Очень важно понимать, что мотивационные и эмоциональные явления это явления качественно родственные. Это явления качественно одного порядка.
Первое явление – это мотивация. Термином мотивация обобщаются разнообразные побудительные силы психической жизни. Это силы побуждающие к деятельности. То есть, это движущие силы. Мотивация выражает множество различных побудительных сил психической жизни. Какие это силы?
В депрессивных состояниях в средних или тяжелых формах проявления у человека вообще замирает всякая деятельность, он не способен совершать никакие поступки и не только поступки, но и никакие действия. Потому, что в основе депрессии, точнее одним из ее оснований является выраженное снижение побудительной силы мотивов. Снижение этой побудительной силы приводит к тому, что человек не в состоянии совершить никакой деятельности. Он отворачивается лицом к стенке и так проводит бОльшую часть времени. Человек просит оставить его в покое, лежит и не может ничего сделать. Для депрессивных больных такое состояние, как ни странно, обладает еще позитивным эффектом – спасающим или защитным.
От совершения суицида людей в состоянии депрессии спасает как раз снижение побудительной силы. От мысли перейти к действию они не могут, в силу отсутствия достаточности побудительных сил. Если при наличии депрессии и пациента будет диагностирована высокая побудительная сила – это случай, чтобы забить тревогу. Это означает очень высокий риск истинного суицида.
Мы знаем что в состоянии депрессии не только снижается побудительная сила, но и начинают преобладать сильные эмоции негативного знака, среди которых типичные для депрессии чувство тоски и отчаяния. Разумеется, эти сильные чувства вызывают различного рода и суицидальные мысли. Да я не хочу больше жить, я больше не могу всё это терпеть я хочу с этим разом покончить. Как раз здесь снижение мотивации, снижение побудительной силы
психической деятельности является очень важным защитным средством и в большинстве случаев при нормально протекающей депрессии те люди, которые переживают различного рода негативные эмоциональные состояния и естественно испытывают разного рода проблемы спасаются именно этим.
Главная функция мотивов это функция побудительная, но наряду с этой функцией есть ещё одна не менее важная и это смыслообразующая функция. Если любой мотив отвечает на вопрос что! То смысл отвечает на вопрос ради чего.
Что такое смыслообразующая функция у мотивов? Это способность порождать смыслы. То есть, способность устанавливать отношения с другими мотивами.
У разных мотивов разные смыслообразующие функции.
В психоанализе рассматривается другое явление оно называется – влечение.
У человека существует такая мотивационная сила как потребность. Мотивы происходят как раз из потребностей, а также желания, намерения, интересы. В Соединенных штатах появилось такое понятие как драйвы. И это понятие очень близко с понятием влечение, только на англоязычный манер и это понятие часто используется в поведенческой психологии. Мотивы также включают в себя интересы. Всё это разного рода мотивационные явления. У каждого из этих явления есть свои особенности, но главное что их объединяет это наличие побудительной функции психической жизни.
Давайте посмотрим что такое эмоциональная сфера, но сначала надо обратить внимание на некоторые терминологические нюансы. Само слово эмоции в разных контекстах имеет два смысла широкий и узкий. Первое значение в широком смысле психология пользуется словом эмоции для обозначения вообще всей сферы эмоциональных явлений. Пример: Приведу одного известного психолога, такого как — Конрад Изард и его книга «Эмоции человека”, речь в которой идет обо всей эмоциональной сфере. А вторая его книга, которая вышла не так давно называется «Психология эмоций” и какой смысл здесь предполагается, по размерам и содержанию книги понятно, что всё тот же широкий смысл, анализ всей эмоциональной сферы.
Второй смысл “узкий” и это один из видов эмоциональных явлений. Эмоции это один из видов таких явлений, существующих наряду с другими видами, такими как: аффекты, чувства, настроения. Эмоция – это состояние, существующие в рамках в пределах определенной ситуации и соразмерное ей. Многое зависит от состояния конкретной ситуации и эмоции отличаются от всех остальных видов тем, что они соразмерны этой данной ситуации.
Что нельзя сказать о втором эмоциональном явлении, об аффекте. Аффект — это краткое, но чрезвычайно бурно протекающее эмоциональное явление. Явление может проявиться в мгновение, но по степени своего проявления оно может быть настолько бурным, что все механизмы сознательного контроля человека могут быть просто сломлены. И судебно-психологическая экспертиза пытается понять и воссоздать картину того, в каком состоянии был человек, в момент совершения преступления. Важно понимать, был ли человек в состоянии аффекта или руководствовался холодным рассудком. В какой-то степени, нахождение в состоянии аффекта смягчает его вину. В состоянии аффекта человек не в силах остановиться и теряет контроль. Аффект очень бурный и несоразмерный ситуации феномен.
Третье это чувства — и это самое независимое от ситуации эмоциональное явление. В отличие от первых двух явлений чувства не ситуативные, а можно даже сказать, что они транс ситуативные. Транс в данном случае означает через . Транс ситуативность чувств означает, что чувства находясь в одном виде проходят через множество ситуаций. У чувств два основных отличительных признака, во-первых, они транс ситуативные и наиболее неизменны и существуют в течение долгого периода времени. И второе — чувства являются культурно-опосредованными эмоциональными явлениями. И слишком часто в человеке несколько эмоциональных явлений могут конфликтовать друг с другом, вот например маленький ребёнок разбил любимую мамину вазу, что может испытывать мать в этот момент? Она может испытывать одновременно раздражение в аффекте и любовь к своему ребёнку, а это будут уже чувства. И еще одно эмоциональное явление это настроение. Чем же настроение отличается от всех остальных видов явлений? Основное отличие настроения от всех остальных явлений – это отсутствие предмета. Настроение — это эмоциональное состояние предмет которого отсутствует. Чаще всего оно образует некий фон.
Что же такое эмоциональные явления в целом? Это особое качество психической реальности, которое мы называем переживанием. Эти переживания обладают положительным или отрицательным знаком. В случае положительного знака переживаются различные виды удовольствия, в случае отрицательного знака переживаются различные виды неудовольствия.
А что же лежит в основе переживаний? В основе переживаний лежит динамика мотивационных процессов.
Об этом Рубинштейн писал так:
Эмоции – есть субъективная форма существования мотивации
Что стоит за этой фразой? Мы склонны к осознанию лишь верхушки мотивационного айсберга, и можем судить о мотивации лишь косвенно, потому как её динамика отражается в эмоциях. Если мотивация осуществляется — мы испытываем эмоции позитивного знака, если она не осуществляется мы испытываем эмоции негативного знака и далеко не всегда осознаем, что осуществилось, а что нет. Мы видим, что эмоции это производная от мотивации, не зря мы соединяем мотивацию и эмоции дефисом! А существует ли противоположная причинно-следственная связь, влияет ли эмоция на мотивацию? Да, такая связь есть и очень существенная. Оказывается, эмоциональные явления обладают целым рядом функций.
Таким образом мы видим удивительную вещь, эмоции определяются мотивацией, а с другой стороны они сами могут переходить в мотивацию и побуждать к совершению каких-то действий. То есть, мы видим что мотивационные и эмоциональные явления это качественно родственные явления, выполняющие функции побуждения и переживания. На рубеже двадцатого века именно психоанализ стал выявлять и изучать законы мотивации.
Источник
«Существует один-единственный способ заставить кого-либо сделать что-то. Всего один. Надо заставить человека захотеть сделать это. Запомните, других способов нет».
Пирамида потребностей Маслоу является самой популярной классификацией видов потребностей. В своей теории он расставил человеческие желания в иерархическом порядке в виде 7 уровней: от низшего (низшие потребности) – к высшему (высшие потребности человека).
Причем человек не может перепрыгивать какие-либо ступени: например, если потребности второго уровня не удовлетворены или удовлетворены частично, то индивид просто не в состоянии испытывать потребности, находящиеся на четвертой ступени.
Влечение определяется как «неопредмеченное» побуждение. Влечение — это недифференцированное, неосознанное или недостаточно осознанное ощущение потребности. Влечение является преходящим состоянием: по мере того как оно осознается или находит предмет удовлетворения потребности, на который направляется влечение, оно переходит в желание. Влечение может переходить в стремления и намерения.
Желание — переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществлять. Желания имеют цель и способны осуществляться в соответствии с построенным планом.
Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой
активности в определённой ситуации. Закладываются в семье, школе, в рабочем коллективе.
Мечта — это отсроченное желание, образ желаемого, созданный в представлении. Мечта выражает потребность человека в предметах или условиях существования, которые в данной ситуации отсутствуют, но которые могут быть созданы в результате деятельности. Мечта направлена в будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.
Убеждения — осознаваемый и прочувствованный взгляд, выработанный в течение жизни человека, является главным мотивом в поведении. Убеждения — осознаваемая
потребность личности, побуждающая ее действовать со своими ценностными ориентациями и идеалами. Это глубокая, обоснованная вера человека в принципы, идеалы, правила, которым он следует в жизни.
Интерес — форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его. Интерес — это желание познакомиться.
Потребность — это желание иметь. Потребности и интересы могут не совпадать.
Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.)
Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Мотивация — совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий, воздействие на работников с целью направить и интенсифицировать их действия в интересах организации.
Мотив — внутренний побудитель активности.
Мотивирование — процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
Внутренняя (самомотивация):
человек, используя сознание, волю и стимулы, сам побуждает себя к определенному поведению.
Внешняя (стимулирование):
человек побуждается другими, т.е. посредством воздействия извне.
Ни один человек не будет делать то, что ему не нравится, что не входит в систему его ценностей!
Почему часто бывает, что даже мотивированный человек не может сосредоточиться на выполнении работы, не может организовать себя? Причин много:
Разобрались, как замотивировать себя. Но вы, наверное, скажете: «Прекрасно, теперь я могу справиться с препятствиями и начать продуктивно работать! Но что делать с подчиненными? Как доступными способами, грамотно, без давления начать мотивировать их?». Приступим.
Стимулы — это внешнее побуждение к действию,причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), стимулы выполняют роль рычагов
воздействия и носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов.
Стимулирование — процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.
Мы живем в такое время, когда материальные ценности имеют большой вес, и порой стоят выше каких-то других важных качеств. Это нужно учитывать при создании управленческого подхода.
Подход заключается в решении задач:
Необходимо создать атмосферу взаимопонимания. Она будет способствовать, во-первых, тому, что сотрудники будут самомотивированы, а во-вторых, вы сможете использовать разные виды стимулов: не только материальные, но и моральные.
Философия управления персоналом — это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особенно важное значение. Для того чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе говоря, мотивирован. В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
Теория кнута и пряника — наиболее распространенная система мотивирующих факторов, основанная на угрозах и поощрении:
Страх, дисциплинарная ответственность → доверие, поощрение, благодарность.
В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой. Эта наука исследует причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей.
Набор мотивов персонала организации:
«Даже индюка можно научить лазить по деревьям, но лучше все-таки для этих целей нанять белку».
Согласно этой теории, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Возможные реакции человека на состояние неравенства:
В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с характером работы. Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению.
Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод: заработная плата не является мотивирующим фактором. Действительно, в таблице заработная плата находится в категории факторов, приводящих к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.
Две формы мотивации:
Начните с установления целей и задач. Потом цели и задачи постарайтесь грамотно соотнести с вознаграждением. Еще один принцип — гласность. Работники должны знать и понимать, как будет оцениваться работа. Задействуйте обратную связь, чтобы сотрудники не находились в неведении, в недоумении по поводу суммы вознаграждений и результатов своей работы. Это можно сделать посредством документа — локального акта, в котором будут описаны принципы выплат вознаграждений. Информация должна быть открытой. Важно, чтобы каждый сотрудник имел доступ к ней. Установите единство моральных и материальных методов стимулирования. Не допускайте ситуаций, когда один сотрудник получает за работу условную «грамоту», а другой — денежное вознаграждение. И помните: никаких «кнутов»! Важный пункт — использование только положительных стимулов.
Материальное стимулирование
Нематериальное стимулирование
Показатель хорошей дисциплины в коллективе — готовность работников следовать всем правилам и предписаниям организации.
В узком смысле — право выносить взыскания или наказывать.
В широком смысле:
Финансовые стимулы
Программы мотивации
Расширенные совещания:
Фирменный стиль:
Организация корпоративных мероприятий:
Официальное признание заслуг:
Регулирование взаимоотношений в коллективе:
Задайте себе вопросы, которые помогут выявить слабые места и определить, над чем нужно поработать в первую очередь, чтобы создать здоровую рабочую атмосферу и мотивировать сотрудников. Сверьтесь с критериями мотивирующей организации труда.
Любые действия должны быть осмысленными.
Уверены ли вы, что ваши сотрудники понимают, что и зачем они делают?
Каждый сотрудник на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен. Заниженные требования снижают мотивацию.
Уровень требований, предъявляемых к сотруднику, позволяет ему проявить себя? Какие дополнительные функции могли бы обогатить его работу?
Каждый стремится выразить себя в труде и быть причастным к его результатам. Обезличивание (это относится и к человеку, и к группе) снижает мотивацию.
Как оцениваются личные результаты труда?
Людям нравится ощущать свою значимость, ощущать, как важен их труд для общего успеха.
Знает ли каждый сотрудник, как важен его труд для общего успеха? Как именно вы даете ему понять это?
Работник вложит больше личной энергии в реализацию тех целей, в формулировании которых он принимал личное участие.
Какое участие могут принимать сотрудники в обсуждении, формулировке и конкретизации целей?
Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий сотрудник с полным правом рассчитывает на признание и поощрение — и материальное, и моральное.
В какой форме производится поощрение у вас?
По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость в глазах непосредственного начальства и управляющих вообще. Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными. В результате снижается и их готовность к труду.
Имеют ли ваши сотрудники ту информацию, которую они хотят получить и которая нужна им для работы? Насколько своевременно они получают эту информацию?
Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Она должна быть оперативной, чтобы сотрудник мог вносить коррективы в собственные действия. Кроме того, каждый хочет знать масштаб, которым его измеряют, с самого начала, а не тогда, когда время уже ушло.
Как измеряется качество труда у вас? Сформулированы ли параметры, с помощью которых оценивается трудовой вклад сотрудника?
Как правило, люди стремятся в процессе работы приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные.
Соизмеряете ли вы уровень требования с реальными возможностями сотрудника и его потребностью в развитии?
Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные лучшие результаты приводят только к тому, что их еще больше нагружают. Особенно если это никак не компенсируется. Так убивают инициативу.
Какие критерии вы используете для распределения нагрузки?
Источник