Тренинг для педагогов «Хорошее настроение-шаг к здоровью!» материал
Скачать:
Вложение
Размер
trening_horoshee_nastroenie-shag_k_zdorovyu.docx
7.56 КБ
Предварительный просмотр:
Тренинг на снятие эмоционального напряжения
«Хорошее настроение – шаг к здоровью!»
Цель : снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Упражнение 1. Меня зовут… Я делаю так…
Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.
Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Упражнение 2. «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, перекидывая друг другу апельсин и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
Упражнение 3. «Плюс-минус»
Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Психолог: « Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение 4. «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами .
Психолог: «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».
Фразы для карточек:
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Откровенно говоря, я мечтаю … и др.
Упражнение 5. «Мусорная корзина»
Цель: избавление от негативных эмоций.
Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.
Психолог обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.
Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.
В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).
Упражнение №6. «Зажимы по кругу»
Цель: снятие мышечных зажимов, напряжение.
Участники идут по кругу. По команде психолога напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.
Напряжение в каждом отдельном случае должно быть сначала слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по команде психолога сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.
Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Психолог: « Выберите одну картинку, назовите, что это и чем вы на этот предмет похожи».
Упражнение 8. «Моечная машина»
Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.
Воспитатели становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Упражнение 9. «Звуковая гимнастика»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Упражнение выполняется стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:
А– воздействует на весь организм;
Е– воздействует на щитовидную железу;
И–воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О– воздействует на сердце, легкие;
У– на органы, расположенные в области живота;
Я– на работу всего организма;
М– на работу всего организма;
Х– помогает очищению организма;
ХА– помогает повысить настроение.
Упражнение 10. «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Психолог: « Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».
Упражнение 11. «Дружественная ладошка».
Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.
Участникам раздаются листки бумаги.
Психолог: «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам».
Упражнение 12. «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
— Тебе сегодня особенно повезет!
— Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
— Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
— Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
— Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
— Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
— Сегодня твой день, успехов тебе!
— Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье – дело престижное. «Здоровый вид лучше, чем рекомендательные письма», — гласит французская поговорка. Так уж повелось, что до недавнего прошлого многие у нас считали, что ес.
Представленный тренинг направлен на снятие психоэмоционального напряжения, улучшениепсихологической атмосферы в коллективе, профилактику профессионального выгорания. Может использоваться как элемент п.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравни.
Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов«Настроение»Синдром профессионального выгорания – это дезадаптационный феномен, проявляющийся на всех уровнях функционирования личности.
Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния.
Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Задачи:привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать услови.
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчив.
Источник
Тренинг-занятие «Формула хорошего настроения»
Тренинги «Формула хорошего настроения» Цель: развитие позитивной коммуникации в группе, выбор и использование молодежью адекватных, не вредящих здоровью способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением. Задачи: Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе. Закрепление навыков самоанализа, содействие самораскрытию, активизация процесса рефлексии. Организация обсуждения в молодежных группах применяемых приемов и способов, помогающих справляться с плохим настроением, и выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов. Проведение упражнений, игр, творческих заданий, способствующих сосредоточению внимания, активизации мыследеятельности участников. Презентация формулы хорошего настроения, обозначение и визуализация составляющих хорошего настроения на коллаже. Целевая группа: старшеклассники (от 15 до 30 человек). Условие для занятий: просторное помещение 24–30 кв. м, стулья по количеству участников, расположенные по кругу, а также стулья по количеству участников. Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с песней «Хорошее настроение», проектор, экран, скотч – 3 шт., ножницы – 3 шт., бумага формата А3, А4, ватманы, маркеры – 3 упаковки, фломастеры – 3 упаковки. Ход занятия
Музыкальное сопровождение (песня «Хорошее настроение»). Оформление доски, соответственно тематике занятия. I. Организационно-мотивационный этап (в общем круге). Участники усаживаются на стулья, расположенные по кругу. 1. Оргмомент. Приветствие участников тренинга. 2. Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый…». Цель: Знакомство, повышение и активизация настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки молодежи. Инструкция: Я – ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу: «Я – Таня – умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый» и так далее по кругу. 2 Вывод: Каждый человек уникален, и поэтому надо учиться говорить о себе положительно. Это в свою очередь придает уверенности. Надо любить себя и уважать, и тогда людям уважать тебя будет легче. Чем меньше комплексов, тем ты проще, и, как известно, будь проще и люди к тебе потянутся. -Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это упражнение? — Мы прослушали песню, выполнили упражнение, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? 3. Сообщение темы и целей занятия. Сегодня мне хотелось бы Вас пригласить на тренинговое занятие, где каждый из вас сможет окунуться в мир игры. Наша встреча посвящена тому, чтобы вы поближе узнали друг друга, а также мы поговорим о составляющих хорошего настроения. 4. Принятие правил работы группы. Правило говорящего . Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца. Правило поднятой руки . Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли пришедшие в голову во время работы. Право ведущего . Я как ведущий буду следить за соблюдением принятых группой правил. 5. Беседа «Мое настроение» Цель: Введение в тему, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. – Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это – ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно. Есть ли у вас свое настроение, такое, в котором вы находитесь чаще всего? Подумайте, каким вас видят ваши друзья, одноклассники, родители? Я призываю вас к самоанализу. Вам необходимо будет работать с людьми, и уметь управлять своими эмоциями. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями. В эти моменты обычно душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, вам известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного 3 человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения в той или иной конкретной ситуации, а также о мере его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой. 6. Упражнение «Ассоциации». Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыследеятельности участников. – Что для вас хорошее настроение вашего друга (подруги)? Одним словом продолжите предложение: Хорошее настроение друга – это… ( Улыбки, смех, радость, … ). Если настроение – это цвет, то какого цвета хорошее настроение? А плохое? Хорошее настроение родителей – это… ( Улыбки, смех, радость, … ). Мозговой штурм. Обсуждение. – Поднимите руку, кто считает, что настроение зависит от внешних факторов. Почему вы так считаете? Поднимите руку, кто считает, что во многом настроение зависит от себя самого. Вывод. Если я – человек и личность, то должен научиться управлять своим настроением, несмотря на все внешние факторы. Еще древнегреческий ученый Сенека говорил: «Самая высшая власть – власть над собой» II. Реализующий этап (в общем круге). 1. Разделение группы на команды. Участники из общего круга путем деления на команды размещаются за столами. Необходимые материалы: 3 отдельно стоящих стола для каждой команды, указатели с названиями столов «Капуста», «Перец», «Огурец», вокруг столов соответствующее числу участников количество стульев. Инструкция: Рассчитайтесь, пожалуйста, на «Капуста», «Перец», «Огурец», запомнив название овощей, которые сказали. Команда «Капуста», вы размещаетесь за столом, где изображен соответствующий указатель – «Капуста». Команда «Огурцов» и «Перцев» также размещается за соответствующими столами. 2. Творческое задание «Девиз команды» (работа в подгруппах). Цель: Повышение активности участников и содействие сплочению группы. Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды). Инструкция: Выберите капитана команды и придумайте девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение. Например: «Солнце светит для меня, лучше нету сего дня!» Выступления команд. Театрализация. 3. Упражнение «Как справиться с плохим настроением». 4 Цель: Обозначение способов, помогающих справляться с плохим настроением, выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов поднятия настроения. Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды). Инструкция: В командах обозначить способы, помогающие справляться с плохим настроением, а затем по истечении времени озвучить их. Вывод: Необходимо помнить, что одной из главных жизненных ценностей является здоровье. Выбирая определенные способы, помогающие справляться с плохим настроением, нужно подумать: «Какой ценой я улучшаю свое настроение сегодня?». Если ответ – «Ценой в здоровье», то постараться выбрать другой способ. 4. Творческое задание «Эскиз хорошего настроения» Цель : Развитие позитивной коммуникации, сплочение коллектива. Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды). Инструкция: Каждый задумайте эскиз хорошего настроения. Не ограничивайтесь в воображении. Это могут быть любые элементы, отражающие именно ваше хорошее настроение. Задание – нарисовать общий рисунок, где каждый будет рисовать не более 30–40 секунд. Затем он передает лист другому. Рефлексия. Каждый постарался внести свое в общее дело. Подумайте, получился ли у вас общий рисунок или это все-таки отдельные элементы. Ваш эскиз может рассказать о слаженности работы в группе. Презентация эскиза. 5. Игра «Пишущая машинка» Цель: Выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива. Необходимые материалы: Проектор, экран. Фраза, выведенная на проекторе «Хочешь быть счастливым – будь им!» Инструкция: Итак, мы – буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым – будь им!» Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка – хлопнет в ладоши, пробел – топнет ногой, восклицательный знак – крикнет «Ура!». 6. Презентация «Формула хорошего настроения» Цель: Обозначение формулы хорошего настроения, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. Необходимые материалы: Проектор, экран. Презентация «Формула хорошего настроения». Демонстрация презентации. 5 Формулой хорошего настроения является здоровое тело, ясный ум и положительные эмоции и чувства. Тело нуждается в уходе, ум в тренировке и очень хорошо, если все сопровождается радостью, позитивом. Ведь смех – это лекарство от многих болезней. Дело в том, что смех вызывает в организме комплексный биохимический процесс. Ученые рекомендуют вместо 40 минут расслабляющего отдыха 5 минут здорового смеха. 7. Упражнение «Пожелание другу» . Цель: Создание позитивного эмоционального фона. Необходимые материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки – по количеству участников. Декоративный мешочек. Инструкция: На сердечке напишите приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе…»