- Познавательные, эмоционально-волевые и психические процессы
- Психические процессы: виды и краткая характеристика
- Методы изучения
- Психические познавательные процессы
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Ощущения
- Воображение
- Представление
- Внимание
- Психические эмоциональные процессы
- Чувства
- Эмоции
- Стресс
- Аффекты
- Психические волевые процессы
- Постановка цели
- Принятие решений
- Развитие психических процессов
Познавательные, эмоционально-волевые и психические процессы
Психические процессы охватывают:
1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;
2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений;
3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции.
К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.
Аффект — эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью.
Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и рои особых обстоятельствах.
Настроение — более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.
Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.
Понятие и структура интеллекта
Интеллект — это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.
В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих:
· Общий интеллект (фактор G, от англ. general -общий) — совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.
· Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) — совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека. Примерами специального интеллекта могут служить:
— профессиональный интеллект, ориентированный на специализацию деятельности (музыкальный, математический);
— социальный интеллект, ориентированный на проблемы межличностных отношений, взаимодействие деловых партнеров.
· Потенциальный интеллект — обусловливает способность человека к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Название связано с тем, что этот интеллект «созревает» примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).
· Кристаллический интеллект — «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.
· Интеллект А — врожденная часть интеллекта, его «гумус»
· Интеллект В — результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.
Вопрос 24
Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению, к самому себе и окружающим.
1. Эмоции разделяются на виды:
a. настроение (общее эмоциональное состояние, окрашивающее чувства на протяжение длительного отрезка времени (оно не предметно, а личностно))
b. страсть (устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека, захватывающее все его существо)
c. аффект (чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции)
d. эмоции (в узком смысле) (носят ситуативный характер в противоположность чувствам, которые представляют собой более устойчивые эмоциональные состояния)
e. чувства (наиболее устойчивые эмоциональные состояния (характеризуются длительностью, отражают отношение человека к объекту его стабильных потребностей; чувства, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц, предметных областей и определенных сфер деятельности называют предметными и подразделяют на интеллектуальные, эстетические и нравственные); чувства отличаются от эмоций предметностью и продолжительностью)
f. стресс (особая форма переживания чувств, близкая к аффекту, по длительности приближающаяся к настроению (компоненты стресса: тревожность, страх, фрустрация, кризис, посттравматический синдром))
2. По критерию оценки эмоции делят на положительные и отрицательные.
3. По критерию мобилизации ресурсов организма выделяют стенические (способствуют мобилизации сил, приливу активности, энергии, подъему) и астенические (расслабляют человека, характеризуются пассивностью, созерцательностью) эмоции.
4. Классификация эмоций К. Изарда выделяет фундаментальные эмоции (каждая имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений: радость, интерес, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) и их производные.
5. Б.И. Додонов классифицирует эмоции на основе взаимосвязи с основными потребностями:
o альтруистические – возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям,
o коммуникативные – на основе потребности в общении,
o глорические – связаны с потребностью в самоутверждении, славе,
o праксические – вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью,
o пугнические – происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе,
o романтические – возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному,
o акизитивные – в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них,
o гедонистические – связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте,
o гностические (интеллектуальные чувства) – с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии»,
o эстетические являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.
Вопрос 25
1) Эмоции, функции и свойства; характеристика эмоций.
2) Особенности эмоций и чувств, виды эмоций; высшие чувства.
3) Физиологическая основа эмоций; когнитивно-физиологические концепции эмоций О. Шехтера; развитие эмоций в онтогенезе.
4) Характеристика и классификация психологических состояний; классификация аффективных психический состояний.
5) Уровни анализа психических состояний и их показатели; структура эмоциональных состояний.
6) Чувства; виды чувств.
7) Функции и формы проявления тревожности.
8) Объективные характеристики стресса.
1.
Эмоции являются интегральными реакциями организма человека на воздействия факторов внешней и внутренней среды.
Основные функции эмоций:
Эмоциональное состояние характеризуется:
1) в образе качественных характеристик;
2) в образе отрицательных эмоций. Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены и возникли на основе совместно-трудовой деятельности, выполняют важнейшие сигнальную и регулирующую функции. Сигнальные функции эмоций выражаются в том, что стойкие переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека. Регулирующая функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать его встречающиеся на пути преграды.
2.
Эмоции разделяются на виды:
4) эмоции (в узком смысле)
3.
Когнитивно-физиологисеская концепция эмоций, выведенная Шехтером:
1) Когнитивные факторы (память, оценка настоящей ситуации с точки зрения актуальных интересов и потребностей человека);
2) Физические факторы (воздействующие стимулы);
3) Психологические когнитивные факторы (поведенческие ситуации);
4) Переживания эмоций человека (на основе интеграции физических, физиологических и психических факторов);
5) Физиологические факторы.
Онтогенез эмоций включает в себя:
1) деференциация качеств эмоций;
2) усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик;
3) развитие способности регулирования (регулировать эмоции и их внешние проявления)
Уровни эмоциональной сферы:
1) обобщенные чувства (чувство юмора, чувство иронии);
2) предметные чувства (соответствующее предметной восприятие);
3) уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности (удовольствие, неулюдовольствие) .
4.
Характеристика психологии состоиит:
Основные классификации псих.сост
. -в зависимости от роли в ситуации возникновения психического состояния Личностное и ситуативные
-в зависимости от доминирующих ведущих компонентов Интеллектуальны. Волевые . эмоциональные
-в зависимости от времени протекания Кратковременные затяжные и длительные
-в зависимости от степени глубины Глубоки(Болие тли менее) Поверхностные Сдвиги физиологических функций
— в зависимости от влияния на личность Положительны , отрицательная, стенические , астенические.
Вопрос 29
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 634 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Психические процессы: виды и краткая характеристика
Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.
Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.
Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:
Познавательные:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- ощущение;
- воображение;
- представление;
- речь;
- внимание.
Эмоциональные:
Волевые:
Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.
Методы изучения
В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:
- Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
- Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
- Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
- Узнавание знакомых портретов известных лиц.
- Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
- Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).
Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.
Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.
Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.
Психические познавательные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.
К свойствам восприятия относятся:
- Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
- Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
- Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
- Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
- Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).
Память
Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.
Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.
К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.
- По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
- По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
- По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
- По организации запоминания: декларативная и процедурная.
- По наличию цели: произвольная и непроизвольная.
Мышление
Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.
При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.
Основные характеристики мышления:
- Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
- Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.
Ощущения
Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.
Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.
- Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
- Модальность: качественная характеристика ощущений.
- Длительность: временная характеристика ощущений.
- Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.
Воображение
Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.
- Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
- Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
- Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
- Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
- Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.
Представление
Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.
Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.
- Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
- Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
- Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
- Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.
Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.
- Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
- Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
- Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
- Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.
Внимание
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.
При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.
Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.
Психические эмоциональные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.
- Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
- Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
- Интенсивность: сила чувств.
- Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.
Эмоции
Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.
Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.
Стресс
Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.
Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.
Аффекты
Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.
Психические волевые процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Постановка цели
Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.
Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.
Принятие решений
Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.
Развитие психических процессов
Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.
С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:
- Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
- Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
- Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
- Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
- Находить 10 отличий между предметами.
- Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
- Копировать в точности движение или узор.
- Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.
Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):
Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».
Источник