важно ли вам чужое мнение о вас?
Онегин не безнадежный человек, но он не в силах признать публично свою ошибку, что приводит к трагедии.
Раздражают ли вас люди обладающие и проявляющие ЧСВ?
Светское общество опостыло и стало раздражать.
Вывод:7 из 10 ответов на вопросы положительны. ЧСВ зашкаливает. Евгений выгорает и тратит энергию в пустоту.
Таким образом, Евгений Онегин – необычный персонаж – у него есть все возможности изменить свою жизнь и привнести много положительного в жизнь своих родных, но он пренебрегает этим ввиду своей несдержанности и неумения заставить себя делать нужные, но неинтересные вещи.
Его жизнь похожа на бесконечный праздник, но, как и любое другое занятие, постоянные развлечения наскучили Онегину и стали причиной его хандры.
Глава 3. Владимир Ленский
Страдаете ли вы ЧСВ?
Его неопытность, гордыня, романтичность не позволили избежать поединка. Не знавший жизни юнец оказался заложником обстоятельств и низменных человеческих проявлений. В его жилах, увы, не текла эльфийская кровь, поэтому недомолвка из-за пустяка привела героя к гибели
Часто ли вы отстаиваете свою точку зрения, даже если вы не правы?
Поэта пылкий разговор, / И ум, еще в сужденьях зыбкой, / И вечно вдохновенный взор. «
Возникает ли у вас желание учить других и наставлять на путь истинный?
Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло”, эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского дружба с Онегиным имела особенно большое значение
Бывают ли у вас моменты, когда вы себя оправдываете или ругаете?
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь
Любите ли вы блеснуть своими талантами в новой компании?
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством
Страдаете ли вы героизмом? (ощущение «я против всего мира»)?
Ленский является примером мечтательного человека, который смотрит на окружающий мир сквозь свои ожидания и представления о нем, не замечая реальности. Отстраненность от реальности, невольно..
Вы используете стеснительность для привлечения внимания?
В смятенье нежного стыда, / Он только смеет иногда, Улыбкой Ольги ободренный, / Развитым локоном играть / Иль край одежды целовать.
Можно ли назвать вас мстительным?
Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Важно ли вам чужое мнение о вас?
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника
Раздражают ли вас люди обладающие и проявляющие ЧСВ?
Господ соседственных селений / Ему не нравились пиры; / Бежал он их беседы шумной. «
Пушкин решил убить героя, чтобы не дать тому стать простым мещанином, наблюдателем, испытывающим вечное разочарование в людях. Автор спас персонажа от момента, когда сентиментальность переросла бы в цинизм.
Ленский – особенный персонаж, который, располагая отличным воспитанием и образованием, оказывается бесполезным для общества. Его будущее призрачно, в отличие от Онегина.
А. С. Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь.
Два абсолютно противоположных человека по характеру, но с почти одинаковым ЧСВ. И это оказалось смертельным для того, у кого ЧСВ выше.
А.С.Пушкин стремился дать в образе Евгения Онегина типическое обобщение характерного явления в жизни современного ему общества.
Это реалистический тип молодого человека, жизнь и судьба которого обусловлены не только его личными качествами, но и определенной общественной средой начала XIX века.
Значит, психологические аспекты проявления чувства собственной важности, так актуальных сегодня, мы можем найти в произведениях русской литературы 19 века.
Скептицизм и разочарование Онегина — это отражение общего состояния, которое охватило в начале века значительную часть дворянской интеллигенции.
Смерть Владимира Ленского символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.
Значит , психологические аспекты проявления чувства собственной важности, так актуальных сегодня, мы можем найти в произведениях русской литературы 19 века.
В частности, доказательством этого может служить роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Источник